Как научить детей применять математику в повседневной жизни: примеры из магазина, кухни и спорта | Кузнецова Светлана Викторовна. Работа №350712
Аннотация. В статье рассмотрены способы применения математических навыков младшими школьниками в реальных жизненных ситуациях. В раннем возрасте у детей формируются важные представления о математике как о полезной и практичной науке. На примерах повседневных ситуаций в магазине, на кухне и в спорте автор показывает, как можно обучить детей математике, делая акцент на ее реальной ценности. Статья ориентирована на педагогов начальных классов и родителей, заинтересованных в развитии у детей интереса к математике и навыков ее использования в быту.
Ключевые слова: математика, начальная школа, повседневная жизнь, магазин, кухня, спорт, практическое обучение.
КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ПРИМЕНЯТЬ МАТЕМАТИКУ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ: ПРИМЕРЫ ИЗ МАГАЗИНА, КУХНИ И СПОРТА
Кузнецова Светлана Викторовна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ №8, г. Иркутск
Аннотация. В статье рассмотрены способы применения математических навыков младшими школьниками в реальных жизненных ситуациях. В раннем возрасте у детей формируются важные представления о математике как о полезной и практичной науке. На примерах повседневных ситуаций в магазине, на кухне и в спорте автор показывает, как можно обучить детей математике, делая акцент на ее реальной ценности. Статья ориентирована на педагогов начальных классов и родителей, заинтересованных в развитии у детей интереса к математике и навыков ее использования в быту.
Ключевые слова: математика, начальная школа, повседневная жизнь, магазин, кухня, спорт, практическое обучение.
Математика для младших школьников зачастую кажется абстрактной и трудной для понимания наукой. Для того чтобы дети легче осваивали и запоминали математические принципы, учителям и родителям важно привносить в обучение элементы практического применения знаний. Исследования показывают, что, когда ребенок видит, как математические навыки используются в реальной жизни, у него развивается мотивация к изучению математики, а также повышается уровень усвоения материала.
В данной статье будут рассмотрены три основные сферы повседневной жизни, где дети могут применять математику: магазин, кухня и спорт. Каждый из этих примеров сопровождается методическими рекомендациями и конкретными заданиями для использования в учебной и домашней обстановке.
1. Магазин: финансовая грамотность и арифметика
Магазин предоставляет прекрасную возможность познакомить детей с основами арифметики и финансовой грамотности.
Примеры и задания:
Сравнение цен. Во время похода в магазин предложите детям выбрать продукт, сравнить его стоимость с аналогичными товарами. Спросите, какой из товаров дешевле и на сколько. Это развивает навык вычитания и сравнения чисел.
Сдача и подсчет денег. При оплате покупок можно предложить ребенку рассчитать сдачу. Дайте ему определенную сумму и попросите подсчитать, сколько он должен получить в обмен. Это учит детей основам сложения и вычитания, а также развивает их внимательность.
Планирование бюджета. Вы можете предложить детям выделить фиксированную сумму денег для покупки нескольких товаров. Пусть они попытаются уложиться в бюджет, выбирая продукты и подсчитывая их общую стоимость. Задание способствует развитию навыков планирования и логического мышления.
2. Кухня: дроби, пропорции и измерения
Кухня — это одно из самых интересных мест для изучения математики, особенно дробей и пропорций.
Примеры и задания:
Измерение ингредиентов. Попросите ребенка измерить нужное количество муки, сахара или молока с помощью стаканов, ложек или мерных чашек. Это поможет ему понять, что такое единицы измерения и как они соотносятся друг с другом (например, 1 стакан = 250 мл).
Работа с дробями. При удвоении или уменьшении рецепта предложите ребенку пересчитать количество ингредиентов. Например, если по рецепту требуется ½ стакана сахара, а вам нужно приготовить в два раза больше, пусть он пересчитает ингредиенты. Такие задания помогут детям развить понимание дробей и арифметики.
Изучение пропорций. Предложите детям смешать различные ингредиенты в пропорциях, например, 2 к 1 (2 части воды и 1 часть сока) для приготовления напитка. Это дает представление о пропорциях и учит их применять в жизни.
3. Спорт: геометрия и статистика
Спорт также может стать прекрасной возможностью для знакомства детей с математикой — в особенности с геометрией и статистикой.
Примеры и задания:
Измерение расстояний и времени. Во время прогулок или занятий спортом предложите детям измерить расстояние, которое они пробежали, и засечь время. Затем они могут подсчитать скорость: расстояние, деленное на время. Это наглядный пример применения деления в реальной жизни.
Площадь и периметр. Во время спортивных игр, например, футбола или баскетбола, можно поговорить с детьми о площади и периметре площадки. Например, если футбольное поле имеет форму прямоугольника, предложите детям измерить его стороны и подсчитать периметр и площадь.
Ведение статистики. Можно предложить ребенку записывать результаты спортивных игр: сколько голов забито, сколько раз мяч был передан. Затем эти данные можно обсудить: например, найти среднее значение или сравнить с другими играми. Такое задание развивает навыки сбора и анализа данных.
Применение математики в повседневной жизни — это важный этап в обучении детей. Благодаря простым и увлекательным упражнениям на примерах из магазина, кухни и спорта, ребенок получает возможность увидеть реальное применение математических знаний, понять их значимость. Математика перестает быть «сухой наукой», превращаясь в полезный и увлекательный инструмент, которым можно пользоваться каждый день.
Практические задания, которые учителя могут использовать на уроках, способствуют не только лучшему пониманию и усвоению материала, но и формируют у детей положительное отношение к математике. Родители также могут поддержать этот процесс, вовлекая детей в повседневные дела, требующие математических навыков. Такой подход развивает у ребенка уверенность в своих силах и формирует осознанное отношение к обучению.
Список литературы
Анисова А. С. Реализация системно-деятельный подхода на уроках математики во втор
ом классе // Форум молодых ученых. 2019. №11 (39).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-sistemno-deyatelnyy-podhoda-na-urokah-matematiki-vo-vtorom-klasse
Воронина Людмила Валентиновна Условия формирования исследовательских умений в процессе
обучения математике // Педагогическое образование в России.
2015. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-formirovaniya-issledovatelskih-umeniy-v-protsesse-obucheniya-matematike
Каирова Л. А. Включение детей с различными образовательными потр
ебностями в групповую работу на уроках математики в начальной школе // МНКО. 2017. №1 (62).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vklyuchenie-detey-s-razlichnymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami-v-gruppovuyu-rabotu-na-urokah-matematiki-v-nachalnoy-shkole