Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ЖИВОПИСЬ. ДЕКОРАТИВНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | Меос Дарья Николаевна. Работа №363211

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Живопись с основами цветоведения» разработаны по материалам цикловой комиссии Дизайна в соответствии с требованиями ФГОС. Они включают описание целей, задач и формируемых компетенций, требования по оформлению работ и критерии оценивания, тематику и общее содержание работ, список литературы. Указания содержат примеры и необходимые комментарии по выполнению работ.

Предназначены для студентов очной формы обучения по специальности

54.02.01 «Дизайн» (по отраслям).

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»

 

Колледж технологии, моделирования и управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЖИВОПИСЬ

ДЕКОРАТИВНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Методические указания к проведению практических занятий специальность 54.02.01 «Дизайн» (по отраслям)

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Д. Н. Меос

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2024

 

 

 

 

 

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Живопись с основами цветоведения» разработаны по материалам цикловой комиссии Дизайна в соответствии с требованиями ФГОС. Они включают описание целей, задач и формируемых компетенций, требования по оформлению работ и критерии оценивания, тематику и общее содержание работ, список литературы. Указания содержат примеры и необходимые комментарии по выполнению работ.

Предназначены для студентов очной формы обучения по специальности

54.02.01 «Дизайн» (по отраслям).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Практические работы по дисциплине «Живопись» направлены на закрепление теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений студентов.

Выполнение практических работ позволяет обобщить, систематизировать, углубить, закрепить полученные теоретические знания по конкретным темам дисциплины; формирует умение применять полученные знания на практике, объединяет интеллектуальную и практическую деятельность; развивает интеллектуальные умения (аналитические, проектировочные, конструкторские и др.); вырабатывает такие профессионально значимые качества, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Ведущей дидактической целью практических занятий по живописи является формирование практических умений – профессиональных (умений выполнять определённые действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных (умений решать задачи по разным дисциплинам и др.), необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

По дисциплине «Живопись» в ходе выполнения заданий у студентов формируются практические умения и навыки владения различными художественными материалами, техниками и приёмами, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимость, делать выводы и обобщения).

На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования и производственной (профессиональной) практики. Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатываются способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

Состав заданий для практического занятия по живописи спланирован с таким расчётом, чтобы за отведённое время задания могли быть выполнены качественно большинством студентов.

Продолжительность занятия составляет не менее двух академических часов. Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж (объяснение), проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.

Перед выполнением практической работы необходима проверка знаний студентов – их теоретической готовности к выполнению задания.

 

Практические работы имеют репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер. Применяется индивидуальная форма организации студентов на практических занятиях.

Практические работы выполняются на листах бумаги формата А3 и А2.

Оценки за выполнение практических работ могут выставляться по пятибалльной системе или в форме зачёта и учитываться как показатели текущей успеваемости студентов.

 

 

Основные понятия и определения.

Для начала давайте разберемся, что же такое стиль. Это слово переводится с греческого как «палочка для письма». Со временем оно приобрело другой смысл, связанный с индивидуальностью идейно- художественных особенностей творческой личности.

 

Стилизация

Стилизация в искусстве – это процесс придания творческому произведению черт другого стиля. В изобразительном искусстве при помощи данного приема предметы либо фигуры обретают упрощенные формы. Её также используют в музыке и литературе. Стилизация делает объект искусства понятным и сейчас широко используется также в дизайне интерьеров.

В широком смысле данное понятие связано с различными веяниями в искусстве, с культурой разных времен. Стилизация – это своего рода имитация, декорация. Например, в литературе можно изменить стихотворение под фольклор. Юмористы и пародисты способны выступать в манере пародируемого человека. Использовать его мимику, речь. В изобразительном искусстве, дизайне и фотографии также широко используется этот метод. Например, создание картины под старину, использование шрифтов в определенной манере. Стилизация цветов для включения их в орнамент – это тоже изменение их внешнего вида под культуру определенной страны. Например, изображение синих цветов в манере написания «гжель».

 

Виды

стилизации

Стилизация бывает двух видов: внешняя поверхностная и декоративная.

Первый вид построен на подражании готовым образцам, имитации манеры какого-либо автора, жанра, течения. Например, создание современных мотивов с хохломской росписью.

Второй вид подразумевает обязательную связь элементов создаваемого произведения с пространственной средой. Здесь декоративные формы преобладают над реалистической передачей образов и действительности.

