Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Кадровое обеспечение образовательных организаций образования г. Кемерово | Рощина Анна Викторовна. Работа №275797

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Рощина Анна Викторовна
В         статью включена статистическая и аналитическая информация о состоянии кадрового потенциала муниципальных образовательных организаций города Кемерово за период с 2018/2019 по 2020/2021 учебные годы.

Статья адресована специалистам управления образования муниципального уровня, специалистам муниципальной методической службы, более того информация,  содержащаяся в данной статье, может быть полезна административным и педагогическим работникам образовательных организаций, а также всем лицам, заинтересованным в повышении качества образования г. Кемерово.

Кадровое обеспечение образовательных организаций начального, общего и среднего образования г. Кемерово

 

Методист МБОУ ДПО «НМЦ» г. Кемерово

Рощина Анна Викторовна

 

В федеральных проектах «Учитель будущего», «Современная школа» предусматривается совершенствование и обновление системы развития кадрового потенциала. В реализации региональной образовательной политики особое значение приобретает создание условий для роста профессионализма педагогических и руководящих работников образовательных организаций, развития их компетенций, для использования педагогами новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.

Численность педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего образования, основного общего образования, и среднего общего образования на протяжении последних лет незначительно увеличивается: по данным базы АИС «Образование Кемеровской области» по состоянию на 05.09.2021 в них работали 3454 человека (по состоянию на 05.09.201-3334 человека).

Наряду с этим, в исследуемый период было заметно волнообразные движения в количестве работников из числа административно-управленческого персонала. По состоянию на 05.09.2020 года доля работников административно-управленческого персонала в общей численности работников образовательных организаций составила 10,48%.

Подробные данные о количестве работников начального, основного, среднего (полного) образования по категориям должностей и основным видам должностей представлены в таблице 1.

Таблица 1

Количество работников начального, основного, среднего (полного) образования по основным видам должностей

(по состоянию на 5 сентября указанного учебного года)

 

Должность

Количество работников по основным видам должностей

 

2018/19

2019/20

2020/21

Педагогических работников

3334/75,60%

3379/75,24%

3454/76,05%

Всего учителей

3096/92,86%

3109/92,01%

3189/92,33%

Учитель начальных классов

905/29,23%

926/29,78%

954/29,92%

Учитель русского языка и литературы

347/11,21%

335/10,78%

347/10,88%

Учителя иностранного языка

385/12,44%

388/12,48%

403/12,64%

Учитель математики

266/8,59%

268/8,62%

275/8,62%

Учитель информатики и ИКТ

99/3,20%

95/3,06%

99/3,10%

Учитель биологии

109/3,52%

106/3,41%

102/3,20%

Учитель химии

71/2,29%

71/2,28%

71/2,23%

Учитель физики

87/2,81%

87/2,80%

90/2,82%

Учитель истории

192/6,20%

193/6,21%

195/6,11%

Учитель обществознания

13/0,42%

12/0,39%

16/0,50%

Учитель экономики

4/0,13%

3/0,10%

4/0,13%

Учитель права

1/0,03%

1/0,03%

1/0,03%

Учитель географии

84/2,71%

83/2,67%

86/2,70%

Учитель ОРКСЭ

2/0,06%

3/0,10%

3/0,09%

Учитель ИЗО

52/1,68%

52/1,67%

50/1,57%

Учитель музыки

66/2,13%

67/2,16%

67/2,10%

Учитель физической культуры

251/8,11%

254/8,17%

245/7,68%

Учитель технологии

114/3,68%

115/3,70%

120/3,76%

Учитель ОБЖ

22/0,71%

24/0,77%

23/0,72%

Педагог дополнительного образования

40/1,20%

78/2,31%

73/2,11%

Учитель – логопед

6/0,18%

7/0,21%

9/0,26%

Педагог- организатор

10/0,30%

15/0,44%

14/0,41%

Педагог- психолог

68/2,04%

69/2,04%

62/1,80%

Социальный педагог

26/0,78%

27/0,80%

31/0,90%

Учебно-вспомогательный персонал

158/3,58%

166/3,70%

159/3,50%

Библиотекарь

6/3,80%

9/5,42%

8/5,03%

Административно-управленческий персонал

418/9,48%

427/9,51%

423/9,31%

Директор

69/16,51%

67/15,69%

67/15,84%

Заместитель директора по УВР

103/24,64%

107/25,06%

103/24,35%

Заместитель директора по ВР

49/11,72%

50/11,71%

48/11,35%

заместитель директора по НМР

Нет св.

