Жизнь и творчество Роберта Шумана на уроках музыкальной литературы в ДШИ" | Мой кабинет. Работа №354097
Роберт Шуман-один из наиболее ярких представителей музыкального романтизма.
Родился 8 июня 1810 года, в провинциальном саксонском городке Цвиккау в семье издателя и книготорговца Августа Шумана, рано умершего в 1826г., но успевшего передать сыну благоговейное отношение к искусству и поощрявшего его занятия музыкой у местного органиста И. Кунтша.
Уже в детстве Шуман проявлял разнообразные художественные способности. Он сочинял стихи, пьесы, переводил на немецкий язык произведения античных классиков; в 15 лет создал кружок для изучения отечественной литературы. В 7-летнем возрасте пытался сочинять танцевальные пьесы для фортепиано. С ранних лет Шуман любил импровизировать на фортепиано, а в 13 лет с успехом выступал как пианист на школьных вечерах. Но по настоянию матери Шуман избрал карьеру юриста. С 1828 он студент Лейпцигского университета, но совсем не интересовала романтически настроенного юношу юриспруденция, которую он изучал в университете. Занятия с известным фортепианным педагогом Ф. Виком, посещение концертов в Лейпциге, знакомство с произведениями Ф. Шуберта упрочили его в решении посвятить себя музыке
Роберт Шуман-один из наиболее ярких представителей музыкального романтизма.
Родился 8 июня 1810 года, в провинциальном саксонском городке Цвиккау в семье издателя и книготорговца Августа Шумана, рано умершего в 1826г., но успевшего передать сыну благоговейное отношение к искусству и поощрявшего его занятия музыкой у местного органиста И. Кунтша.
Уже в детстве Шуман проявлял разнообразные художественные способности. Он сочинял стихи, пьесы, переводил на немецкий язык произведения античных классиков; в 15 лет создал кружок для изучения отечественной литературы. В 7-летнем возрасте пытался сочинять танцевальные пьесы для фортепиано. С ранних лет Шуман любил импровизировать на фортепиано, а в 13 лет с успехом выступал как пианист на школьных вечерах. Но по настоянию матери Шуман избрал карьеру юриста. С 1828 он студент Лейпцигского университета, но совсем не интересовала романтически настроенного юношу юриспруденция, которую он изучал в университете. Занятия с известным фортепианным педагогом Ф. Виком, посещение концертов в Лейпциге, знакомство с произведениями Ф. Шуберта упрочили его в решении посвятить себя музыке. На домашних вечерах у А. Ф. Ю. Тибо, профессора права и просвещённого любителя музыки, он познакомился с произведениями композиторов-классиков, в частности с ораториями Г. Ф. Генделя. Сильное впечатление произвела на него игра Н. Паганини, которого он услышал в 1830 во Франкфурте-на-Майне. В качестве пианиста Шуман-студент привлёк к себе живой интерес гейдельбергской публики. Преодолев упорное сопротивление матери и братьев, считавших артистическую карьеру крайне рискованной, он всецело посвятил себя музыке. В 1830 он возвратился в Лейпциг. Параллельно с занятиями у Вика, Шуман. около года изучал теорию музыки под руководством композитора и дирижёра Г. Дорна. Во время усиленных занятий на фортепиано, Шуман, применив механическое приспособление для ускорения тренировки пальцев, повредил правую руку- лечение оказалось безуспешным. Так навсегда разрушилась его мечта о деятельности артиста.
Но в 30-е гг. во всём своём богатстве раскрылся его композиторский гений. Одно за другим появляются его лучшие произведения для фортепиано. В 1834 г. он основал в Лейпциге «Новый музыкальный журнал» и до 1844 г. был его главным редактором, издателем и основным автором.
Вокруг журнала и его руководителя возник круг друзей и единомышленников- музыкальное братство, сообщество музыкантов, композиторов, которое, по замыслу автора, должно было противостоять филистерским взглядам на искусство. Шуман назвал своё сообщество в честь библейского царя Давида. По идее композитора, члены Давидсбунда так же борются с мещанским отношением к музыке, как автор псалмов боролся с племенем филистимлян. Членами воображаемого общества, именовавшимися давидсбюндлерами, были как живущие на момент создания братства композиторы (Фредерик Шопен, Ференц Лист, Никколо Паганини, Клара Вик), так и те, кого уже не было в живых: Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт, Иоганн Себастьян Бах.