 

Стилизация формы может быть настолько переполнена нереалистическими деталями, что превращается в абстрактную, которая подразделяется на имеющие натуральный образец и вымышленные.

Какие черты придает стилизация? Лучшими стилистами называют детей. Они способны упростить любой сложный рисунок. Человека они с легкостью нарисуют при помощи «палок» и «огуречика». В графике при помощи этого метода убирают излишние подробности, выявляя только суть формы и характер.

Стилизация – это процесс декорирования, который можно использовать на заранее подготовленную зарисовку объекта, либо выполнять зарисовку сразу в определенной манере. При этом произведение, в котором использованы ее приемы, обретет такие черты, как обобщенность, геометричность, символичность, эксцентричность, красочность, чувственность, простоту формы. Этим методом пользуются дизайнеры для создания лаконичных логотипов.

 

Основная

цель

стилизации

Основная цель стилизации – это преобразование реалистичного изображения в выразительный и эмоциональный объект через отражение сути. Для отображения необходимо сконцентрироваться на самом главном в нем, проанализировать характер создания его формы, убрать все лишние детали и не применять средства художественной выразительности. Используется при этом только линия и пятно. Для того чтобы не копировать натуру, художники должны включить ассоциативное мышление и достать из памяти сохранившиеся впечатления. Стилизация – это путь к декоративной живописи, авангарду, абстракционизму.

Начинающим рекомендуется постигать это искусство через написание самых простых трансформированных рисунков растений или животных. Например, подсолнух, ветка дерева, виноградная гроздь, рыба, кот. Такие первые наброски помогут разобраться в этом процессе, максимально прочувствовать форму, понять, что главное в этом растении или животном, что коренным образом отличает его от других. А затем при помощи пятен, линий и штрихов отобразить этот объект. После отображения объекта ему придают форму и цвет. Окончательный рисунок должен напоминать только это растение или животное.

 

Практическая работа 1

по теме «Живописный этюд головы человека»

Данная практическая работа является подготовительным этапом к следующему заданию: «Декоративная композиция - портрет»

Цель: освоение студентами умений и навыков выполнения живописных этюдов головы человека.

 

Средства обучения: таблица с последовательностью выполнения работы, натурщик, аналогичные данному заданию работы студентов.

Для данной работы необходимо иметь акварельную бумагу формата А3, простой карандаш и резинку, акварельные краски или гуашь, кисти.

Время работы: 14 часов (7 занятий по 2 часа)

Студенты выполняют задание каждый индивидуально.

Практическая работа формирует практические профессиональные умения: выполнение композиционного построения головы человека, проведение тонального разбора головы и фона.

Основная цель задания: освоить приемы работы над живописью головы с плечевым поясом цветовыми и тоновыми отношениями.

Задание: определить характер модели; точно передать сходство изображения с портретируемым, а также определить цвето– и светотеневую характеристику портрета. Натурщика располагаем в свободной позе, чтобы свет выявлял объем формы головы, шею и плечевой пояс. Фон – цветной. Дневное освещение.

 

 

Методические указания

 

Организация

постановки

в

условиях

аудитории

Натурные постановки имеют образовательное и воспитательное значение. На их основе осуществляется практическое познание закономерностей реалистического изображения формы в пространстве, овладение профессиональной грамотой и мастерством, воспитывается художественный вкус, чувство гармонии.

Организация постановки — подбор модели является живым творческим делом. Оно потребует от учащегося известного опыта, профессиональной культуры. Для организации постановки подбираем модель, с выразительной пластикой головы и характерными чертами лица. В целом мужская модель по сравнению с женской более ясно выражена в живописном и пластическом отношении. Цветовые отношения женского лица более тонкие, переходы цвета мягкие. Форма головы не имеет той четкой лепки, мускулистости, которая характерна для мужчин, особенно худощавых и пожилых.

В длительной постановке ставится задача нахождения основных светотеневых отношений между освещенной и теневой частями формы; между головой, шеей с верхней частью туловища, моделью одежды и фоном. Далее следует лепка цветоформы, разработка цветовых и тональных отношений, моделировка формы с выявлением колористического единства всей постановки.