Нет св.

2/0,47%

заместитель директора по УМР

Нет св.

Нет св.

2/0,47%

заместитель директора по АХР

Нет св.

Нет св.

60/14,18%

заместитель директора по безопасности образовательного процесса

Нет св.

Нет св.

42/9,93%

Заместитель директора

114/27,27%

116/27,17%

17/4,02%

Зав. Библиотекой

55/13,16%

53/12,41%

52/12,29%

 

Детальный анализ данных количества педагогических работников по основным видам должностей позволяет говорить о росте удельного веса учителей по большинству должностей в категории «учитель», а также и узких специалистов, таких как: «педагог дополнительного образования», «социальный педагог». Вместе с тем наблюдается тенденция снижения количества педагогических работников в должности «педагог-психолог», «учитель физической культуры», «педагог дополнительного образования».

Создание соответствующих кадровых условий реализации ФГОС влияет и на изменение в большую сторону удельного веса административно-управленческих работников, а именно: заместителей директоров по воспитательной работе и учебно-воспитательной работе.

Несмотря на стабильное увеличение количества педагогических работников, согласно данных АИС «Образование Кемеровской области», численность обучающихся по программам начального, основного и среднего общего образования в расчете на одного педагогического работника составила 18,32 человека, что на 0,18 ед. больше, чем в прошлом отчетном периоде. Данную ситуацию можно объяснить ежегодным приростом детей в возрасте от 7 до 18 лет, охваченных образовательными услугами (табл. 2).

 

 

 

Таблица 2

Укомплектованность образовательных организаций педагогическими работниками

(по состоянию на 5 сентября указанного учебного года)

 

Учебный год

Среднее количество детей, на одного педагогического работника

2018/19

17,99

2019/20

18,14

2020/21

18,32

 

Еще одним из приоритетных направлений образовательной политики региона является привлечение в отрасль высококвалифицированных кадров, а также молодых специалистов (государственная программа Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014-2025 года, программа (план) мероприятий «Развитие и обновление кадрового потенциала региональной системы образования на 2019-2023гг.»).

Согласно полученным данным, доля молодых специалистов из числа педагогических работников в ОО на протяжении исследуемого периода увеличивается с 4,95% до 5,72%, что в числовом эквиваленте составляет 45 человек. Более того, увеличивается приток педагогических работников со стажем работы до 3-х лет, в том числе пришедших в профессию из других областей (табл. 3).

Таблица 3

Молодые специалисты и педагогические работники со стажем работы до 3-лет

(по состоянию на 5 сентября указанного учебного года)

 

Показатель

2018/2019

2019/2020

2020/2021

Молодые специалисты (чел/%)

233/4,95

251/5,25

278/5,72

Педагогические работники со стажем до 3-лет в том числе пришедших в профессию из других областей (чел/%)

196

316

626

 

С целью развития профессиональных умений и навыков молодого педагога оказывается методическая поддержка педагогов: проводятся индивидуальные консультации, организуются методические встречи, мастер-классы, «панорамы» открытых уроков, «Педагогические гостиные». Ежегодно молодые специалисты чествуются на церемонии «Посвящение в профессию».

Изучение данных мониторингового исследования кадрового потенциала образовательных организаций по критерию «возрастной состав» позволяет выявить, что наиболее многочисленной группой на протяжении представленного периода являются педагогические и административно-управленческие работники в возрасте от 46 года до 55 лет. Более того, на протяжении последних трех лет сохраняется тенденция к увеличению доли педагогов в возрасте 20-30 лет: с 20,88% в 2018/19 учебном году до 21,54% в 2020/21 учебном году. Так же наблюдается снижение доли педагогических работников в возрасте старше 65 лет до 6,08% по состоянию на начало 2020/21 учебного года (табл. 4).

 

 

Таблица 4

Возраст работников образовательных организаций

(по состоянию на 5 сентября указанного учебного года)

 

Показатель, возраст, лет

Учебный год/категория должности

 

2018/19

2019/20

2020/21

 

Педагогические работники

АУП

Педагогические работники

АУП

Педагогические работники

АУП

До 20 лет

7/0,21

0

8/0,24

0

7/0,2

0

20-30 лет

696/20,88

9/2,15

706/20,89

10/2,34

744/21,54

15/3,55

31-35 лет

356/10,68

24/5,74

375/11,10

29/6,79

378/10,94

36/8,51

36-45 лет

766/22,98

120/28,71

727/21,52

112/26,23

749/21,69

93/21,99

46-55 лет

830/24,90

128/30,62

827/24,47

139/32,55

851/24,64

145/34,28

56-65 лет

345/10,35

88/21,05

370/10,95

86/20,14

515//14,91

111/26,24

Более 65 лет

334/10,02

49/11,72

366/10,83

51/11,94

210/6,08

23/5,44

 

Изучение данных также показало, что тенденция омоложения кадрового потенциала продолжает сохраняться. Так, удельный вес численности учителей до 35 лет в г. Кемерово выше среднеобластного значения.

Возрастной состав административно-управленческого персонала организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального, основного и среднего общего образования, на протяжение последних лет существенно не меняется, а основную группу работников составляют сотрудники в возрасте от 46 до 55 лет и от 56 до 65 лет, что в процентном эквиваленте соответствует 21,28% и 26,24 % от общего числа административно-управленческого персонала по ОО города.

Удельный вес пенсионеров в общей численности работников образовательных организаций на начало 2020/21 учебного года составил 30,17% из числа педагогических работников и 43,08% из числа административно-управленческого персонала (табл. 5).

Таблица 5

Пенсионеры из числа работников образовательных организаций

(по состоянию на 5 сентября указанного учебного года)

 

Учебный год/категория должности

2018/19

2019/20

2020/21

Педагогические работники

АУП

Педагогические работники

АУП

Педагогические работники

АУП

687/32,63

321/44,87

713/32,47

130/44,04

654/30,17

127/43,08

 

Лидирующими стажевыми группами в категории «педагогические работники» в течение последних лет становятся группы от 10 до 25 лет (27,88%) и более 25 лет (33,32%). Более того, необходимо отметить, что на протяжении исследуемого периода растет доля педагогов со стажем до 3-лет (с 14,85% на начало 20148/19 учебного года до 15,61% на начало 2020/21 учебного года) (табл. 6).

 

 

 

 

Таблица 6

Стаж педагогических и административных работников

(по состоянию на 5 сентября указанного учебного года)

 

Категория должности

Стаж педагогических и административных работников, %

 

0-3 лет

3 года- 5 лет

5-10 лет

10-25 лет

более 25 лет

 

2018/19

2019/20

2020/21

2018/19

2019/20

2020/21

2018/19

2019/20

2020/21

2018/19

2019/20

2020/21

2018/19

2019/20

2020/21

Пед-кие

работники

14,85

15,03

15,61

9,24

8,97

9,84

12,75

13,44

13,35

29,87

28,41

27,88

33,29

34,15

33,32

АУП

23,68

25,06

26,24

14,35

10,77

9,69

18,66

19,91

19,86

28,71

28,57

26,24

14,59

15,69

17,97

 

Среди административно-управленческого персонала доминируют стажевые группы от 0 до 3 лет: на 2020/21 учебный год доля управленческих работников этой стажевой группы составляет 26,24% и стажевая группа от 10 до 25 лет (доля управленческих работников этой стажевой группы, на начало 2020/21 учебного года, также составляет 26,24%). Также необходимо отметить ежегодное увеличение удельного веса административных работников в стажевой группе более 25 лет до 17,97%.

Реализация в городе комплекса мер по развитию кадрового потенциала образовательных организаций, повышению образовательного ценза педагогических работников позволяет ежегодно увеличивать удельный вес педагогов, получающих высшее образование (табл. 7).

Таблица 7

Образование работников образовательных организаций

(по состоянию на 05.09 указанного учебного года)

 

Образование

Педагогические работники, %

Работники из числа АУП, %

 

2018/19

2019/20

2020/21

2018/19

2019/20

2020/21

Высшее

82,72

82,33

83,01

89,23

91,10

91,73

Среднее профессиональное

16,98

17,31

16,53

9,81

8,67

8,04

Начальное профессиональное

0,03

0,03

0,06

0

0

0

Среднее (полное), основное, пед/класс

0,24

0,33

0,41

0,48

0,23

0,23

 

Согласно данным базы, педагогические и руководящие работники образовательных организаций начального, основного и среднего (полного) образования по состоянию на 05.09.2020 имеют профессиональное образование следующего уровня: педагогические работники – 2867 высшее, 571 среднее; административно-управленческие работники – 388 высшее, 34 - среднее.

Активно развивается система мероприятий, направленных на непрерывное развитие профессионализма и удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей педагогических работников.

Так, на начало 2020/21 учебного года доля педагогических работников, имеющих действующий документ об окончании курсов повышения квалификации, составила 74,78 % работников из числа АУП -73,52% (табл. 8).

Таблица 8

Профессиональные характеристики работников образовательного учреждения

(курсы повышения квалификации)

(по состоянию на 5 сентября указанного учебного года)

 

Показатель

Педагогические работники

АУП

 

2018/19

2019/20

2020/21

2018/19

2019/20

2020/21

всего

2548/76,33

2573/75,97

2583/74,78

303/72,49

322/75,41

311/73,52

не менее 16 ч. до 72 ч.

723/21,66

798/23,56

856/24,78

159/38,04

163/38,17

147/34,75

не менее 72 ч. до 100ч.

662/25,98

811/31,52

917/35,50

50/16,50

71/22,05

98/31,51

свыше 100ч.

1729/67,86

1545/60,05

1438/55,67

189/62,38

173/53,73

149/47,91

Количество работников, прошедших повышение квалификации для работы с детьми с ОВЗ

113/3,39

178/5,26

325/9,41

11/2,63

21/4,92

27/6,38

 

Анализ данных таблицы 78 показал, что помимо увеличения удельного веса педагогических работников, имеющих действующий документ об окончании курсов повышения квалификации, ежегодно растет доля педагогических работников прошедших курсы для работы с детьми с ОВЗ: с 3,39% в 2018/19 учебном году до 9,41% в 2020/21 учебном году.

Повышение квалификации педагогического коллектива и профессиональный рост учителя в условиях модернизации образования становятся приоритетной задачей администрации и руководителя образовательного учреждения.

Одним из показателей уровня профессионализма педагогических работников является квалификационная категория, присвоенная педагогу на 5 лет: 77,30% (2670) имеют квалификационные категории (первую и высшую) (табл. 9).

Таблица 9

Аттестация педагогических работников

(по состоянию на 05.09 указанного учебного года)

 

Аттестация

Педагогические работники, %

 

2018/19

2019/20

2020/2021

Аттестовано на квалификационную категорию,

из них:

2562/76,84

2633/77,92

2670/77,30

Высшая категория

16919/63,19

1717/65,21

1787/66,93

Первая категория

943/36,81

916/33,79

883/33,07

Сертификация (чел)

63

71

78

 

Данные мониторинга демонстрируют рост удельного веса педагогических работников образовательных организаций, имеющих квалификационную категорию. На протяжении всего периода прослеживается устойчивая тенденция к увеличению доли педагогов, получивших высшую квалификационную категорию.

В целях повышения профессиональной компетенции педагогических работников, а также реализации социальной поддержки работников образования в регионе проводится добровольная сертификация. В исследуемый период заметно увеличивается количество педагогических работников, имеющих сертификат, подтверждающий высокий уровень профессиональной компетенции.

Педагогические и руководящие работники образовательных организаций города отличаются высоким научным потенциалом. На начало 2020/21 учебного года в общеобразовательных организациях города работали 24 кандидата наук (СОШ № 77, 74, 28, 19, 12, 54, 93 Лицей № 62, 89, Гимназия № 25, 21, 1, 42, ГКЛ) и 9 аспирантов (СОШ № 8, 84, 58, 49, 24 Лицей № 62, Гимназия № 41,42, ГКЛ).

Опыт своей профессиональной деятельности работники образовательных организаций представляют в региональных и российских изданиях. Данные о количестве работников образовательных организаций города, имеющих публикации в изданиях разного статуса, представлены в таблице ниже.

Таблица 10

Публикации работников образовательных организаций

(по состоянию на 05.09 указанного учебного года)

 

Показатель

Педагогические работники (кол-во)

 

2018/19

2019/20

2020/2021

Всего публикаций

421

511

564

В региональных изданиях

128

164

188

В российских изданиях

301

361

388

В зарубежных изданиях

2

4

5

 

Таким образом, данные мониторинга свидетельствуют о результативности мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала образовательных организаций города. Ежегодно увеличивается количество работников, имеющих высшее образование; сохраняется тенденция роста доли работников, имеющих действующий сертификат об окончании курсов повышения квалификации. Сохраняется незначительный, но стабильный рост творческой активности работников организаций общего образования, что является свидетельством созданных в регионе условий для непрерывного совершенствования профессионализма педагогических кадров.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×