Статья как создать ситуацию успеха на уроке. Автор: Кузнецова Татьяна Владимировна

Автор: Кузнецова Татьяна Владимировна
Рекомендации для педагогов ""как создать ситуацию успеха на уроке".

Психологические моменты в создании ситуации успеха на занятиях


Автор: Кузнецова Татьяна Владимировна

Рекомендации школьного психолога

Автор: педагог-психолог МБОУ «СОШ№48» г. Чебоксары

Как создать ситуацию успеха на уроке

  Ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться.

Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.

Если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.

Ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

Содержание понятий “успех”, “ситуация успеха”

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Переживание учеником ситуации успеха:

повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

стимулирует к высокой результативности труда;

корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность,

низкую

самооценку;

развивает инициативность, креативность, активность;

поддерживает в классе благоприятный психологический климат

Психологические моменты в создании ситуации успеха на занятиях

С

оздавать

психологическ

ую

атмосфер

у

радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами.

Использовать п

одбадривающие слова и мягкие интонации

.

Снятие страха

, напряжения

– помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “

Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.

В

нуш

ение

уверенность в свои силы и возможности.

“У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания.

“Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте

о

…..”.

Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “

Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”

Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

“Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”

Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий.

“Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”

Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

“Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. 

Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

Очень важна эмоциональная поддержка в создании ситуации успеха!

Чтобы ребенок ощутил Вашу поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы он почувствовал себя уверенным и нужным, обязательно говорите ему слова поддержки:

1.Молодец! 2. Хорошо! 3. Удивительно! 4. Гораздо лучше, чем я ожидал.5. Лучше, чем все, кого я знаю. 6. Великолепно!7. Прекрасно! 8. Грандиозно!9. Незабываемо! 10. Именно этого мы давно ждали. 11. Это трогает меня до глубины души. 12. Сказано здорово - просто и ясно. 13. Остроумно.14. Экстра-класс. 15. Талантливо. 16. Ты - одаренный. 17. Ты сегодня много сделал.18.Отлично! 19.Уже лучше. 20. Еще лучше, чем я мог подумать. 21. Потрясающе.22. Замечательно. 23. Поразительно. 24. Неподражаемо.25. Несравненно. 26. Красота! 27. Как в сказке. 28. Очень ясно.29. Ярко, образно. 30. Очень эффектно. 31. Прекрасное начало. 32. Ты - просто чудо. 33. Ты на верном пути. 34.Здорово! 35. Ты в этом разобрался.36. Ты ловко это делаешь. 37. Это как раз то, что нужно. 38. Ух!!! 39. Поздравляю.40. Я тобой горжусь. 41. Я просто счастлив. 42. Мне очень важна твоя помощь.43. Работать с тобой - просто радость. 44. Ты мне необходим. 45. Для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит. 46. Я в тебя верю !.

Как учителям повышать учебную мотивацию школьников

1. Создание атмосферы энтузиазма, положительный настрой оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

2.Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.

3.Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).

4. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.

5. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

6. Применение игровых методов является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x