Жизненные ценности и ориентиры молодого поколения | Петросян Спартак Телманович. Работа №313341
Итоговый индивидуальный проект ученика 10 класса, посвященный теме формирования жизненных ценностей и ориентиров молодого поколения. Актуальность темы заключается в том, что в социальной структуре большое место занимает молодежь. От того, каким образом сформируется его жизненная позиция, ценностные ориентации, взгляды, будет зависеть его будущее. Каждый человек выбирает собственные жизненные ориентиры, которые могут привести как к положительным, так и к отрицательным последствиям, но, эти ориентиры, безусловно будут отличаться от ориентиров другого человека.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кутуликская средняя общеобразовательная школа
Итоговый индивидуальный проект
Тема: Жизненные ценности и ориентиры
молодого поколения
Работу выполнил: ученик 10 класса
Петросян Спартак
Руководитель: учитель истории
Николаева Виктория Анатольевна
Кутулик 2023
Введение
Проблема ценностных ориентаций молодежи в реформируемом обществе, их структуры и динамики остается неизменно актуальной на протяжении всего существования социологии вообще, и социологии молодежи в частности. Эта проблема приобретает особую значимость в условиях социально - экономической и духовно - культурной трансформации суперэтнических обществ России, вызванной ситуацией переходного периода, сопровождающегося кардинальной переоценкой политических и экономических ценностей.
В наше время остро стоит вопрос о ценностных ориентациях современного российского общества и в частности молодёжи. Молодёжь - это новое поколение, которое должно стать заменой своих родителей и опорой для общества и государства. В современной переходной ситуации существенное внимание должно уделяться молодежи как естественной среде формирования будущего и элиты государства. Современная молодежь делает свой исторический выбор.
От того, какой ценностный потенциал будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. Ценность социальна по своей природе и складывается лишь на уровне социальной общности…. Сформированные в процессе деятельности индивидуальные ценностные значения - явления общественные, коллективные.
Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить и направленность дальнейшего развития, и степень адаптации студенчества к новым социальным условиям и его инновационный потенциал
Актуальность
Данная тема обладает большой значимостью в условиях современного мира.
В социальной структуре общества особое место занимает молодежь. Этой возрастной категории присущи ярко выраженные черты поведения, образа жизни, мышления и мироощущения. От того, каким образом сформируется определенная жизненная позиция молодого человека, его ценностные ориентации, цели, собственные взгляды на окружающую действительность, безусловно, будет зависеть его будущее. На основе ценностей, которые принимает человек, складываются его жизненные приоритеты. Какими будут эти приоритеты – зависит от него.
Гипотеза исследования: каждый человек выбирает собственные жизненные ориентиры, которые могут привести как к положительным, так и к негативным последствиям, но эти ориентиры, безусловно, отличаются от ориентиров другого человека.
Цели исследования:
1. Определить, что является наиболее ценным для современной молодёжи.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и особенности ценностей молодого поколения.
2. Провести анализ представления современной молодежи о жизненных ценностях и ориентирах.
Предмет исследования: жизненные ценности молодежи в современном обществе.
Объект исследования: Современная молодёжь как социальная группа.
Методы исследования:
1. анализ источников;
2. опрос;
3. анкетирование;
4. графический;
5. сравнение.
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1 Жизненные ценности и ориентиры современной молодежи
Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств. Молодежь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества.
Жизненные ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для человечества в целом; это ценности, которые образуют цели, мотивы и направленность деятельности людей, о чем они мечтают и к чему они стремятся, достижение чего образует смысл их жизни.
Ценности могут быть религиозными, политическими, нравственными, гедонистическими, профессиональными.
На формирование жизненных ориентиров оказывает влияние определенный интеллектуальный уровень развития личности и сила воли. Формирование ориентиров в значительной мере обусловлено индивидуальным опытом жизни человека и определяется теми жизненными отношениями, в которых он находится.
1.1 Специфика ценностей и ориентиров молодого поколения. Основные факторы, влияющие на их формирование.
На формирование ценностных ориентаций молодежи оказывает влияние возрастно-демографический фактор, связанный с социальным статусом и в какой-то мере зависимостью молодых людей от опеки со стороны общества и государства. Возрастные характеристики обуславливают двойственность и еще не состоявшуюся прочность усвоения ценностей и норм. Социальный статус молодых людей, имея характер неопределенности, отличается весьма размытыми очертаниями. Такое состояние не дает им возможность зафиксировать свои ценностные ориентации. Зависимость от общества и государства вынуждает молодежь идти на поводу у государственных идеологий и общественных стереотипов, не давая ей возможность проявить свою самостоятельность в выборе ценностных ориентаций. Желание угодить, понравиться представляет собой вид конформизма, связанного с нуждой и экономической несамостоятельностью молодежи, и носит негативный характер. Позитивным моментом возрастно-демографического фактора, можно считать то, что сознание молодого человека широко открыто для восприятия нового, прогрессивного.
Образовательный фактор, влияющий на формирование ценностных ориентаций молодежи, является, пожалуй, самым позитивным, поскольку связан с системным процессом образования, в которое помимо специальных профилирующих дисциплин включаются аспекты гуманитарного образования, которое имеет огромное значение в деле формирования ценностных ориентаций. Молодые люди, обучаясь таким предметам, как история, философия, социология, история искусств, уже в процессе образования сталкиваются с философскими идеями, с социологическими принципами и законами, на которых основана социальная стабильность и солидарность, с образцами и высокими шедеврами мирового искусства и т.д.
Выделяя особенности, специфику жизненных ориентиров современной молодежи, необходимо отметить, что планы молодых людей связаны со стремлением занять высокое социальное положение, которое позволит им удовлетворять свои разнообразные потребности и само-реализоваться как социальному субъекту.
Молодежи присуща более высокая степень удовлетворенности жизнью, что связано с большей уверенностью в собственных силах, ориентацией на реализацию личных целей и интересов, на достижение и успех. Молодым людям свойственна приверженность к ценностям индивидуализма, личной инициативы и самостоятельности. Успех для значительной части молодежи характеризуется достижением высокого материального статуса. Высшее образование как условие достижения успеха ценится чуть меньше. Тем не менее, в сознании молодежи престиж высшего образования по сравнению со средним очень высок.
Большинство представителей сегодняшней молодежи отводят довольно важную роль семье, считая ее непременным условием счастья. Сожительство как способ организации семейных отношений во многом уступает браку. Большая часть считает, что обязательным условием семейного счастья являются дети. Среди главных факторов, обеспечивающих устойчивость и стабильность семьи, молодые люди называют следующие: уважение и поддержка между супругами, супружеская верность, достойный доход, нормальные жилищные условия, проживание отдельно от родителей и готовность обсуждать проблемы, возникающие между супругами. Набирает силу тенденция, в соответствии с которой роль женщины в материальном обеспечении семьи возрастает. Можно отметить возросшую роль материальных факторов в функционировании молодежной семьи.
Следует подчеркнуть, что среди моральных ценностей возрастает значение индивидуализма и эгоизма, связанных с нарастающей тенденцией к дифференциации себя от других. В сознании молодежи происходит разлом между альтруистическими и эгоистическими установками. Одной из главных моральных проблем молодые люди называют соотношение между нравственностью и успехом, границу которых определяет порядочность. В целом можно сказать, что моральное сознание молодежи отличается двойственностью: в нем присутствуют и уживаются взаимоисключающие установки.
1.2 Влияние современного искусства и средств массовой информации на формирование жизненных ценностей и ориентиров молодежи
В современном обществе возрастает влияние современного искусства и СМИ на духовно-нравственное воспитание молодежи и формирование ее личностных качеств, идеалов, ценностей и ориентиров. Средства массовой информации, превратившиеся в наше время в чрезвычайно влиятельную силу, как определенная общественная подсистема должны поддерживать позитивные ценности, целостность и стабильность функционирования и развития социума. Однако анализ содержания современных российских СМИ показывает, что за редким исключением все эти функции практически не выполняются. СМИ являются одним из современных социальных факторов, оказывающих воздействие, как на формирование сознания молодёжи, так и отчасти его деформацию. Учитывая наибольшую внушаемость детей, подростков, молодежи, их неопытность, недостаточный уровень знаний, неустойчивость психики, неокончательное сформирование жизненных идеалов и целей, наибольшую активность и перспективность развития, СМИ выбрали их в качестве основного объекта своего влияния [1]. Вместо воспитания и просвещения подрастающего поколения происходит его увод от реальности в предельно жесткий и низменный мир современных кинофильмов. Огромное количество функционирующих в России фильмов доносят до зрителей несанкционированные в обществе ценности, образцы мировосприятия и социального поведения. Постоянно погружаясь в образный мир фильмов, юный зритель, виртуально мигрирует в другое общество, иллюзорно живет среди его людей, соприкасается с их стилем жизни и проблемами, усваивает иные культурные ценности. Возвращаясь в свое общество, соприкасаясь с его идеалами и погружаясь в реальные условия жизни, человек вполне может ощутить неприятие тех или иных ценностей, в том числе и фундаментальных.
1.3 Субкультура и ее влияние на формирование жизненных ценностей и ориентиров современной молодежи
Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Возникновение молодежной субкультуры связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. И молодежь придумывает свой способ.
Принадлежность к какой-либо группе значительно укрепляет социальные позиции подростка, прибавляет ему уверенности. В то же время у молодежи формируются определенные ценностные ориентации, и предоставляется возможность выразить свое отношение к жизни. Подростковая субкультура – это некая попытка построить сообщество единомышленников и утвердить свой собственный стиль жизни, отличающийся как от детского, так и взрослого.
Молодежные субкультуры охватывают лишь незначительный процент молодежи, но тем не менее, оказывают значительное влияние на формирование жизненных ценностей и ориентиров молодых людей.
Примерами молодежных субкультур являются рокеры, хиппи, панки, готы, скинхеды и многие другие.
Виды ценностей
Позитивные ценности:
Семейные ценности.
Материальное благополучие.
Общение, друзья.
Здоровье. Образование, интересная работа, самореализация. Свобода, самостоятельность.
Престиж, положение в обществе.
Отдых, хобби, спорт.
Творчество.
Негативные ценности:
Скромность и нравственность заменила пошлость и распущенность.
Трезвость и здоровый образ жизни – пьянство и удовлетворение низменных инстинктов.
Трудолюбие и любовь к Родине – погоня за наслаждениями и нездоровый эгоизм.
Словом, понятия, по которым жили многие поколения, поменялись местами.
То, что было плохо, стало хорошо
Сравнение ориентиров.
Подмена ценностей людей всего мира происходит разными способами, но их объединяет одно: общая цель произвести деморализацию и дебилизацию общества, разрушить институт семьи, ослабить здоровье целых наций. Сократить население Земли, а оставшихся людей сделать легко управляемыми рабами своей системы. Кому же это выгодно? Мировому правительству, в руках которых сосредоточены все деньги и ресурсы нашей планеты. Раньше для того, чтобы начать господствовать над миром, нужно было начинать настоящие войны, а теперь в век инновационных технологий появилось новое оружие массового поражения – СМИ. Сейчас идет информационная война, в которой изо дня в день гибнут клетки нашего с вами головного мозга. Именно с помощью средств массовой информации и происходит подмена ценностей. Все это делается незаметно, постепенно внедряя в наше подсознание новые установки, модели поведения, рамки допустимого. Так в современных фильмах нам создают новый, положительный образ пьющего человека, например. Алкоголь присутствует почти в каждой сцене. При чем, для его употребления не нужен значительный повод, усталость после рабочего дня – уже повод выпить. А также встреча с друзьями, желание познакомиться с противоположным полом (для смелости), потребность снять напряжение. Словом, это не просто нормально, а даже необходимо, престижно и совсем не вредно для здоровья
Глава 2. Практическая часть.
2.1 Социологическое исследование «Формирование жизненных ценностей современной молодежи»
Опрос проведен в 9-11х классах, в кол-ве по 15 человек из каждого класса.
Начало формы
1) Что Вы цените больше всего в своей жизни? (Выберите 4 основные ценности)
Здоровье (физическое и психическое)
Семья (счастливая семейная жизнь)
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
Работа, карьера
Материальный достаток, деньги
Дружба (наличие хороших и верных друзей)
Социальный статус (признание и уважение в обществе)
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
Творчество (возможность творческой самореализации)
2) Какие качества Вам кажутся наиболее значимыми (Выберите 4 самых значимых качества)
Образованность (широта знаний, высокая общая культура)
Ответственность (чувство долга, умение держать слово)
Честность (правдивость, искренность)
Жизнерадостность (чувство юмора)
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
Исполнительность (дисциплинированность)
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
Чуткость (заботливость)
Конец формы
3) Что для Вас важнее всего в настоящее время? (Можно выбрать 2 варианта)
Работа, построение карьеры
Семья
Образование, повышение квалификации
Хороший заработок
Приятное время препровождение
4) Как Вы думаете, что нужно для достижения успеха в жизни? (Можно выбрать 3 варианта)
Связи с нужными людьми
Умение хорошо работать
Профессионализм в своем деле
Высшее образование
Высокооплачиваемая работа
Влиятельные родители, родственники
Удача (хорошо быть человеком, которому везет)
Хорошая специальность
Удачная женитьба (замужество)
Другое
5) Как Вы предпочитаете проводить свое свободное время (Выберите не более трёх вариантов)
Посещаю театры, концерты, выставки, музеи и т.п.
Посещаю кинотеатры, парки развлечений
Принимаю участие в «квестах», играю в «Мафию» и т.п.
Играю в компьютерные игры
Посещаю спортивные залы (секции)
Занимаюсь творчеством: художественным, музыкальным, прикладным и т.п. (самостоятельно или в кружках, студиях)
Занимаюсь туризмом (экологическим, культурно-познавательным, спортивным, горным, религиозным и т.п.)
Посещаю ночные клубы, дискотеки
Провожу время дома за компьютером, телевизором, люблю полежать на диване и т.п.
Посещаю развивающие тренинги, курсы, семинары и т.п.
Другое
6) Я считаю, что: (выбрать 1 вариант)
У меня есть влияние на большинство событий в моей жизни
Существуют высшие силы, влияющие на развитие событий в моей жизни, и нет смысла планировать и пытаться влиять на события моей жизни
Существуют высшие силы, влияющие на развитие событий моей жизни, но я могу изменить их, если я действительно хочу
7) Строите ли Вы планы на будущее?
Строю только на ближайшее будущее
Строю на отдалённое будущее
Стою на ближайшее и отдалённое будущее
Не строю планов
8) В Ваши жизненные планы входит (выберите не более 2-х вариантов ответа):
Закончить учебу и работать по специальности
Создать семью и посвятить себя ей
Найти свое призвание
Сделать успешную карьеру
Пока не определены
9) Формируете ли Вы стратегии для достижения своих планов/целей?
Да, без проблем
Да, но с этим есть трудности
Предпочитаю жить сегодняшним днем
10) Кто оказал наибольшее влияние на формирование Ваших планов на будущее?
Родители
Учителя/преподаватели
Друзья
Знакомые
СМИ
Никто
11) Довольны ли Вы результатами принимаемых решений?
Всегда
Часто
Редко
Никогда
12) Какое образование Вы считаете для себя «достаточным»?
Бакалавр
Магистр
Аспирант
Еще не решил
13) Что бы Вы выбрали?
Высоко оплачиваемая работа
Интересная работа
14) Когда Вы планируете создавать собственную семью?
После окончания вуза
Когда будет накоплена достаточная материальная база
Когда появится человек, с которым буду готов(а) создать семью
Как получится
Не планирую создавать семью
15) Ваше отношение к религии:
Я верующий и соблюдаю религиозные обряды
Я верующий, но не соблюдаю религиозные обряды
Я не верующий, но уважаю чувства тех, кто верит
Мне все равно
Я думаю, что с религией надо бороться
2.2 Анализ социологического опроса.