Перед началом работы следует осмотреть натуру с разных сторон и выбрать такую точку зрения, с которой открываются наилучшие возможности для хорошего композиционного размещения изображения портрета модели на листе, и открывается ритмическая ясность в распределение светотени. Уяснив характер постановки и индивидуальные особенности модели, полезно

 

сделать несколько предварительных эскизов в цвете. Такая предварительная работа позволит быстрее найти наиболее выразительную композицию будущего этюда, отыскать ключ к решению единства формы и цвета, цельного восприятия модели.

 

 

Последовательность

ведения

работы

над

живописным

этюдом

головы человека

Часто самым сложным этапом в написании портрета является его живописное исполнение. Нередко в процессе обучения бывает, что художник хорошо, свежо и выразительно начинает живописный этюд головы и на этом этапе прекращает исполнение, так как боится в дальнейшем испортить,

«замучить» этюд. Начинающему художнику не следует этого бояться, надо сознательно идти на возможность испортить и перегрузить красками этюд, помня, что иначе нельзя научиться мастерству. Через эти неудачи прошли все мастера живописи. Гораздо труднее исполнить живописный портрет, в котором переданы целостность образа и детали, материальность предметов, живость и свежесть, красота колорита, и при этом ощущается особый артистизм и легкость исполнения, чем сделать сырой этюд, который навсегда останется лишь «обещающим началом».

Задача изображения головы человека на первом этапе обучения сводится, прежде всего, к добросовестному изучению ее анатомии, лепке объемной формы цветом, выявлению ее индивидуальных качеств. Студент должен научиться материально передавать живое человеческое тело, отображая его цветовые характеристики и связь с окружающей средой и освещением.

Выполнение данного задания по живописи позволит студентам освоить необходимые знания для дальнейшего совершенствования рисовальных и живописных навыков, развития художественного мышления.

 

й

этап.

Выполнение

эскиза

В предварительном эскизе решаются следующие задачи:

поиск

композиции

(цветовая,

колористическая

организация);

поиск решения формы головы, ее

характера, пропорции, конструк- тивного строения;

поиск

больших

тонально-цветовых

отношений

(теплых

и

холодных, насыщенных и слабонасыщенных, светлых и темных цветов).

Наметим композицию, отбросив все лишнее и оставив только те элементы постановки, которые способствуют выразительности основного замысла, подчеркивают силуэт и пропорции модели, цветовое решение будущего этюда.

Необходимо выполнить не менее трех эскизов, несколько отличающихся один от другого. В процессе эскизной работы необходимо найти те качества цвета, которые будут именно рабочими в основном этюде. Сравнив между

 

собой эскизы, можно выбрать наилучший вариант, на основе которого и будет выполняться наша работа. После выбора интересных и выразительных цветовых и композиционных решений в эскизах, можно приступить к выполнению рисунка под живопись на большом формате.

Эскиз должен сохраняться до конца работы над постановкой, так как, он передаёт первое, свежее ощущение и помогает вести основной этюд.

 

й

этап.

Подготовительный

рисунок

под

живопись

Переносить подготовительный эскиз на основной формат нужно очень точно, соблюдая пропорции и цветовые отношения. И для начала нужно подготовить лист пропорционально формату эскиза. Не менее точно нужно перенести композицию эскиза на основной лист.

Начиная всякое изображение, надо всегда помнить о том, где располагается линия горизонта (она располагается на уровне глаз рисующего). Наметив линию горизонта, важно вести построение изображения головы модели исходя из законов построения объемной формы в перспективе, что позволяет избежать ошибок, связанных с перспективными построениями формы. Далее легким контуром намечаем на листе место, где будет располагаться рисунок, обозначаем его основные размеры (высота, ширина), характер пластики движения. Затем продолжаем наносить линии построения, соблюдая пропорции головы. Проводим вспомогательные параллельные линии, проходящие через разрез глаз, основание носа и разрез рта.

Чтобы подготовительный рисунок получился убедительным, необходимо помнить об анатомическом строении черепа человека. Пластику головы, шеи и плечевого пояса строим с помощью ряда анатомических опорных точек и линий. Рисуя голову, надо опираться на построение ее массы, опорные точки черепа (свод черепа, лобные, теменные и затылочные бугры, ушное отверстие, скуловые дуги, края глазниц, носовые кости, форму верхней и нижней челюстей). Соединение головы с шеей определяют через положение позвоночника, головки седьмого шейного позвонка, яремной ямки. Наиболее важную роль в пластике шеи играют грудинно-ключично- сосцевидные мышцы и хрящи гортани, а в формировании плечевого пояса – капюшонные и дельтовидные мышцы, надключичные и подключичные ямки. Плечевой пояс строят линией, проходящей через направление ключиц, акромиальные отростки лопаток, а грудную клетку – через направление грудины.

Разметив основные поверхности лобной кости, надбровные дуги и височные кости, намечаем верхние и боковые границы глазных впадин. Одновременно намечаем положение носа и ушей. Продолжая рисунок, уточняем пропорции и характер всех частей головы, сохраняя общую форму. И если модель все же не похожа, значит, стадия рисунка может растянуться на несколько дней. Но чтобы этого не произошло, нужно постараться сосредоточится на рисунке, и выявить характерные особенности

 

модели. Добившись сходства, пусть даже неполного, можно приступить к живописи.

Рисунок под живопись должен быть точным и определенным, но его не следует детализировать, т.к. это в процессе живописи будет сковывать и поведет к обособленной трактовке каждой части лица (рис. 1).

 

Рис. 1. Подготовительный рисунок под живопись

 

й

этап.

Организация

основного

этюда

в

цвете

Приступая к живописи, нужно, прежде всего, всмотреться в натуру, определив основные тональные и цветовые отношения, характеризующие лепку формы и условия освещения. Не забываем мы и об эскизах. Как ранее говорилось, что эскиз – это своего рода «шпаргалка» для дальнейшей работы над основным этюдом. В ходе работы, эскиз должен всегда находиться перед вами.

Впервые приступая к живописи, не следует увлекаться разнообразием красок. Множество ярких красок затруднит задачу целостной передачи формы и может привести к излишней пестроте. Мастера рекомендуют будущий этюд вначале решить в больших тонально-цветовых отношениях на палитре, подобрав на ней соответствующие смеси красок. В итоге палитра будет выглядеть в виде мозаичного, аппликационного набора пятен, сгармонированных в нужных тоновых отношениях.

Палитра до начала работы должна быть чистой. Необходимо также иметь тряпку для вытирания кистей в процессе ведения этюда. Палитру красок следует ограничивать. Достаточно иметь краски: охра светлая, кадмий желтый

 

средний, английская красная, умбра натуральная, сиена натуральная, ультрамарин, кобальт синий, окись хрома. В процессе подмалевка поиски тонального различия между освещенной и теневой части головы и плечевого пояса и фоном должны быть полностью завершены. Цвет в подмалевке должен быть напряженным, чистым, ясным (рис. 2).

Рис. 2. Организация основного этюда в цвете

При первой прописке намечаем отношения цветов по теплохолодности, т.е. определяем, насколько освещенные места холоднее или теплее теневых мест и фона. Но так как мы пишем портрет при дневном освещении, т.е. при свете из окна, то голова по цвету будет холоднее, нежели в тени. Вполне возможно, что тень на лице будет теплее света, скользящего по краям формы – волосам, вискам, шее. Но самыми теплыми могут быть рефлексы на нижних площадках подбородка, нижней и верхней губ, носа, верхней части глазниц и т.д.

Теневые участки лучше писать без белил, а освещенные – корпусно. При этом, работая над какой- либо частью, нужно стараться не упускать из виду целого. Работая над формой, необходимо внимательно вглядываться во все оттенки, но не упускать общего, т.к. сходство в живописи достигается «гармонией». Каждым мазком нужно выявлять форму, «лепить» ее средствами живописи. Работая над одним из участков изображения, нужно постоянно сравнивать его с соседними местами, помня, что в живописи

«все в отношениях». Кроме того, необходимо сравнивать объемную форму с фоном, чтобы изображенная натура была бы в пространственной среде. Нельзя допускать резкой границы теневой части с фоном.

 

й

этап.

Работа

над

деталями

Очень ответственная задача – живопись деталей головы (частей лица). Не нужно сразу стремиться достичь подробного и законченного их изображения. Окончательная доработка оправданна только на конечной стадии работы над этюдом.

Работая над передачей общей формы головы надо постепенно переходить к рисунку и лепке обобщенной формы деталей лица. Не следует очерчивать детали (части лица) контурной линией, или, наоборот, оставлять в состоянии приблизительных пятен. Глаза надо писать не по одному, а одновременно оба, все время сравнивая их построение. При этом надо следить, чтобы взгляд был направлен в одну сторону. Цвет глаз берется в отношении к цвету глазниц и лица в целом. Также мазком лепится форма век и бровей.

Губы следует строить как форму, имеющую объем, плоскости, грани. Верхняя и нижняя губы не разделяются однотонной жесткой линией, а лепятся как две смежные формы, как встреча света и тени. Тон и цвет носа и ушей по отношении к другим частям лица, несколько темнее и насыщеннее, особенно у пожилых людей. Блики на лице следует писать не просто белилами, а постараться найти оттенок близкий по цвету и тону. Работая над деталями надо постоянно сравнивать их с общими деталями. И если цельность этюда все же оказалась нарушенной, надо разобраться, как восстановить ее. Можно широкой кистью переписать некоторые места этюда, используя прием лессировки (рис. 3).

Рис. 3. Работа над деталями

Таким образом, работу над этюдом следует вести от крупных цветовых отношений к более мелким, все время сравнивая цвет, тональность,

 

пропорции и заботясь о цельности. Только так можно добиться успеха в передаче материальной натуры.

 

й

этап.

Обобщение

На данном этапе работу нужно обобщить и в тоже время подчеркнуть характерные моменты постановки, привести их к общему цветовому единству. Этот этап важен потому, что имеет общее сходство с завершающим этапом написания портрета.

Для закрепления знаний и навыков по выполнению живописных этюдов головы человека целесообразно самостоятельно дома или на дополнительных занятиях выполнить два – три этюда головы человека. Это могут быть и автопортреты, этюды женской или мужской головы, изображения людей преклонного возраста.

Заканчиваем сеанс с натуры подведением итогов, т.е. проведением коллективного просмотра, где принимают участие студенты и преподаватель. Сравнивая работы, обсуждаем результаты, а также высказываем замечания и пожелания для дальнейшего творческого роста студента.

 

Практическая работа 2

по теме «Декоративная композиция - портрет»

Цель: овладеть умениями и навыками выполнения декоративного портрета, научиться создавать декоративную композицию с помощью ритма цветовых пятен и тона.

Средства обучения: таблица с последовательностью работы над декоративным портретом, аналогичные данному заданию работы студентов.

Время работы: 12 часов (6 занятий по 2 часа)

Для данной работы необходимо иметь акварельную бумагу формата А2, простой карандаш и резинку, акварельные краски или гуашь, кисти.

Студенты выполняют задание каждый индивидуально.

Практическая работа формирует практические профессиональные умения: выполнение композиционного построения головы человека, проведение тонального разбора головы и фона, декоративное решение композиции.

В качестве самостоятельной работы для закрепления приобретённых навыков можно предложить студентам выполнить в домашних условиях несколько эскизов декоративного решения головы человека, формат А4.

 

Последовательность ведения работы Подготовительный этап

Перед началом работы над темой «Декоративная композиция - портрет» необходимо вспомнить, что же такое «Портрет» и чем он отличается от живописного этюда головы человека.

Портрет – это жанр изобразительного искусства. В переводе с французского языка слово портрет означает образ, изображение какого-

 

либо человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности. Портрет может быть погрудный, портрет с руками, портрет в рост, групповой портрет.

В портретной живописи важна не только передача внешнего сходства, но и раскрытие внутреннего мира портретируемого. Воспринимая портретный образ, проникая в мысли и чувства изображаемого человека, мы постигаем не только этого человека, но и окружающий его мир через призму его чувств и мыслей.

Работа над заданием «Декоративная композиция - портрет» предполагает переработку, стилизацию природных форм, преобразование реалистичного преображения в выразительный и эмоциональный объект.

 

й

этап.

Выполнение

эскиза

Перед тем, как выполнять декоративную композицию на формате А2, необходимо сделать несколько композиционных эскизов. Лучший эскиз переносится на основной формат.

В предварительном эскизе решаются следующие задачи:

поиск

композиции

(цветовая,

колористическая

организация);

поиск

стилизованного

решения

формы

головы,

ее

характера, пропорций;

поиск

больших

тонально-цветовых

отношений

(теплых

и

холодных, насыщенных и слабонасыщенных, светлых и темных цветов).

Вначале наметим в эскизе композицию, отбросив все лишнее и оставив только те элементы, которые способствуют выразительности основного замысла.