Некоторые из членов общества, современников Шумана, например Гектор Берлиоз, Иоганн Вик и Феликс Мендельсон, на самом деле никогда не принимали участия в жизни братства. Активные же его члены собирались в одной из кофеен Лейпцига— «У арабского кофейного дерева». Также членами сообщества были Эвзебий и Флорестан, выдуманные Шуманом персонажи, представлявшие два разных духовных олицетворения композитора. Флорестан склонен к буйным взлетам фантазии, к парадоксам, суждения мечтательного Эвсебия более мягкий, был также выдуманный им маэстро Раро, прототипом которого являлся Иоганн Фридрих Вик, отец Клары Вик.
Давидсбюндлерам Шуман посвятил одно из самых известных своих произведений: «Танцы давидсбюндлеров» (1837
Этими именами Шуман подписывал и свои критические статьи в «Новом музыкальном журнале». Некоторые из своих статей Шуман так и подписывал: «Записки давидсбюндлеров». В основе сюиты характеристических пьес «Карнавал лежат 3 родственных мотива; буквенное обозначение звуков мотивов составляет название чешского городка Аш, где жила увлекавшая в то время его пианистка Эрнестина фон Фриккен (Asch — as-c-h или a-(e)s-c-h или (e)s-c-h-a); из тех же обозначений можно было извлечь первые буквы фамилии композитора (Sсh). Мотивы «Карнавала» получали скрытый символический смысл, обладая вместе с тем и богатой музыкальной выразительностью. В сюите перед слушателями пёстрой чередой проходят праздничные сценки, танцы, маски (Пьеро, Арлекин, Коломбина, Панталоне, «Танцующие буквы»). Два контрастных романтич. вальса рисуют «Кьярину» (Клару Вик) и «Эстреллу» (Эрнестину фон Фриккен). В отдельных пьесах даны портреты выдающихся современников автора — Паганини и Шопена, а также два автопортрета, представленные в образах Флорестана и Эвсебия (олицетворение двойственности его натуры). Финальный «Марш давидсбюндлеров против филистеров» —кульминация всего цикла, выражение неукротимой энергии и силы романтической души.
Кроме «Карнавала» Высшее напряжение душевных сил и высшие взлеты творческого гения («Фантастические пьесы», «Танцы давидсбюндлеров», Фантазия до мажор, «Крейслериана», «Новеллетты», «Юмореска», «Венский карнавал») принесла Шуману вторая половина 30-х гг., прошедшая под знаком борьбы за право соединиться с Кларой Вик, ярко одарённой пианисткой, дочерью и ученицей Вика. Отец Клары, опасавшийся материальной необеспеченности Шумана, согласился на их брак лишь после решения суда, которое вступило в силу в 1840 году.
В 1840-50-е гг. рамки его творчества расширяются: создаются симфонии, камерные ансамбли, возникают проекты опер. С 1843 он некоторое время преподавал в созданной усилиями Феликса Мендельсона Лейпцигской консерватории. Вместе с женой предпринял ряд концертных поездок; наиболее длительной и богатой впечатлениями была их поездка весной 1844 в Россию, где в среде петербургских и московских любителей музыки композитор встретил тёплый приём. В конце 1844 с семьёй переселился в Дрезден, в 1850 — в Дюссельдорф. В этих городах наряду с композиторской деятельностью Шуман руководил хором, дирижировал оркестрами. К сожалению, с конца 1840-х гг. постепенно обострилась давно тревожившая Шумана психическая болезнь. Периоды творчества сменяются тяжёлой депрессией. 27 февр. 1854, движимый безотчётным страхом, бросился в Рейн, его спасли рыбаки. Последние два года жизни композитор находился в психиатрической лечебнице доктора P. Рихарца в Энденихе.
Музыка Шумана нашла признание во всём мире. Слова композитора «Разум ошибается, чувство — никогда» могут служить эпиграфом не только к его собственным произведениям, но и к творчеству целой плеяды сочинителей-романтиков.