Как объяснить математику «двоечникам»: советы по мотивации и вовлечению | Педина Наталья Николаевна. Работа №349494
Аннотация. Статья предлагает практические советы для учителей математики по мотивированию и вовлечению учеников с низкой успеваемостью, в том числе тех, кто испытывает трудности в изучении предмета. Рассматриваются ключевые подходы, помогающие двоечникам преодолеть страх перед математикой, повысить интерес к предмету и развить уверенность в своих силах. Включены примеры задач и методов, которые способствуют развитию умений и навыков, обеспечивающих более глубокое понимание материала.
Ключевые слова: мотивация, вовлечение, математика, трудности в обучении, индивидуальный подход, игровые методы, самооценка, простые задачи.
Как объяснить математику «двоечникам»:
советы по мотивации и вовлечению
Педина Наталья Николаевна, учитель математика
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 7 городского округа Мариуполь»
Донецкой Народной Республики
Аннотация. Статья предлагает практические советы для учителей математики по мотивированию и вовлечению учеников с низкой успеваемостью, в том числе тех, кто испытывает трудности в изучении предмета. Рассматриваются ключевые подходы, помогающие двоечникам преодолеть страх перед математикой, повысить интерес к предмету и развить уверенность в своих силах. Включены примеры задач и методов, которые способствуют развитию умений и навыков, обеспечивающих более глубокое понимание материала.
Ключевые слова: мотивация, вовлечение, математика, трудности в обучении, индивидуальный подход, игровые методы, самооценка, простые задачи.
Преподавание математики ученикам, испытывающим значительные трудности в её освоении, требует не только профессиональных знаний, но и терпения, гибкости и креативного подхода. Многие ученики, которых учителя называют двоечниками, не являются неспособными к математике – они могут просто испытывать трудности с абстрактным мышлением или сталкиваться с барьерами восприятия информации, связанными с тревожностью, низкой самооценкой или недостаточной мотивацией. Чтобы вовлечь таких учеников в учебный процесс, важно помнить, что успех во многом зависит от создания положительной атмосферы на уроке и использования интересных, нестандартных методов обучения.
Первым шагом в работе с учениками, испытывающими трудности, становится выявление их уровня знаний и пропущенных тем. Часто неуспеваемость по математике связана с пробелами в базовых навыках – например, недостаточным пониманием арифметики или затруднениями в работе с дробями и процентами. Простое повторение материала редко помогает в таких случаях, а может только усилить неуверенность ученика в своих силах. Поэтому важно начинать с малого и укреплять базовые навыки в интерактивной форме. Например, при изучении тем на умножение и деление можно предложить несложные задачи, связанные с повседневными ситуациями: «В магазине скидка 20%, как рассчитать новую цену?» или «Сколько плиток шоколада надо купить, если на каждого из 4 человек нужно по 2 плитки?» Такие задачи не требуют от ученика сложных вычислений, но позволяют ему чувствовать себя успешным.
Мотивация и интерес учащихся могут заметно повыситься, если вовлечь их в урок через игровые элементы. Например, математические игры, где нужно соревноваться, работать в парах или командах, пробуждают азарт, снижают страх перед ошибками и стимулируют стремление к самостоятельным открытиям. Хороший способ включения двоечников в процесс – это задания с элементами квеста. Можно предложить классу в игровой форме решать задачи, двигаясь по «маршруту» с определенными уровнями, наградами и достижениями за каждый выполненный этап. Если ученик видит конкретную цель и понимает, что сможет справиться с задачей, он легче вовлекается и преодолевает страх перед предметом. К примеру, квест может включать простые логические задачи: «Сколько сторон у всех прямоугольников на этой странице?» или «Сколько плиток нужно, чтобы покрыть пол размерами 3 на 4 метра, если плитка имеет размеры 1 на 1 метр?» Важна поддержка учителя, который может подсказать и направить, но не выполнять работу за ученика.
Немалую роль в повышении мотивации играет умение учителя адаптировать сложный материал под уровень понимания класса. Это означает, что на уроках, где присутствуют ученики с разной подготовкой, можно предлагать несколько типов заданий: от самых простых до более сложных. Например, для закрепления темы по процентам можно предложить выполнить два типа задач: сначала рассчитать проценты в несложных примерах, а затем перейти к практическим задачам на расчет процентной скидки, увеличения стоимости или процентов от числа. Так, учениеи смогут выполнять первую часть и, почувствовав уверенность, перейти к следующей, более сложной задаче, возможно, с помощью и подсказками учителя или одноклассников.
Для учеников с низкой мотивацией очень важна позитивная поддержка и конструктивная обратная связь. Уроки, на которых учитель подчеркивает прогресс даже в небольших успехах, помогают ученикам почувствовать себя уверенно. Если ученик видит, что его старания замечают, пусть даже результат не идеален, он стремится к новым достижениям. Хорошим приемом в этом случае является применение системы мини-наград: за каждое небольшое улучшение или решение задачи ученик получает небольшую похвалу, символический бонус (например, стикер, балл, возможность выбрать следующую задачу) – что поддерживает мотивацию и формирует уверенность в собственных силах.
Следующий шаг к вовлечению двоечников – это демонстрация пользы математики в реальной жизни. Учитель может на каждом уроке приводить примеры того, как математика применяется в повседневных ситуациях, особенно в тех, которые понятны и интересны ученикам. К примеру, можно предложить рассчитать расстояние до спортивного поля, исходя из карты с масштабом, или посчитать, сколько потребуется денег на покупку нужного количества продуктов. Еще один полезный прием – вовлекать детей в проектные работы, связанные с математикой. Например, можно поручить группе учеников изучить цены в разных магазинах, чтобы подобрать наиболее выгодные предложения. Такие задания помогают увидеть прикладную значимость знаний и активнее вовлекают учащихся в процесс, так как они ощущают связь между теорией и жизнью.
Кроме того, ученикам с низкой успеваемостью важно видеть успехи не только в текущих задачах, но и общий прогресс, которого они достигли. Для этого можно ввести рефлексию, когда после урока ученики анализируют, что нового они узнали и в каких задачах смогли добиться успеха. Например, можно предложить им заполнить анкету или дневник успехов, где они отмечают пройденные темы и сложные моменты, с которыми смогли справиться. Регулярная оценка своих успехов помогает детям с низкой самооценкой почувствовать, что они могут справиться с задачами и повысить свои результаты.
Таким образом, работа с учениками, испытывающими трудности в математике, требует от учителя не только терпения и эмпатии, но и активного применения различных методов мотивации и вовлечения. Учитель должен видеть в каждом ученике его сильные стороны и уметь строить обучение так, чтобы ученик смог раскрыть свой потенциал. Применение игровых заданий, адаптированных задач, проектов и методов рефлексии позволяет ученикам преодолеть страх перед предметом, обрести уверенность и развить интерес к математике, что в конечном итоге способствует более высокому уровню их академических достижений.
Список литературы
Аджиева
М. А.
П
овышение мотивации у пятиклассников на уроках математики
// Проблемы Науки. 2022. №6 (175).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-motivatsii-u-pyatiklassnikov-na-urokah-matematiki
Домнин Д. С.
И
грофикация образовательного процесса по математике как средство развития познавательной активности школьников
//
Вестник науки. 2024. №7 (76).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/igrofikatsiya-obrazovatelnogo-protsessa-po-matematike-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-shkolnikov
Кондакова И. Ф. Формирование мотивации и познавательной активности школьников на уроках математики через исследовательскую деятельность // Вестник науки и образования. 2020. №11-2 (89).
Мокроусова
Т. А.
Проблема мотивации в процессе преподавания математики // Символ науки. 2016.
№7-1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-motivatsii-v-protsesse-prepodavaniya-matematiki