Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Как помочь ребенку научиться читать? | Бухенко Ирина Николаевна. Работа №328369. Номер работы: №328369

Дата публикации:
Автор:
Описание:

когда на самом деле пора учить детей чтению и как это правильно сделать?Просто возраста недостаточно. Не бывает так, что в полночь ребёнку исполнилось три года, и он уже способен воспринимать буквы и видеть связь со звуками. Чтение – процесс высших мозговых функций, и мозг должен в буквальном смысле до него дорасти.

Классическая методика – звуковая, как в школе. Она основана на принципе алфавита, надо выучить буквы и звуки и складывать их в слова. Это отлично проработанная схема научения, которую также предпочитают логопеды: помимо букв ребёнок учится слушать звуки и выговаривать их.

 

 

Как помочь ребенку научиться читать?

 

 

 

 

 

Подготовила: Бухенко Ирина Николаевна

 

 

С какого возраста дети учатся читать?

Навыки чтения у ребёнка развиваются в удобном для него темпе. Одни дети учатся раньше и легче, чем другие. Вот как обычно выглядит процесс освоения чтения в разном возрасте:

К 2 годам дети часто начинают повторять слова из любимой книги. Они также начинают отвечать на вопросы о том, что они видят на странице.

В годам к четырем дети обычно начинают узнавать примерно половину букв алфавита, если с ними порой заниматься. Они также начинают замечать рифмующиеся слова

.

Затем дети обычно начинают сопоставлять буквы со звуками. Они также начинают узнавать некоторые слова «в лицо», не произнося их наизусть.

В последний год перед школой большинство детей могут озвучивать и распознавать написанные слова, а также читать и понимать предложения. Большинство людей считают это умением читать. Хотя это только первый этап сложного процесса.

Начинать учить ребёнка читать можно хоть с грудничкового возраста. На визуальной памяти, например, построена методика Домана (о ней будет дальше). Только вот восприятие у малыша будет не того типа, которого хотелось бы добиться при декодировании текста в звуки.

1-2 года

Ребёнок лет до двух будет видеть буквы как какие-то картинки, которые почему-то так называются. Кроме того, с ними не выйдет поиграть, как с машинкой. В методиках Монтессори и Зайцева этот момент низкой мотивации изящно обошли: там буквы «игровые». Но в любом случае в этом возрасте основное, что хочет малыш – исследовать окружающий мир. И буквы к нему не относятся – на вкус их не попробуешь.

Можно ли изучать алфавит в 1-2 года? Это не вредно, а даже полезно – расширяет память, улучшает артикуляцию. Правда, к чтению это отношения пока не имеет.

3-4 года

К трем-четырем годам уже можно изучать буквы с более практической целью. Это поможет развивать первые навыки, необходимые для чтения, а некоторые малыши после разучивания алфавита вполне могут продвинуться дальше и самостоятельно взять в руки книжку.

 

5-6 лет

В этом возрасте знакомство с буквами точно пора не просто начинать, а делать это активно. Как правило, в детском саду дети уже изучают большинство букв, а то и слоговое чтение.

Так что оптимально начинать учить ребёнка буквам и слогам в 3-4 года. Однако все дети разные, кто-то зачитает еще до четырех, а кто-то дозреет к семи. Индивидуальное развитие – это нормально.

Признаки готовности к чтению

Просто возраста недостаточно. Не бывает так, что в полночь ребёнку исполнилось три года, и он уже способен воспринимать буквы и видеть связь со звуками. Чтение – процесс высших мозговых функций, и мозг должен в буквальном смысле до него дорасти.

Как понять, что можно начинать учить ребёнка читать?

У него довольно хорошо развита речь: фразы полные, с прилагательными и наречиями, он умеет рассказывать о том, что видит.

Нет проблем со звукопроизношением: это важно для появления связи звук-буква. Если есть дефекты, нужно не буквы учить, а сначала идти к логопеду. Он же подскажет, не нужна ли особая методика обучения.

Ребёнок понимает, где верх, где низ, где правая сторона, где левая (может путать, но само понятие направления есть).

Однако даже если все три пункта выполнены, не надо усаживать малыша за букварь. Вообще сажать учиться точно не стоит – все должно быть в игровой форме и по 5-10 минут в день, а лучше вообще не выделять для учебы отдельного времени, а сочетать узнавания букв и прогулку, песни, игры.

Зачем учиться читать до школы, а там что делать?

Разумеется, когда ребёнок пойдет в школу, учитель ему покажет буквы, слоги, все азы чтения. И не принять семилетку в первый класс из-за незнания букв не могут, если речь не о школах с конкурсной основой. Больше полугода первоклашки будут учить букварь – так надо ли мучить ребёнка раньше?

Мучить не надо, а вот учить читать до школы стоит. Хотя бы потому, что большинство уже будет не только знать алфавит, но и читать, и ребёнку будет некомфортно в отстающих. Кроме того, в букварном периоде идет не только изучение букв, но и довольно сложный анализ звукобуквенных сочетаний как часть навыка грамотности. Нагрузка может оказаться избыточной, и от напряжения ребёнок не захочет учить эти буквы совсем. Так что если дело идет непросто, хотя бы выучите буквы к началу школы.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×