Необходимо выполнить не менее трех эскизов, несколько отличающихся один от другого. В процессе эскизной работы необходимо найти те качества цвета, которые будут именно рабочими в основном варианте. Сравнив между собой эскизы, можно выбрать наилучший, на основе которого и будет выполняться наша работа. И когда найдены интересные выразительные цветовые и композиционные решения в эскизах, можно приступить к выполнению рисунка под живопись на большом формате. Эскиз сохраняется до конца работы над постановкой.

 

й

этап.

Подготовительный

рисунок

под

живопись

Переносить подготовительный эскиз на основной формат нужно очень точно, соблюдая пропорции и цветовые отношения. И для начала нужно подготовить лист пропорционально формату эскиза. Не менее точно нужно перенести композицию эскиза на основной лист.

Далее легким контуром намечаем на листе место, где будет располагаться рисунок, обозначаем его основные размеры (высота, ширина), характер пластики движения. Затем продолжаем наносить линии построения, соблюдая пропорции головы. Проводим вспомогательные параллельные линии, проходящие через разрез глаз, основание носа и разрез рта.

 

Нужно постараться сосредоточится на рисунке, и выявить характерные особенности модели. Рисунок под живопись должен быть точным и определенным, но его не следует детализировать, т.к. это в процессе живописи будет сковывать и поведет к обособленной трактовке каждой части лица.

 

й

этап.

Организация

работы

в

цвете

Приступая к живописи, нужно определить основные тональные и цветовые отношения. Не забываем об эскизах. В ходе работы эскиз должен всегда находиться перед глазами.

В декоративной работе не следует увлекаться разнообразием красок. Множество ярких красок затруднит задачу и может привести к излишней пестроте. Мастера рекомендуют будущую композицию вначале решить в больших тонально-цветовых отношениях на палитре, подобрав на ней соответствующие смеси красок. В итоге палитра будет выглядеть в виде мозаичного, аппликационного набора пятен, сгармонированных в нужных тоновых отношениях. Цвет должен быть напряженным, чистым, ясным.

При первой прописке намечаем отношения цветов по теплохолодности. Теневые участки лучше писать без белил, а освещенные – локально. При этом, работая над какой- либо частью, нужно стараться не упускать из виду целого. Задача это трудная, но в этом и состоит секрет успеха. Работая над одним из участков изображения, нужно постоянно сравнивать его с соседними местами, помня, что в живописи «все в отношениях».

Работа

над

деталями

Очень ответственная задача – живопись деталей. Не нужно сразу стремиться достичь подробного и законченного их изображения. Окончательная доработка оправданна только на конечной стадии работы над композицией.

Таким образом, работу над декоративной композицией следует вести от крупных цветовых отношений к более мелким, все время сравнивая цвет, тональность, пропорции и заботясь о цельности.

 

Обобщение

На данном этапе работу нужно обобщить и в тоже время подчеркнуть характерные моменты постановки, привести их к общему цветовому единству. Этот этап важен потому, что имеет общее сходство с завершающим этапом написания портрета.

Заканчиваем сеанс с натуры подведением итогов, т.е. проведением коллективного просмотра, где принимают участие студенты и преподаватель (рис. 4). Сравнивая работы, обсуждаем результаты, а также высказываем замечания и пожелания для дальнейшего творческого роста студента.

 

Рис. 4. Декоративная композиция – портрет (работы студентов)

 

 

Практическая работа № 3

по теме «Живописные наброски фигуры человека»

Данная практическая работа является подготовительным этапом к следующему заданию: «Декоративная композиция с фигурой в интерьере»

Цель: овладеть умениями и навыками выполнения живописных набросков фигуры человека.

Средства обучения: таблица с последовательностью работы над изображением фигуры человека, аналогичные данному заданию работы студентов.

Для данной работы необходимо иметь акварельную бумагу формата А3, простой карандаш и резинку, акварельные краски или гуашь, кисти.

Время работы: 14 часов (7 занятий по 2 часа)

Задание. Студенты выполняют задание каждый индивидуально.

Практическая работа формирует практические профессиональные умения: выполнение композиционного построения фигуры человека, проведение тонального и цветового разбора фигуры человека, передача объёма с помощью цвета (рис. 5).

 

Рис. 5. - Живописные наброски фигуры человека (работы студентов)

В качестве самостоятельной работы для закрепления приобретённых навыков можно предложить студентам выполнить в домашних условиях несколько этюдов фигуры человека, формат А4.