Результаты опроса
Вывод
Составив и проанализировав график опроса среди учащихся 9-11 классов, я делаю вывод, что среди учеников 9-х классов первое место в графике занимает семья и свобода, так как семья является приоритетной ценностью среди молодежи, а свобода - это возможность для молодежи реализовывать свои интересы и потребности. У 10-11-х классов на первом месте также лидирующую позиция занимает семья, а вторую позицию у двух классов занимает образование, так как именно получение среднего специального или высшего образование зависит будущее каждого человека.Итог моего опроса заключается в том , что в наше время молодёжь больше стремится к созданию и сохранению семьи, а также карьеры и образования.
Заключение
Исследование ценностей и ориентиров современной молодежи с каждым днем приобретает всё большую значимость.
Молодость – переходное состояние между детством и взрослостью. В некоторых вопросах молодежь является уже вполне взрослой и серьезной, а в других - еще наивной и, в какой-то степени, ограниченной. Находясь, на переходной стадии взросления, молодые люди переживают важнейший жизненный этап - этап социализации. Насколько успешно пройдет этот этап в жизни подростка зависит главным образом от него самого.
Молодежь, как наиболее динамичная часть населения, имеет довольно подвижные ценностные ориентации. Динамика ценностных ориентаций зависит от социально–демографических характеристик и уровня социализации каждого человека, а также от внешних факторов (политических, культурных, экономических и т.д.). Именно в такой ситуации и реализуются разноплановые жизненные позиции молодежи.
Ценностные ориентации молодежи основаны на двух направлениях. Первое направление - это направление духовности, характеризующееся господством нравственных установок, гуманизма, человеколюбия. Второе направление - это то направление, которое распространяется в последнее десятилетие, - нацеленность на индивидуализм.
Для современной молодежи свойственны как духовно-нравственные, так и сугубо прагматичные, материальные жизненные ценности. Все они занимают значительное место в ценностном пространстве личности современного молодого человека.
В настоящее время возрастает значимость индивидуалистических ценностей и падает значимость коллективистских. В ряду жизненно важных ценностей молодежи наиболее популярными являются здоровье, благополучие, наличие верных друзей и любовь. Эти ценности реализуют гармоничное и полноценное развитие личности молодого человека.
Ценностное культурное пространство российской молодежи имеет некоторые особенности. Во-первых, формирование ценностных отношений в молодежной среде представляет собой сложный и противоречивый процесс. Во-вторых, современные молодые люди руководствуются иными принципами выбора жизненного пути, нежели их родители. В-третьих, все, что выходит за рамки повседневности, будь то проблемы общественного устройства, внешней политики или экологии находится на периферии молодежного внимания. В-четвертых, в образе мыслей современной молодежи серьезное значение имеют семейные ценности. Также высокий ранг в системе важнейших свойств личности и общественных ценностей получает такое качество как ответственность.
Итак, можно сделать вывод, что на современном этапе произошло некоторое изменение ценностей современной молодежи по сравнению с ценностями предыдущих поколений. В отсутствие четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодежи развиваются несколько хаотически, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска.
Список используемой литературы
1. Бакиров В., Рущенко И. Молодежь: потребности и возможности/ В. Бакиров, И. Рущенко // Соврем. о-во. 1993.
2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М. 1978.
3. Боринштейн Е.Р. Система ценностных ориентаций личности в условиях социально-культурной трансформации / Е.Р. Боринштейн // Гранi. 2004.
4. Васенина И. Ценностные ориентации студенческой молодежи и экстремизм / И. Васенина // Высш. образование в России. 2007.
5. Волкос Ю.Г. Социология молодежи: Учебное пособие. Ростов - н./Д.: Феникс, 2001.
6. Гадзаова Л.П. Формирование ценностной картины мира у студентов / Л.П. Гадзаова // Высш. образование сегодня. 2007.
7. Голенкова З. Т. Динамика социокультурной трансформации в России / З.Т. Голенкова //Социс. 1998. № 10.
8. Данилова Е. Динамика базовых ценностей молодежи Республики Беларусь / Е. Данилова // Социология: теория, методы, маркетинг. 2007.
Интернет ресурсы
https://ru.wikipedia.org
https://novainfo.ru
https://moluch.ru