Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

К вопросу об организации эффективной подготовки школьников к единому государственному экзамену по информатике | Скоморохова Мария Андреевна. Работа №353468

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В сатье автор акцентирует внимание на то, какие на сегодня существуют способы подготовки выпускника к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по информатике и ИКТ и какой из перечисленных способов можно назвать эффективным.

Ключевые слова: Единый государственный экзамен, информатика и ИКТ, эффективность подготовки к экзамену.

К вопросу об организации эффективной подготовки школьников к единому государственному экзамену по информатике

 

В настоящее время на рынке дополнительных образовательных услуг существует множество предложений, позиционирующих себя в качестве эффективных ресурсов и методик для подготовки школьников к успешной сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ), в том числе по информатике. Во многом эти предложения по формам и способам организации учебной деятельности учащихся схожи и различаются лишь методикой организации подготовки и стоимостью. В силу того, что на данный момент рынок образовательных услуг и услуг репетиторов перенасыщен многообразием предложений по подготовке к экзамену, у выпускников и их родителей возникает вопрос, какой вариант им лучше выбрать.

Старшеклассники понимают, что успешность сдачи ЕГЭ по обязательным и выбранным предметам во многом определяет их жизненную траекторию.

В лучшем случае, выпускники начинают свою подготовку по выбранным дисциплинам, когда уже поступили в 10 класс, что обеспечивает некоторые преимущества в качестве обучения. Но некоторые старшеклассники, к сожалению, в силу ряда обстоятельств начинают интенсивную подготовку по профильным предметам лишь в начале февраля, когда уже точно определены предметы, которые будет сдавать выпускник. Такие случаи вовсе не редкость и это необходимо учитывать выпускающей образовательной организацией, родителями (законными представителями) и обучающимися при организации их индивидуальной образовательной траектории в предэкзаменационный период.

Если всё же выбор информатики в качестве вариативного предмета для сдачи ЕГЭ является осознанным не случайным выбором ученика, то, на наш взгляд, для организации эффективной целенаправленной подготовки школьников к ЕГЭ по информатике необходимо определить и зафиксировать текущий уровень знаний, умений и навыков выпускника по предмету.

Одним из первых шагов в подготовке к ЕГЭ является выявление пробелов в знаниях. Так, решение пробных контрольных измерительных материалов (далее – КИМ) является эффективным способом определения недостающих знаний ученика. Демоверсии и изменения в КИМ ЕГЭ можно найти на официальном сайте Федерального института педагогических измерений [1]. Пробные тесты, составленные по образцу реального экзамена, помогают школьникам не только привыкнуть к формату заданий, но и понять, какие темы требуют дополнительного внимания при подготовке к экзамену.

Если выпускник знает и владеет навыком программирования, это существенно может ему помочь при решении задач ЕГЭ. Вопросы, связанные с алгоритмами, занимают значительное место в экзаменационных заданиях. Поэтому важно включать в учебный процесс практические задания по программированию, что поможет учащимся лучше усвоить материал и подготовиться к экзамену. В статье Сорочинского М.А. и Белолюбского М.М. [6] анализируются изменения в ЕГЭ по информатике и ИКТ. С 2021 года экзамен проводится на персональных компьютерах, в связи с этим, появляется возможность использования различных языков программирования для решения задач. Так, в отмеченной статье говорится о том, что знание языка программирования Python позволит успешно подготовиться к единому государственному экзамену по информатике и ИКТ. Одновременно выявлены преимущества языка программирования Python для сдачи ЕГЭ по информатике, к ним относятся: простота, функциональность, множество библиотек, простой интерфейс.

Далее рассмотрим один из способов подготовки к единому государственному экзамену внеклассные занятия, которые организуются в школах зачастую в виде дополнительных платных уроков. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [7] школа может оказывать платные образовательные услуги. Дополнительное образование согласно статье 2 Федерального закона, направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Многие образовательные учреждения начинают предлагать платные курсы по подготовке к ЕГЭ по информатике. Эти занятия проводятся квалифицированными преподавателями, которые имеют опыт в подготовке учащихся к экзаменам. Как правило, занятия организуются в небольших группах, что позволяет каждому ученику получить отдельное внимание и помощь в усвоении материала. Преподаватели используют различные методики обучения, включая практические задания, тесты и групповые обсуждения. Это помогает создать атмосферу сотрудничества и обмена знаниями между учениками.

В докладе Ручко Л. С. [5] было выделено то, что эффективность внеклассных уроков по подготовке к ЕГЭ по информатике зависит от нескольких факторов. Во-первых, это уровень подготовки преподавателя, где квалифицированные специалисты могут не только объяснить сложные темы, но и поделиться полезными стратегиями для успешного прохождения экзамена. Во-вторых, это то, что важна организация занятий: четкая структура уроков, разнообразие методов обучения и регулярная практика позволяют учащимся лучше подготовиться к экзамену. Таким образом, данный способ подходит таким выпускникам, которые уже имеют высокий уровень знаний и могут самостоятельно регулярно заниматься дома.

В последние годы онлайн школы стали популярным инструментом для подготовки к ЕГЭ по информатике. С учетом современных технологий и стремительного развития интернета, многие учащиеся и их родители выбирают именно этот формат обучения. Онлайн школы предлагают разнообразные программы, которые охватывают все аспекты подготовки к ЕГЭ по информатике. Такие курсы включают в себя видеолекции, интерактивные задания, тесты и практические работы, что позволяет учащимся глубже понять материал и подготовиться к экзамену. Одним из ключевых преимуществ онлайн курсов является гибкость, где учащиеся могут выбирать удобное время для занятий, что особенно важно для тех, кто совмещает учебу с другой внеклассной деятельностью, так же позволяет обучаться в комфортной обстановке, не выходя из дома.

Одним из основных недостатков онлайн обучения является недостаток личного общения с преподавателями и сокурсниками, а также онлайн обучение требует высокой степени самодисциплины и организованности. Учащимся может быть сложно самостоятельно планировать свое время и не отвлекаться на посторонние дела. Так, в статье Алсынбаева Л.Г. и Савеленко В.В. [8] на примере общеобразовательных учебных заведений Калининградской области рассматриваются способы повышения уровня подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по математике путем использования системы дистанционного обучения для тренировки и мониторинга подготовки. Таким образом, было выявлено, что качество онлайн курсов может варьироваться. Не все платформы предлагают актуальные и качественные учебные материалы, где впоследствии может негативно сказаться на результате сдаче экзамена. Данные выводы относятся и к экзамену по информатике.

Одним из самых распространённых способов подготовки к выпускному экзамену является репетиторство. Репетиторство – это индивидуальные занятия с учеником, которые направлены на углубленное изучение предмета. В отличие от школьного обучения, где внимание распределяется между всеми учениками, репетиторство позволяет сосредоточиться на конкретных потребностях и проблемах школьника. Это может быть особенно полезно в таких сложных и быстро развивающихся областях, как информатика. Однако, важно не только знать теорию, но и уметь применять знания на практике, где негативным последствием может стать то, что ученик становиться зависим от репетитора и не может самостоятельно решать экзаменационные задачи. Из всех перечисленных способов подготовки к экзамену, репетиторство является самым дорогим, что может стать недоступным для некоторых школьников.

Так, не все репетиторы обладают необходимыми знаниями и опытом, что может снизить эффективность занятий. Опираясь на эксперимент заместителя заведующего Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования ВШЭ Андрея Захарова и ведущего научного сотрудника этого института Прашант Лоялка выявлено, что если у ученика достаточно широкая база знаний, то репетиторство может не помочь в достижении высоких результатах, а для учеников с низкой успеваемостью такие занятия дают нулевой эффект. Таким образом, ученики с низкой успеваемостью по незнанию могут выбирать недобросовестных и некомпетентных поставщиков услуг. Важна также идентификация качества программ и информирование семей о добросовестных поставщиках услуг, заключают исследователи [4].

С учетом этого был сделан вывод о том, что итоговый результат в сдаче экзамена зависит напрямую от мотивации ученика и его выбора способа подготовки к единому государственному экзамену. Эффективная подготовка требует не только усердия, но и грамотного подхода. Все ранее рассмотренные способы являются лишь вспомогательными инструментами, которые могут значительно облегчить процесс подготовки к сдаче экзамена. Как ранее было сказано, каждый способ подготовки имеет свои преимущества и недостатки, но если их интегрировать, то шанс успешно сдать экзамен значительно повыситься. Но, поскольку, каждый вариант подготовки является энергозатратным и требует большого объема финансовых вложений, то не каждый выпускник может себе позволить совмещать сразу несколько вариантов подготовки к ЕГЭ. Поэтому, возникает необходимость такого способа подготовки, который может совмещать в себе сразу несколько способов организации подготовки к сдаче единому государственному экзамену.

В качестве такого варианта автор видит создание обучающего сайта по программированию. Этот проект предполагает онлайн обучение, которое объединит в себе элементы репетиторства и традиционного онлайн обучения. На сайте будут представлены различные темы, каждая из которых будет содержать видео-лекции и теоретический материал, а также предусмотрены онлайн консультации, где обучающиеся смогут получить ответы на свои вопросы в реальном времени. Для практического применения своих теоретических знаний на платформе будет возможность размещать домашние задания, которые будут проверяться с помощью искусственного интеллекта, обеспечивая мгновенную обратную связь и помощь в обучении. Автор планирует продолжить исследование в данном направлении, чтобы сделать обучение программированию более доступным и эффективным для школьников, что в дальнейшем позволит им увеличить шансы на успешную сдачу ЕГЭ по информатике.

 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

 

1. Аналитический отчёт о результатах участников ЕГЭ 2024 года по ИНФОРМАТИКЕ, включая методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2024 г. [Электронный ресурс] // ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» [сайт]. URL: https://fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy#!/tab/173737686-5 (дата обращения: 30.10.2024).

2. Нуриева, Л. М. О бедном репетиторе замолвите слово (еще раз об эффективности репетиторства для подготовки к ЕГЭ) / Л. М. Нуриева, С. Г. Киселев // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 8. – С. 148-163. – DOI 10.17853/1994-5639-2018-8-148-163.

3. Приказ Рособрнадзора России от 22.06.2023 № 02-236 «О направлении рекомендаций по анализу результатов проведения единого государственного экзамена, выявлению и профилактике нарушений действующего законодательства в сфере образования (вместе с рекомендациями по анализу результатов проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена, выявлению и профилактике нарушений действующего законодательства в сфере образования)». URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Rosobrnadzora-ot-22.06.2023-N-02-235/?ysclid=m2vg2xkwon999033034 (дата обращения: 30.10.2024).

4. Репетиторы не помогут троечникам успешно сдать ЕГЭ. [Электронный ресурс] // Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании ВШЭ [сайт]. URL: https://ioe.hse.ru/lepa/news/172973129.html?ysclid=m2vhi6d7ne952354711 (дата обращения: 30.10.2024).

5. Ручко, Л. С. Содержание и организация мониторинга эффективности внеурочной деятельности школьников / Л. С. Ручко // Народное образование. – 2019. – № 2. – С. 33-36.

6. Сорочинский, М. А. Подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ: обзор заданий и решение задач на основе языка программирования Python / М. А. Сорочинский, М. М. Белолюбский // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 8-3(110). – С. 114-117. – DOI 10.23670/IRJ.2021.110.8.097.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2024). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Эффективность применения технологий электронного обучения на завершающем этапе подготовки к ЕГЭ по математике / Алсынбаева Л.Г., Савеленко В.В. // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2023. вып. 11. С. 90 97.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз