"Каждый ребенок должен жить в семье". | Белая Елена Николаевна. Работа №339380
Говорят, тот, кто долго смотрит в глаза детей, может узнать будущее своей страны. С тревогой и надеждой вглядываюсь в эти глаза. Что в них? Есть ли будущее у этой страны? Безусловно, есть. И видится оно - в крепкой дружной семье. Но как обрести такую семью ребенку, оказавшемуся в государственном учреждении? Все мы понимаем, что даже самое хорошее, полностью оснащенное сиротское учреждение, с заботливым персоналом - это временное пристанище для ребенка, пока ищут родителей. Хотелось бы, чтобы время пребывания в нем было короче, тогда проще будет адаптироваться в новой семье.
Мои единомышленники - коллеги, работающие в ГБУ ЛО «Тихвинский ресурсный центр», - уверены, что каждый ребенок, должен жить в семье, и помочь ему обрести эту семью – наша задача.
Говорят, тот, кто долго смотрит в глаза детей, может узнать будущее своей страны. С тревогой и надеждой вглядываюсь в эти глаза. Что в них? Есть ли будущее у этой страны? Безусловно, есть. И видится оно - в крепкой дружной семье. Но как обрести такую семью ребенку, оказавшемуся в государственном учреждении? Все мы понимаем, что даже самое хорошее, полностью оснащенное сиротское учреждение, с заботливым персоналом - это временное пристанище для ребенка, пока ищут родителей. Хотелось бы, чтобы время пребывания в нем было короче, тогда проще будет адаптироваться в новой семье.
Мои единомышленники - коллеги, работающие в ГБУ ЛО Тихвинский ресурсный центр, - уверены, что каждый ребенок, должен жить в семье, и помочь ему обрести эту семью – наша задача.
Но! Как помочь ребенку обрести кровную семью? Это трудный и долгий путь.
Развитие отношений ребенка с родителями и родственниками важное направление в работе по устройству ребенка в семью. Сначала выясняется история жизни ребенка, сведения о его родителях, об условиях проживания, о причинах, в результате которых ребенок оказался в государственном учреждении. Проводится работа по изучению кровного окружения ребенка, учитывается возможности родителей к восстановлению семьи, специалистами учреждения оказывается профилактическая, реабилитационная работа с родителями: помощь в осознании и изменении их образа жизни. Юрисконсульт помогает в решении жилищных и правовых вопросов.
Практика показывает, что воспитанники нуждаются в подготовке к проживанию в семье родных.
Педагог – психолог оказывает помощь ребенку через:
коррекцию психо – эмоционального состояния и протестного поведения ребёнка в связи помещением его в учреждение и желанием вернуться в кровную семью;
терапевтическую (реабилитационная) работу с ребёнком по нарушению привязанности; нарушению развития последствий жестокого обращения; нарушению идентичности; нарушению социального поведения.
Социальный педагог дает детям знания о правах и обязанностях и создает условия для их практического применения на специально организованных занятиях. Подобраны дидактические игры, способствующие расширению области правовых знаний. Изучение прав и обязанностей происходит более успешно в совместной деятельности детей, родственников и воспитателей. Ими оформлены фотоальбомы, изготовлены панно Наши имена, составлены генеалогические древа, совместные презентации на тему Наш домашний любимец.
Постепенно у воспитанников формируется позитивный образ семьи. Организуются встречи ребёнка с родственниками на основании заявлений от родителей, разрешения органа опеки и попечительства, при этом учитывается желание ребёнка. Педагогом – психологом проводится диагностика потребностей, мотивации, готовности к проживанию ребёнка в кровной семье.
На заседании ПМПК оценивается возможность возвращения ребёнка в биологическую семью, в семью родственников, учитываются критерии успешного жизнеустройства ребёнка: безопасность, постоянство, привязанность. Это важные составляющие при оказании помощи в восстановлении родственных отношений.
При возвращении ребенка в кровную семью специалистами учреждения осуществляется дальнейшее сопровождение семьи. Важно помочь кровным родителям, находящимся в трудной жизненной ситуации, заботиться о своих детях.
А если нет кровных родителей? Как помочь ребенку обрести замещающую семью?
При невозможности восстановления кровных и родственных отношений на помощь приходит замещающая семья. Подготовка детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к проживанию в замещающей семье – это комплекс мер психолого-педагогического характера, направленных на формирование у воспитанника адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях, возникающих проблемах и трудностях, формирование у ребенка готовности жизни в семейных условиях, знакомство ребенка с членами семьи и семейным укладом и традициями, а также получение семьей реалистичных представлений о ребёнке.
Подготовка ребенка к жизни в замещающей семье проводится в течение всего времени пребывания его в учреждении. На основании диагностики проблем, связанных с утратой семьи или плохим обращением в ней, педагогом – психологом и врачом - педиатром проводится терапевтическая (реабилитационная) работа.
Выяснить мотив к семейному устройству помогает составление ребенком совместно с воспитателем и социальным педагогом Книги жизни.
Социальный педагог знакомит детей (в соответствующей возрасту форме) с основными документами по защите их прав. Воспитанники совместно с воспитателями ресурсного центра ежегодно посещают консультативный центр правовой помощи детям в администрации Тихвинского района Ленинградской области, где получают ответы на вопросы, как защищаются права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области.
Конкурсы рисунков Моя будущая семья, игры Веселые старты с приглашением кандидатов в опекуны, совместные праздники День рождения, Новый год с приглашением замещающих родителей проходят в ресурсном центре с целью помощи ребенку обрести семью. Это настоящие праздники для детей и взрослых, на которых царит любовь и уважение к ребенку!
Каждый ребенок хочет жить в семье. Семье, где его любят, о нем заботятся. Ребенок в безопасности – заботливый безопасный взрослый. Чувство безопасности - ощущение стабильности, возможности предвидеть, что произойдет завтра, оно дает понимание того, что ребенок сам влияет на собственную жизнь и контролирует происходящее в ней, что не произойдет никакого насилия и в любой момент можно рассчитывать на помощь приемных родителей.
В ходе личного знакомства членов приемной семьи с ребенком, кратковременного совместного общения (прогулки, посещение парка) у ребенка появляется доверие к будущим родителям и желание продолжать с ними общение.
Проживание ребёнка в семье в выходные и каникулярные дни дает возможность кандидатам оценить свои воспитательные ресурсы, осознать свою ответственность за его судьбу. Кроме того, осуществляется обеспечение благоприятного вхождения ребёнка в семью.
Все это формирует позитивное восприятие ребенком перспектив жизни в конкретной семье, он готов покинуть ресурсный центр для проживания в приемной семье.
При помещении ребенка в приемную семью осуществляется дальнейшее сопровождение семьи. Мы знаем, с какими трудностями сталкиваются иногда приемные родители, как непросто бывает с психологически травмированными детьми, и всегда готовы оказать им поддержку.
Мы, специалисты ресурсного центра, очень хотим, и делаем все возможное, чтобы было больше счастливых детей, чтобы каждый из них обрел семью, дом и близких, которые всегда будут рядом!
А значит, можно смело смотреть в глаза ребенка и быть уверенным в будущем нашей страны.