 

Практическая работа 4

по теме «Декоративная композиция с фигурой в интерьере»

Цель: овладеть умениями и навыками выполнения декоративной композиции с фигурой человека в интерьере.

Средства обучения: таблица с последовательностью работы над изображением фигуры человека, аналогичные данному заданию работы студентов.

Для данной работы необходимо иметь акварельную бумагу формата А2, простой карандаш и резинку, акварельные краски или гуашь, кисти.

Время работы: 18 часов (9 занятий по 2 часа)

Задание. Студенты выполняют задание каждый индивидуально.

Практическая работа формирует практические профессиональные умения: выполнение эскизов декоративной композиции с фигурой в интерьере, выполнение композиционного построения фигуры в интерьере на формате А2, выполнение цветового решения декоративной композиции с фигурой человека в интерьере.

Подготовительный

этап

В декоративной композиции важную роль играет творческая переработка любго изображения окружающей действительности и внесение в нее своих мыслей и чувств, индивидуальных оттенков. Это и называется стилизацией. С понятием стилизации студенты уже знакомы, выполняли стилизацию натюрморта, пейзажа и портрета.

 

Декоративная стилизация отличается от стилизации вообще связью с пространственной средой. Стиль – это художественное изображение, сложившееся во времени, а декоративная стилизация – художественное изображение в пространстве. В декоративной композиции вопросу стилизации фигуры человека следует уделить большое внимание.

В декоративной стилизации есть два пути:

изначально выполнять зарисовки объектов с натуры, а затем

декорировать;

сразу выполнять стилизованную, декоративную зарисовку, отталкиваясь

от природных особенностей фигуры человека.

В отличие от станковой композиции в декоративной, прежде всего, отсутствует световоздушная перспектива, и все объекты как переднего, так и заднего плана, изображаются с одинаковой точностью. Стилизация происходит за счет упрощения очертаний объектов, выявляются наиболее выразительные в декоративном отношении линии и пятна, на которых и делается акцент.

Главной целью реалистического рисования является достоверная передача изображаемых объектов на плоскости с помощью тональной модуляции (передача объема).

Основной принцип декоративного рисования – достижение максимальной выразительности, при которой, реалистическая достоверность не является главной задачей. Графические изображения фигуры человека в декоративной композиции осуществляется с помощью штриха, точки, линии и графических и живописных техник. Подчеркивая природные качества объекта, можно изменить форму предмета, с целью выделения его характерных особенностей. Линией и цветовым пятном усиливается выразительность объекта. Наносимый декор может быть отвлеченного характера, но не должен выступать в противоречие с формой, правильно найти масштаб, относительно самого объекта и соответственно подобрать толщину линий, чтобы декор не разрушал форму объекта. При декоративной обработке поверхностей изображаемых объектов важно заботится об их цельности во избежание дробности при восприятии всей декоративной композиции.

 

Применение метода стилизации к человеческой фигуре

Стилизация человека происходит с применением нескольких способов.

Один из них – это увеличение реального роста человека. Сохраняя его пропорции, художник меняет длину конечностей и основных частей. Таким способом часто пользуются модельеры,

набрасывая свои новые эскизы

одежды.

При использовании второго способа у

модели могут меняться

размеры талии и шеи, удлиняться ноги. При этом также сохраняются основные пропорции тела. Таким методом можно акцентировать внимание на индивидуальных особенностях конкретного человека.

Очень хороший пример стилизованных изображений человека это работы художников, которые пишут шаржи и карикатуры. Человек на картине остается абсолютно узнаваем, хотя может иметь черты лица непропорциональные.

У

него

может

быть

необычно

большой

рот

или

нос,

 

увеличены глаза и ресницы. Профессионалы умудряются настолько точно передать характер и уловить индивидуальные черты изображаемого человека, что определить, с кого написан портрет, не составляет труда.

Стилизация формы тела человека наблюдается на старинных иконах. На них люди изображены с вытянутыми силуэтами.

В анимации же и мультипликации практически всегда используют какие- то приемы стилизации человека. Здесь на помощь приходит фантазия, воображение и импровизация. Художник концентрирует свое внимание на структуре объектов, их соотношении и поверхности. Цвет, линия и фактура поверхности подчиняются единому замыслу. В стилизованном изображении необходимо выделить один главный объект, вокруг которого ставят остальные компоненты. Предметы упрощают, трансформируя их в символы и силуэты. Можно использовать противоположный прием, насытив композицию декоративными деталями.

