Как обучить детей дошкольного возраста основам экологической культуры | Вараксина Анжела Борисовна. Работа №351304
Аннотация. В статье рассматривается важность формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста и методы, которые могут быть использованы воспитателями для обучения детей основам экологии. Дошкольный возраст является критически важным для формирования экологических знаний и установок, которые помогут детям выработать бережное отношение к природе и окружающему миру. Статья включает практические примеры занятий, игр и мероприятий, направленных на развитие экологического сознания у дошкольников, а также обсуждает роль воспитателя в этом процессе.
Ключевые слова: экологическая культура, дошкольный возраст, экологическое воспитание, природа, охрана окружающей среды, игры, воспитание, сознание детей.
Как обучить детей дошкольного возраста основам экологической культуры
Вараксина Анжела Борисовна, воспитатель
МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию «Сказка» № 126 ,г. Комсомольск - на-Амуре
Аннотация. В статье рассматривается важность формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста и методы, которые могут быть использованы воспитателями для обучения детей основам экологии. Дошкольный возраст является критически важным для формирования экологических знаний и установок, которые помогут детям выработать бережное отношение к природе и окружающему миру. Статья включает практические примеры занятий, игр и мероприятий, направленных на развитие экологического сознания у дошкольников, а также обсуждает роль воспитателя в этом процессе.
Ключевые слова: экологическая культура, дошкольный возраст, экологическое воспитание, природа, охрана окружающей среды, игры, воспитание, сознание детей.
В последние десятилетия вопрос охраны окружающей среды и экологии становится всё более актуальным в обществе. Это касается не только взрослых, но и детей, поскольку важность формирования экологической культуры необходимо начинать с самого раннего возраста. Дошкольный период — это время, когда закладываются основные нравственные ценности, в том числе и отношения к природе. Дети начинают осознавать, что они являются частью природы, что важно заботиться о ней и её ресурсах. В этом процессе роль воспитателя является ключевой, поскольку именно он может направить ребенка на путь бережного отношения к окружающему миру. Но как же обучить дошкольников основам экологической культуры?
Первый шаг в формировании экологического сознания у детей — это развитие у них чувства связи с природой. Начать можно с элементарных понятий: что такое природа, какие её элементы (деревья, растения, животные, воздух, вода) и как они взаимодействуют между собой. Важно, чтобы дети понимали, что все живые существа — люди, животные, растения — взаимосвязаны, и каждый из них играет свою роль в экосистеме. Воспитатель может использовать игровые методики для создания образов этих элементов, например, разыгрывая сценки с участием «животных» или «растений», что помогает детям лучше понять, как они могут взаимодействовать с окружающим миром.
Одним из эффективных методов для формирования экологической культуры является использование художественно-образовательных средств. Чтение книг, рассказов и стихов о природе помогает детям не только узнать о её богатстве, но и развить эмоциональную привязанность к ней. Например, произведения Корнея Чуковского или Сергея Михалкова, в которых ярко описаны животные, растения и чудеса природы, способны вызвать у детей чувство восхищения и стремление заботиться о том, что их окружает. Воспитатель может организовать чтение таких произведений в форме обсуждения, что даст возможность детям поделиться своими мыслями о прочитанном и глубже понять важность экологии.
Кроме того, для воспитания у дошкольников заботы о природе необходимо включать в повседневную практику простые действия, которые можно сделать непосредственно в детском саду. Например, можно организовать наблюдения за растениями, которые дети выращивают в группе. Это может быть как обычная комнатная фиалка, так и маленький огород с зеленью. Важным аспектом является не только уход за растениями, но и объяснение детям, почему растениям необходимы свет, вода, земля и воздух. Когда дети видят, как растет растение, они начинают понимать, что для этого нужно не только время, но и внимание, и забота.
Практические занятия на тему экологии можно проводить и на прогулках. Важно научить детей наблюдать за природой в разных её проявлениях: как растут деревья, как изменяется погода, как живут животные. Для этого подойдут простые и доступные задачи, например, изучение листьев деревьев, наблюдение за насекомыми или сбор мусора на прогулке. Эти занятия помогут детям не только узнавать о природе, но и развивать навыки активного участия в её сохранении. Прогулки могут быть организованы в виде экологических квестов, где дети ищут определенные растения или животных, учат их названия и особенности.
Не менее важным аспектом экологического воспитания является обучение детей основам сортировки мусора и бережного использования ресурсов. В возрасте 5–6 лет дети уже могут понять, что не весь мусор можно выбрасывать в один контейнер. Использование наглядных материалов, таких как картинки с изображением разных видов мусора (пластик, бумага, стекло), помогает детям понять, как разделять отходы. Можно провести занятие, где дети вместе с воспитателем будут сортировать предметы по типам и учить, какие из них можно переработать или использовать повторно.
Для повышения интереса к экологии и закрепления знаний можно использовать игровые методы. Например, игра «Сортировка мусора», где дети разделяют пластиковые бутылки, картонные коробки и бумагу по цветным корзинам. Такая игра помогает не только освоить важные принципы, но и воспитывает у детей чувство ответственности за сохранение чистоты в окружающем мире.
Особое внимание следует уделить воспитанию у детей бережного отношения к животным. Дети должны понимать, что животные — это не игрушки, а живые существа, которые тоже нуждаются в заботе и внимании. Важно учить детей бережно относиться к домашним питомцам, а также объяснять, почему нельзя ловить диких животных или разрушать их среды обитания. Для этого можно провести занятие о животных, их привычках и потребностях, которое можно разнообразить игрой, в которой дети будут догонять «животных» или строить для них укрытия.
Важной частью экологического воспитания является формирование у детей чувства ответственности за окружающий мир. Задача воспитателя — научить их не только любить природу, но и заботиться о ней, приучать к простым, но важным действиям. Это включает в себя бережное отношение к воде, электричеству, а также к живым существам. Например, дети могут принять участие в сборе макулатуры или акциях по посадке деревьев. Такие мероприятия помогают развить у детей чувство коллективной ответственности за будущее нашей планеты.
Таким образом, обучение дошкольников основам экологической культуры является неотъемлемой частью их общего воспитания. С раннего возраста дети должны осознавать свою связь с природой, учиться уважать её и заботиться о ней. Воспитатель, используя разнообразные методы — от чтения книг и проведения игр до практических занятий и прогулок — помогает детям не только усвоить основы экологии, но и формирует у них ценности, которые они будут нести в будущее.
Список литературы
Борокина
В. А., Ханова Т. Г. Особенности формирования познавательного отношения детей к природе // Проблемы современного педагогического образования.
2020. №67-1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-poznavatelnogo-otnosheniya-detey-k-prirode
Елецкая Н. М. Экологическое воспитание дошкольников посредством развития познавательного интереса к природе / Н. М. Елецкая, С. С. Зайцева. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 205-207. — URL:
https://moluch.ru/archive/433/94980/
Токарев А. А. Развитие идей экологического образования у детей младшего школьного возраста / А. А. Токарев, Г. А. Федорова. —
Текст :
непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 8-10. — URL:
https://moluch.ru/th/2/archive/71/2699/