Как привить любовь к здоровому образу жизни через общую физическую подготовку | Занина Ирина Николаевна. Работа №350644
Аннотация. В статье рассматриваются методики и подходы для формирования устойчивого интереса школьников 5-11 классов к здоровому образу жизни (ЗОЖ) через общую физическую подготовку (ОФП). Подчёркивается значимость вовлечения детей и подростков в физическую активность, развивающую положительное отношение к спорту и здоровым привычкам. Освещаются принципы построения уроков физической культуры, способствующие мотивации учеников к занятиям физкультурой как части здорового образа жизни. Приводятся примеры упражнений и методических приёмов, позволяющих сделать занятия увлекательными и эффективными для формирования интереса к ЗОЖ.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическая культура, мотивация, общая физическая подготовка, школьники, физическое воспитание
КАК ПРИВИТЬ ЛЮБОВЬ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ОБЩУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ
Занина Ирина Николаевна, учитель физической культуры
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа № 4 г.о Мариуполь" ДНР
Аннотация. В статье рассматриваются методики и подходы для формирования устойчивого интереса школьников 5-11 классов к здоровому образу жизни (ЗОЖ) через общую физическую подготовку (ОФП). Подчёркивается значимость вовлечения детей и подростков в физическую активность, развивающую положительное отношение к спорту и здоровым привычкам. Освещаются принципы построения уроков физической культуры, способствующие мотивации учеников к занятиям физкультурой как части здорового образа жизни. Приводятся примеры упражнений и методических приёмов, позволяющих сделать занятия увлекательными и эффективными для формирования интереса к ЗОЖ.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическая культура, мотивация, общая физическая подготовка, школьники, физическое воспитание
С каждым годом проблема приобщения детей и подростков к здоровому образу жизни становится всё более актуальной. Современные школьники часто ведут малоподвижный образ жизни, проводят много времени за электронными устройствами, что отрицательно сказывается на их здоровье и физической подготовке. В этой связи роль учителя физической культуры заключается не только в проведении уроков, но и в создании условий для формирования у школьников интереса к физической активности и здоровому образу жизни.
Одним из ключевых средств, способствующих внедрению ЗОЖ, является общая физическая подготовка. Правильный подход к урокам физической культуры помогает сформировать у детей позитивное отношение к физической активности и осознание её значимости в жизни.
1. Принципы и методы формирования интереса к ЗОЖ через ОФП
Чтобы занятия общей физической подготовкой способствовали привитию интереса к здоровому образу жизни, важно учитывать следующие принципы:
Индивидуальный подход: Уровень физической подготовки у школьников разный, и важно, чтобы каждый ученик получал задания, соответствующие его возможностям. Успехи на личном уровне помогают укрепить уверенность в себе и привить интерес к занятиям.
Позитивное подкрепление: Учитель должен поощрять учеников за усилия и достижения, а не за высокие спортивные результаты. Признание даже небольших успехов укрепляет желание заниматься и повышает самооценку.
Игровая форма занятий: Интерес к физическим упражнениям значительно возрастает, когда они представлены в игровой форме. Это особенно эффективно для младших классов, где игровые упражнения помогают избежать рутинности и делают уроки более привлекательными.
Примеры из жизни: Упоминание примеров известных спортсменов, а также истории успеха людей, добившихся успеха благодаря здоровому образу жизни, мотивирует учеников.
Вовлечение семьи и общества: Организация спортивных мероприятий, в которых могут участвовать как ученики, так и их родители, также способствует формированию положительного отношения к физической активности.
2. Практические приёмы и методики для создания интереса к ОФП
Для создания атмосферы интереса и мотивации на уроках физической культуры можно использовать следующие методические приёмы:
Комплексные упражнения на свежем воздухе. Физическая активность на свежем воздухе (по погодным условиям) позитивно сказывается на здоровье и настроении детей, делая уроки более привлекательными. Это могут быть эстафеты, мини-турниры или упражнения с элементами лёгкой атлетики.
