«Качество воспитательного результата, как фактор ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности» | Иногородская Наталья Иго. Работа №354836
«Качество воспитательного результата, как фактор ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности»
Преподаватель психологии ГАОУ СПО РК "Керченский медколледж им. Г.К. Петровой"
Преподаватель Высшей категории
Данная статья полезна, как преподавателям, так и студентам!
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«Керченский медицинский колледж имени Г.К. Петровой»
«Качество воспитательного результата, как фактор ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности»
Докладчик :
Иногородская Н.И.
Качество воспитательного результата, как фактор ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности
Преподаватель психологии
ГАОУ СПО РК «Керченский медколледж им.Г.К.Петровой»
Иногородская Н.И.
Профессиональное воспитание —
это целенаправленный процесс движения личности к самостоятельно и добровольно выбранной профессии
.
Оно направлено на личностное и профессиональное развитие будущего работника, на соответствие потребностей и способностей, целей и путей их реализации в жизнедеятельности будущих специалистов.
Цели проф.воспитания :
освоение профессиональных идеалов и ценностей;
духовное обогащение, расширение духовных мотивов и интересов;
обогащение нравственных и эстетических чувств;
формирование прикладных умений, навыков и привычек опыта
саморефлексии
Для успешного выполнения профессиональной деятельности специалист должен владеть определенными ключевыми компетенциями и необходимыми личностными качествами, значимыми для будущей профессии. В процессе подготовки специалистов профессиональные качества становятся личностными, а личностные качества помогают реализоваться в профессии. Современный студент во все большей степени становится суверенным как личность. Он способен сам выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным жизненным опытом. С другой стороны, стартовые условия вхождения студентов в самостоятельную жизнь значительно ухудшились.
Считается, что образовательные организации СПО, в т.ч. и медицинского профиля, принимают в свои стены молодых людей, которые сделали свой выбор в пользу той или иной профессии. Однако, как показывают опыт, более половины первокурсников имеют весьма приблизительные представления о будущей профессии, мотивированы на изучение лишь определённого круга предметов, а некоторые заявляют о нежелании в будущем работать по специальности. Это обстоятельство ставит вопрос о необходимости профессионального воспитания как целенаправленного процесса управления развитием личности, приобщения к профессиональным ценностям. В связи с этим преподавательский состав испытывает определённые трудности в воспитательной работе со студентами, т.к. привычные, традиционные схемы организации воспитательного процесса в современных условиях не работают. Каждое новое поколение, имея сходные возрастные особенности, значительно отличается от предшественников - и своими мировоззренческими позициями, и ценностными ориентациями, и способами самореализации в новых жизненных условиях. В связи с этим встаёт вопрос о формировании новой культуры профессионального воспитания. Причем практический характер профессионального воспитания будущего медицинского работника носит определяющий характер, поскольку позволяет преодолеть формализм в нравственном воспитании будущего специалиста.
Воспитание в медицинском колледже имеет свои особенности, т.к. медицинский работник – это не только специальность, но и призвание, требующее особых качеств личности. Поэтому формирование требуемой духовно-нравственной культуры становится основой воспитательной деятельности при подготовке специалистов в медицинском ССУЗе.
В процессе своей работы педагогический коллектив решает вопросы повышения эффективности обучения студентов медицинского колледжа, развития у них профессионально-нравственных качеств. Профессиональная деятельность специалистов медицинского профиля обязательно включает в себя глубокое понимание будущим медицинским работником своего профессионального долга, профессиональной и нравственной ответственности за качество и результат своей работы. Среднему медицинскому работнику часто приходится осознавать моральную ответственность, свое отношение к людям и духовно-нравственным ценностям, оказывающимся в сфере профессиональных интересов.
В процессе воспитания и обучения в медицинском колледже каждый студент должен получить реальное представление о выбранной профессии, необходимые базовые знания, умения, позволяющие ему осознать себя в профессии, обществе.
Воспитание в рамках профессиональной подготовки средних медицинских работников должно обеспечить усвоение студентами нравственную составляющую профессиональной деятельности, сформировать такие личностные качества, как умение адекватно воспринимать действительность и способность к социально значимой деятельности, чувство ответственности и долга, высокую нравственную культуру.
Формирование образа будущей профессии и важных профессиональных качеств у студентов медицинского колледжа необходимо начинать с первого года обучения, выстраивая в соответствии с этой целью учебный процесс и внеучебную деятельность, максимально используя весь воспитательный потенциал образовательного учреждения, чтобы в будущем у части выпускников не возникло неудовлетворенности, разочарованности и желания уйти из профессии.
Все учебные программы, реализующиеся в медицинском колледже с первого курса до последнего, скорректированы с учётом содержания профессионального идеала определённой медицинской специальности, под которым понимается конечная цель медицинского профессионального образования и образ профессионала. Рабочие программы обязательно учитывают основные задачи и место дисциплины в системе подготовки специалиста данного медицинского профиля, делая акцент на тех темах, которые наиболее важны для формирования общепрофессиональных и специальных профессиональных знаний и умений. Кроме того, необходимо максимально использовать воспитательный потенциал каждой дисциплины для формирования профессионального идеала студентов. В учебном плане колледжа нет ни одного предмета, который не мог бы быть использован в целях профессионального воспитания. Педагоги стремятся актуализировать воспитательный потенциал преподаваемых дисциплин. А для этого нужно, чтобы модель выпускника медицинского колледжа была понятна и личностно значима для всех участников образовательного процесса.
Одним из средств, которым располагает педагог для воспитания своих студентов, является его личный пример поведения и отношения к окружающим. Преподаватель является для студентов той личностью, с мнением которой все они, как правило, считаются и дорожат им. Если педагог в своем поведении в колледже, на учебных занятиях, вне занятий, в своих отношениях со студентами и другими людьми создает для них нравственный образец, то он тем самым осуществляет нравственное воспитание своих студентов.
В колледже преподавание учебных дисциплин и профессиональных модулей осуществляют преподаватели, имеющие большой стаж практической работы. Это специалисты, которые помимо формирования профессиональных компетенций, способствуют развитию у студентов коммуникабельности, пониманию сути и значения выбранной специальности, ее важности для укрепления здоровья, желанию дальнейшего самообразования. Личным примером преподаватели мотивируют будущих специалистов на профессиональную карьеру.
В организации внеучебной воспитательной деятельности в колледже используется тот же принцип, что и в организации учебного процесса. Воспитательные мероприятия, направленные на формирование профессиональной ориентации студентов, развитие и укрепление интереса к выбранной профессии, воспитание профессионально значимых, социальных и личностных качеств разнообразны: это и встречи со специалистами выбранного профиля, работодателями лечебных учреждений, студенческие научно-практические конференции, конкурсы профессионального мастерства, выпуски газет и т.д.
Следует отметить, что получив диплом, большинство выпускников колледжа готово самостоятельно работать в лечебно-профилактических учреждениях, что особенно важно при дефиците кадров среднего медицинского персонала.
Таким образом, сущность профессионального воспитания представляет собой организованный, целенаправленный педагогический процесс развития профессионального интереса студентов к получаемой профессии, формирования у них профессиональной техники, становления личности студента профессионала своей области, повышения уровня профессиональных компетенций студентов.
Проблемы воспитательной работы.
Участие в мероприятиях одни и те же студенты
Работа кружков
Включенность педагогического состава в
профориентационную
работу
Слабый, индивидуальный
подход в личностно-ориентированном направлении
Малое количество участий в конференциях, олимпиадах конкурсах профессиональной направленности.
Наличие выпускников, не трудоустроенных по специальности
Отсев студентов со всех курсов (особенно выпускные!)
РЕШЕНИЯ:
1.
Разработать мастер
-класс для
профориентационной
работы со школьниками, на базе кабинетов доклинической практики.
2. Ежемесячно освещать новости кружковой работы в официальной группе колледжа в ВК
3.Продолжить работу по содействию в трудоустройстве
и аккредитации
выпускников.
4. Педагогам, закрепленным за школами города организовывать
профориентационную
работу в виде дней открытых дверей, мастер-классов на базе колледжа