Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Как развить у дошкольника правильную и грамотную речь. | Федорова Ольга Вячеславовна. Работа №322337

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Развить у дошкольника правильную и грамотную речь – это важная задача для интеллектуального воспитания и мышления. Потому что именно владение речевыми навыками является одним из главных критериев готовности ребенка к обучению в школе.

 Одни из самых главных задач речевого развития – стараться научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств. Это всё имеет очень важное значение для формирования личностных качеств, а в дальнейшем и для успешного обучения в школе, позитивного общения со сверстниками и взрослыми.

Одни из главных задач педагогов дошкольных учреждений – помочь ребёнку адаптироваться в коллективе; грамотно подавать и закреплять новые знания и умения; расширять активный словарь; развивать связную речь. Все эти задачи можно решить посредством игры, как ведущей деятельности ребёнка в дошкольном учреждении.

 

 

 

 

 

Статья на тему: «Как развить у дошкольника правильную и грамотную речь.»

 

Подготовила:

Учитель-логопед МДОУ «ЦРР д/с № 98»

города Магнитогорска
Федорова Ольга Вячеславовна

 

Развить у дошкольника правильную и грамотную речь – это важная задача для интеллектуального воспитания и мышления. Потому что именно владение речевыми навыками является одним из главных критериев готовности ребенка к обучению в школе.

 

Дошкольный возраст (до 7 лет) – это самое благоприятное время для развития речи ребенка. В этот период дети хорошо усваивают родной язык, подражают речи окружающих, взрослых, родителей, педагогов, сверстников.

 

Одни из самых главных задач речевого развития – стараться научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств. Это всё имеет очень важное значение для формирования личностных качеств, а в дальнейшем и для успешного обучения в школе, позитивного общения со сверстниками и взрослыми.

 

Одни из главных задач педагогов дошкольных учреждений – помочь ребёнку адаптироваться в коллективе; грамотно подавать и закреплять новые знания и умения; расширять активный словарь; развивать связную речь. Все эти задачи можно решить посредством игры, как ведущей деятельности ребёнка в дошкольном учреждении.

 

Задачи развития речи дошкольников по ФГОС:

1. Обогащение активного словарного запаса.

2. Приобщение к чтению литературы.

3. Развитие творческой речи у ребенка: сочинение стихотворений, рассказов, сказок, историй.

4. Приучение детей к правильной постановки ударений и интонации.

5. Формирование речевых навыков таким образом, чтобы дети дошкольного возраста свободно общались между собой.

6. Методика обучения позволяет научить детей общаться со своими сверстниками и взрослыми, свободно выражать свои мысли и проявлять свои творческие навыки.

 

Этапы развития речи:

С первых дней и месяцев своей жизни ребенок учится познавать окружающий его мир. Дети кричат с целью привлечения к себе внимания, с четырех месяцев начинается «гуление», а с шести месяцев дети начинают лепетать.

 

К концу первого года и началу второго года появляются первые осмысленные слова, но чаще всего они выражают исключительно потребности самого ребенка («дай», «на», «нет»).

 

Во второй половине второго года жизни малыша слова начинают обозначать какой-то предмет. А уже к концу 2 года жизни слова начинают грамматически оформляться во фразы и словосочетания.

 

На третьем году жизни ребенок учится произносить простые предложения, его словарный запас становится разнообразнее и больше, поэтому он может вести диалог, описывать какую-то ситуацию, событие. Формирование первых навыков диалога приводит к налаживанию коммуникации со сверстниками и взрослыми.

 

К пяти годам дети уже обладают достаточно большим словарным запасом. Дети могут своими словами пересказывать сказки, стихи, петь песни и многое другое.

 

К шести годам ребенок использует простые распространенные предложения, употребляют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов. Осознают смысл обращенной речи; есть устойчивость внимания к речи окружающих. Объем до 3000 слов; появляются обобщающие понятия (посуда, мебель, транспорт и т.д.). Ярко проявляется словотворчество. Заканчивается процесс овладения звуками; речь в целом чистая и отчетливая; возрастает интерес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм. Пересказывают знакомую сказку, короткий текст, выразительно читают стихотворения; составляют рассказ по картине и серии сюжетных картин; довольно подробно рассказывают об увиденном или услышанном; спорят, рассуждают, мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей.

