Жестокое обращение с детьми.Профилактика насилия в семье. | Мой кабинет. Работа №349203. Номер работы: №349203
Формы жестокого обращения с детьми
Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение основными нуждами ребенка.
1. Физическое насилие
Это — преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
— Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм:
— внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги и т.п.);
— повреждения внутренних органов или костей, которые не могли быть следствием несчастных случаев.
Физическое насилие, имеющее систематический характер, можно распознать по особенностям психического состояния и поведения ребенка:
— боязнь физического контакта со взрослыми;
— стремление скрыть причину травмы;
— плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
— негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
— попытки самоубийства.
2. Сексуальное насилие (или развращение)
Это — вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Сексуальное насилие можно заподозрить при следующих особенностях внешнего вида ребенка, его заболеваний и травм:
— повреждение областей половых органов;
— заболевания, передающиеся половым путем;
— беременность.
Сексуальное насилие можно распознать по особенностям состояния и поведения ребенка:
— ночные кошмары, страхи;
— несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
— стремление полностью закрыть свое тело;
— депрессия, низкая самооценка;
— проституция, беспорядочные половые связи.
3. Психологическое (эмоциональное) насилие
Это — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
— угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
— замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
— преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
— ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
— однократное грубое психологическое воздействие, вызывающее у ребенка психологическую травму.
Психологическое насилие можно заподозрить по следующим особенностям состояния и развития ребенка:
— задержка физического или умственного развития ребенка;
— нервный тик, энурез;
— постоянно печальный вид;
— различные соматические заболевания.
Особенности поведения ребенка, вызванные психологическим насилием:
— беспокойство, тревожность, нарушение сна;
— длительно сохраняющееся подавленное состояние,
— агрессивность;
— склонность к уединению, неумение общаться;
— плохая успеваемость.
4. Пренебрежение нуждами ребенка
Это — отсутствие элементарной заботы о ребенке, в резул
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами в возрасте от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Жестокость в отношении детей формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.
Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы часто становятся насильниками.
Формы жестокого обращения с детьми
Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение основными нуждами ребенка.
1. Физическое насилие
Это — преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
— Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм:
— внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги и т.п.);
— повреждения внутренних органов или костей, которые не могли быть следствием несчастных случаев.
Физическое насилие, имеющее систематический характер, можно распознать по особенностям психического состояния и поведения ребенка:
— боязнь физического контакта со взрослыми;
— стремление скрыть причину травмы;
— плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
— негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
— попытки самоубийства.
2. Сексуальное насилие (или развращение)
Это — вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Сексуальное насилие можно заподозрить при следующих особенностях внешнего вида ребенка, его заболеваний и травм:
— повреждение областей половых органов;
— заболевания, передающиеся половым путем;
— беременность.
Сексуальное насилие можно распознать по особенностям состояния и поведения ребенка:
— ночные кошмары, страхи;
— несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
— стремление полностью закрыть свое тело;
— депрессия, низкая самооценка;
— проституция, беспорядочные половые связи.
3. Психологическое (эмоциональное) насилие
Это — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
— угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
— замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
— преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
— ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
— однократное грубое психологическое воздействие, вызывающее у ребенка психологическую травму.
Психологическое насилие можно заподозрить по следующим особенностям состояния и развития ребенка:
— задержка физического или умственного развития ребенка;
— нервный тик, энурез;
— постоянно печальный вид;
— различные соматические заболевания.
Особенности поведения ребенка, вызванные психологическим насилием:
— беспокойство, тревожность, нарушение сна;
— длительно сохраняющееся подавленное состояние,
— агрессивность;
— склонность к уединению, неумение общаться;
— плохая успеваемость.
4. Пренебрежение нуждами ребенка
Это — отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное равновесие и появляется угроза его здоровью или развитию.
Признаки, по которым можно заподозрить "заброшенность" ребенка:
— утомленный, сонный вид;
— санитарно-гигиеническая запущенность;
— отставание в физическом развитии;
— частые вяло-текущие заболеваия;
— задержка речевого и моторного развития;
— постоянное чувство голода;
— кража пищи;
— низкая самооценка, низкая успеваемость;
— агрессивность и чрезмерная импульсивность;
— антиобщественное поведение вплоть до вандализма.
Какие официальные документы могут помочь защитить ребенка?
Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:
— статьи 106-136 — за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних;
— статьи 150-157 — за преступления против семьи и несовершеннолетних;
Закон РФ "Об образовании":
— статья 5 — утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на "уважение их человеческого достоинства";
— статья 56 — предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психологическое "насилие над личностью обучающегося или воспитанника";
Семейный кодекс РФ:
— статья 54 — утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства;
— статья 56 — дает ребенку право на защиту, а также обязывает орган опеки и попечительства принять меры по защите ребенка;
— статья 69 — предусматривает "лишение родительских прав" как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье;
— статья 77 — дает право немедленно отобрать ребенка у семьи при непосредственной угрозе его жизни и здоровью.
Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми
Факторами риска для семьи являются:
— наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
— безработица, постоянные финансовые трудности;
— постоянные супружеские конфликты;
— статус беженцев, вынужденных переселенцев;
— низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции.
Факторами риска для семьи могут явиться обстоятельства:
— нежеланный ребенок;
— умственные или физические недостатки ребенка;
— "трудный" ребенок.
Любой вид жестокого обращения с детьми
нарушает физическое и психическое здоровье ребенка,
мешает его полноценному развитию, отражается на его будущем!
Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах
Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия жестокое обращение и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:
обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)
защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)
обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)
признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)
защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)
защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)
меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)
за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)
Семейный кодекс РФ гарантирует:
право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)
право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)
лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)
немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)
Закон РФ Об образовании утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56)
Четыре заповеди мудрого родителя
Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс долгоиграющий, мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.
1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.
Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?! или Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком. Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, сечёт в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.
Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке, происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.
3. Перестаньте шантажировать.
Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: Вот я старалась, а ты…, Я тебя растила, а ты…. Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: А я тебя рожать меня не просил!
4. Избегайте свидетелей.
Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.
Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.
Способы открыть ребёнку свою любовь
Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.
Три способа открыть ребёнку свою любовь
1. Слово
Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
2. Прикосновение.
Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.
3. Взгляд.
Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите