Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Как организовать тематический день: новые идеи для воспитателя | Мой кабинет. Работа №346021. Номер работы: №346021

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Педагогические коллективы разных дошкольных образовательных организаций по-своему проектируют модель образовательного процесса и составляют свою образовательную программу

При этом каждый воспитатель может и должен самостоятельно моделировать образовательный процесс в группе. Творческий подход к этому вопросу предполагает, что педагог:

·         частично или полностью меняет тему;

·         корректирует содержание работы с детьми;

·         учитывает региональный и культурный компоненты, особенности возрастной группы и ДОО.

Электронный журнал Справочник старшего воспитателя
Работаем с воспитателями
Как организовать тематический день: новые идеи длявоспитателя
Ксения Белаяканд. пед. наук, лауреат премии ПравительстваРФ вобласти образования, заслуженный учительРФ
Если содержание образовательной деятельности несвязано сжизнью детей вдетском саду, тоони оней быстро забывают. Решить эту проблему просто. Предложите воспитателям провести тематический день: посвятить все режимные моменты одной теме. Расскажем подробно, как выбирать тему, что включить всценарий тематического дня икак организовать деятельность воспитанников.
Педагогические коллективы разных дошкольных образовательных организаций по-своему проектируют модель образовательного процесса исоставляют свою образовательную программу. При этом каждый воспитатель может идолжен самостоятельно моделировать образовательный процесс вгруппе. Творческий подход кэтому вопросу предполагает, что педагог:
частично или полностью меняет тему;
корректирует содержание работы сдетьми;
учитывает региональный икультурный компоненты, особенности возрастной группы иДОО.
Разработать модель образовательного процесса можно, включив внее тематические дни.
Что такое тематический день? Это когда педагог выбирает определенную тему, чтобы решить образовательные задачи, иобъединяет ееспраздником или событием календаря. Таким образом, эта тема находится вцентре педагогического процесса.
Воснове работы воспитателя сдетьми входе тематического дня лежит режим. Содержание нанизывается навсе режимные моменты (утренний прием, гимнастику, прогулку и т. д.) исвязывается снепрерывной образовательной деятельностью.
Для детей это необычный день. Оннаполнен сюрпризами, играми, загадками, увлекательными путешествиями. Дошкольники узнают много нового, полезного иинтересного, мастерят, рисуют, фантазируют. Вгрупповой комнате появляются новые игрушки, вгости приходят любимые герои мультфильмов, сказок, иногда приезжает кукольный театр.
Для воспитателя тематический день– это педагогическое творчество, смекалка, перевоплощение, погружение детей втему, чтобы что-то доних донести.
Такая система организации образовательного процесса свключением тематических дней строится напринципах ФГОС ДО1 ипредусматривает:
комплексно-тематическое планирование;
интеграцию образовательных областей;
разнообразные виды детской деятельности иформы ихорганизации.
Какие задачи решит воспитатель спомощью тематического дня
Спомощью тематических дней воспитатель сможет планировать интересную исодержательную работу сдошкольниками, решать различные образовательные, воспитательные, развивающие задачи. Когда ребенок участвует втематическом дне, унего развивается познавательная мотивация иувлеченность, онначинает следовать культурным нормам– втом числе правилам взаимодействия сдругими людьми.
Побуждайте воспитателей разрабатывать сценарии тематических дней как для всего детского сада, так идля отдельных возрастных групп. Только делать это надо творчески, незагоняя воспитателя еще водну ловушку– обязательность.
Обсуждайте каждый сценарий спедагогами доипосле тематического дня исамые удачные сохраняйте вметодическом кабинете детского сада. Результатом творческих усилий всего педагогического коллектива станет копилка интересных сценариев.
Такой опыт работы пригодится другим воспитателям, разнообразит модель образовательного процесса, найдет свое место вобразовательной программе или станет традицией ДОО.
Как выбирать тему
Чтобы выбрать тему дня, обратитесь ккалендарю знаменательных событий ипамятных дат. Вдошкольном возрасте дети учатся различать праздничные ибудние дни, узнают, что есть международные игосударственные праздники, что каждый изних имеет свою историю. Ребенок должен почувствовать эмоциональную составляющую праздника– состояние, когда онучаствует вподготовке кмероприятию: украшает группу, делает подарки исувениры. Дети испытывают особые эмоции, когда поздравляют спраздником иполучают поздравления.
Решите напедагогическом совете, сколько икакие посодержанию тематические дни воспитатели проведут втечение учебного года. Зафиксируйте это вобразовательной программе ДОО.
Например, влетний период тематические дни можно посвятить Международному дню защиты детей, Всемирному дню молока, Всемирному дню родителей, Всемирному дню детского футбола, Всемирному дню шоколада, Международному дню дружбы, Международному дню шахмат.
Содержание тематического дня может быть единым для всех возрастных групп или только для детей конкретного возраста. Например, 1 июня вгруппах младшего возраста проводите тематический День молока, авгруппах старшего дошкольного возраста– День защиты детей.
Что включить всценарий тематического дня
Если образовательный процесс вдетском саду представляет комплексно-тематическую модель иобразовательные задачи реализуются нетолько назанятиях, ноивдругих режимных моментах, используйте технологию сценирования. Это новое направление впедагогической практике.
Воспитателям следует отойти оттрадиционного написания плана-конспекта занятия исоставить сценарий всего дня или его составляющих (утреннего приема, тематической прогулки и т. д.).
Чтобы составить сценарий тематического дня, воспитателю нужно:
объективно оценить уровень своей работы, обстановку иусловия, вкоторых осуществляется образовательная деятельность вмомент планирования (что дети уже освоили, какие результаты получены);
выделить цель изадачи, соотнести ихсобразовательной программой, возрастным составом группы, приоритетными направлениями образовательного процесса вДОО;
наметить результаты работы, которые должны быть достигнуты (что дети узнают новое, чему научатся, какие качества личности уних будут формироваться);
выбрать оптимальные формы, средства, методы, чтобы получить планируемый результат.
План-сценарий тематического дня должен обеспечивать единство воспитательных, развивающих иобразовательных целей изадач иинтеграцию образовательных областей.
Например, впреддверии Всемирного дня солнца организуйте вдетском саду тематический День солнца. Основные его цели– вызвать удетей положительные эмоции, развить познавательный интерес кисследовательской деятельности. Пусть воспитатели расскажут дошкольникам отом, что такое Солнце, причинах смены суток исезонов. Проведут опыты иэксперименты, предложат воспитанникам нарисовать приветственные открытки-поздравления, совместно придумать эмблему праздника, подарить сувениры друг другу ивоспитанникам младших групп. Мероприятия врамках данного тематического дня могут быть нетолько вгруппах, ноинатерритории ДОО: игры ссолнечными зайчиками имыльными пузырями, эстафеты иконкурсы, наблюдения засолнцем через солнечные очки ицветные стеклышки, игра Почему наступает другой день (сезон).
Вкачестве примера вприложениях 1, 2 представлены планы-сценарии Дня здоровья для детей младшего исреднего дошкольного возраста иДня друзей для детей старшего дошкольного возраста.
Как провести тематический день
Вовремя тематических дней воспитатели должны проявлять творчество, учитывать уровень знаний иумений детей своей группы, придумывать сюрпризные моменты, элементы включения дошкольников вигры изанятия.
Раскрывать тему дня следует вэмоционально-образной форме. Важно нетолько сообщить новые знания, ноиорганизовать проживание темы вразных видах детской деятельности:
играх;
познавательно-исследовательской деятельности;
экспериментировании;
изобразительной деятельности;
через восприятие художественной литературы, музыки.
Воспитателям следует включать детей старшего дошкольного возраста вподготовку тематических дней. Для этого нужно обсуждать сними, как преобразовать предметно-развивающую среду, игровые уголки. Использовать фразы типа: Давайте обсудим…, Как выдумаете, что будет лучше…" и т. д. Это формирует удошкольников уверенность, ответственность, чувство взрослости.
Важно правильно оснастить предметно-развивающую среду вгруппах всоответствии стемой дня. Согласно ФГОС ДОразвивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы ибыть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной ибезопасной.
Например, при подготовке коДню музыки особое внимание воспитатель должен уделить центру музыкального развития детей (музыкальному уголку). Вместе смузыкальным руководителем подобрать всоответствии свозрастом детей:
• музыкально-дидактические игры;
• картинки для рассматривания сизображением музыкальных инструментов;
• сюжетные картинки, накоторых дети поют, танцуют, играют наинструментах;
• портреты уже знакомых композиторов итех, скоторыми предполагается познакомить дошкольников;иллюстрации кихпроизведениям;
• детскую литературу потеме идр.
При организации разных видов детской деятельности, объединенных одной темой, роль воспитателя становится свободной, партнерской: вместе играем, экспериментируем, ищем ответы навопросы, занимаемся творчеством. Включенность воспитателя вдеятельность наравне сдетьми делает процесс эмоционально насыщенным ирезультативным.
Игра занимает втематическом дне особое место. Воспитатель должен создать условия, чтобы заинтересовать детей различными видами игр, сформировать уних игровые умения. Игра вовремя тематического дня– свободная самостоятельная деятельность дошкольников. При этом нужно продумать, как реализовать большую часть еесодержания.
Позиция воспитателя Адавайте еще придумаем…" позволит наполнить образовательный процесс интересами детей. Они станут неисполнителями, аактивными участниками моделирования игры.
Приложение 1
План-сценарий Дня здоровьядля детей младшего исреднего дошкольного возраста
Цели:
сформировать удетей первоначальные представления оздоровом образе жизни, культурно-гигиенические привычки инавыки;
объяснить, что такое режим дня;
продемонстрировать важность соблюдения режима дня для здоровья человека.
Сюрпризный момент
Воспитатель: Ребята, кнам вгруппу навоздушном шаре было доставлено письмо. Давайте прочитаем его: Здравствуйте, мальчики идевочки! Пишет вам зайчик Степа. Ядавно собираюсь прийти квам вгости, ноникак неполучается. Тонасморк одолеет, тогорло болит, атак хочется свами поиграть.
Воспитатель предлагает детям отправиться вгости кСтепе ирассказать, что нужно делать, чтобы быть здоровым.
Содержание образовательной деятельности
1-я половина дня
2-я половина дня
Дети учат зайчика Степу каждое утро делать зарядку, умываться ичистить зубы.Беседа сдетьми натему: Витамины для нашего здоровья.Воспитатель рассказывает омногообразии ипользе продуктов, какие витамины содержатся вних, как важно правильно питаться.Игра Собери овощи ифрукты.Чтение рассказа В. Сутеева Про бегемота, который боялся прививок.Вопросы для обсуждения:
Кто принес Бегемоту повестку иочем там говорилось?
Скем пришел вполиклинику Бегемот? Почему онубежал?
Кто его искал?
Почему Бегемот стал желтым?
Куда увезла Бегемота скорая помощь?
После чего Бегемот покраснел?
Подумайте ирасскажите, откаких поступков может стать стыдно ребенку.
Прогулка сзайчиком Степой.Массаж рук Ладошки.Уборка участка Чистота– залог здоровья.Игры: Догони, Зайки вдомике идр.
Чтение стихотворения А. Барто Девочка чумазая.Упражнение Самые аккуратные.Просмотр мультфильма Мойдодыр(реж. –И. Иванов-Вано, 1954).Дидактическая игра Полезное– неполезное.Сюжетно-ролевая игра Больница.Знакомство детей младшей группы спрофессией врача: дети рассказывают, как врачи помогают людям стать здоровыми.Викторина Что вкусно, ачто полезно.День открытых дверей для родителей иконсультация Здоровые дети вздоровой семье
Методические рекомендации
Проведите беседы орежиме дня.
Расскажите отом, что соблюдение режима поможет вырасти крепким издоровым, анесоблюдение ослабит организм, ему будет труднее бороться синфекциями.
Рассмотрите сдетьми рисунки сизображением режимных моментов, попросите ихрассказать, чем они занимаются втечение суток.
Обсудите, как растения иживотные приспосабливаются ксмене времени суток игода.
Расскажите опрофилактике заболеваний, сообщите элементарные сведения олекарствах иболезнях, опричинах, которые приводят кболезни, отом, как ихизбежать.
Постепенно формируйте полезные привычки: мыть руки перед едой, небрать врот сосульки, неесть снег, несидеть долго закомпьютерными играми или перед телевизором и т. д.
Подготовьте стенды для родителей натемы: Простуда или ОРВИ умалышей, Озакаливании смалых лет, Учим ребенка чистить зубы, Принципы рационального питания, Сон ребенка должен быть полноценным, Опрофилактике аллергических реакций" идр.
Приложение 2
План-сценарий Дня друзейдля детей старшего дошкольного возраста
Цели:
развивать доброжелательные отношения вколлективе, умение играть, трудиться, заниматься сообща;
закрепить привычку употреблять вежливые слова вобщении;
учить объяснять свою точку зрения.
Сюрпризный момент
Воспитатель заранее просит родителей принести фотографии, накоторых изображены дети сосвоимидрузьями. Затем делает коллаж натему Дружба ивначале тематического дня вывешивает его враздевальной комнате.
Когда воспитанники приходят вдетский сад, воспитатель включает детские песни одружбе:
Когда моидрузья сомной изк/фПосекрету всему свету (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича);
Мир похож нацветной луг изм/фОднажды утром (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского);
Друзья навсегда изм/фТом иДжерри: мотор! (муз. H. Mancini, сл. L. Bricusse);
Давай дружить изм/фДавай дружить (муз. Э. Каландарова, сл. А. Файнберга);
Настоящий друг изм/фТимка иДимка (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского).
Предлагает каждому ребенку найти свою фотографию, рассмотреть ее, рассказать, что изображено, ивысказать предположения отом, почему вэтот день звучат эти песни иразвешены фотографий друзей.
Содержание образовательной деятельности
1-я половина дня
2-я половина дня
Рассказ опразднике Международный день дружбы. Беседа натему Зачем человеку нужны друзья?Вопросы для обсуждения:
Почему мыназываем друзьями только некоторых людей?
Кого можно назвать другом?
Как вывыбираете себе друзей?
Что вас привлекает вдруге больше всего?
Игровые проблемные ситуации Правила общения друг сдругом.Тематическая прогулка Вместе весело шагать. Совместные коллективные игры, взаимопомощь ивзаимовыручка впоходе.Чтение рассказов В. Драгунского Друг детства, Г.Остера Как хорошо дарить подарки, Л. Толстого Лев исобачка (повыбору).Сюжетно-ролевые игры: Дом, Семья, Вгости кдругу, Друг заболел, Бюро добрых услуг
Оформление фотовыставки Наша дружная группа.Обсуждение пословиц ипоговорок одружбе.Изготовление поздравительных открыток Моему другу (дети дарят друг другу открытки).Просмотр навыбор одной изсерий мультфильма Кот Леопольд (реж. –А. Резников, 1975–1987 год).Дидактические инастольные игры:
Узнай поописанию;
Вмире вежливых слов;
Шашки, Уголки идр.
Методические рекомендации
Предоставьте детям возможность высказать мнение, поразмышлять над вопросами: Чтобы тысделал, еслибы твой друг попал вбеду?, Можешьли тысказать, какбы повел себя твой друг, еслибы тыпопал вбеду?.
Предложите конкретные ситуативные задачи: Представь, что перед твоим днем рождения выпоссорились сдругом. Пригласишьли тыего? Почему? идр. Это повысит активность воспитанников.
Разыграйте этюды потеме иобсудите их. Так дети поймут, как правильно поступать вреальной ситуации.
Попросите каждого ребенка ответить навопросы: Как тебя называет твой друг? Как тыего называешь? Естьли утебя итвоего друга прозвища? Они обидные или нет? Как ласково тызовешь друга? Кто может быть твоим другом, кроме сверстника? Можетли быть другом мама, папа, животное?
Предложите родителям рассказать детям освоих друзьях, рассмотреть фотографии всемейном альбоме.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×