Включение соревновательных элементов. Лёгкие соревнования и эстафеты помогают учащимся проявить себя и оценить свои способности. Такие соревнования способствуют сплочению класса и создают дружественную атмосферу.
Интерактивные упражнения и спортивные игры. Использование современных технологий, например, шагомеров или фитнес-трекеров, позволяет сделать занятия более интерактивными. Учащиеся могут соревноваться, кто больше пройдет шагов или выполнит упражнений за определенное время.
Разработка краткосрочных и долгосрочных целей. Чтобы поддерживать мотивацию, можно предложить учащимся ставить личные цели, например, улучшение определённых физических показателей за четверть. Выполнение личных целей формирует устойчивый интерес и способствует привычке к физической активности.
Создание журналов достижений и мониторинг успехов. Ученики могут записывать свои достижения, например, время пробега, количество повторений упражнений или другие параметры. Ведение таких журналов позволяет школьникам отслеживать прогресс и радоваться успехам.
Разнообразие форматов занятий. Важно использовать разные типы упражнений: от силовых тренировок до гибкости и выносливости. Разнообразие форматов (например, круговые тренировки, командные игры, занятия с мячами, скакалками и другими снарядами) поддерживает интерес к урокам.
3. Влияние общей физической подготовки на здоровье и развитие школьников
Регулярные занятия ОФП способствуют укреплению здоровья, развитию физической силы и выносливости. Это положительно влияет на психологическое состояние учащихся, снижает уровень стресса и способствует улучшению концентрации и успеваемости. Привитие здоровых привычек через занятия физкультурой создаёт прочный фундамент для ведения здорового образа жизни в будущем. Учащиеся, занимающиеся спортом, легче адаптируются к стрессовым ситуациям, обладают более высоким уровнем самоконтроля и мотивации.
4. Роль учителя физической культуры в воспитании ЗОЖ у школьников
Учитель физкультуры играет важную роль в формировании отношения школьников к физическим упражнениям и здоровому образу жизни. Его задача — создать атмосферу доверия и взаимного уважения, где каждый ученик чувствует себя комфортно и заинтересованно. Примеры личного опыта учителя, его позитивное отношение к спорту и здоровью оказывают сильное влияние на восприятие школьниками физической активности.
Также важно помнить, что позитивный пример самого учителя, его вовлечённость в занятия и искренний интерес к успехам учеников значительно повышают их мотивацию.
Формирование устойчивого интереса к здоровому образу жизни через общую физическую подготовку требует систематического и комплексного подхода. Уроки физической культуры должны быть интересными, разнообразными и доступными для всех учеников, независимо от уровня их физической подготовки. Учитель, использующий индивидуальный подход, создающий атмосферу поддержки и поощряющий личные успехи, способен привить детям осознанное отношение к физическим упражнениям и ЗОЖ.
Список литературы
Бахарева Елена Владимировна, Иванова Лариса Васильевна,
Кузекевич
Владимир Робертович Оценка здоровья и отношения к физической культуре обучающихся старших классов // Мир науки. Педагогика и
психология. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-zdorovya-i-otnosheniya-k-fizicheskoy-kulture-obuchayuschihsya-starshih-klassov
Кетоев
К. Э., Платова Н. Э. Совершенствование здоровьесберегающего образовательного пространства средствами физической культуры // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие.
2019. №4 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-zdoroviesberegayuschego-obrazovatelnogo-prostranstva-sredstvami-fizicheskoy-kultury
Кундакчян
К. В.,
Кувшинова
Т. К. Физкультура и спорт в жизни современных детей и подростков // БМИК. 2018.
№10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizkultura-i-sport-v-zhizni-sovremennyh-detey-i-podrostkov
Лысенко Алла Викторовна, Петров Александр Витальевич Ценностные ориентации подростков // Таврический научный обозреватель. 2017. №12-2 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-podrostkov