Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Как общаться с подростком" методические рекомендаии | Чистякова Елена Николаевна. Работа №297804

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Чистякова Елена Николаевна
 

Особая роль в процессе общения воспитателя с воспитанником принадлежит эмпатии. Способность к сопереживанию ведет к установлению эффективных, положительных взаимоотношений с учащимися. Проявление эмпатии находит эмоциональный отклик у учащегося, и между ним и воспитателем устанавливаются положительные отношения, а это, в свою очередь, также повышает продуктивность педагогического общения.

 

В работе с «трудными» подростками проявление эмпатии имеет особое значение, так как для многих из них испытывают нехватку сочувствия, сопереживания.

 

С одной стороны, более глубокое и адекватное отражение личности учащихся позволяет воспитателю принимать свои решения более обоснованно, а значит, повышает продуктивность воспитательного процесса. С другой стороны, проявление эмпатии находит эмоциональный отклик у учащегося, и между ним и воспитателем устанавливаются положительные отношения. А это в свою очередь также не может не повышать продуктивность педагогического общения.

 

В некоторых случаях неспособность к проявлению эмпатии в сочетании с низким педагогическим профессионализмом существенно усугубляет процесс негативного развития личности подростка, прямо приводит к причинению вреда нервно-психическому здоровью учащихся за счет непрофессиональных действий педагога (такое явление обозначается термином «дидактогения»).

 

 

Как общаться с подростком?

«Умейте чувствовать рядом с собой

человека, умей читать его душу,

увидеть в его глазах духовный

мир - радость, беду, несчастье, горе»

В.А. Сухомлинский

Особая роль в процессе общения воспитателя с воспитанником принадлежит эмпатии. Способность к сопереживанию ведет к установлению эффективных, положительных взаимоотношений с учащимися. Проявление эмпатии находит эмоциональный отклик у учащегося, и между ним и воспитателем устанавливаются положительные отношения, а это, в свою очередь, также повышает продуктивность педагогического общения.

В работе с «трудными» подростками проявление эмпатии имеет особое значение, так как для многих из них испытывают нехватку сочувствия, сопереживания.

С одной стороны, более глубокое и адекватное отражение личности учащихся позволяет воспитателю принимать свои решения более обоснованно, а значит, повышает продуктивность воспитательного процесса. С другой стороны, проявление эмпатии находит эмоциональный отклик у учащегося, и между ним и воспитателем устанавливаются положительные отношения. А это в свою очередь также не может не повышать продуктивность педагогического общения.

В некоторых случаях неспособность к проявлению эмпатии в сочетании с низким педагогическим профессионализмом существенно усугубляет процесс негативного развития личности подростка, прямо приводит к причинению вреда нервно-психическому здоровью учащихся за счет непрофессиональных действий педагога (такое явление обозначается термином «дидактогения»).

Важным фактором качественного педагогического общения играют способность принять в расчет другие возможные точки зрения и способность взглянуть на ситуацию глазами учащегося, умение встать на место воспитанника и рассуждать с его позиции.

В случае возникновения конфликтных ситуаций, не следует стараться одержать победу любой ценой, кое в чём можно и уступить. Следует учесть, что взрослый человек не может быть во всём прав, он не гарантирован от ошибок. Умейте признавать свои ошибки!

В ситуации противостояния не рекомендуется действовать прямой атакой. Лучше выбрать подходящий момент (иной раз лучше один на один) и без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное и увиденное. В ходе диалога можно вскрыть причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждении, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс.

Старайтесь не вступать в пререкания. Практика показывает, что дети-подростки перестают грубить, дерзить, когда видят, что это неэффективно для привлечения внимания взрослых. Так что держитесь нейтрально, не отвечайте. Просто откажитесь продолжать разговор, пока ребенок грубит, и делайте так  всегда. Даже если подросток неправильно и грубо себя ведет, делайте ему замечание только с глазу на глаз, а не в присутствии других взрослых или подростков. Дети в этом  возрасте  очень  болезненно воспринимают любую критику в свой адрес, это может привести к  оппозиционному поведению и лишь усилит грубость.

В случае возникновения конфликтной ситуации следует говорить с учащимися вежливо, тактично, избегать резких выражений, контролируйте свои эмоции, сдерживать гнев или негодование.

Следующим важным фактором, способствующим установлению положительных отношений с подростком, является выбранная воспитателем манера общения. Здесь можно сказать следующее. Умейте выслушивать подростка. Старайтесь также избегать во взаимодействии чрезмерного психологического давления.

Научитесь говорить с ребенком на равных, не сюсюкайте и не подавляйте — дайте ему почувствовать свою значимость, чтобы он не искал другие способы для получения этого ощущения.

Следует также учесть, что если педагог позволяет себе поведение в порицательном, уничижающем, отчитывающем, поучительном, авторитарном тоне, он тем самым только провоцирует подростка на ответные агрессивные действия, действия протеста, действия, которые, по сути своей, являются защитными механизмами психики. Стоит помнить, что для подростков характерны реакции протеста, негативизма, стремления противопоставить себя миру взрослых, стремлением свергать авторитеты и авторитетные мнения.

Не позволяйте себе оскорблять обучающегося. Исключить угрозы и шантаж. Не пытайтесь загнать подростка в угол, поставив его в затруднительное положение. Тем самым вы только вызовите ответную агрессивную реакцию. Помните, что в случае противостояния – ваша задача исправить ситуацию, а не накричать и не задавить авторитетом.

Следует также иметь в виду, что на проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт, а не создавать его.

Выказывайте отношение только к поступкам, а не к личности учащегося (не «ты грубиян», а «ты проявил грубость»). Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения. Старайтесь не сравнивать ученика с другими, особенно если это сравнение не в его пользу. Найдите сильные стороны, качества подростка и опирайтесь на них в деле воспитания.

При работе с детьми устанавливайте с ними зрительный контакт. Убедитесь, что они смотрят на вас, а не в сторону (если нет, то попросите посмотреть на вас — этот прием работает и со взрослыми). Когда вы смотрите друг другу в глаза — ребенок в вашем распоряжении, можно формулировать свою просьбу или вопрос. Если делать так все время, когда вам нужно внимание ребенка, это приучит его слушать вас.

Будьте внимательным слушателем, не отвлекайтесь на посторонние дела, когда ребенок вам что-то рассказывает. Ребёнок не научится слушать других, если ему не у кого будет этому научиться. Обращайтесь к подростку по имени. В процессе общения старайтесь вести диалог на равных. Старайтесь инициативу общения держать в своих руках. Умейте смотреть на вещи глазами подростка. Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.

Обращаясь к ребенку, говорите меньше, а не больше. В таком случае у вас повышается вероятность быть понятым и услышанным. Почему? Потому, что детям требуется больше времени на осмысление того, что они слышат, прежде чем что-то ответить (у них совсем другая  скорость переработки информации, чем  у взрослых). Таким образом, если вы задаете подростку  вопрос или просите о чем-нибудь, подождите, хотя бы, пять секунд — ребенок воспримет больше информации и, вполне возможно, даст адекватный ответ. Следует говорить, по возможности, кратко и точно, избегайте длительных монологов. В этом возрасте ребенок становится восприимчивее, если знает, что не придется выслушивать целую лекцию. Например: «Убери, пожалуйста, в шкафу перед тем, как пойдешь отдыхать», «Сейчас тебе надо выучить физику» и т. д. Иногда достаточно одного слова-напоминания: «Уборка!», «Литература!».

В ряде случаев необходимо использовать пониженный, приглушенный голос. Он обычно застает человека врасплох, и ребенок обязательно остановится, чтобы послушать вас.  Учителя  часто  успешно используют этот прием, чтобы привлечь внимание разбушевавшегося класса.

При общении с подростком немаловажное значение (особенно в отношении детей-сирот, детей, которые проживают в неблагополучных семьях) имеют различного рода «психологические поглаживания», которые могут представлять из себя следующее.

Необходимо систематически хвалить подростка, особенно спустя некоторое время после наказания. Он убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом. Концентрируйте внимание подростка на уже достигнутых успехах. Не оставлять без похвалы любое положительное проявление подростка. Полезно доверять подростку ответственные поручения, в частности, выступления от лица коллектива.

Следующим немаловажным фактором установления контакта с подростком является то, какое место он занимает в коллективе, насколько ему в нём комфортно. Поэтому, обеспечьте возможность занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей и проч.); совершенствуйте работу по формированию коллектива, не допускайте в нем изолированности трудных подростков. Совершенствовать работу по формированию классного коллектива, не допускать в нем изолированности трудного подростка.

Помимо сказанного, можно ещё дать следующие рекомендации.

Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных отличий, что поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений.

Советуйтесь с подростками в разных  вопросах — не исключено, что они предложат какое-нибудь свежее решение. Предоставлять возможность высказать свое мнение, предложить пути выхода из ситуации. Таким образом, вы поможете подростку реализовать обострённое чувство взрослости.

Целесообразно использовать следующую группу педагогических приемов:

* «авансирование личности» - предоставление определенного блага, высказывание положительного мнения о подростке, даже если он этого еще пока не заслужил в полной мере. Аванс побуждает к проявлению лучших качеств;

* дать понять подростку, что неблаговидный поступок – досадное недоразумение, случайность и больше не повториться, так как ошибки возможны, но нужно извлекать из них полезный опыт;

* в целях усиления положительного влияния на подростков через коллектив используются следующие приемы;

* прием доверия – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;

*  прием постепенного приручения к деятельности на общую пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;

* прием поддержки коллективистских проявлений – поощрение и одобрение коллективом, усилий подростка при выполнении общественной работы при доброжелательных отношениях к нему окружающих;

* прием недоверия – коллектив высказывает сомнения в том, что поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативных его личных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;

* прием осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;

* прием побуждения подростка к объективной оценке своего поступка;

* прием включения подростка в коллективные общественно-значимые виды деятельности, где он должен проявить свои отношения к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.

Уважаемые воспитатели! Вы много сил и энергии тратите для того, чтобы суворовцы хорошо учились, были вежливыми, терпимыми друг к другу. Но процесс взросления очень труден, нужно помочь нашим воспитанникам преодолеть их трудности.

 

 

 

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2000

2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. – М., 1995

3. Волков Б.С. Психология подростка. – М., 2002

4. Выготский Л.С. Педология подростка. – М., 1994

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б.Эльконина.- М.: Педагогика, 1984.

6. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1978

7. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. – М., 1987

8. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 1991.

9. Жинот Х. Родители и подросток. Серия «Магическая формула». - Ростов н/Д.: «Феникс», 1997.

10. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989.

11. Кон И.С. Психология дружбы. – М., 1973

12. Кравченко А.И. Родителям о подростках / А.И. Кравченко. - М., 2002.

13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1997

14. Мудрик А.В., Бодалев А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И., Караковский В.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. - М., 1991.

15. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – Автор-составитель В. Балязин.

16. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

17. Немов Р.С. Психология Кн 2. - М., 1998.

18. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М., 1981.

19. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.

20. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.; Воронеж, 1996.

21. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994.

22. http://www.didascal.ru

23. http://www.psyinst.ruо

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×