Как преодолеть языковой барьер: работа с разговорными страхами учащихся | Степанова Людмила Николаевна. Работа №350878
Аннотация: Статья предназначена для учителей немецкого языка в школе и посвящена важной теме преодоления языкового барьера у учащихся, а также работе с их разговорными страхами. Языковой барьер представляет собой серьёзное препятствие для успешного овладения иностранным языком, особенно на стадии устной речи. Статья раскрывает ключевые причины возникновения разговорных страхов, а также предлагает практические рекомендации и подходы для их преодоления в рамках школьного процесса. Использование различных методов и подходов поможет создать поддерживающую атмосферу, повысить мотивацию учеников и улучшить их коммуникативные навыки.
Ключевые слова: языковой барьер, разговорные страхи, коммуникативные навыки, методика преподавания, психология учащихся, мотивация, поддержка, учитель немецкого языка, ошибки в речи.
Степанова Людмила Николаевна, учитель иностранного языка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска Средняя школа № 58 имени почётного гражданина Ульяновской области Г.Д. Курнакова
Аннотация: Статья предназначена для учителей немецкого языка в школе и посвящена важной теме преодоления языкового барьера у учащихся, а также работе с их разговорными страхами. Языковой барьер представляет собой серьёзное препятствие для успешного овладения иностранным языком, особенно на стадии устной речи. Статья раскрывает ключевые причины возникновения разговорных страхов, а также предлагает практические рекомендации и подходы для их преодоления в рамках школьного процесса. Использование различных методов и подходов поможет создать поддерживающую атмосферу, повысить мотивацию учеников и улучшить их коммуникативные навыки.
Ключевые слова: языковой барьер, разговорные страхи, коммуникативные навыки, методика преподавания, психология учащихся, мотивация, поддержка, учитель немецкого языка, ошибки в речи.
Языковой барьер — это одна из главных трудностей, с которой сталкиваются ученики, изучающие иностранный язык. Особенно ярко этот барьер проявляется в процессе устного общения. Для многих учеников, даже имея достаточно теоретических знаний, сам процесс говорения на иностранном языке становится источником стресса и страха. Языковой барьер в этом контексте не ограничивается только языковыми проблемами, связанными с недостаточными знаниями лексики и грамматики, но также связан с психологическими факторами, такими как страх ошибок, недовольство собственными способностями и неуверенность в себе.
Этот страх можно разделить на несколько категорий: страх сделать ошибку, страх быть непонятым, страх осуждения сверстников или учителя, а также общий страх публичного выступления. Все эти аспекты являются частью более широкой проблемы, связанной с восприятием иностранного языка как чего-то чуждого. В такой ситуации учащиеся часто предпочитают молчать, избегать участия в разговорных упражнениях или, наоборот, пытаются говорить, но с огромным напряжением, что ещё больше усугубляет проблему.
Для того чтобы помочь ученикам преодолеть эти разговорные страхи, важно понять, что работа с ними требует комплексного подхода. Это сочетание теоретической подготовки, практических упражнений, создания комфортной и поддерживающей атмосферы в классе, а также грамотного подхода со стороны преподавателя. Задача учителя немецкого языка состоит в том, чтобы научить учащихся воспринимать ошибки как неотъемлемую часть процесса обучения и помочь им обрести уверенность в своих силах. Для этого существует несколько методов и стратегий, которые могут быть использованы на уроках немецкого языка.
Прежде всего, нужно понимать, что многие страхи связаны с негативным восприятием собственных ошибок. Учащиеся часто боятся, что их не поймут или, что ещё хуже, осудят за неправильное произношение, грамматические ошибки или неправильный выбор слов. Это неуверенность в своих силах нередко приводит к тому, что ученики избегают разговорных упражнений или становятся чрезмерно критичными к себе. Важно создать в классе атмосферу, в которой ошибки воспринимаются не как нечто негативное, а как естественная часть обучения. Учитель должен уметь вовремя поддержать ученика, похвалить его за попытки и усилия, а не только за идеальные результаты. Оценка работы ученика не должна сводиться только к формальным аспектам, таким как правильность речи, но и учитывать процесс, усилия и стремление к улучшению.
