Как говорить с детьми с ОВЗ о сложных темах: страх, неуверенность, принятие себя | Смолин Денис Викторович. Работа №349393
Аннотация. В статье представлены основные подходы и рекомендации для педагогов-психологов по обсуждению с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) сложных тем, таких как страх, неуверенность и принятие себя. Описаны практические способы создания доверительной атмосферы, подходы к работе с эмоциональной сферой и самовосприятием, а также предложены примеры упражнений, которые помогут детям открыться и научиться выражать свои переживания. Рассмотрены особенности проведения таких бесед с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, эмоциональная поддержка, страх, неуверенность, принятие себя, работа с эмоциями, психологическая безопасность.
Как говорить с детьми с ОВЗ о сложных темах:
страх, неуверенность, принятие себя
Смолин Денис Викторович, педагог-психолог
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Мошковская общеобразовательная школа-интернат для детей
с ограниченными возможностями здоровья» Мошковского района
Аннотация. В статье представлены основные подходы и рекомендации для педагогов-психологов по обсуждению с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) сложных тем, таких как страх, неуверенность и принятие себя. Описаны практические способы создания доверительной атмосферы, подходы к работе с эмоциональной сферой и самовосприятием, а также предложены примеры упражнений, которые помогут детям открыться и научиться выражать свои переживания. Рассмотрены особенности проведения таких бесед с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, эмоциональная поддержка, страх, неуверенность, принятие себя, работа с эмоциями, психологическая безопасность.
Обсуждение с детьми с ОВЗ сложных тем, таких как страх, неуверенность и принятие себя, — важная и деликатная задача педагога-психолога. Эти темы затрагивают глубокие аспекты личности ребенка, и их понимание напрямую влияет на уверенность в себе, способность адаптироваться и развивать позитивное отношение к жизни. Для детей с ограниченными возможностями такие вопросы особенно важны, так как они могут быть склонны к сомнениям в своих способностях и часто сталкиваются с непониманием, осуждением или даже дискриминацией со стороны окружающих. Психологическая поддержка помогает создать у них ощущение принятия и уверенности в себе, а также формирует навыки конструктивного преодоления трудностей.
Первым шагом в работе с детьми с ОВЗ по сложным темам является создание доверительной обстановки, в которой ребенок сможет безопасно выражать свои эмоции. Важно помнить, что не каждый ребенок сразу готов делиться переживаниями, особенно если это касается тем, связанных со страхом или неуверенностью. Поэтому для начала можно предложить такие нейтральные упражнения, как «Дневник настроения» или «Картинки эмоций», где дети отмечают свое настроение или выбирают картинки, которые наиболее точно отражают их внутреннее состояние. Например, можно предложить ребенку выбрать картинку со смайликом или рисунком, который соответствует его текущему настроению, а затем обсудить, почему он выбрал именно этот образ. Такое упражнение помогает ребенку начать говорить об эмоциях в непринужденной форме и постепенно снижает тревожность, связанную с самовыражением.
Работая со страхом, важно помочь детям научиться различать реальные и мнимые угрозы. Дети с ОВЗ часто склонны преувеличивать трудности, что порождает еще большую тревожность. В ходе беседы психолог может предложить задание «Мой страх и я», где ребенку нужно представить свой страх в виде рисунка или простого описания, а затем обсудить, что его пугает и как можно справиться с этим чувством. Например, если ребенок боится публичных выступлений, можно помочь ему разбить страх на составляющие и проработать каждый элемент отдельно. Ребенок может, например, выразить свой страх перед аудиторией через рисунок, а затем вместе с психологом обсудить, что именно вызывает наибольшее беспокойство: взгляд публики, возможная ошибка или реакция зрителей. Такое упражнение помогает ему взглянуть на свои страхи более осознанно и с ощущением, что с ними можно справиться шаг за шагом.
