Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 02.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Как помочь тревожному ребёнку перед выступлением» | Киясова Эльвира Евгеньевна. Работа №334043

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.Успех достигается там, где все три функции психики – интеллектуальная, эмоциональная и двигательная – действуют согласованно, как в хорошем ансамбле.

Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики обучающегося. 

Но главное – дело не только в знании секретов успешного выступления. Любой музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои мысли направить к осмыслению той музыки, которую он будет исполнять

 

«Как помочь тревожному ребёнку перед выступлением»

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трёх направлениях:

1. Повышение самооценки ребёнка.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях (в нашем случае — перед выступлением).

3. Рекомендации родителям «Правила общения с тревожным ребёнком».

Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений

Повышение самооценки ребёнка

Обращайтесь к ребенку по имени.

Хвалите ребёнка даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили.

В учебном кабинете можно оформить стенд «Достижения недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка. Каждый ребенок, таким образом, получит возможность быть в центре внимания окружающих. Количество рубрик для стенда, их содержание и расположение обсуждаются совместно со взрослыми и детьми.

Обучение детей умению управлять своим поведением перед выступлением

Самое главное – педагог должен объяснить ребенку, что абсолютно все перед выступлением немного волнуются. И это нормально. Небольшое волнение, наоборот, помогает выступить лучше.

Тщательно отрепетируйте предстоящее выступление, будь то доклад, отчетный концерт или стихотворение на детском мероприятии. Похвалите ребёнка, вселите в него уверенность, что он знает номер на отлично. Репетировать можно перед зеркалом, но лучше попросить кого-то из друзей послушать ребёнка. Попросите ребёнка понаблюдать за собственной реакцией на «живого» зрителя.

Чтобы ребенок лучше освоил танцевальное движение или свою роль в театральной постановке, попросите его объяснить вам, что именно нужно сделать. Пусть он почувствует себя «педагогом» или «режиссером». Показывая и объясняя вам, он лучше усвоит задание.

Объясните детям, что зрители — это точно такие же люди, как и вы. Да, их много, но каждый в отдельности не сделал вам ничего плохого и главное – не собирается искать недостатки в вашем выступлении. Возможно, зрителей тоже что-то волнует. Воспринимайте их не как враждебную толпу, а как собрание приятных, умных и доброжелательных личностей, готовых поддержать всех выступающих.

Замечательно, если у выступающих есть возможность немного «привыкнуть» к месту выступления. Походите по аудитории (залу, сцене), в которой вы будете выступать, заранее определите маршрут, по которому будете двигаться (если необходимо). Такая подготовка обязательно поможет при выступлении.

Разговаривайте с ребенком спокойным и уверенным голосом, обращайте внимание на всё хорошее вокруг: как уютно и красиво в зале, какие сегодня все довольные и радостные, какой у него красивый костюм и т.д.

Обращайте внимание ребенка на тех его друзей, кто весел, добродушен и спокоен.

Попросите ребенка повторять за вами фразы, которые придадут уверенности: «Я уверен в себе», «Я умею танцевать/петь и т.д.», «Мне будут аплодировать зрители», «Я сейчас покажу, что я умею».

Дополняйте фразы жестами и позами: пусть ребенок выпрямит спину, широко расставит ноги, руками упрется в бока или подымет их вверх, как делают чемпионы, стоя на пьедестале. В такой позе нужно постоять или походить несколько минут.

Настроить ребёнка на положительные эмоции поможет упражнение: «Смеющийся цигун»: попросите ребёнка улыбаться себе в зеркале (минимум минута), затем рассмеяться весело (даже если не хочется), усилить смех, пусть он будет утрированным (минут 5), закончить упражнение на легкой улыбке.

Если ребёнок почувствовал приступ паники прямо во время выступления, то выручить его сможет правильное дыхание. Научите его, как дышать правильно. Все, что нужно сделать, чтобы почувствовать себя увереннее, – дышать спокойно и глубоко. Сделать глубокий вдох и такой же спокойный выдох, чтобы во время дыхания были задействованы мышцы живота. Стараться дышать так на протяжении всего выступления (очень помогут заблаговременные тренировки).

Чтобы успокоиться перед выступлением, сядьте в удобную позу, закройте глаза и сосредоточьтесь на ощущениях в теле, отследите напряжение и мышечные спазмы. Двигаться лучше сверху вниз — лицевые мышцы, шея, плечи, руки, живот, ноги. Глубоко дыша, необходимо направить внимание на нужную часть тела и добиться её расслабления. На выполнение упражнения уходит от 5 до 10 минут.

А теперь неожиданный совет. Скажите своему воспитаннику: «Не стремись к совершенству». Да-да, вместо того, чтобы изо всех сил стараться выступить как можно лучше, сразу признайся самому себе, что имеешь право на ошибку. И на старуху бывает проруха!

После выступления обязательно обнимите и похвалите своего юного воспитанника независимо от того, как он выступил. Покажите, что вы гордитесь им.

Работа с родителями тревожного ребенка

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. С целью профилактики тревожности можно использовать наглядную информацию. В учебном кабинете на стенде можно разместить, например, памятку, в основу которой легли советы Е.В. Новиковой и Б.И. Кочубей.

Профилактика тревожности (Рекомендации родителям)

Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.

Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Рекомендации педагогам-хормейстерам:

Репертуар для воспитанников нужно подбирать оптимального уровня сложности. При этом активно учитываются пожелания самих обучающихся, так как личная заинтересованность в выучивании понравившегося произведения значительно повышает уровень мотивации, а успешность работы укрепляет уверенность в своих силах.

Формирование стабильности в выступлении за счет систематической предварительной подготовки. В предварительную подготовку необходимо включить следующее:

сотрудничество педагога и ученика в создании «концертного» варианта исполняемого номера в условиях учебного кабинета;

домашняя работа обучающегося. Здесь, особенно на начальном этапе, решающую роль играет степень сотрудничества педагога с родителями;

предварительное многократное обыгрывание подготовленного материала в различной обстановке: на занятии, в репетиционном зале, выход на различные, пусть даже незначительные площадки, с приглашением друзей, родственников, одноклассников .

Предварительная отработка комплекса сценических ритуалов: выход, поклон, улыбка, начало, завершение выступления, уход со сцены. Это позволяет воспитанникам с самого начала почувствовать себя на сцене более комфортно и значительно повышает их уверенность в себе.

Предварительное изучение возможностей сцены или площадки, на которой будет проходить выступление (если позволяет ситуация).

Организация режима труда и отдыха обучающегося в преддверии концерта с целью сохранения оптимального уровня его сценического самочувствия (отсутствие переутомления).

Удобная комфортная одежда на сцене.

Перед выступлением важно сказать воспитанникам слова поддержки: «Вы хорошо подготовлены. Всё пройдет удачно. Вы должны быть спокойны. Я вам всегда помогу и поддержу».

Таким образом, можно сделать следующие выводы: универсальных рецептов для преодоления волнения перед выступлением не существует, каждый должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки к выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики обучающегося. Успех достигается там, где все три функции психики – интеллектуальная, эмоциональная и двигательная – действуют согласованно, как в хорошем ансамбле.

Но главное – дело не только в знании секретов успешного выступления. Любой музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои мысли направить к осмыслению той музыки, которую он будет исполнять. Он должен выступить посредником между композитором и слушателем. Исполнитель должен всю свою работу поставить под творческий контроль. Не только работу над техникой, звуком, стилем, но и работу над владением собой, работой над верой в свои силы.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×