Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Как избежать шаблонности детского творчества | Муратова Наталья Владмировна. Работа №326245

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Особенностью обучения детей на занятиях по изобразительной деятельности являются то, что издавна соперничают два подхода: академическое обучение и свободное воспитание или обучение нетрадиционным техникам в изобразительной деятельности дошкольников. В первом случае дети приобретают навыки, полезные в жизни, но не приобретают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это обучение без творчества. Во втором случае для детей создается благоприятная среда и условия для творчества без оказания целенаправленного воздействия. Дети приобретают опыт свободного самовыражения, но это творчество без обучения. Оно поднимается на волне «возрастной талантливости», как бы помимо самого ребенка, и вместе с ней сходит на нет. Нужен третий путь-путь целенаправленного руководства творческим развитием детей.

 

Изучив и опробовав на практике различные программы по изобразительной деятельности, мы пришли к выводу, что программа С.В.Погодиной «Шаг в искусство» позволит отойти от шаблонности, сдерживаемости творческих возможностей дошкольников, включить в детское творчество различные художественные материалы и техники, что положительно скажется на выразительности детских работ. 

 

 

Как организовать образовательный процесс,

при котором можно избежать шаблонности детского творчества, обезличивания детских работ

 

«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».
В.Л. Сухомлинский

 

Особенностью обучения детей на занятиях по изобразительной деятельности являются то, что издавна соперничают два подхода: академическое обучение и свободное воспитание или обучение нетрадиционным техникам в изобразительной деятельности дошкольников. В первом случае дети приобретают навыки, полезные в жизни, но не приобретают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это обучение без творчества. Во втором случае для детей создается благоприятная среда и условия для творчества без оказания целенаправленного воздействия. Дети приобретают опыт свободного самовыражения, но это творчество без обучения. Оно поднимается на волне «возрастной талантливости», как бы помимо самого ребенка, и вместе с ней сходит на нет. Нужен третий путь-путь целенаправленного руководства творческим развитием детей.

Изучив и опробовав на практике различные программы по изобразительной деятельности, мы пришли к выводу, что программа С.В.Погодиной «Шаг в искусство» позволит отойти от шаблонности, сдерживаемости творческих возможностей дошкольников, включить в детское творчество различные художественные материалы и техники, что положительно скажется на выразительности детских работ.

 

Почему же так опасно шаблонное мышление?

Все дети умеют и хотят фантазировать, но если в 2-3 года ребенок может раскрепоститься в рисунке, то, подрастая, он может заявить: «Я не умею рисовать!».

- Уважаемые коллеги,  как вы поступаете в такой ситуации?

Ответы воспитателей

Это ситуация, с которой может столкнуться каждый воспитатель, в ней отражается неуверенность, излишняя осторожность, страх ребенка перед оценками окружающих людей.

Приобретая эти качества с детства, мы не просто сможем от них освободиться и во взрослой жизни. Почему же так происходит? Причины могут быть разные

Но одна из них - это неверный подход педагога к изобразительной деятельности, когда:

- ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы

Стереотипы - это стандартные наборы упрощенных представлений о сложных явлениях и объектах окружающей действительности, содержащие их односторонние описания, принимаемые за полные.

(трава — только зеленая, дом — только такой формы);

- отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (повторение образца);

Педагогическими исследованиями доказано: если занятия по изобразительному искусству строится по образцу, предлагаемым педагогом, дети, осознанно или нет, копируют его. Такого рода занятия не развивают творческие способности детей, а превращают их в пассивных копировальщиков.

- исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии.

Заучивая приемы и образцы рисования, показанные ему в готовом виде, ребенок пополняет свои знания и навыки, но способностей своих не развивает. Такого рода занятия прекращаются в занятия-натаскивания, на которых утрачивается индивидуальность.

 

- боязнь педагогов предоставить ребенку множество материалов для изодеятельности.

Чаше всего детям предлагают карандаши, кисти и краски.

Известный художник В. А. Фаворский отмечал: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаши, краску и бумагу, это, несомненно, ошибка: необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге, на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, делает для себя костюмы из газет».

Мыслить стандартно - значит практически не использовать свои знания, умения и навыки. Со временем это приводит к потере индивидуальности, снижению самооценки, страхам отличаться от других, высказывать собственное мнение, пробовать другое.

Поэтому одна из главных целей в обучении рисованию связана с преодолением, разрушением шаблонов нам надо дать ребенку понять, что есть огромное количество способов и возможностей выразить свое понимание мира.

 

Возникает вопрос:

С чего начать развитие творческих способностей детей?

Развитие творческих способностей детей начинается с создания условий для такого роста:

В первую очередь нужно подготовить необходимы

е

материал

ы

для творчества, и

отве

сти

врем

я

для игры с ними.

Обеспечьте ребенку полную безопасность, чтобы ребенок понимал, что за свои творческие эксперименты, он не будет наказан.

Позволят

ь

ребенку проявлять инициативу, не гасит

ь

любопытство к окружающему миру.

Выбирайте информацию, подходящую к возрасту ребенка. Помните вы не гонитесь за количеством познанного материала, ваша цель – развить способности малыша.

Немаловажно, что нужно для успешного развития – это системность занятий. Если вы будете заниматься с ребенком от случая к случаю, то он вряд ли поймет, что от него хотят. Кусочки знаний должны складываться у малыша в общую взаимосвязанную картинку.

 

 Давайте рассмотрим условия, которые позволяют сделать процесс развития детского творчества успешным

 

Мотивация. Нужна ли она в творчестве? Как можно замотивировать детей?

- нестандартное начало занятий, просьба из о помощи

Например: На электронную почту пришло письмо от директора фарфорового завода с просьбой придумать узоры для посуды. Как вы думаете, мы сможем помочь? Перед вами тарелки различного размера, цвета и формы. Предлагаю  выбрать любую, наиболее вам понравившуюся. Для оформления вы можете использовать разнообразные материалы.

