Как слышать своего ребенка. Активное слушание | Ерофеева Валерия Евгеньевна. Работа №238938
Автор: Ерофеева Валерия Евгеньевна
Многие эксперты, говоря о воспитании и образовании младших школьников, подростков и трудных детей, используют термин «активное слушание». Умение выслушать и разговорить ребенка, которому сложно поделиться своими проблемами, точно пригодится как родителям, так и учителям.
Активное слушание – это техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных соображений и переживаний. Эта техника действительно позволит построить крепкие доверительные отношения и понять, что же на самом деле чувствует ребенок.
Основные принципы активного слушания:
· Я хочу услышать, что говорит ребенок.
· Я хочу помочь ребенку.
· Я принимаю и серьезно отношусь к чувствам ребенка.
· Я понимаю, что эмоции носят преходящий характер.
· Я верю, что мой ребенок справится с ситуацией, и помогу ему в этом.
Как слышать своего ребенка. Активное слушание.
Многие эксперты, говоря о воспитании и образовании младших школьников, подростков и трудных детей, используют термин «активное слушание». Умение выслушать и разговорить ребенка, которому сложно поделиться своими проблемами, точно пригодится как родителям, так и учителям.
Активное слушание – это техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных соображений и переживаний. Эта техника действительно позволит построить крепкие доверительные отношения и понять, что же на самом деле чувствует ребенок.
Основные принципы активного слушания:
Я хочу услышать, что говорит ребенок.
Я хочу помочь ребенку.
Я принимаю и серьезно отношусь к чувствам ребенка.
Я понимаю, что эмоции носят преходящий характер.
Я верю, что мой ребенок справится с
ситуацией, и помогу ему в этом.
Что же делать?
Ваш ребенок пришел домой в слезах и не хочет объяснить, в чем дело. Как понять, что именно беспокоит сына или дочку, когда в голову сразу же лезет самое плохое? Быть может, у него украли телефон или он подрался с хулиганами, а может, просто получил плохую отметку и теперь боится в этом признаться?
Не пытайтесь «выпытать» у него информацию, при сильном натиске ребенок, как и подросток, еще больше замыкается.
Используйте техники активного слушания.
Техника № 1. Пауза
Вы останавливаетесь и даете ребенку возможность подумать. Часто после паузы появляется желание сказать что-то еще, о чем ранее хотелось бы умолчать. Психологически пауза дает возможность и вам, и ребенку отстраниться от себя и просто подумать: а что хочет дать мне понять собеседник?
Техника № 2. Пересказ или парафраз
Если вы слушаете ребенка, который пытается рассказать вам о проблемах в школе, можно кратно повторить собственными словами только что сказанное. Это даст «обратную связь» и возможность уточнить ситуацию, а сам ребенок услышит все со стороны. В результате вы покажете, что слушали, ребенок поймет, в чем суть проблемы и получит подтверждение, что его поняли. – Мам, этот глупый Пашка опять меня сегодня толкнул, а еще и обзывается из-за очков, – начинает хныкать второклассница Лена. – Ох, то есть он и обзывается, и дерется? – кивая головой, спрашивает мама. – Да, и причем постоянно! Ну что я ему сделала?.. Ребенок раскрывается постепенно, выдавая новые подробности проблемы, что в итоге может привести к выяснению причин конфликта.
Техника № 3. Сообщение о восприятии
Говорите о том, что думаете о проблеме. «Вижу, что тебе тяжело». «Понимаю, что это очень обидно». «Теперь я вижу, насколько важно для тебя решить этот вопрос». Так ребенок поймет, что эмоционально вы с ним на одной волне. – Саша, милый, я понимаю, что ты очень волнуешься из-за ВПР по русскому, не переживай, – говорит мама. – У меня ничего не получится, ты ничего не понимаешь! – заводится Саша. – Получится, и я отлично тебя понимаю, сама в детстве всегда волновалась из-за контрольных.
Техника № 4. Развитие мысли
Это попытки слушателя подхватить и продвинуть дальше ход основной мысли собеседника, когда ребенок теряется в эмоциях или фразах. Уточните у него, что он имел в виду, но аккуратно и в виде просьбы. Уточнение и развитие помогают сохранить понимание чувств. – Мне нравится Сережа, но я не понимаю, что не так, он постоянно гуляет с Катей, а вчера с Женей, а я, когда он ко мне подошел, в общем, не знаю, как это получилось, – старшеклассница Оля путается в словах и переходит то на шепот, то на крик. – Подожди, дорогая, что случилось, когда он к тебе подошел? – Он подошел, а я не смогла ничего ему сказать и выглядела такой глупой. – Ты не выглядела глупой, милая, я уверена. Ты просто промолчала?
Техника № 5. Сообщение о восприятии себя
Ребенку очень важно чувствовать, что вы с ним на одной волне, более того, ему будет важно услышать ваши собственные эмоции. Как слушатель сообщайте ему об изменениях в собственном восприятии проблемы, пока ребенок говорил. – Мне было очень больно слышать, что ты так расстроена результатами контрольной, – говорит Ирина Николаевна своей ученице Оле. Любые конфликты берут свое начало в непонимании, так что разговор и попытка диалога, а не обмена монологами, – это ваш главный способ стать друзьями со своим ребенком или учеником.