Как быть успешной в профессиональной деятельности

Автор: Магамедова Наталья Николаевна

МОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Белоярский Новобурасского района  Саратовской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:

Как быть успешной в профессиональной деятельности?

 

 

 

 

Подготовила: Магамедова Н.Н. учитель начальных классов первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016 год

 

Здравствуйте! Уважаемые коллеги, я попрошу Вас побыть членами одного коллектива. Мы  все с вами разные: работаем в разных школах, преподаем разные предметы, у нас разный возраст. Но у нас есть нечто общее, что объединяет нас на эту минуту. Это нечто – педсовет.

Начну наш педсовет с притчи.

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. “Есть 5 вещей, которые ты должен знать, – сказал он карандашу, – прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

• Первое: Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Мастеру держать тебя в Своей руке и позволишь другим людям иметь доступ ко многим дарам, которыми ты обладаешь.

• Второе: Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом и создавать совершенство.

• Третье: Ты будешь, способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

• Четвертое: Твоя наиболее важная часть будет  всегда находиться внутри тебя, это твой стержень.

• И пятое: На какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать ДЕЙСТВОВАТЬ”.

Карандаш понял и пообещал помнить об этом; он был помещен в коробку с призванием в сердце.

И теперь, ставя нас на место карандаша, хочу сказать: всегда помните эти 5 правила и никогда не забывайте их, и вы станете лучшими педагогами, которыми только можем быть.


Итак, тема нашего педсовета «Как быть успешным в профессиональной деятельности?»

Цель: определение наиболее значимых критериев успешности профессиональной  деятельности.

Задачи:

1. Определить критерии профессиональной успешности учителя для нашего коллектива

2. Определить факторы, влияющие на успешность работы учителя.

3. Приобщить учителей к самоанализу и самодиагностике.

Современной школе нужен новый учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями, обладающий профессиональными компетенциями, способный помочь учащимся найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. И в связи с этим каждый педагог сегодня должен серьезно осознать необходимость самосовершенствования. Самым первым и самым трудным шагом на этом пути является самопознание, умение и желание взглянуть на себя со стороны.

Наша задача сегодня определить, критерии успешной в профессиональной деятельности.

  Для этого поделимся на две группы. (Работа в группах). Сообща за 2 минуты запишите 6 критериев успешности учителя по вашему мнению.

   (Всем присутствующим выдаются  лепестки, на которых члены группы записывают критерии. Затем один из участников составляет цветок и называет свои критерии. Критерии сравниваем и если есть совпадения составляем третий цветок) Значит критериями успешности является (называю критерии которые привели участники педсовета)

 

«Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить», – писал В. М. Лизинский.

Результатами  работы любого учителя являются:

·  знания, умения и навыки;

·  воспитанность;

·  здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние наших учащихся.

А материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать), – это дети, которые никогда не станут снова детьми. И учителя (как врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности допускать ошибки. Ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно. А чтобы избежать ошибок, очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности работы. В связи с этим педагоги должны понять, какие критерии определяют успешность работы учителя и какие факторы влияют на это. Условно все критерии можно разделить на три группы:

 

1) педагогические;

2) психологические;

3) личностные.

 

Педагогические критерии успешности учителя.

О работе учителя, во-первых, судят по конечному результату, поэтому

первый  критерий  – это уровень обученности наших учеников. Уровень обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по отдельным темам, в конце учебной четверти (триместра), по итогам контрольных работ. Результаты таких наблюдений регулярно доводятся до сведения учителей, поэтому каждый учитель знаком с предложенным критерием не понаслышке.

Второй   критерийуровень сформированности общеучебных умений и навыков.

Это:

·  учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации);

·  учебно-логические умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и т. п.);

·  учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля и т. п.).

Третий  критерий  – состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.

Четвертый   критерийобразование педагогов и повышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания.

Пятый   критерийспособность к самоанализу, рефлексии. Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления можно разделить на два вида:

1) размышления, претворенные в действие (то есть придумал и сделал);

2) размышление по поводу совершенных действий (то есть анализ совершенного) – рефлексия.

Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.

Шестой критерий  – инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.

 

Психологические критерии успешности учителя.

«Настоящее образование, – писал в свое время Добролюбов, – это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему».

Рассмотрим вопрос об успешности учения, его зависимости от того смысла, который имеет для ребенка изучаемое им.

Первый  критерий  – интерес, мотивация.

Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяется самый интерес? Нередко интересы связывают с эмоциями.

«Что интересует моих учеников? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего – создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом.

Как сохранить и поддержать любознательность ребенка?

Всем хорошо известно, что по мере школьного обучения дети теряют любопытство, становятся менее любознательными. Это один из самых тревожных показателей школьного неблагополучия.

Второй   критерий  – сознательное обучение.

Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться – долг ребенка. Конечно, первоклассник или второклассник знает, зачем он учится. Но разве это заставляет его внимательно слушать учителя и тщательно выполнять домашние задания?

