Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Как учить стихи «играючи» ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Островская Надежда Юрьевна

Островская Надежда Юрьевна, воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ «ДС № 3 г. Благовещенска «Надежда», корпус № 4

 

Учить выразительности нужно играя. А ведь игра - естественная стихия для ребенка, в том числе и поэтическая игра словами родного языка. Языковые «игрушки» существуют издревле. Вот народная припевочка;

Потягунушки - потягунушки,

Поперек толстунушки,

А в ножки - ходунушки,

А в ручки - хватунушики...

Что это? Бессмысленные слова? Кто это видел в русском языке какие-то там «ходунушки» и «хватунушки». Слов таких действительно, нет. Но есть суффиксы "ун" (говорун, хлопотун),"ушк"(голубушка, головушка). Вот почему так долго живет эта песенка, которая только на первый взгляд кажется бессмысленной, а на самом деле представляет собой веселую игру живими, непридуманными суффиксами.

Правда, сразу же возникает вопрос: а что же делать с «зубауси» и «глазауси» К. Чуковского? Ведь суффикса «ауси» нет ни в русском, ни в английском языке, с которого переведена известная песенка про Котауси и Мауси. Игра тут строится на рифме, на ее обязательности в стихотворении. И поскольку такой суффикс нисколько не затемняет смысл корней слов, к которым он присоединен, игра получается веселой и радует ребенка.

А незабвенный маршаковский

Глубокоуважаемый

Вагоноуважатый,

Вагоноуважаемый

Глубокоуважатый

              Это замечательная словесная игрушка, игра в словосложение. Ребенок видит, из каких корней может возникнуть сложное слово. Понимание это дает ему ощущение своей компетентности, отсюда - удовольствие играть словами.

А стихотворная шутка Наталии Кончаловской "Про овощи"? Каких только смешных овощей не вырастил садовод; огурбузы, помидыни, баклачки? Семена перепутались и -слова! Получились причудливые сложные слова но прозрачные для ребенка, так как в словосложении участвуют корни, несущие полностью всю семантическую нагрузку.

Вспомним книжечку Агнии Барто, которая называлась "Игра в слова",

Дождь идет и не проходит

Дождь, дождь,

Дождь идет, хотя не ходит,

Дождь, дождь...Оживает метафора, читатель проникает в  глубь слова. Давно утраченный образ осмыслен вновь.

Оказывается, и слова-омонимы могут быть неплохой игрушкой. Вот, например, о дятле:

Вблизи лесных сторожек,

Где лось всегда сторожек,

К больным, которых я лечу,

В красной шапочке лечу. А бывает и так: в своей увлекательной игре словом поэт не   воскрешает былую метафору, а как бы придумывает ее и привносит туда, где ее на самом-то деле и нет. Вот песенка медвежонка Винни Пуха, любимца детей. Поэт Б. Заходер  написал ее к своему пересказу книги английского писателя А. Милна  «Винни Пух и все остальные».Здесь любит медведь Порой посидеть И подумать: «А чем бы такое заняться

Ведь он же не слон,

Поэтому он

Без дела слоняться!

Не может все время

Слова «слон» и «слоняться» не связаны общим происхождением. Но они образно осмыслены заново, сопоставлены на основе логики: слон, запертый в клетке, обычно мотает головой и топчется на месте, как скучающий дела человек.

Словесные игрушки нужны ребенку не меньше предметных. Хорошие лингвистические игрушки не только забавляют, они питают и формируют лингвистическое чутье малыша. И жаль, что мы иногда придаем этой сентенции отрицательный смысл. Вместе с тем, чем духовно более развит, чем богаче его внутренний мир, тем богаче его воображение, тем рискованнее его фантазия. Я бы даже взяла на себя смелость сказать: без развитого воображения человека просто нет. Без воображения, без возможности представить себе, вообразить последа своих поступков и поступков окружающих просто не существует нравственности.

А можно ли представить себе изобретателя без воображения? Да, был возможен прогресс в любой области науки, если бы не существовали люди, наделенные воображением, обладающие раскованной фантазией? Ничего нового в самом начале своих изысканий они не могли бы вообразить! Ничто так не способно увести ребенка из мира бытовой обыденности в мир фантазии, как поэзия. Она снабжает его необходимейшим витамином духовного развития, развития воображения и фантазии, творческого полета. Для творчества необходима вера в чудо. Чудо происходить в сказочной стране, в неведомом царстве, а может - и рядом с нами, наобыкновенной улице, где-то совеем близко.

Ты еще

Удивительное чудо:

Не видел

Там,

Чуда?

Где магазин «Посуда»

Вот беда-

Возле дома

Не видел чуда!

Номер три,

Так сходи

Сквозь асфальт

И посмотри,

У перекрестка

Ты увидишь

Пробивается

Просто чудо,

Березка!

Так в чем же здесь чудо? Что такое написал поэт Роман Сэф? А дело все в том, что здесь, как и во многих других стихотворениях этого поэта, действует магия перестановок, магия нарушения привычных связей и установления сочетаний необычных, свежих и новых. Это-то и оказывает воздействие на воображение ребенка. Привычный, казалось бы, перекресток с прозаическим посудным магазином, и вдруг - березка. Лесная гостья в городе, да еще своей необыкновенной жизнен силой пробившая городской асфальт.

Почитайте детям стихи! О листьях и деревьях, о проплывающих над головой облаках. Поэзия поможет вам обратить внимание ребенка на красоту родной земли. Вообще, если присмотреться, в стихах для детей в поэтической форме заключено все ближнее и дальнее пространство - мама, папа, кошка, собака, иные звери и зверушки, другие дети. Сразу же надо отмести морализаторские, поучающие стихи-сентенции.

Душевный воспитательный смысл имеют только те стихи, которые знакомят ребенка с миром в образах, те, в которых жизнь художественно осмыслена, только те стихи, которые отмечены поэтическим талантом. Нельзя забывать: ребенок обладает не примитивной, а довольно сложной душевной конституцией; в нем работают интуитивные механизмы защиты своего личного суверенитета.  Поэтому  морализаторство,  командирство  вызывают у него негативную реакцию. Тут-то в воспитательном процессе и приходи помощь поэзия, которая рисует мир в привлекательных удобовоспринимаемых художественных образах. Как писал В.Г. Белинский, трудно донести до маленького человека "истину в поучениях". Она должна быть опоэтизирована, должна найти путь к чувствам ребенка, должна вызвав эмоциональный отклик.

 

Методика заучивания стихотворений

При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач; вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, обеспечить запоминание, научить выразительно читать перед; слушателями, воспитывать любовь к поэзии. Все эти задачи определяют построение занятий и выбор основных приемов для лучшего усвоения и заучивания детьми текста.

При отборе стихотворений для заучивания учитывается их объем: 1-2 строфы для младших групп, несколько больше - для старших. Списки произведений рекомендованных. Программой воспитания в детском саду", обеспечивают подбор произведения для заучи их детьми. Кроме того, воспитатель может сам подбирать стихи из вновь вышедших, учитывая интересы детей. В среднем дети заучивают в течение месяца 1-2 стихотворения (на занятиях). Некоторые произведения (потей считалки лесенки) запоминаются детьми непроизвольно в процессе игр, прогулок.

С теми, кто хочет, воспитатель может заучивать стихотворения сверх программы. Разученные стихи дети могут прочитать на утреннике, что будет сюрпризом группы. Воспитателю нужно интересоваться также тем, какие стихи дети выучили дома; некоторые можно прослушать на занятиях, вечерах досуга.

Процесс заучивания стихотворений довольно сложен и для детей, так как им приходится неоднократно обращаться уодному и тому же тексту, и для воспитателя, который должен учитывать индивидуальные и типологические свойства памяти. Педагог должен знать, кто из детей запоминает быстро, кто медленно, кто прочно, кто не прочно, кому помогает проговаривание текста в слух и т.д.

Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети учатся выразительно передавать прослушанный текст. Вначале желательно подготовить детей квосприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близи теме стихотворения. Затем педагог выразительно лит стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения.

