Женщины - защитницы Отечества. Классный час | Кушникова Ангелина Владимировна. Работа №325674
1. познакомить учащихся с историей Российской Армии, ее героическим прошлым и настоящим, женщинами, служившими Родине.
2. расширить представление детей о современной русской армии и воинской службе.
1. продолжить воспитание чувства гордости за свой народ,
2. воспитание любви к родному Отечеству, желания преумножать его несокрушимость и славу,
3. формирование осознанного понимания значимости гражданского долга
4. развивать стремление служить в армии, готовность к защите Отечества
5. воспитание творческих способностей, самостоятельности, инициативности дружбы, взаимопомощи
6. побуждение к саморазвитию, самообразованию, самодисциплине
Классный час: «Женщины – защитницы Отечества»
Оборудование: Выставка рисунков, выставка книг
Направление : патриотическое
Цель: воспитание патриотизма и преданности традициям славной Российской Армии
Задачи:
познакомить учащихся с историей Российской Армии, ее героическим прошлым и настоящим, женщинами, служившими Родине.
расширить представление детей о современной русской армии и воинской службе
продолжить воспитание чувства гордости за свой народ,
воспитание любви к
родному Отечеству
, желания преумножать его несокрушимость и славу,
формирование осознанного понимания значимости гражданского долга
развивать стремление служить в армии, готовность к защите Отечества
воспитание творческих способностей, самостоятельности, инициативности дружбы, взаимопомощи
побуждение к
саморазвитию, самообразованию, самодисциплине
Формирование УУД (универсальных учебных действий):
1.Личностные
- положительное отношение к службе в армии РФ;
- представление о гражданском долге;
- чувство гордости за свой народ, Родину, армию;
2. Регулятивные
- уметь брать ответственность на себя;
- нести ответственность за порученное дело перед товарищами;
- умение самостоятельно принимать решения;
3. Коммуникативные
- аргументировано доказывать свою точку зрения;
- уметь слышать мнение одноклассников;
- уметь работать в группах;
4. Познавательные
- получать информацию о женщинах в Российской Армии, их героическом прошлом и настоящем;
- сделать выводы о воинской службе, как о гражданском долге.
Ход классного часа:
Классный руководитель: Отечество - что это в вашем понимании?( отчи́зна — родная страна).
Служить Отечеству-? Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» Конституция Российской Федерации, статья 59
Классный руководитель: Завтра – день Защитника Отечества! С давних времен повелось так, что защитником, воином, солдатом был мужчина. Предназначение женщины – ждать мужа, отца, брата с войны. Сохранять домашний очаг, растить и воспитывать детей.
Однако история помнит не только имена мужчин, но и женщин, принимавших участие в боях и сражениях и даже отдавших свою жизнь за Родину. Сегодня мы будем говорить о женщине – патриоте, женщине - воине, женщине-защитнице и предлагаем всем исторический экскурс в русскую историю. Изучение архивных и литературных источников дает основание утверждать, что в различные исторические эпохи во время войн женщины принимали активное участие в составе действующей армии. Если же бросить взгляд в глубину веков, то перед нами вспыхнут яркие, сильные, отважные натуры, сражавшиеся на поле брани за Русь святую. Былинные строки донесли до нас могучую удаль поленниц, которые не только охраняли рубежи Отечества, но и вступали в поединки с богатырями-мужчинами, ловко скакали на коне, метко стреляли из лука, великолепно владели мечом.
Ученик 1
По свидетельствам историков, уже в IV до нашей эры в Афинах и Спарте воевали женщины.
Ученик 2
Русский историк Николай Карамзин отмечал: «Славянки ходили иногда на войну с отцами и супругами, не боясь смерти. Так при осаде Константинополя в 626 году греки нашли между убитыми славянами многие женские трупы».
Ученик 3
Исторически существовавшая незаурядная личность – русская княгиня Ольга, пожалуй, до сих пор не имеет соперниц среди необыкновенных женщин, которыми богата Россия. Свою хорошо вооруженную дружину водила на непокорных соседей, завоевывала их земли; обладая проницательным государственным умом, мудро управляла княжеством. Ее благосклонность искала могучая влиятельная Византия, уважали и побаивались князья.
Ученик 1
В величайшей битве на поле Куликовом в 1380 г. в мужских одеждах рубились с ордынцами русские княжны Дарья Андреевна Ростовская, Феодора Ивановна Пубжольская, дочь воеводы Фили Фекла. Несомненно, были и другие женщины, как из привилегированных слоев, так и простолюдинки, но об этом сведения до нас, к сожалению, не дошли.