Следующий аспект работы — это неуверенность, которая часто связана с чувством неполноценности у детей с ОВЗ. Они могут переживать из-за того, что не соответствуют общепринятым стандартам или ожиданиям, и часто сравнивают себя с другими. Педагогу-психологу важно помогать детям с ОВЗ научиться фокусироваться на своих сильных сторонах и достижениях, а не на недостатках. Например, можно предложить им упражнение «Мои таланты и достижения», в рамках которого ребенок записывает или рисует все свои успехи, пусть и небольшие. Это может быть что угодно: «хорошо помог другу», «успешно решил задачу» или «сделал красивый рисунок». Затем обсуждаются, как эти достижения помогают ему чувствовать себя увереннее, что важно не сравнивать себя с другими, а видеть свою уникальность и особенности. Психологу полезно подчеркнуть, что каждый человек уникален и имеет свои сильные стороны, и что у каждого есть свои особенности, которые не делают его хуже или лучше других.
Тема принятия себя также заслуживает особого внимания, так как дети с ОВЗ часто сталкиваются с внутренним сопротивлением и самоосуждением, особенно если их особенности становятся предметом обсуждения в обществе. Чтобы помочь ребенку научиться принимать себя, можно предложить упражнение «Я особенный, потому что…», где дети придумывают и записывают положительные черты, которыми они гордятся. Например, ребенок может написать «я добрый» или «у меня отличное чувство юмора», и каждое утверждение обсуждается вместе с педагогом, чтобы закрепить положительное восприятие. Психолог может поддержать такие обсуждения, подчеркивая, что принятие своих особенностей — это не слабость, а сила, которая помогает им чувствовать себя уверенно и спокойно. Также важно отметить, что принятие себя позволяет легче справляться с трудностями, ведь если ребенок принимает свои особенности, то он становится менее подвержен негативному влиянию внешних оценок и более устойчив к стрессу.
Примеры работы с детьми с ОВЗ показывают, что в процессе обсуждения сложных тем полезно использовать ассоциативные игры и визуальные материалы, которые помогают ребенку выразить свои эмоции и мысли в доступной форме. Например, можно предложить детям создать «дерево чувств», где корни представляют глубокие эмоции (страх, неуверенность), а ветви и листья символизируют положительные состояния (радость, интерес, уверенность). В ходе работы над таким деревом психолог может обсудить с детьми, как важно укреплять «корни» своих чувств, понимая и принимая их, и при этом фокусироваться на том, что делает их счастливыми и довольными собой. Эти ассоциации помогают создать метафорическое восприятие своих эмоций, что часто оказывается проще для детей с ОВЗ, чем прямое обсуждение сложных тем.
В процессе обсуждения сложных вопросов с детьми с ОВЗ важно учитывать и динамику их эмоционального состояния. У таких детей бывает трудно выражать и осознавать свои переживания, и педагог должен чутко реагировать на их состояние, быть готовым при необходимости остановить разговор и вернуться к нему позднее. Также психологу стоит поощрять участие детей в групповых занятиях, где можно обсудить аналогичные чувства и истории с одноклассниками. Это создает ощущение поддержки и общности, дети понимают, что они не одиноки в своих переживаниях и что все испытывают страхи и неуверенность. Кроме того, такие групповые обсуждения помогают детям учиться поддерживать и принимать других, что формирует важные социальные навыки.
Таким образом, работа с детьми с ОВЗ по вопросам страха, неуверенности и принятия себя требует гибкого и внимательного подхода. Сочетание эмоциональной поддержки, создания безопасного пространства для самовыражения, а также использование творческих и ассоциативных техник помогают детям раскрыться и постепенно научиться справляться со своими переживаниями. Психолог, работающий с этими темами, поддерживает ребенка в принятии себя, формировании уверенности и способствует его эмоциональному и социальному благополучию.
Список литературы
Архипова Елена Филипповна Организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности // СДО. 2015. №6 (58).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-raboty-s-detmi-imeyuschimi-osobye-obrazovatelnye-potrebnosti
Бакулина Ирина Геннадьевна Психологическое сопровождение школьников с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования // The
Newman
in
Foreign
policy
. 2017. №37 (81).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-shkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-sisteme-inklyuzivnogo-obrazovaniya
Белоусова Светлана Анатольевна, Васильев Виталий Альбертович
Н
овые методики и технологии психологической поддержки обучающихся с
ОВЗ (ТНР) // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2020. №2-3 (10-11).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/novye-metodiki-i-tehnologii-psihologicheskoy-podderzhki-obuchayuschihsya-s-ovz-tnr