Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Живое исполнение музыки учителем на уроках, как важная составляющая урока | Силютина Татьяна Сергеевна. Работа №343936

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается роль живого исполнения музыки учителем на уроках как важного элемента музыкального образования. Описаны преимущества живого исполнения для развития музыкальных способностей и эмоциональной вовлечённости учащихся. Особое внимание уделено влиянию живого музыкального исполнения на восприятие музыки, формирование интереса к предмету и развитие творческих навыков у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: живое исполнение, урок музыки, учитель, музыкальное восприятие, эмоциональное развитие, творческая активность, музыкальное образование.

ЖИВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ МУЗЫКИ УЧИТЕЛЕМ НА УРОКАХ, КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УРОКА
Силютина Татьяна Сергеевна, учитель музыки
МБОУ "СОШ № 128" г. Барнаул
Аннотация. В статье рассматривается роль живого исполнения музыки учителем на уроках как важного элемента музыкального образования. Описаны преимущества живого исполнения для развития музыкальных способностей и эмоциональной вовлечённости учащихся. Особое внимание уделено влиянию живого музыкального исполнения на восприятие музыки, формирование интереса к предмету и развитие творческих навыков у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: живое исполнение, урок музыки, учитель, музыкальное восприятие, эмоциональное развитие, творческая активность, музыкальное образование.
Живое исполнение музыки учителем на уроках является важной составляющей образовательного процесса, особенно в младшем школьном возрасте, когда дети только начинают знакомиться с миром музыки. Живое музыкальное исполнение создаёт уникальную атмосферу, помогает учащимся глубже воспринимать музыку, развивать свои эмоциональные и творческие способности, а также формирует более прочную связь между учителем и учениками. В отличие от записи, живое исполнение позволяет передать музыку в её подлинной форме, создавая возможность для мгновенного реагирования на настроение аудитории и взаимодействия с детьми в процессе музыкального творчества.
Эмоциональное воздействие живого исполнения на детей трудно переоценить. Музыка, исполненная вживую, вызывает у детей более сильные эмоциональные отклики, чем запись. Они могут наблюдать за учителем, следить за его движениями, видеть, как музыка создаётся "здесь и сейчас". Это помогает детям погрузиться в атмосферу произведения и чувствовать себя частью музыкального процесса. Например, учитель, исполняющий на пианино простую мелодию, может варьировать темп, динамику и характер исполнения в зависимости от реакции детей, что помогает им лучше понять эмоциональную суть музыки.
Развитие музыкального восприятия усиливается благодаря живому исполнению. Дети, наблюдая за игрой учителя на музыкальном инструменте, развивают навыки слушания, учатся распознавать звуки и музыкальные фразы, следят за динамикой и изменением темпа. Это помогает им осознать структуру музыкального произведения и развивать музыкальный слух. Например, при исполнении на фортепиано или гитаре учитель может демонстрировать изменения в тембре и динамике, что способствует лучшему пониманию музыкального языка.
Дети часто более активно вовлекаются в процесс, когда видят, как учитель лично играет на музыкальном инструменте, будь то пианино, гитара или даже ударные. Это не только пробуждает интерес к музыке, но и может стать мотивацией для детей учиться играть на музыкальных инструментах самостоятельно. Важно, чтобы учитель не только демонстрировал технику игры, но и делился своими личными эмоциями и ощущениями от исполнения, что способствует созданию эмоциональной связи между музыкой и детьми.
Творческое развитие детей также поддерживается через живое исполнение музыки. Во время живого исполнения дети могут участвовать в музыкальном процессе, предлагая свои идеи или импровизируя вместе с учителем. Например, учитель может предложить детям придумать движение под музыку или предложить им повторить простую мелодическую фразу. Это помогает детям развивать свои творческие способности, учит их выражать себя через музыку и взаимодействовать с музыкантом. Совместная импровизация также способствует развитию уверенности в себе и помогает детям чувствовать себя частью музыкального процесса.
Обратная связь и взаимодействие с учителем во время живого исполнения создают дополнительные возможности для обучения. Учитель может мгновенно реагировать на потребности учеников, адаптировать исполнение в зависимости от их реакции. Например, если дети не могут сразу уловить ритм или мелодию, учитель может повторить фразу, замедлить темп или объяснить сложные моменты. Это создаёт условия для гибкого и адаптивного процесса обучения, который помогает каждому ребёнку включаться в урок в своём темпе и на своём уровне подготовки.
Когда дети видят процесс создания музыки при живом исполнении, это помогает им лучше запоминать структуру произведения, последовательность нот и ритмические паттерны. Например, если учитель играет музыкальный фрагмент несколько раз, постепенно добавляя новые элементы, дети лучше усваивают материал через многократное прослушивание и наблюдение за процессом. Живое исполнение активизирует внимание детей, помогая им сосредоточиться на мелодии и ритме, что положительно влияет на их способность к восприятию и запоминанию музыкальных произведений.
Формирование музыкальных навыков также становится более эффективным. Дети могут наглядно видеть технику игры на музыкальном инструменте, что помогает им учиться правильной постановке рук, координации движений и выражению эмоций через игру на инструменте. Учитель может демонстрировать различные приёмы игры, такие как арпеджио, стаккато или легато, что даёт возможность детям учиться не только на теоретическом уровне, но и через практическое наблюдение. Например, при исполнении на фортепиано учитель может показать, как изменять динамику и интонацию, что способствует более глубокой эмоциональной передаче музыки.
Роль учителя в процессе живого исполнения на уроках музыки заключается не только в том, чтобы передать технические и музыкальные навыки, но и создать эмоциональный контакт с учениками, мотивировать их на творческое самовыражение и формировать у них чувство любви к музыке. Учитель, исполняющий музыку вживую, становится примером для подражания, вдохновляя детей на участие в музыкальном процессе, стимулируя их интерес к музыкальному образованию. Важно, чтобы учитель демонстрировал не только технику, но и свои эмоции, связанные с музыкой, что помогает детям лучше понять и почувствовать произведение.
Итак, живое исполнение музыки учителем на уроках является важной составляющей музыкального образования. Оно способствует более глубокому восприятию музыки, развивает внимание, память, музыкальные и творческие способности детей. Учитель, исполняющий музыку вживую, становится не только педагогом, но и вдохновителем, помогая детям раскрывать свой творческий потенциал и развивать любовь к музыке.
Список литературы
Басте А.К., Воитлева Н.А. Исполнительская деятельность учителя музыки // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки №3(19) 2018. – 5 с.
Политаева Т. И. Инструментальное музицирование педагога как средство активизации познавательной деятельности обучающихся // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им.М.Акмуллы, 2023. – 5 с.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×