Нет, это не так. Реально его побуждают учиться другие мотивы: может быть, он просто хочет научиться читать, писать и считать; может, он хочет получать пятерки; может быть, он хочет поддержать свою репутацию в семье, в классе, в глазах учителя. Значит, недостаточно, чтобы ребенок усвоил объективное значение данного учебного предмета. Нужно, чтобы он соответственным образом и внутренне отнесся к изучаемому, нужно воспитать у него требуемое отношение к учению.

Формальное преподавание – это и есть такое преподавание, при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям.

Третий критерий  – взаимоотношения в системе «учитель – ученик». В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обусловливают как характер мотиваций учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся.

Ситуация сотрудничества ученика с учителем и другими учащимися обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений по мере того, как ученик усваивает новое предметное содержание. Формы сотрудничества:  от  совместного,  разделенного  с  учителем  действия,  далее – к подражанию и самообучению.

Четвертый  критерий  – учет индивидуальных особенностей ученика.

Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность учителя. Учитель не должен спрашивать учеников – поняли его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать:

·  как на уроке создана установка быть внимательным;

·  как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и пр.);

·  как организована смена видов деятельности на уроке;

·  как учитываются возрастные особенности внимания школьников;

·  как организована активность учащихся на уроке;

·  как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.

Известно, что между учениками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко запоминают образный материал, другие – эмоциональный, третьи – вербальный, четвертые – движения. Эти различия проявляются в успешности учебной деятельности, и учитель должен учитывать их в своей работе. Так, нельзя подходить с одними требованиями к оценке успехов учеников по разным дисциплинам.

 

Профессионально-личностные критерии успешности учителя.

Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима.

Из многочисленных существующих диагностических методик я выделила такие качества личности учителя, которые, на мой взгляд, оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.

1. Эмоциональность.

В состав этого качества входит:

– интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;

– адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;

– доброжелательность реакции учителя на возбуждение;

– уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.

2. Выразительность  речи.

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.

За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач.

К сожалению, почти некоторые учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся.

Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «ТРИ О»:

Общение – с хорошей литературой, искусством, природой.

Общение – с интересными людьми, любовь, дружба.

Общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.

3. Творческое   начало  личности.

Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно. Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!»

Одностишие: Я и творить, и натворить умею (В. М. Лизинский).

4. Организаторские способности.

Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

Одностишие: Я горы вмиг с ребятами сверну (еще бы знать, зачем). Планировать могу, могу и делать (В. М. Лизинский).

5. Чувство  юмора.

Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.

6. Настойчивость, дисциплинированность.

Два эти качества характеризуют развитие воли учителя.

  Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца.

  Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.

А теперь на основе предложенных критериев:

·        Педагогические критерии успешности учителя;

·        Психологические критерии успешности учителя;

·        Профессионально-личностные критерии успешности учителя;

 заполним анкеты «Критерии успешности учителя».  Для  того, чтобы выделить приоритетные критерии успешности учителя для нашего педсовета. Участники делятся на две группы, каждый член группы самостоятельно заполняет анкету, затем каждая группа заполняет сводную таблицу. Согласно вычисленному среднему баллу проводится ранжирование критериев успешности учителя. Перед вами анкеты с критериями успешности, вам надо прочитав критерии присвоить соответствующий балл, на ваш взгляд, тому или иному критерию.

 На основе получившихся диаграмм выделяются приоритетные критерии успешности учителя. А давайте, сравним получившиеся критерии с теми, что мы озвучили в начале педсовета.

 

 

 

 

Анкета «Критерии успешности учителя»

КРИТЕРИИ

0

1

2

3

I. Педагогическая деятельность:

 

 

 

 

1.

Уровень обученности

 

 

 

 

2.

Уровень сформированности УУД

 

 

 

 

3.

Инновационная работа.

 

 

 

 

4.

Самообразование, исследовательская работа.

 

 

 

 

5.

Образование, квалификация.

 

 

 

 

6.

Самоанализ, самодиагностика.

 

 

 

 

II. Психолого-педагогическое общение:

 

 

 

 

1.

Интерес, мотивация.

 

 

 

 

2.

Сознательное обучение.

 

 

 

 

3.

Отношения «учитель – ученик».

 

 

 

 

4.

Учёт индивидуальных особенностей ученика.

 

 

 

 

III. Личность учителя:

 

 

 

 

1.

Эмоциональность.

 

 

 

 

2.

Выразительность речи.

 

 

 

 

3.

Творческое начало личности.

 

 

 

 

4.

Организаторские способности.

 

 

 

 

5.

 Чувство юмора.

 

 

 

 

6.

Настойчивость, дисциплинированность.

 

 

 

 

Каждому критерию присвоить соответствующий балл:

0 – незначимый критерий,

1 – менее значимый критерий,

2 – значимый критерий,

3 – наиболее значимый критерий.

Сводная таблица «Критерии успешности учителя»

КРИТЕРИИ

Средний балл

I. Педагогическая деятельность:

 

1.

Уровень обученности

 

2.

Уровень сформированности УУД

 

3.

Инновационная работа.

 

4.

Самообразование, исследовательская работа.

 

5.

Образование, квалификация.

 

6.

Самоанализ, самодиагностика.

 

II. Психолого-педагогическое общение:

 

1.

Интерес, мотивация.

 

2.

Сознательное обучение.

 

3.

Отношения «учитель – ученик».

 

4.

Учет индивидуальных особенностей ученика.

 

III. Личность учителя:

 

1.

Эмоциональность.

 

2.

Выразительность речи.

 

3.

Творческое начало личности.

 

4.

Организаторские способности.

 

5.

 Чувство юмора.

 

6.

Настойчивость, дисциплинированность.

 

 

 

 

А еще одну анкету я хотела бы раздать вам для заполнения ее дома. Это будет для вас домашним заданием.

Ваше мнение о практической подготовке Вас как учителя.

           Свою практическую подготовку к оцените в соответствии со следующей шкалой:

1.     Умение не сформировано и не понимаю его значимость.

2.     Понимаю значимость умения, но не обладаю знаниями.

3.     Понимаю значимость умения, обладаю необходимыми знаниями, но нет достаточных навыков в его осуществлении.

4.     Владею данными умениями, но в пределах ограниченного круга ситуаций.

5.     Хорошо владею данными умениями, способен применять их в новой ситуации.

п/п

 

Основные показатели

Баллы

5

4

3

2

1

1

Дидактично – методические знания и умения.

 

 

 

 

 

2

Знание предмета на уровне современных требований.

 

 

 

 

 

3

Умение связывать теорию с практикой, со специальностью, с жизнью.

 

 

 

 

 

4

Знание и умение информировать и разъяснять учащимся цели и задачи уроков.

 

 

 

 

 

5

Знание проблемы межпредметных связей.

 

 

 

 

 

6

Умение установить внутри межпредметные связи.

 

 

 

 

 

7

Знание традиционных и новых методов обучения.

 

 

 

 

 

8

Умение рационально использовать традиционные и новые методы обучения.

 

 

 

 

 

9

Умение определять объём самостоятельной учебной работы учащихся и её организация.

 

 

 

 

 

10

Умение обеспечить систему повторения, закрепления, обобщения изученного.

 

 

 

 

 

11

Умение организовать творческую работу учащихся на уроке.

 

 

 

 

 

12

Умение развивать познавательный интерес учащихся.

 

 

 

 

 

13

Умение выявить и развить общее.

 

 

 

 

 

14

Умение формировать и развивать общие умения и навыки.

 

 

 

 

 

15

Умение организовать индивидуальную работу с учащимися.

 

 

 

 

 

16

Умение осуществлять воспитание в процессе обучения.

 

 

 

 

 

17

Умение осуществлять профессиональную ориентацию учащихся.

 

 

 

 

 

18

Знание и умение обосновывать и нормировать учебную деятельность.

 

 

 

 

 

19

Знание и умение контролировать и учитывать свой труд и деятельность учащихся.

 

 

 

 

 

20

Знание и умение находить и принимать оптимальные решения.

 

 

 

 

 

21

Знание и умение стимулировать труд учащихся.

 

 

 

 

 

22

Знание современных ТСО.

 

 

 

 

 

23

Умение использовать наглядные пособия и  ТСО.

 

 

 

 

 

24

Знание современных достижений теории и практики воспитания.

 

 

 

 

 

25

Умение проектировать развитие личности и коллектива.

 

 

 

 

 

26

Умение организовать ученический коллектив.

 

 

 

 

 

27

Умения организовать различные виды индивидуальной коллективной деятельности.

 

 

 

 

 

28

Умение кооперировать и разделять труд.

 

 

 

 

 

29

Умение использовать традиционные и новые методы воспитания.

 

 

 

 

 

30

Умение изучать учащихся.

 

 

 

 

 

31

Умение изучать педагогическую систему и результаты воспитательной деятельности.

 

 

 

 

 

32

Умение организовать родителей на воспитание детей.

 

 

 

 

 

33

Умение объединять усилия школы, семьи и общественности в воспитании.

 

 

 

 

 

На этом наш педсовет подходит к завершению. Сегодня на нашем педсовете мы говорили, как быть успешным в профессиональной деятельности, мы выявили самые приоритетные критерии успешности в профессиональной деятельности. (озвучить, критерии записанные на доске после анкетирования)

 Мне хотелось бы, чтобы вы оценили мою работу. (по методу «Всё в твоих руках»: на листе бумаги обведите каждый свою левую кисть руки; каждый палец – это какая-то позиция,  надо высказать свое мнение: раскрасьте палец)

большой палец – для меня было важным и интересным …

указательный – по данному вопросу я получил конкретную рекомендацию

средний – мне было трудно …(мне не понравилось…)

безымянный – моя оценка психологической атмосферы педсовета

мизинец – для меня информации было недостаточно…).

А мне напоследок хочется вам сказать.

Если ты не воспитываешь себя, ты плохой учитель, но если  ты воспитываешь только себя, ты вообще не учитель.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x