Цветовая гамма в стилизации может быть реальная или изменена по усмотрению художника. Цвет – это важное средство данного приема. Трансформированное изображение любого жанра должно при помощи цвета создавать необходимое впечатление и выражать замысел автора. Для декоративной стилизации характерны четкие цветовые отношения, цвет используется локально и контрастно, подчеркивая желаемый эффект. При этом допускается даже стилизация человека в несвойственных для него цветах. Это касается всех изображаемых объектов.

 

Основная

часть

практической

работы

Практическая работа начинается с выполнения композиционного эскиза и эскиза в цвете на А5 и на А4 формате. Основной задачей на этом этапе является поиск сюжетно-композиционного центра композиции. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главное действующее лицо. Поэтому, изображая фигуру человека в композиции необходимо определить:

Масштаб

изображения

к

формату

листа.

Анатомические

особенности

фигуры

человека

в

различных

ракурсах, пластику движения.

Разработка

техники

и

колористическое

решение

композиции.

й

этап

Построение фигуры человека в различных ракурсах.

Учебные задачи: Изучение особенностей строения фигуры человека, ее пропорций. Конструктивное построение фигуры человека в различных ракурсах. Передача пропорций. Закрепление на практике выполнения набросков фигуры человека.

Последовательность выполнения изображения строения фигуры в различных ракурсах:

Анализ анатомического строения. Определение основных пропорций фигуры, нахождение

основных и схематичных линий

построения.

 

Прорисовка

анатомических

особенностей

строения

тела. 3.Светотеневая моделировка фигуры.

 

й

этап

Приемы сатирического рисунка (карикатура, шарж). Учебные задачи:

Закрепление навыков в рисовании фигуры человека по памяти и по представлению. Формирование умений и навыков в передаче характерных особенностей, образа персонажа. Обобщение формы и выделение характерных особенностей объекта с помощью условных графических приемов (линия, пятно, силуэт).

 

й

этап

Стилизация фигуры человека в декоративной композиции.

Создание творческого образа используя процесс стилизации, импровизации и превращения. Передача объема, фактуры и декора в различных техниках. Трансформация должна производиться за счет выявления и усиления природных качеств объекта, возможность изменить форму предмета с целью выделения его характерных особенностей (рис. 6).

Создание цветового эскиза стилизованной фигуры человека

В процессе творческой деятельности студенты используют и применяют свои знания и навыки приобретенные ранее в разделе цветоведение и художественные техники изобразительного искусства. (свойства определенных цветовых сочетаний и способы нанесения колеров). Стилизация в цвете может быть доведена до крайней условности, плоскостное декоративное изображение фигуры строится на преобладании линий, цвет вводится как декоративное пятно (рис.7).

Рис. 6. Декоративная композиция с фигурой в интерьере (работы студентов)

 

Рис. 7. Декоративная композиция с двумя фигурами в интерьере

(работы студентов)

 

Заключение

В обучении живописи учебные задания неотделимы от художественного творчества. Поэтому, приобретая практические навыки в изображении человека в рисунке и живописи, студенты должны хорошо представлять себе всю сложность портретных задач. Совершенствовать профессиональные навыки в живописи нужно не только убедительно выявляя форму, но и остро передавая характеристики разных людей, выразительно решая композицию портретного этюда.

 

Используемые источники

Кикнадзе,

Я.

С.

Декоративная

живопись:

учеб.

пособие

/

Я.

С.

Кикнадзе, А. В. Григорьев. - СПб.: СПГУТД, 2013. – 137 с. http://publish.sutd.ru

Логвиненко,

Г.

М.

Декоративная

композиция:

учеб.

Пособие

/

Г.

М. Логвиненко – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 144 с.

Миронова

,

Л.

М.

Цвет

в

изобразительном

искусстве:

пособие

для учителей / Л. Н. Миронова. – Беларусь, 2005. – 151 с.

Мыслицкий,

В.

С

Живопись

/

В.

С.

Мыслицкий

-

СПб.:

СПГУТД,

2015,

http://publish.sutd.ru

Нуримов,

С.

Е.

Академическая

живопись.

Натюрморт

для

акварели /

С. Е. Нуримов -

СПб.: СПГУТД, 2015,

http://publish.sutd.ru

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз