Как рассказывать о символах России: методика изучения истории флага на уроках | Милохина Наталья Юрьевна. Работа №350918
Аннотация. Статья посвящена методическим подходам к изучению истории российского флага на уроках истории. Рассматриваются способы подачи материала, которые помогают пробудить у школьников интерес к символам государства и их значению. Освещаются примеры заданий и форматы работы с учениками, позволяющие понять символику флага и прочувствовать её важность в историческом контексте.
Ключевые слова: флаг России, символы государства, история России, методика преподавания, школьный урок истории, патриотизм, историческое воспитание.
Как рассказывать о символах России: методика изучения истории флага на уроках
Милохина Наталья Юрьевна, учитель истории и обществознания
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Уваровщинская средняя общеобразовательная школа»
Кирсановского муниципального округа Тамбовской области
Аннотация. Статья посвящена методическим подходам к изучению истории российского флага на уроках истории. Рассматриваются способы подачи материала, которые помогают пробудить у школьников интерес к символам государства и их значению. Освещаются примеры заданий и форматы работы с учениками, позволяющие понять символику флага и прочувствовать её важность в историческом контексте.
Ключевые слова: флаг России, символы государства, история России, методика преподавания, школьный урок истории, патриотизм, историческое воспитание.
Изучение государственных символов, в том числе флага России, — важная часть школьного курса истории. Через символику флага можно познакомить учеников с глубокими историческими процессами, событиями и традициями, отражёнными в цветах и их значении. При этом важно донести до школьников, что флаг — не просто атрибут государства, а часть национальной идентичности и важный элемент истории. Чтобы сделать изучение флага России интересным и понятным, преподавателю следует задействовать методы, которые позволяют показать связь флага с различными историческими этапами и культурными особенностями страны.
Первым шагом в изучении темы может стать краткий исторический обзор. Учитель может начать урок с рассказа о зарождении флага России в XVII веке и пояснить, как бело-сине-красное знамя стало использоваться в морском флоте при Петре I. Такой подход поможет ученикам увидеть, что флаг стал символом не сразу, а прошёл долгий путь, впитавший дух времени и отразивший изменения в государственной структуре. На этом этапе целесообразно предложить ученикам выяснить, как на выбор цветов повлияли международные связи России и её культурные контакты, что поможет школьникам лучше понять значение и символику цветов флага.
Для усиления эффекта восприятия материала можно предложить ученикам рассмотреть флаг России с позиций различных исторических эпох, в том числе советского времени, когда его сменила красная звезда и серп и молот. Здесь учитель может поставить перед классом вопрос: «Как вы думаете, почему символ государства изменился в XX веке и что это отражает о той эпохе?» Такая постановка вопроса развивает критическое мышление и учит видеть взаимосвязь между государственной символикой и политическими, социальными изменениями. Ученики смогут понять, что каждый исторический период формирует свои символы, отражающие ценности и идеалы времени.
Затем, переходя к современному флагу, важно объяснить ученикам, что восстановление исторического триколора в 1991 году неслучайно. Это решение отражало стремление к возвращению к истокам и к исконным символам российской государственности. Ученики могут поразмышлять о значении возрождения старого флага, о том, что может означать его возвращение для общества и каждого гражданина. В этом контексте важно предложить ученикам проанализировать, как на символику флага повлияло понимание его цветов, традиционно трактуемых как мир (белый цвет), вера (синий) и кровь (красный). Для углубления понимания материала можно использовать художественные и документальные источники, иллюстрирующие, как флаг и его цвета воспринимались в культуре, литературе и искусстве.
Чтобы учащиеся глубже осознали символику флага, полезно использовать метод групповой работы или обсуждений. Например, можно предложить школьникам разработать мини-проекты, в которых каждая группа представит своё видение значения цветов российского флага и, при желании, сравнит его с символикой других государств. В процессе создания проекта ученики могут исследовать материалы, касающиеся значений цветов в русской и мировой культуре, что даст им возможность рассмотреть символику флага в широком культурном контексте. Так они смогут увидеть, что флаг — это не только государственный символ, но и культурный знак, отражающий мировоззрение и духовные ценности народа.
Ещё одним интересным методом изучения символики флага является проведение ролевой игры, где каждому ученику предоставляется роль исторической личности или обычного гражданина определённой эпохи. Они могут представить, что видели флаг при Петре I или встречали его восстановление в 1991 году. Ученики описывают свои эмоции, рассуждают о значении флага для них, стараясь воссоздать дух времени. Это помогает сформировать эмоциональную связь с историей флага, делает её ближе и понятнее для учащихся. Такая работа позволяет создать на уроке уникальную атмосферу погружения в историю, что способствует формированию патриотизма и уважения к национальной символике.
После обсуждения и анализа, важно, чтобы ученики закрепили свои знания в ходе рефлексии. Учитель может попросить их написать небольшой эссе или подготовить устное выступление о том, что означает флаг России для них лично, какие исторические этапы, связанные с ним, их впечатлили больше всего. Эти задания помогают каждому ученику выразить своё отношение к государственной символике и увидеть её как часть своей идентичности. Здесь также уместны такие вопросы, как: «Как вы считаете, почему символика флага важна для государства?» или «Как бы вы описали российский флаг иностранцам?» Это помогает учащимся структурировать свои мысли и выразить их в содержательной и аргументированной форме.
Таким образом, изучение истории флага России на уроках истории способствует не только пониманию государственных символов, но и воспитанию патриотизма, уважения к культурному наследию и осознанию своей принадлежности к истории страны. Комбинируя различные методические приёмы — от исторических обзоров и анализа до проектной и групповой работы — учитель может сделать процесс обучения интересным, разнообразным и познавательным, а также помочь учащимся осознать роль флага в их собственной жизни.
Список литературы
Загоруйко
М. В. Флаг, как индикатор политики государства – история флага Росси
и // Власть истории – История власти. 2024.
№52. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/flag-kak-indikator-politiki-gosudarstva-istoriya-flaga-rossii
Коноваленко
Е. А. Изучение истории официальных государственных символов РФ — герба РФ и флага РФ — как воспитание национального достоинства / Е. А. Коноваленко, В. Г. Гашкова, Т. А.
Полётова
, А. Н.
Слатвинская
. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 196-198. — URL:
https://moluch.ru/archive/447/98445/
Косаткина
О. В. История формирования государственных символов России / О. В.
Косаткина
. — Текст
:
непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы IV
Междунар
. науч.
конф
. (г. Казань, ноябрь 2019 г.). — Казань
:
Молодой ученый, 2019. — С. 61-65. — URL:
https://moluch.ru/conf/stud/archive/350/15365/