Как помочь ребенку развить речь к 1 классу | Егорова Елена Николаевна. Работа №313669
В настоящее время в семейном воспитании сформировалась достаточно распространённая тенденция: готовить к школе ребёнка, прибегая к помощи репетитора, платных подготовительных курсов и т.д. То есть с одной стороны родители стремятся обеспечить своему ребёнку хороший стартовый уровень для обучения в школе, а с другой стороны не стремятся лично участвовать в этом процессе из-за того, что не знают, как организовать занятия дома или не имеют достаточно времени.
Через год Ваши дети придут в школу. Изменится социальный статус Вашего ребёнка. Он станет школьником, а Вы обретёте роль родителей ученика.
Многих из Вас одолевают сомнения: нужно или нет заниматься с ребёнком-дошкольником подготовкой к школе? Если начинать подготовку, то как именно? Чему учить в первую очередь?
При поступлении ребёнка в школу обращается внимание не на грамотность, а на то, насколько успешно Ваш ребенок демонстрирует готовность к учению, готовность приобретать знания и ими пользоваться.
Мастер-класс «Как помочь ребенку развить речь к первому классу»
Цель: представить приёмы работы с родителями по обучению их игровым действиям, развивающим у ребёнка старшего дошкольного возраста навыки связной речи и расширение словарного запаса.
СЛАЙД 1
Доброе утро, уважаемые родители и дети.
СЛАЙД 2
Актуальность темы.
В настоящее время в семейном воспитании сформировалась достаточно распространённая тенденция: готовить к школе ребёнка, прибегая к помощи репетитора, платных подготовительных курсов и т.д. То есть с одной стороны родители стремятся обеспечить своему ребёнку хороший стартовый уровень для обучения в школе, а с другой стороны не стремятся лично участвовать в этом процессе из-за того, что не знают, как организовать занятия дома или не имеют достаточно времени.
Наша цель: показать, как с помощью игры можно развить речь ребенка и расширить словарный запас.
Перед вами тест из 7 вопросов. Ответьте, пожалуйста на них.
Родители самостоятельно отвечают на вопросы.
1. Много ли ребенок задает «почемучкиных» вопросов?
а) очень много, постоянно;
б) довольно много, но периодами;
в) мало.
2. Любит ли слушать, когда ему читают?
а) любит и подолгу слушает;
б) когда как;
в) не любит.
3. Проявляет ли интерес к самостоятельному чтению?
а) умеет читать и часто читает;
б) буквы знает и читает кое-какие слова;
в) интереса к чтению нет.
4. Любит ли играть в слова, проявляет ли интерес к стихам?
а) очень любит, сам играет, экспериментирует словами, знает много стихов, сказок;
б) по-разному;
в) не любит стихов, не играет в слова.
5. Хочет ли ребенок учиться?
а) очень хочет;
б) хочет, но боится идти в школу;
в) не хочет.
6. Есть ли у ребенка потребность к творчеству?
а) есть;
б) проявляется, но изредка;
в) очень редко.
7. Уверен ли ребенок в своих силах?
а) конечно, уверен;
б) когда как;
в) нет, не уверен.
Что же у вас получилось?
Если в большинстве случаев вам пришлось выбрать ответ «В» —
стоит задуматься. Имеет смысл проследить: достаточно ли у крохи развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог, развернутые ответы, содержащие доказательство. Придется подумать, как разнообразить речевую практику дошколенка дома.
А в этом вам помогут упражнения и игры для развития речи.
Через год Ваши дети придут в школу. Изменится социальный статус Вашего ребёнка. Он станет школьником, а Вы обретёте роль родителей ученика.
Многих из Вас одолевают сомнения: нужно или нет заниматься с ребёнком-дошкольником подготовкой к школе? Если начинать подготовку, то как именно? Чему учить в первую очередь?
При поступлении ребёнка в школу обращается внимание не на грамотность, а на то, насколько успешно Ваш ребенок демонстрирует готовность к учению, готовность приобретать знания и ими пользоваться.
Для этого необходимо развивать речь ребёнка. Чем лучше будет развита ко времени поступления в школу устная речь ребёнка, тем легче ему будет овладеть универсальными учебными действиями.
Развивая речь – мы развиваем коммуникативные умения ребёнка.
Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад.
Но, чтобы научить детей - следует научиться самому взрослому. Поэтому давайте поиграем в игры, которые так необходимы вашим детям, и, которые Вы легко можете проводить дома с ребёнком.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Часто ребёнок затрудняется в составлении связного рассказа, а ведь уже с первых страниц азбуки мы встречаем задания такого типа: продолжи рассказ, составь рассказ и т. д.
Очень интересно проходит игра на развитие воображения, творческих способностей, учит детей фантазировать.
СЛАЙД 3
«Продолжи историю»
Цель: учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки.
Сначала надо вспомнить сказку «Волк и семеро козлят».
Поиграем? Помните кто пришёл в гости к козлятам? Что он с ними сделал? Какая печальная сказка!