Ученик 4
Изучение традиции участия женщин в военной истории России показывает, что особенно активно она проявлялось в области медицины. Документально зафиксированное применение женского труда в военных госпиталях России начинается с реформ Петра I. Впервые в мировой истории в Крымскую компанию на театр военных действии в Крым в ноябре 1854 г. прибыло 120 сестер милосердия. Инициатором применения женского ухода за больными и раненными на войне был выдающийся военный хирург Н. И. Пирогов. Сестры были хорошо подготовлены в профессиональном отношении и отличились исключительной добросовестностью в работе. В основном они были выходцами из высших кругов и интеллигенции. Сестры милосердия стойко работал под пулями и ядрами с огромным количеством раненных и больных.
Ученик 2
Невозможно не упомянуть имя русской женщины, которая считается первой сестрой милосердия – Даши Севастопольской (Дарьи Лаврентьевны Михайловой). Она проявила себя в Альминском сражении, устроив в лощине перевязочный пункт. Все 11 месяцев осады эта 16 летняя девушка работала, не разгибая спины в лазаретах, на перевязочных пунктах, перенося вместе с защитниками города все ужасы войны. Она была награждена Императором денежным пособием и серебряной медалью, а императрица прислала ей золотой крест с надписью «Севастополь».
Ученик 3
В Отечественной войне 1812 г. немало женщин участвовало в народном партизанском движении. Некоторые отряды возглавляли женщины: старостиха Василиса Кожина, крестьянка Анфиса, Прасковья-кружевница, которая руководила отрядом из 60 человек (в основном женщины), за ее голову французы назначили большую награду. «Бабьи команды» наносили немало вреда противнику, однажды отбили отряд русских пленных, среди которых был раненный полковник. Бесстрашие этих женщин, доблесть их в защите Отечества от захватчиков, была отмечена наградой – серебряной медалью в память Отечественной войны.
Ученик 1
Участница войны 1812 года Надежда Дурова вызывала у современников удивление и восхищение. Происходя из военной семьи, она с детства научилась великолепно владеть оружием. Переодевшись в мундир, она несколько лет служила на военной службе в качестве офицера. Надежды Дуровой была удостоенная Знака отличия Военного ордена 4-й степени за спасение раненого офицера.
Клип ДЕВИЦА
Ученик 4
В русско-японскую войну солдатскими Георгиевскими крестами были награждены четыре отважные русские женщины.
Когда грянула Первая мировая, их счет пошел на десятки... Военным орденом Святого великомученика и Победоносца Георгия, за почти полуторавековую историю ордена им было награждено более 10 тысяч мужчин. И всего лишь одна (!) женщина. Имя этой героини Римма Иванова
Чтец 1
Эту женщину боялись и ненавидели, ею восхищались и гордились. Участница первой мировой войны, единственная женщина — полный георгиевский кавалер. В 1917 инициатор создания женских батальонов, в октябре командир батальона, охранявшего Зимний дворец в Петрограде – Мария Леонтьевна Бочкарева. Женщина с ружьем становится фактом русской истории. Главным аргументом Бочкаревой при формировании её батальона в мае 1917 года было то, что “солдаты в эту великую войну устали и им нужно помочь…нравственно” т.е женщины пошли на войну, когда мужчины оказались не на высоте, пошли, чтобы их “устыдить”
В то время, когда мужчины целыми толпами дезертировали с фронта, женщины устремились на защиту Отечества. При этом в ударных батальонах преобладали представительницы трудовых семей – портнихи, учительницы, сестры милосердия, работницы, учащиеся из провинциальных городов
Чтец 2
Во время Второй мировой войны женщины уже служили во всех родах войск во многих странах мира: в английской армии – 225 тысяч, в американской 450-500 тысяч. В советской армии, по разным оценкам историков, воевало от восьмисот тысяч до миллиона женщин. Они владели всеми военными специальностями, в том числе и самыми «мужскими». Даже возникала языковая проблема: у слов «танкист», «пехотинец», «автоматчик» не существовало женского рода, потому что эту работу еще никогда не делала женщина. Эти слова родились там, на войне…
Чтец 3
Огромные потери советских войск в начале войны заставили главнокомандующего И.В. Сталина издать приказ о мобилизации женщин. В основном это были медработники, службы ПВО, связи и охраны. Женских частей было немного: три авиаполка (единственный в истории случай), женская добровольческая стрелковая бригада, отдельный женский запасной стрелковый полк, Центральная женская школа снайперской подготовки. Отдельная женская рота моряков. Женщины составляли 41% всех врачей, 43% фельдшеров, 100% медсестер.