Другим важным моментом является создание условий для регулярной практики устной речи. Преодоление языкового барьера невозможно без постоянного общения на иностранном языке, и особенно важно, чтобы это общение происходило в ситуации, которая бы не вызывала у учащихся стресс. Для этого можно использовать различные формы групповых и парных заданий, ролевых игр, где акцент будет сделан не на правильности речи, а на её функциональности и практическом применении. Учащиеся могут работать в парах, обсуждать вопросы, решать ситуации, требующие общения, — это помогает снять напряжение и воспринимать речь как инструмент для достижения целей, а не как объект для критики.
Следует отметить, что важно учитывать возрастные особенности учеников. Для младших школьников задачи, связанные с преодолением языкового барьера, могут быть связанными с играми, песнями, простыми диалогами, в которых главное — не бояться ошибаться и пробовать говорить. Для старших учеников можно применять более сложные формы работы, включая дебаты, интервью, проекты, где акцент будет сделан на умение общаться и аргументировать свою точку зрения. В любом случае, чем больше возможностей для практики устной речи, тем быстрее ученик преодолевает страх и неуверенность.
Необходимо помнить, что важно не только создать комфортную атмосферу для учеников, но и помочь им преодолеть страх перед ошибками, связанный с языковыми барьерами, в том числе через изменение подхода к преподаванию. Некоторые учителя могут поощрять студентов за попытки самостоятельно найти решение задачи, а не за идеальное выполнение заданий, что способствует снижению тревоги. Также важным элементом является использование методов, направленных на развитие уверенности в себе. Например, можно предложить ученикам заранее подготовиться к заданию, изучить ключевые фразы и выражения, что позволит снизить уровень тревоги перед выполнением задания.
Не следует забывать и о важности обратной связи, которая может быть конструктивной и поддерживающей. Ошибки, даже если они касаются основ языка, должны восприниматься как часть процесса обучения. Учащийся, который делает ошибку и получает конструктивную обратную связь, с большей вероятностью будет готов попробовать снова и не будет бояться делать ошибки в будущем. Для этого учитель должен быть гибким в своей оценке и давать конкретные рекомендации, которые помогут ученику улучшить свои навыки, а не фокусироваться на негативных аспектах его речи.
Кроме того, для преодоления языкового барьера важен не только подход учителя, но и взаимодействие с родителями. Часто родители не осознают важности создания благоприятной психологической атмосферы для изучения языка, что приводит к дополнительному давлению на ученика. Объяснив родителям, как они могут поддержать своего ребёнка в процессе изучения языка, например, стимулируя его к общению на немецком языке в повседневной жизни или же отмечая не только успехи, но и усилия, учитель может значительно повысить мотивацию ученика.
Важным элементом работы с разговорными страхами является применение технологий. Например, использование мультимедийных материалов, таких как видео с диалогами на немецком языке, может помочь ученикам лучше воспринимать интонации, выражения и особенности речи носителей языка. Это может также снизить страх перед живым общением, так как ученики будут привыкать к языковым особенностям, слыша их в разных контекстах.
Кроме того, практика работы с ошибками, использование активных методов обучения и создание атмосферы поддержки и уважения к каждому ученику помогут значительно снизить уровень тревожности и увеличить уверенность учеников в своих силах. Все эти меры могут быть направлены на создание среды, в которой ученик не боится говорить на немецком языке, а воспринимает этот процесс как интересное и полезное занятие.
Таким образом, преодоление языкового барьера — это длительный процесс, который требует терпения и времени. Однако с помощью подходящих методов и стратегии каждый ученик сможет преодолеть свои страхи, развить уверенность в себе и достичь успехов в изучении языка.
Список литературы
Гапонова С. А., Синявина Е. Н. Школьные страхи учащихся и пути их преодоления // Нижегородское образование. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnye-strahi-uchaschihsya-i-puti-ih-preodoleniya
Козубовская Л.А., Сентебова Е.Л. Обучение английскому языку взрослых. Преодоление психологических и языковых барьеров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-angliyskomu-yazyku-vzroslyh-preodolenie-psihologicheskih-i-yazykovyh-barierov
Шепеленко Т. М. Психологические аспекты изучения иностранных языков // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-izucheniya-inostrannyh-yazykov