Как воспитывали девочек и мальчиков в семье казаков | Колесниковой Дарьи Николаевны. Работа №335850
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Жирновский детский сад «Росинка».
Ознакомление с предметным и социальным окружением.
Беседа в старшей группе
«Как воспитывали девочек и мальчиков в семье казаков»
Подготовила:
Воспитатель
Колесникова Дарья
Николаевна
Цель: Продолжать знакомить с укладом жизни казаков, со спецификой воспитания в семье.
Задачи:
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Задачи: Образовательная область: «Познавательное развитие»:
1. Дать понятие о том, что казачата - опора своих родителей в старости. Они любознательные, озорные, похожие на своих родителей. Мальчики - будущие воины, девочки - заботливые хозяюшки.
2. Воспитывать уважение к родителям и старшим членам семьи.
Образовательная область: «Развитие речи»:
1. Активизировать речь детей;
2. Формировать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное»:
1. Способствовать формированию положительных эмоций у детей.
2. Воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие: мой дом, моя семья.
3. Воспитывать любовь и уважительное отношение к истории, традициям и обычаям родного края.
Образовательная область: «Физическое развитие».
1.Развивать мелкую моторику рук.
2.Овладение подвижными играми с правилами.
Методы и приемы:
Словесный метод: рассказ, беседа.
Игровой метод: организация игровой деятельности, организация игровой ситуации; выполнение педагогом игровых действий.
Предшествующая работа: Чтение сказок, рассказов по теме «Семья», заучивание пальчиковой гимнастики « Семья», «Мой дом».
Рассматривание сюжетные картинки с изображением казачьей семьи, презентаций «Казачья семья», подвижные игры.
Материалы оборудование: Презентация к занятию, запись песни «Колыбельная», « лошадки» на палочке для игры мальчикам, подарки детям: девочкам ленточки, мальчикам бублики.
Словарь: Казак, казачка, «мамунюшка"
Ход занятия:
1. Вводная часть. Создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе
Утреннее приветствие «Здравствуй, друг!» ( Слайд №2)
Воспитатель: Здравствуй друг!
Как ты тут?
Улыбнись – ка мне-
А я тебе! (Дети подарили друг другу улыбки)
Воспитатель: Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И, опять, друг дружке улыбнемся!
Воспитатель: Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
Воспитатель: Сожмите одну руку в кулак, а другой будете постепенно разгибать на руке каждый палец.
(Пальчиковая гимнастика «Семья») (Слайд №3)
Этот пальчик – дедушка, загибаем пальчики по одному в кулак
Этот пальчик – бабушка, начиная с большого пальца.
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
А этот пальчик – Я, мизинец показывает в сторону
Вот и вся моя семья разжимаем кулак.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем эта игра? ( Эта игра о семье, родственниках.)
Воспитатель: А сегодня мы с вами поговорим о наших дальних-дальних родственниках – о старинной казачьей семье. Но для этого нам надо сказать: покружились, покружились и в казачьей семье очутились! (Слайд №4)
2.Основная часть.
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на Дону. Людей, живущих, в старину на Дону называли, казаками, а семьи казачьими. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе. (Слайд №5)
Воспитатель: С особой радостью встречали в казачьей семье рождение деток. (Слайд №6)
Воспитатель: Самая первая песня в жизни каждого маленького казачонка была - колыбельная. Ребята, а кто поёт колыбельные песни? ( Мама)
(Слайд №7)
Воспитатель: А знаете, ребята, почему мамы поют деткам колыбельные песни?
Воспитатель: Мамы поют их для того, чтобы малыш чувствовал - мама всегда рядом, ему не о чём беспокоиться, нечего бояться. Вот поэтому колыбельные песни ещё исстари стали называть оберегами, от слова беречь, оберегать, хранить.
Давайте, послушаем с вами старинную колыбельную песню, которые пели казачки своим деткам.
Слушание «Колыбельная» (Слайд №8)
Воспитатель: В казачьей семье главой семьи был казак. Он работал в поле: выращивал хлеб, сажал сады и виноградники, растил скот. Но самое главное – казаки охраняли границу от врагов. (Слайд №9)
Воспитатель: Жена казака – казачка занималась дома по хозяйству. С утра она ходила к колодцу, приносила воду, чтобы приготовить еду и постирать грязную одежду. Казаки с большим уважением и почтением относились к матери, называли ее ласково "мамунюшка", считали, что милей ее в свете нет, у нее всегда просили прощения и благословения на все дела. (Слайд №10)
Воспитатель: Как только казачата немного подрастали, родители начинали готовить их к взрослой жизни. Девочек – мать и крестная учили прясть, шить, вести домашнее хозяйство, а мальчиков отцы готовили к военной службе. (Слайд №11)
Воспитатель: С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика. Мальчиков очень рано приобщали к лошадям. С малых лет мальчиков казачат приучали держаться в седле. Не бояться коня и сидеть в седле уверенно. В три года маленький казак умел оседлать коня и скакать по двору, а в пять уже вовсю разъезжал по степи в разновозрастной мальчишеской компании. (Слайд №12, № 13)
Воспитатель: А первыми словами малыша были не традиционные «мама» или «дай», а «нооо» и «пуу» - понукание коня двигаться и выстрел.
Воспитатель: Военную школу мальчики - казачата проходили в играх. В игрушечных воинских доспехах они, разбив лагерь из камыша, играли в войну, стреляли из игрушечного вооружения (пушечки, ружья, пистолеты), а у кого их не было, те стреляли из камышинок, пустых просверленных костей.
(Слайд №14)
Воспитатель: Сегодня мы тоже поиграем в такую военную казачью игру – «Всадники»
Игра «Всадники» - игра для мальчиков. (Слайд №15)
У детей лошадки на палочке. Дети скачут прямым галопом в разных направлениях под текст песенки:
«Цок! Цок! Цок! Цок!
Я лошадка серый бок.
Я копытцами стучу.
Если хочешь, прокачу».
Воспитатель: В 4 года для мальчиков казачат устраивали праздник «Первые казачьи штаны». Казачата получали в подарок первые брюки с лампасами. Первые штаны и папаха – признак принадлежности к казачеству.
(Слайд №16)
Воспитатель: В казачьей семье к девочкам и женщинам относились с любовью. Рождение девочки не праздновалось так широко, как мальчика. Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку. Девочек учили ведению домашнего хозяйства: шить, убирать дом, готовить еду.
Воспитатель: А сейчас девочки, казачки, покажут какие они помощницы для своей мамы. (Слайд №17)
Физминутка: Дети выполняют движения в соответствии с текстом. (Слайд №18)
Мамочке мы помогли. – (Дети трут ладошки друг о друга.)
Испекли ей пирожки, - (Поочередно кладут ладошка на ладошку.)
Бубликов, баранок – (Соединяют большой и указательный палец на обеих руках.)
И большой красивый пряник. – (Разводят руки в стороны)
Воспитатель: Девочку задаривали с младенчества подарками, а мальчикам совсем не дарили подарки, как напоминание о том, что мужчина не должен ждать ни от кого подарков, а ему необходимо всё зарабатывать своим трудом. Мальчиков учили дарить подарки девочкам.
Воспитатель: Девочку одаривали разными сладостями и подарками, среди которых обязательно были и бантики и ленточки.
В её жизни были праздники первого бантика, первой косички, первого платочка. Великое почтение было к волосу женщин, потому и были связаны с ним праздники. Когда только у девочки вырастали волосики, на которые можно было завязать бантик, праздновали праздник первого бантика. ( Слайд №19)
Воспитатель: Мальчики, давайте, и мы поступим как настоящие казаки, подарим девочкам бантики на память об этом дне.
Воспитатель: А девочки как настоящие хозяйки, угостим мальчиков бубликами. ( Слайд№ 20)
Воспитатель: А теперь, дети, - мы покружились, покружились и в детском садике очутились!
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами послушали, как раньше жили и чем занимались казаки. А теперь вспомните о своей семье и скажите, какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Любите своих родителей, мама и папа любят вас).
Воспитатель: А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за семья? (Детский сад). ( Слайд № 21)
Воспитатель: Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Воспитатель: Вы , ребята, молодцы!( Слайд № 22)
Планируемый результат освоения программного материала воспитанниками.
Должен знать: Члены семьи любят друг друга и заботятся друг о друге. У папы, мамы, дедушки и бабушки большой жизненный опыт. У каждого члена семьи свои обязанности. Членам семьи нужно помогать.
Должен уметь: эмоционально - заинтересованно следить за развитием действия на занятии, отвечать на вопросы педагога во время беседы , активен в играх.
Используемая литература:
1.Программа «Родники Дона» авт. Чумичева Р.М., Платохина Н.А., Ведмедь О.Л. Ростов-на-Дону, 2004г
2.Материалы журнала «Дошкольное воспитание», ресурсы интернет сайтов
ef95c4919ee1a4bb69aac4e180ac0893.docx