За беседой вновь следует чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети.

Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти, Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором; только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности и естественность последних начале занятия, обеспечивая многократное прослушивание текста, повторение поручают тем детям, которые быстро запоминают. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места, повторяет свои указания и разъяснения по поводу характера чтения. Иногда дает развернутую оценку некоторым ответам.

Если дети читают невыразительно, педагог может вновь предложить образец чтения. Он вызывает для ответа и тех, кто запоминает медленно, старается, чтобы они произнесли весь текст ритмично, без длинных пауз (активно подсказывает, поощряет). Как в процессе разъяснительной беседы, так и при заучивании проводится большая работа по формированию выразительности и непосредственности детского чтения.

Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением: вызвать выразительно читающего ребе внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение, и т.д.

 Замечательно, если человек владеет красивой образной речью, при этом может цитировать поэтические строки, даже включать в речь целые фрагменты поэм "Какая память!"- восхищаются собеседники.

 Не случайно так гордятся папы и мамы свои детками, которые читают наизусть А.С. Пушкина, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова. Зато как страдают те родители, чей ребенок не может запомнить стихи, как ни бьются, как ни стараются при этом все домашние.

Почему дети плохо запоминают текст?

Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации; нет результативной деятельности,

Чтобы не подорвать добрых отношений с ребенком, не требовать от него невозможного, можно воспользоваться некоторыми рекомендациями.

Для заучивания следует подбирать такие стихи, которые интересны ребенку, помогают ему общаться сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их. Ребенок обязательно захочет выучить то, что удивит его друзей или облегчит распределение ролей в игре, определит ведущего.

При разучивании стихов довольно часто используют принцип "повторенье - мать ученья", Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память. Попробуйте призвать на помощь и другие виды памяти, например зрительную, обонятельную, вкусовую, осязательную, двигательную. Не забывайте, что самая сильная память - эмоциональная, значит, разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха - осязаемым, видимым, представляемым.

Давайте разучим с детьми, например, стихотворение "Две синички" (слова, народные). Сначала, воспитатель читает выразительно весь текст, а затем, предлагает его разыграть, изобразить (цель разучить он постав и перед собой, а не перед детьми). Педагог показывает сделать руки "гнездышком", и просит представить, что там, в гнездышке, живут маленькие, дрожащие синички. Ими можно полюбоваться, поднести к лицу и согреть своим теплым дыханием, прижать к себе, а затем вместе с воспитателем произносить слова и повторять движения. (Каждый педагог может придумать свои движения)

Сидят в гнезде две птички.

Две маленьких синички.

Сидят, прижавшись тесно:

Тепло в гнезде им вместе.

Но вот одна проснулась.

Проснулась, встрепенулась,

И песенку запела,

И к солнышку взлетела.

Вторая вот проснулась,

Проснулась, встрепенулась,

И песенку запела,

И к солнышку взлетела.

И вот синички вместе

Под солнышком летают,

Их солнышко своими

Лучами согревает.

Вот вечер наступает,

И солнышко садиться

Пора домой синичкам

Под вечер возвратиться

Сидят в гнезде две птички,

Две маленьких синички

Сидят, прижавшись тесно:

Тепло в гнезде им вместе.

Это стихотворение можно читать много раз, в дети часто сами повторяют его, "приспосабливая" и под "тихий час", и под упражнения на зарядке, и под игры улице. Главное, что бы это была игра, в которой дошкольники "внутренним взором" видели, какие у птичек перышки, клювики, глазки, как они летают, поют, спят, отогревали их своим дыханием, прижимали к груди. Все это полезно для развития образной памяти, речи, с эмоциональной сферы. И у взрослого общение с детьми получается позитивным.

Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой. Например, стихотворение С.Я.Маршака «Багаж» можно выучить, если разыграть его по ролям «вещами», которые сдавала дама (игрушками, их заменяющими).

Сложные стихи можно учить по строчке и читать по очереди, друг за другом. Эффективно использовать прием «от имени»; говорить текст от имени различных персонажей с соответствующей интонацией.

Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Например прочитайте детям «Два барана» С. Михалкова и изобразите их двумя руками, выставив пальцы - рога. Ваш показ и стихотворный текст, где описывается так легко узнаваемая ситуация «не уступлю, я первый...», обязательно заставят детей попробовать перебрать сценку «на мостике горбатом».

Если дети четвертого года жизни не смогут изобразить баранов правой и левой рукой одновременно, они сделают вдвоем (каждый покажет своего персонажа правой рукой).

Для этого возраста не интересной будет сценка, предоставленная в настольном театре кукол или в перчаточном театре.

Дети пятого жизни разыгрывают сценку - стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах, а детям шестого года можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «театр перед микрофоном». При этом придется постепенно разучивать стихотворение: сначала диалог белого и черного баранов, а затем и слова автора.

Стихотворение С.Михалкова хорошо тем, что поучительно, даже нравоучительно, но без занудного дидактизма: вот вам пример, картинка из жизни, а вывод делайте сами. Дети умны и чутки, они догадаются, что случайно у слова «баран» есть второе значение. Благодаря этим стихам дошкольники осознают переносное значение слова и необходимость уступать.

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь двоим нельзя пройти,

Ты стоишь мне на пути».

Черный брат ответил «Мэ-э-э

Ты в своем, баран, уме?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами.

Уперся другой ногами...

Как рогами ни крути,

А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

            При разучивании некоторых стихов можно использовать построчное запоминание. Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего - и так до конца» «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой - короткие.

 Еще можно предложить детям представить ступеньки лестницы, и на этой лестнице                            «разложить» весь текст своего стиха, а потом мысленно шагать по ступеням и читать.

          Прием запоминания и проговаривания хором тоже может быть удачен, так как дает возможность тем детям, которые сразу не смогли запомнить строки, скрыться в общем хоре голосов. Для хорового запоминания и чтения нужны стихи особые, напевно-речитативные, например:

Взял я лук и крикнул: «Эх! Удивлю сейчас я всех!» Натянул потуже лук, да стрела застряла вдруг, И вокруг сказали все: «Э-э-э-э!»

(Е. Тарлапан)

Дейл Карнеги дает свои советы (законы) по улучшению памяти.

ü  Первый «закон» памяти - получить глубокое, яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого надо:  

а) сосредоточиться;

б) внимательно наблюдать. Прежде всего старайтесь получить зрительное впечатление, оно прочнее: нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу.

ü  Второй «закон» памяти - повторение.

ü  Третий «закон» памяти - ассоциация: хочешь запомнить факт - нужно ассоциировать его с каким -либо другим.

Для работы с детьми эти законы также применимы. Однако следует учитывать важность разыгрывания и проживания.

Учить не только игровому, но и целенаправленному произвольному запоминанию стихов тоже необходимо, но только старших дошкольников, так как произвольное запоминание - сложная интеллектуальная работа, связанная с мышлением.

К основным приемам произвольного запоминания относятся повторение текста и припоминание его. К.Д. Ушинский характеризовал припоминание как труд иногда не легкий, к которому должно приучать дитя понемногу, так как причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое. Мы в своих рекомендациях пытались трудное сделать привлекательным и уже оттого более легким.

 

Список литературы.

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 2000. – 209 с.
2. Выготский С.Л. Собрание сочинений. Т. 4. М., 1990. – 348 с.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М. , 1967. - 93 с.
4. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей. -
М., 1972. – 190 с.
5. Диагностика речевого развития дошкольников. / Под ред.О.С. Ушаковой. – М., 1997. – 249 с.
6. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение. 1984. – 78 с.
7. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение. 1984. – 237 с.
8. Сомкова О. Н. , Курчавина Е. В. Педагогические условия развития речевого творчества детей 5-6 лет в процессе сочинения сказок. – СПб., 1993. - с. 75-83. – 133 с.
9. Стрельцова Л. Е. , Тамарченко Н. Д. Мастерская слова. - М. , 1996. - 255 с.

 

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×