 

Старший дошкольный возраст (6-7 лет). Словарный запас увеличивается до 3500 слов. Присутствуют образные выражения, устойчивые словосочетания. Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и остальные психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

 

К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

Переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи.

Развитие осознания ребёнком языка является важным условием формирования более сложных форм речи. У ребёнка формируется развёрнутая монологическая речь.

Особое место здесь занимает письменная речь, которая первоначально отстаёт от устной, но затем становится доминирующей. Это происходит потому, что письменная речь обладает рядом преимуществ. Фиксируя на бумаге речевой процесс, письменная речь позволяет вносить в него изменения, возвращаться к ранее высказанному и т. д. Это придаёт ей исключительное значение для формирования правильной, высокоразвитой речи.

 

Правильная речь педагога, по сути, является средством подражания для детей, т.е. это речевой образец. В младших группах используются игровые занятия, а в старших – методика используется для сравнения и коррекции дефектов речи.

Другой словесный прием – это проговаривание и повторение, которые позволяют детям запоминать звуки и правильно произносить их. Важно, чтобы это вызывало интерес у ребенка, иначе занятия будут ассоциироваться с негативными эмоциями.

Объяснение – это раскрытие педагогом сущности какого-либо образа или явления действиями. Используется для объяснения правил в дидактических играх, раскрытия смысла слов.

Указание – разъяснение, как надо действовать ребенку, чтобы достичь необходимого результата. Указания бывают обучающие, дисциплинирующие и организационные.

Оценка – это суждение воспитателя об ответе ребенка, которое раскрывает уровень усвоения им знаний и речевых навыков. Оценка необходима для того, чтобы дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.

 

Рассмотрим методику развития речи дошкольников по Яшиной и Алексеевой.

Эта методика состоит из нескольких этапов:

Обогащение словарного запаса.

Правильное звукопроизношение.

Формирование грамматического построения предложений.

Обучение ведению монолога, диалогов и связанного повествования.

Методика включает в себя следующие приемы:

Наглядные – наблюдение, изучение предметов, знакомство с рисунками и фотографиями.

Словесные – чтение, описание, рассказ, проведение беседы.

Практические – рисование, ролевые игры и т.д.

В этой методики широко используются различные словесные приемы: речевой образец, проговаривание и повторение, объяснение, указание и оценка детской речи.

 

В данной статье особое внимание уделим словесным играм, используемым в ходе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Преимущество словесных игр в том, что они не требуют особой подготовки, наглядного материала, оформления; могут проводиться в любые режимные моменты. И помимо развития связной речи учат детей взаимодействовать в коллективе, общаться друг с другом в различных игровых ситуациях.

Теперь давайте коснёмся методики проведения словесных игр. Можно выделить общие советы:

1. Прежде всего воспитатель должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом.

2. Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов, считалок, вводных хороводов и пр.

3. Особое внимание нужно уделить объяснению правил данной игры детям.

4. Обязательно поощрять детей по ходу игры. А если в игре есть соревновательный момент, то можно заранее подготовить приятные детям награды.

5. Желательно, чтобы игры были интересны и занимательны, отличались от занятий и дидактических упражнений, соответствовали возрасту.

6. Необходимо отслеживать, чтобы все дети были вовлечены в процесс игры.

7. При использовании одной и той же игры неоднократно, возможно вводить варианты с усложнением задач.

8. Словесные игры могут проводиться в различные моменты педагогического процесса. Их можно использовать как часть занятия, в развлечениях, в свободной деятельности, на прогулке и так далее.

 

Игры-упражнения на развитие произносительной стороны речи:

 

С 5 лет использовать словесные игры типа «Замени звук и объясни слово» (миска-мышка, игры-иглы и т.д.); «Найди ошибку» (На берегу крякала удочка и т.д.); «Найди различия в произношении и объясни значение слов» (бочка-почка, душ-тушь и т.д.).

 

На закрепление умения производить слоговой анализ и синтез слов, например: «Выложи на столе столько фишек, сколько частей в слове»; «Подбери слово» (ребенок подбирает слова с заданным количеством слогов в следующей последовательности: односложные, с двумя слогами, с тремя слогами); «Кто больше?» (кто больше подберет слов на заданный слог, например, ба-: ба-ран, ба-тон, ба-гаж, ба-рабан, ба-бушка и др.)

 

На закрепление умения производить анализ и синтез предложений по словам, например,: «Сколько (выделение из заданных предложений отдельных слов, определение из количества и последовательности); «Придумай предложение» (ребенок придумывает предложение с заданным количеством слов в следующей последовательности: из двух, из трех, из четырех слов и т.д.)

 

Следить за правильным ударением при произнесении слов. Игра «Так не так»: взрослый произносит слова или словосочетания, сочетая правильное и неправильное использование ударений, а ребенок слушает и поправляет взрослого

 

Закреплять произносительную сторону речи с помощью чистоговорок, скороговорок.

 

Собственным примером демонстрировать ребенку выразительность речи (например, при чтении художественных произведений).

 

Игры-упражнения на развитие словаря детей:

 

Обратить внимание детей на то, из чего сделаны предметы, какими свойствами они обладают. Проводить игры типа «Стеклянные (деревянные, пластмассовые и т.д.) слова».

 

Рассказывать ребенку, просматривая семейный альбом, о родственниках, знакомых (где живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку). Рассказывать о своей работе или учебе, о тех людях, которые Вас окружают; о своем детстве и играх, в которые Вы играли; о своих увлечениях и впечатлениях.

 

Игры-упражнения на развитие грамматического строя речи:

 

Закреплять приемы словообразования существительных по теме «Животные и их детеныши» в игре «Лесной детский сад». (В лесу открылся детский сад, и все звери повели своих детенышей на лесную полянку. Слон привел слоненка, лев - львенка, тигр - тигренка и т.п.)

 

Закрепить умение детей составлять и распространять простые предложения в игровых упражнениях типа «Представь себе». Например: «Представь себе, что ты в магазине игрушек. Какие игрушки там продаются?» (В магазине продаются мячи, куклы, машины, лопатки»).

 

Игры – упражнения на развитие диалогической речи:

 

Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога; ежедневно обмениваться впечатлениями о прожитом дне, где вопросы задает не только взрослый, но и ребенок. Обсуждать с ним совместные мероприятия.

 

Составлять рассказы по семейным фотографиям, охватывающим определенный отрезок времени (рост малыша, летний отдых и т.п.)

 

Составлять рассказы по сериям картинок (рассказы в картинках художников; комиксы с доступным для детей содержанием и т.п.).

 

Рассматривать иллюстрации к непрочитанным книгам (по картинкам в книге определить, о чем она (её главную идею); кто главные герои; с чего начинаются приключения героев; какие события в ней описаны; чем закончится история).

 

Поощрять попытки сочинять сказки рассказы. Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами.

 

Необходимо также развивать мелкую моторику руки посредством игровых упражнений, т.к. она очень тесно связана с развитием речи. Для этого давать детям дома под контролем взрослых вырезать ножницами, шить иголкой с большим ушком, лепить; сортировать или перебирать крупу, рассыпанную на ровной поверхности, играть в настольные игры типа «Мозаика», «Конструктор».

 

Стремиться к созданию в окружении ребенка культурной, богатой речевой среды. Организовать с детьми посещение театров, концертов, прослушивать грамм- и аудиозаписи с литературными произведениями в исполнении чтецов-профессионалов, ежедневно читать книги.

 

Реализация этих задач позволит родителям совместно с педагогами детского сада получить в итоге высокий уровень речевого развития ребенка и тем самым обеспечить соответствующую подготовку к обучению в школе.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×