опора на личный опыт ребенка. Детям интереснее и доступнее изображать то, что им хорошо знакомо,  что привлекает их внимание. Это повышает личностно значимую мотивацию, развивает фантазию и творчество, способствует проявлению самостоятельности.

В изобразительном искусстве должна прослеживаться связь обучения с реальной жизнью.

Важным является принцип наглядности в обучении ребенка. Это помогает ребенку осознать предметы и явления, осознанно воспринять действительность, наблюдая за ней. Активно нужно использовать примеры изобразительного искусства: репродукции картин, иллюстрации различных источников, примеры скульптуры и архитектуры и т.п.

Следующим условием для эффективного проявления детьми самостоятельности и инициативности  выступает индивидуальный подход к ребенку со стороны педагога.

Для создания ситуации успеха можно использовать такие приёмы как:

«Убеждение»: «Ты это сможешь, тебе это обязательно удастся».

«Эмоциональное поглаживание» - констатация любого даже малого успеха ребенка, который даст силу поверить в возможность получить положительный результат, вера в себя и свои силы.

«Поиск» - педагог обязан найти тот вид деятельности, который ребёнку  по силам и он сможет реализовать себя успешно, тем самым обеспечив себе успех.

 

Необходимо использовать разные типы общения. В какие-то моменты требуется руководство детьми, когда-то возможны партнёрские отношения или предоставление детям свободы.

Педагогу, также, надо понимать, что, выполняя все самостоятельно «за ребенка», он лишает детей возможности проявлять себя, недооценивает ребенка. Принимая участие в подготовке к занятию, к примеру, ребенок уже включается в подготовку к творческому процессу. Часто педагог предпочитает подготовит

ь

все сам, т.к. опасается, что детям это не под силу и они сделают что-то не так.

Педагог сказал положить лист горизонтально - ребенок это принял. Он не думает, как ему надо поступить и почему. Это лишает ребенка размышлений, воображений. А ведь можно показать варианты расположения рисунка на листе, используя различные примеры и иллюстрации, рисунки другого класса, группы.

Следующее условие - создание и обогащение предметно-развивающей среды, обеспечивающей  право самостоятельного выбора деятельности, проявление своей индивидуальности. В группе организуется зона самостоятельной художественной деятельности. Материалы и оборудование периодически меняются и дополняются. Такая среда позволит ребенку свободно реализовывать свои замыслы, будет способствовать развитию изобразительного творчества, проявлению самостоятельности.

Педагогические условия развития творческих способностей

Для использования вариативности в обучении детей изобразительному искусству, необходимо правильно организовать занятие с детьми. Необходимо применять различные способы активизации детского творчества.

Например

: можно предложить вариант занятия, при котором

детям

предлагается выбрать из предложенного ассортимента игрушек каждому с

в

ою, которая наиболее понравилась и изобразить ее. После выполнения работы рисунки и сами игрушки могут сравнить, и дети сами анализиру

ю

т кто и как нарисовал выбранную игрушку (предмет, вещь и т.д.) Далее можно сделать выставку работ детей с реальными игрушками или подобное.

Надо продумывать и сложность занятия: игрушки или предметы выбирать по форме, цвету, количеству деталей и т.п., чтобы ребенку было интересно их рисовать. Детям необходимо дать выбор.

З

анятие по замыслу может проходить и чуть иначе: можно взять уже готовые рисунки, сделав из них выставку. Предложить детям вспомнить, как они их рисовали, свои эмоции, отношение к рисункам. Это вызовет у детей чувство радости. Предложить детям дополнить их и нарисовать еще «продолжение». Такие занятия дают детям толчок детскому воображению. По завершению работы дети, совместно с педагогом, могут организовать новый стенд-выставку или прикрепить новые рисунку рядом с предыдущими. Можно обсудить это занятие с детьми.

Можно дать детям задание нарисовать цветок. Вначале

можно

показать детям открытки и картинки с изображе

нием цветов, обсудить их формы.

Если ребенок успевает быстро изобразить выбранный цветок, ему можно дать еще бумагу,

чтобы он продолжил рисовать

.

После завершения занятия, необходимо обсуждить с детьми результат, который будет разным у каждого: яркость, цветность, формы цветов, величину цветов, количество лепестков, листиков и т.п.

Для подобного задания можно предложить детям живой букет, который педагог ставить на видном месте. При этом важно, чтобы букет был разнообразным по форме цветов, цвету. Это что даст дополнительные представления ребенка в понимании формы.

Идеи изображения цветов могут быть на газоне, на клумбе, в вазе, можно рисовать, сидя за столом, стоя у мольберта и т.п.

Столы для работы можно поставить нестандартным образом, к примеру - по кругу

Для понимания детьми разнообразных композиционных решений, педагог может предло

жить детям разные форматы листа

. Это устранит шаблон рисования только на альбомном листе. Ребенок поймет, что можно рисовать по-другому с учетом того, что он планирует изобразить.

Одним из игровых способов трансформации устоявшегося шаблона в детском рисунке может стать изобразительный прием изменения масштаба изображаемого предмета. Например, превращение «Рыбы-кит» из сказки Ершова «Конек-Горбунок» в целое село.

Следующий игровой способ – поиск новых средств и поиск нового способа применения уже известных предметов и явлений. Педагог может предложить детям самостоятельно видоизменить свои шаблоны: птица может быть «птицей-осенью» с перышками из осенних листьев.

Задача педагога на всех этапах творческого развития ребенка - это создание разнообразных условий для изобразительной деятельности: содержание, формы, материалы, методы, приемы занятий с детьми.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз