Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Как помочь подростку выбрать карьерный путь: тьюторская поддержка в профориентации | Денисов Матвей Викторович. Работа №351148

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья рассматривает роль тьютора в процессе профориентации подростков, выделяя ключевые задачи, методы и подходы, которые помогают ученикам осознанно выбирать карьерный путь. Анализируются особенности работы с подростками, сложности выбора профессии и способы построения индивидуального профориентационного маршрута. Предлагаются практические примеры взаимодействия тьютора с учениками и их семьями для достижения оптимальных результатов.

Ключевые слова: профориентация, карьерный путь, тьюторская поддержка, подростки, индивидуальный маршрут, выбор профессии, самореализация.

 

Как помочь подростку выбрать карьерный путь: тьюторская поддержка в профориентации

 

Денисов Матвей Викторович, тьютор

МБОУ СОШ № 37 г. Воронеж

 

Аннотация. Статья рассматривает роль тьютора в процессе профориентации подростков, выделяя ключевые задачи, методы и подходы, которые помогают ученикам осознанно выбирать карьерный путь. Анализируются особенности работы с подростками, сложности выбора профессии и способы построения индивидуального профориентационного маршрута. Предлагаются практические примеры взаимодействия тьютора с учениками и их семьями для достижения оптимальных результатов.

Ключевые слова: профориентация, карьерный путь, тьюторская поддержка, подростки, индивидуальный маршрут, выбор профессии, самореализация.

 

Процесс выбора профессии для подростка — это важный и зачастую стрессовый этап, который влияет на всю его дальнейшую жизнь. С одной стороны, подростки сталкиваются с большим количеством возможностей и профессий, которые предлагает современный рынок труда. С другой стороны, их знания о собственных интересах, способностях и перспективах зачастую ограничены. В этом контексте тьютор становится ключевым наставником, который помогает подростку осознать свои сильные стороны, исследовать интересы и выбрать направление для дальнейшего развития.

Работа тьютора начинается с понимания личности ученика. Подростковый возраст характеризуется интенсивным развитием, поэтому важно учитывать, что в этот период учащиеся часто сомневаются в своих способностях и выбирают варианты, которые кажутся им наиболее простыми или престижными. Тьютор помогает подростку выйти за рамки этих ограничений, направляя его внимание на внутренние ресурсы и реальные интересы. Например, если ученик проявляет интерес к творчеству, но опасается, что такая профессия не принесёт стабильного дохода, тьютор может обсудить с ним современные профессии в сфере креативных индустрий, где востребованы эти навыки.

Одним из эффективных инструментов в профориентации является проведение тестирований, направленных на выявление склонностей и интересов подростков. Такие методики, как тест Холланда или Климова, помогают ученику лучше понять свои предпочтения и сильные стороны. Однако роль тьютора не сводится только к интерпретации результатов тестов. Настоящая поддержка заключается в том, чтобы обсудить с учеником его выводы, показать взаимосвязь между выявленными интересами и реальными карьерными перспективами, а также предложить конкретные шаги для дальнейшего изучения профессий. Например, если тест показывает, что ученик склонен к аналитической работе, тьютор может предложить посетить мастер-класс по программированию или побывать на экскурсии в научно-исследовательском центре.

Особую роль в выборе профессии играют реальные примеры. Тьютор может организовать встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия или участие в профессиональных мастер-классах. Эти мероприятия помогают подростку увидеть, как устроен рабочий процесс, понять, какие навыки востребованы в выбранной области, и оценить, подходит ли ему эта сфера. Например, если ученик рассматривает медицину как возможную карьеру, тьютор может организовать экскурсию в больницу, где он сможет пообщаться с врачами и медсёстрами, узнать о нюансах их работы и понять, насколько ему подходит эта профессия.

Важно учитывать, что родители также играют значимую роль в процессе выбора профессии. Часто их ожидания могут не совпадать с интересами ребёнка, что создаёт дополнительное напряжение. Тьютор выступает медиатором в таких ситуациях, помогая наладить диалог между подростком и его семьёй. Например, если родители настаивают на «практичной» профессии, в то время как подросток увлечён искусством, тьютор может провести совместную встречу, где будут рассмотрены как перспективы творческой профессии, так и пути её совмещения с более традиционным направлением.

Важным этапом тьюторской работы является формирование индивидуального профориентационного маршрута. Это документ или план, который содержит конкретные цели, задачи и действия, направленные на развитие профессиональных интересов ученика. Такой маршрут может включать изучение информации о выбранной профессии, посещение профильных мероприятий, участие в конкурсах или олимпиадах, прохождение дополнительных курсов. Например, если ученик решил стать дизайнером, в его плане могут быть указаны задания по созданию портфолио, посещение выставок, изучение программ для графического дизайна и участие в тематических мастер-классах.

Особое внимание следует уделить развитию у подростка навыков самоопределения и самостоятельности. Тьютор помогает ученику научиться ставить цели, оценивать свои ресурсы и планировать шаги по их достижению. Важно, чтобы подросток осознавал: выбор профессии — это не финальная точка, а этап, который может изменяться с развитием его интересов и компетенций. Например, ученик может начать с изучения одной области, но со временем перейти к другой, используя полученные ранее навыки.

Для повышения мотивации подростков тьютор может использовать кейс-методы и игровые подходы. Например, организовать симуляцию выбора профессии, где ученики разрабатывают свои карьерные стратегии, сталкиваются с гипотетическими проблемами и находят пути их решения. Такие методы помогают подросткам не только изучить рынок труда, но и развить гибкость мышления и адаптивность, необходимые для успешной самореализации.

Таким образом, тьюторская поддержка в процессе профориентации подростков играет важнейшую роль, помогая ученикам осознанно подходить к выбору карьеры. Путём индивидуальной работы, вовлечения семьи и предоставления практических возможностей тьютор создаёт условия для глубокого изучения профессиональных интересов, формирует у подростков уверенность в своих силах и готовность принимать ответственные решения. Тьютор становится не просто наставником, а проводником, который помогает ученикам видеть широкий спектр возможностей и использовать их для построения успешного будущего.

 

 

Список литературы

Зуев

Е. В. Роль

тьютора

в процессе профессионального самоопределения обучающихся основной школы / Е. В. Зуев. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 404-406. — URL:

https://moluch.ru/archive/314/71605/

Липкина

Н. Г

, Зуев

Е. В.

П

едагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся основной школы в деятельности

тьютора

: проблемы, поиски, решения // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2020.

№2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-podderzhka-professionalnogo-samoopredeleniya-uchaschihsya-osnovnoy-shkoly-v-deyatelnosti-tyutora-problemy-poiski

Никифоров А. Н.,

Кулева

С. В.,

Дурандина

Т. В.

Н

аставничество как форма

профориентационной

работы с подростками // Нижегородское образование. 2017.

№4. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-forma-proforientatsionnoy-raboty-s-podrostkami

Половова

В. С.,

Реут

Д. В.

Профмоделирование

как метод подготовки молодых людей к осуществлению осознанного выбора профессиональной деятельности // МНКО. 2017. №4 (65).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/profmodelirovanie-kak-metod-podgotovki-molodyh-lyudey-k-osuschestvleniyu-osoznannogo-vybora-professionalnoy-deyatelnosti

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×