Чтец 4
На самой страшной войне XX века Великой Отечественной войне женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала...
Стихотворение Любови Лодочниковой
Война и женщина – слова несовместимы,
Но жизнь диктует нам свои права.
И сколько их, любимых, нежных, милых,
Та страшная година унесла.
Хрупка, тонка и в самом нижнем чине,
Ты на войне творила чудеса.
Была поддержкой сильному мужчине,
С тобою рядом слабым быть нельзя.
Ты столько сильных вырвала у смерти,
Тебя запомнит тот, кого спасла,
Мы понимаем, что ты испытала,
За что награды родина дала.
Радисткой, санитаркой, партизанкой
И лётчицей отважною была.
Везде нужна: на суше и на море –
Ты шла туда, куда звала страна.
Война для всех – суровая година,
В плену, в тылу война для всех – война.
Мы пропоём тебе отдельно славу:
Ты фронтовичкой смелою была.
Классный руководитель:
Девочки я давала вам задание прочитать про легендарных женщин, защищавших порой ценой своей жизни свою Родину, Отчизну, Отечество! Поделитесь, про кого вы читали ( ответы девочек).
Вера Волошина –разведчица, …
Классный руководитель:
Конечно же, невозможно объять необъятное – рассказать обо всех женщинах-военных. Вот истории только о некоторых из них.
- Ученик 1
Первой из женщин – Героев Советского Союза военных лет стала 18-летняя партизанка Зоя Космодемьянская. Высшей степени отличия она была удостоена указом от 16 февраля 1942 г. (посмертно)
Зоя Космодемьянская родилась в 1923 году. Училась в московской школе 201, а в октябре добровольцем ушла в партизанский отряд. Москва отбирала добровольцев-смельчаков и посылала их через фронт для помощи партизанским отрядам. Вот тогда-то и появилась в Верейском районе Зоя.
Однажды ночью она перерезала все провода германского телефона, а вскоре была уничтожена, сгорела конюшня немецкой воинской части. На следующий день Зоя опять пришла в деревню, но ее схватили. Несмотря на пытки, она отказалась выдать товарищей и назвалась Таней. Имя Зои Космодемьянской стало легендарным, ей посвящены многие произведения литературы и искусства
Ученик 2
Марина Михайловна Раскова - пилот, Герой Советского Союза, установила несколько женских рекордов по дальности перелетов. Создала женский боевой легкобомбардировочный полк.
Девушки авиаполков летали на легких ночных бомбардировщиках У-2 (По-2). Девушки нежно назвали свои машины «ласточками». Фанерный самолетик с маленькой скоростью. Каждый вылет на По-2 был сопряжен с опасностями. Но ни вражеские истребители, ни зенитный огонь, встречавший «ласточек» на пути не могли остановить их полет к цели. Летать приходилось на высоте 400-500 метров.
Наши маленькие По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над вражескими позициями на малых высотах и бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда они получали задание: бомбить «по максимуму». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно. И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь. Лётчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, - они валились с ног. Мужество и отвагу наших летчиц оценили и немцы: фашисты назвали их «ночные ведьмы».
Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).
(Демонстрация кадров из фильма «В бой идут одни старики», сцена с женщинами-лётчицами)
Ученик 3
Людмила Михайловна Павличенко - выдающийся снайпер, уничтожила 309 фашистов, в том числе 36 снайперов противника. Однажды сержанта Павличенко перевели из ее родного полка в соседний. Слишком им досаждал гитлеровский снайпер, уже убил двух наших. Сутки Людмила провела в засаде. Рано утром она увидела, как фашист пополз в ее сторону. Она двинулась навстречу. В оптический прицел винтовки она увидела светлые волосы и выдающуюся вперед челюсть. Противник уловил ее взгляд, и в его глазах застыло недоумение – женщина! Этой секундной задержки хватило Павлюченко, она выстрелила. Чуть позже из снайперской книжки гитлеровца Дюнкерка она узнала, что он убил более четырёхсот французов и англичан.
Ученик 4
Зинаида Александровна Самсонова – Герой Советского Союза, санитарный инструктор.
Зина пошла на войну, когда ей только исполнилось семнадцать лет. Однополчане ласково называли ее Зиночка. В 1942 году она оказывается на передовой. Со своими бойцами Зина прошла самые страшные бои, участвовала в Сталинградской битве. Воевала она и на Воронежском фронте, и на других фронтах. Осенью, во время боя на правом берегу Днепра, Зина вынесла с поля боя более тридцати солдат и переправила их на другой берег реки.
1944 год. Белоруссия. Битва за деревню Холм. Командир погиб, и Зина приняла командование боем на себя. «Орлы! За мной!» - услышали ее голос друзья-однополчане.
Она погибла в этом бою 27 января 1944 года. Похоронили её в братской могиле в деревне Озаричи Гомельской области. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.
Стихотворение Юлии Друниной «Зинка»
С каждым днем становилось горше,
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,
Мы хотели со славой жить.
...Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
Классный руководитель:
Сегодня мы познакомились лишь с несколькими именами женщин-бойцов. Они не хотели видеть свою Родину порабощенной фашистами. Девочки, как вы думаете, какая сила двигала этими женщинами? Что заставляло переступить их страх смерти? (Примерные ответы детей: они хотели жить в свободной стране; они мечтали о мирном небе над головой; они стремились отомстить за убитых родителей, братьев, мужей; ими двигала ненависть к фашизму)
Классный руководитель:
Тем не менее очень часто женский героизм оставался неизвестным и не получал такого резонанса и известности, как мужской. Всем известны фамилии Александра Матросова и Николая Гастелло, а вот о равнозначных подвигах Екатерины Зеленко или Риммы Шершнёвой знают немногие.
1. Действительно ли о подвигах женщин говорят меньше, чем о героизме мужчин? Если да, то почему?
2. Можно ли говорить о том, что подвиг, совершаемый мужчиной, значимее, сложнее подвига женщины?
3. Знаете ли вы, какие подвиги совершили Екатерина Зеленко и Римма Шершнёва? Если да, расскажите о них.
Классный руководитель:
Память о женском подвиге на войне во имя жизни на земле должна храниться в наших сердцах. Мы должны сделать все для того, чтобы война больше никогда не повторилась, и женщинам не пришлось держать в руках оружие. А можно ли сказать, что женщины «воевали» в тылу?
Стих «Русской женщине» Невзорова А.
Классный руководитель:
1. К кому обращены плакаты? С какой целью?
2. О чём говорит тот факт, что поэт посвятил стихотворение не женщинам-героям, воюющим на фронтах Великой Отечественной войны, а женщинам, оставшимся в тылу?
Классный руководитель:
Рассмотрите слайд. Кто эти женщины, которым поставлены памятники? Как вы думаете, за что? Что символизируют журавли, присутствующие в оформлении памятников?
Посмотрите видеофрагмент. Какие чувства вызывает у вас эта песня? Как вы думаете, что тяжелее для матери: узнать сына в фильме или не увидеть фильм вообще? Почему?
Классный руководитель:
С каждым днём растёт мощь и сила нашей Армии. Днём и ночью стоят на страже наших рубежей люди в военной форме, охраняя покой российских людей. В дисциплинированной, профессиональной армии наша страна нуждается до сих пор. Поэтому каждый год объявляется призыв в армию, где ребята получают военные знания, воспитывают в себе смелость, отвагу, терпение, любовь к Родине, становятся защитниками Отечества. А дети мечтают, чтоб без войны все в мире жить могли.)
Классный руководитель:
В наше мирное время женщины продолжают ратное дело, начатое их соотечественницами в прошлые времена; многие девушки посвящают свою жизнь делу служения Отечеству. В некоторых военных вузах они в качестве курсантов проходят обучение наравне с юношами. Сегодня в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации среди женщин – офицеров есть генералы, полковники, подполковники, майоры, капитаны, старшие лейтенанты и лейтенанты. Традиции россиянок служить своему Отечеству продолжается.
Ролик о современной женщине
Песня «Служить России»
Подведение итогов (рефлексия)
Подводя итог, хотелось бы отметить, как бы то ни было, всё начинается с человека в погонах. В России защита Отечества была и будет конституционным долгом, делом общенациональным, всенародным. Ведь в России ещё с 1812 года помнят фразу Наполеона о том, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую.
Помните, что служение Родине заключается в том, чтобы быть полезным ей.
Всем присутствующим большое спасибо. С наступающим праздником! Здоровья вам, благополучия,
Звучит музыка.
Классный руководитель:
Какие мысли и чувства пробудила в вас полученная сегодня информация? (Ответы воспитанниц)