А что если……. (рассказывает сказку учитель - «Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А самый смелый козлёночек спросил к ним стучится…….Кто бы это мог быть? Давайте посмотрим.
- Ой, какие гости пожаловали! На экране появляются картинки с животными.
Перенеситесь в мир детства и подумайте вместе с ребенком свое продолжение. Выбирайте героя и придумайте концовку истории.
Много сказок есть на свете!
Их любят взрослые и дети!
Ваши сказки просто класс!
Их послушаем сейчас!
СЛАЙД 5
«Ушла коза в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь постучали. Козлята испугались, попрятались. А самый смелый козлёночек спросил к ним стучится…
Козлёнок говорит: - Кто там?
За дверью отвечают: - Это я, котёнок.
Не бойтесь меня, потому что я………
Козлята пустили котёнка и……………..
- Какие интересные истории у вас получились! Молодцы!
Примечание. В дальнейшем можно разыгрывать любые несложные сюжеты, придуманные совместно с детьми в специально созданной ситуации. Очень хорошо, если ваш ребёнок сочинит своё начало истории, а вы её продолжите или наоборот.
- Вот смотрите, вы с ребёнком сочинили концовку истории. Но ведь малыш должен знать, что каждая история имеет начало, конец, середину.
Развить умение выделять начало и конец действия поможет игра с сюжетными картинками.
СЛАЙД 6
2. «Разложи картинки»
Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.
Смотрим на экран.
Составим рассказ по серии картинок. (по цепочке)
На картинки посмотрели. И немножко посидели.
И подумали сперва. Ну, рассказывать пора!
Мальчик Дима пришёл в сад за яблоками…….
Все молодцы! Замечательный рассказ получился у вас!
Ребёнку очень сложно порой даётся описание того или иного предмета!
Часто приходится слышать: мяч большой-маленький; цветок красивый-некрасивый; и т.д.
Ребёнка надо учить описывать предметы, чтобы в его речи было как можно больше прилагательных. Это делает речь более выразительной. Да, это трудно. Но нет ничего невозможного.
Поможет такая игра.
СЛАЙД 7.
3. «Кто лучше похвалит»
Цель: уметь называть признаки.
У каждого ребёночка есть любимая игрушка. Она для него самая красивая и замечательная.
На столе стоят 10 игрушек.
Ребята, выберите себе игрушку и похвалите ее!
По очереди ребенок говорит об игрушке.
Обязательно похвалите ребенка, если он нашел удачное слово, проявил активность и заинтересованность в поиске выразительных средств. Так развивается детская наблюдательность, точность восприятия и мыслительная активность (память, воображение).
Одна из проблем развития речи ребёнка – неумение рассуждать и задумываться над тем, что происходит. Очень полезны упражнения-рассуждалки.
СЛАЙД 8
4. Дополнить предложение.
Просите ребенка закончить предложения:
"Дети поливают цветы на клумбах, потому что...".
"На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... "
"Зимой медведь спит, потому что..." и т. д.
Посмотрите на экран.
Выберите неоконченное предложение и предложите ответить вашему ребёнку на него.
"Дети поливают цветы на клумбах, потому что...".
"На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... "
"Зимой медведь спит, потому что..."
«Мама сердится, потому что…»
«Я учу буквы, потому что…»
«Папа ходит на работу, потому, что…»
Заставляйте ребёнка рассуждать. Доказывать своё мнение.
Основная ваша задача состоит не в том, чтобы «вытягивать» из ребенка нужный ответ или навязать ему свое мнение, видение, а в том, чтобы научить его мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!». Поэтому не торопитесь сказать малышу: «Нет! Так не бывает, ты неправильно думаешь», — а попытайтесь в каждом детском ответе обнаружить рациональное зерно. Ведь то или иное решение, формулировка всегда могут иметь место в зависимости от тех или иных обстоятельств.
СЛАЙД 9
Прослушайте притчу о мудреце и его завистнике
Завистник поймал бабочку, зажал ее в руках, подошел к мудрецу и на глазах у толпы зевак обратился к нему с вопросом: "Если ты поистине мудр, ответь: живое или неживое находится в моих руках?" "Если мудрец скажет "неживое", я разожму руки, выпущу бабочку, и она полетит, если скажет "живое", я сожму руки, бабочка погибнет, и он будет неправ", - думал завистник. "Все в твоих руках!" - услышал он в ответ слова мудреца.
Ведь каким учеником станет Ваш ребёнок во многом зависит именно от Вас!
РЕФЛЕКСИЯ
Нам было очень приятно и интересно работать с вами. Хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем занятии.
Если вам было Очень интересно и вы получили важную для себя информацию – выбирайте желтый цветок.
Узнали Много нового – белый цветок.
Знали уже все ранее – красный цветок.
Покажите свои цветы. Вот какая яркая клумба у нас получилась.
Спасибо всем за работу!
Мы подготовили для вас памятки, которые вы можете использовать при занятиях с ребёнком по развитию речи.
Родителям выдаются памятки.