Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 13.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Как воспитывали девочек и мальчиков в семье казаков | Колесниковой Дарьи Николаевны. Работа №335850

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Жирновский детский сад «Росинка».

 

 

 

Ознакомление  с предметным и социальным окружением.

         Беседа в старшей группе

«Как воспитывали девочек  и мальчиков в семье  казаков»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Подготовила:

                      Воспитатель

Колесникова Дарья

Николаевна

 

Цель: Продолжать знакомить с укладом жизни казаков, со спецификой воспитания в семье.

Задачи: 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное  развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

Задачи:  Образовательная  область: «Познавательное  развитие»:

1. Дать понятие о том, что казачата - опора своих родителей в старости. Они любознательные, озорные, похожие      на     своих родителей.   Мальчики   -   будущие воины,     девочки     -     заботливые хозяюшки.

2. Воспитывать уважение к родителям и старшим членам семьи.

Образовательная  область: «Развитие речи»:

1.    Активизировать речь детей;

2.    Формировать  связную, грамматически правильную диалогическую  и монологическую речь.

Образовательная  область: «Социально-коммуникативное»:

1.    Способствовать формированию положительных эмоций у детей.

2.    Воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие: мой дом, моя семья.

3.    Воспитывать любовь и уважительное  отношение к  истории, традициям и обычаям родного края.

 Образовательная  область: «Физическое развитие».

1.Развивать  мелкую моторику рук.

2.Овладение подвижными играми с правилами.

Методы и приемы:

Словесный метод: рассказ, беседа.

Игровой метод: организация игровой деятельности, организация игровой ситуации; выполнение педагогом игровых действий.

 

Предшествующая работа:  Чтение сказок, рассказов  по теме «Семья», заучивание пальчиковой гимнастики  « Семья»,  «Мой дом».

Рассматривание сюжетные картинки с изображением казачьей семьи, презентаций «Казачья  семья»,  подвижные игры.

Материалы оборудование: Презентация к занятию,  запись песни «Колыбельная», « лошадки» на палочке для игры мальчикам, подарки детям: девочкам ленточки, мальчикам бублики.

 

Словарь:   Казак, казачка,  «мамунюшка"

 

Ход занятия:

1. Вводная часть. Создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе

Утреннее приветствие «Здравствуй, друг!» ( Слайд №2)

Воспитатель:  Здравствуй друг!

Как ты тут?

Улыбнись – ка мне-

А я тебе!  (Дети подарили друг другу улыбки)

Воспитатель: Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся,

И, опять, друг дружке улыбнемся!

Воспитатель: Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

Воспитатель: Сожмите одну руку в кулак, а другой будете постепенно разгибать на руке каждый палец.

(Пальчиковая гимнастика «Семья»)  (Слайд №3)

Этот пальчик – дедушка,     загибаем пальчики по одному  в кулак

Этот пальчик – бабушка,    начиная с большого пальца.

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

А этот пальчик – Я,               мизинец показывает в сторону       

Вот и вся моя семья               разжимаем кулак.

Воспитатель: Как вы думаете, о чем эта игра?  ( Эта игра о семье, родственниках.)

Воспитатель: А сегодня мы с вами  поговорим о наших дальних-дальних родственниках – о старинной  казачьей  семье.  Но для этого нам надо сказать: покружились, покружились и в казачьей семье очутились!  (Слайд №4)

2.Основная часть.

 

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на Дону. Людей, живущих, в старину на Дону называли, казаками, а семьи казачьими. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе. (Слайд №5)

 

Воспитатель: С особой радостью встречали в казачьей семье рождение деток. (Слайд №6)

Воспитатель: Самая первая песня в жизни каждого маленького казачонка   была - колыбельная. Ребята, а кто поёт колыбельные песни? ( Мама)

(Слайд №7)

Воспитатель: А знаете, ребята, почему мамы поют деткам колыбельные песни?

Воспитатель: Мамы поют их для того, чтобы малыш чувствовал -  мама всегда рядом, ему не о чём беспокоиться, нечего бояться. Вот поэтому колыбельные   песни ещё исстари стали называть   оберегами, от слова беречь, оберегать, хранить.

Давайте, послушаем  с вами старинную колыбельную песню, которые пели казачки своим деткам.

Слушание «Колыбельная»  (Слайд №8)

Воспитатель: В казачьей семье главой семьи был казак. Он работал в поле: выращивал хлеб, сажал сады и виноградники, растил скот. Но самое главное – казаки охраняли границу от врагов. (Слайд №9)

Воспитатель: Жена казака – казачка занималась дома по хозяйству. С утра она ходила к колодцу, приносила воду, чтобы приготовить еду и постирать грязную одежду. Казаки с большим уважением и почтением относились к матери, называли ее ласково "мамунюшка", считали, что милей ее в свете нет, у нее всегда просили прощения и благословения на все дела. (Слайд №10)

Воспитатель: Как только казачата немного подрастали, родители начинали готовить их к взрослой жизни.  Девочек – мать и крестная учили прясть, шить, вести домашнее хозяйство, а мальчиков отцы готовили к военной службе. (Слайд №11)

Воспитатель: С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика. Мальчиков очень рано приобщали к лошадям.  С малых лет мальчиков  казачат приучали  держаться в седле. Не бояться коня и сидеть в седле уверенно. В три года маленький казак умел оседлать коня и скакать по двору, а в пять уже вовсю разъезжал по степи в разновозрастной мальчишеской компании. (Слайд №12, № 13)

 

 

 Воспитатель: А первыми словами малыша были не традиционные «мама» или «дай», а «нооо» и «пуу» - понукание коня двигаться и выстрел.

Воспитатель: Военную школу мальчики - казачата проходили в играх. В игрушечных воинских доспехах они, разбив лагерь из камыша, играли в войну, стреляли из игрушечного вооружения (пушечки, ружья, пистолеты), а у кого их не было, те стреляли из камышинок, пустых просверленных костей.

 (Слайд №14)

Воспитатель: Сегодня мы тоже поиграем в такую военную казачью игру – «Всадники»

Игра «Всадники» - игра для мальчиков. (Слайд №15)

У детей лошадки на палочке. Дети скачут прямым галопом в разных направлениях под текст песенки:

«Цок! Цок! Цок! Цок!

Я лошадка серый бок.

Я копытцами стучу.

Если хочешь, прокачу».

Воспитатель: В  4 года  для мальчиков казачат устраивали праздник «Первые казачьи штаны». Казачата получали в подарок  первые брюки с лампасами. Первые штаны и папаха – признак принадлежности к казачеству. 

(Слайд №16)

Воспитатель: В казачьей семье к девочкам и женщинам относились с любовью.  Рождение девочки не праздновалось так широко, как мальчика. Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку. Девочек учили ведению домашнего хозяйства: шить, убирать дом, готовить еду.

Воспитатель: А сейчас девочки, казачки, покажут какие они помощницы для своей мамы. (Слайд №17)

Физминутка:  Дети выполняют движения в соответствии с текстом. (Слайд №18)

Мамочке мы помогли. – (Дети трут ладошки друг о друга.)

Испекли ей пирожки, - (Поочередно кладут ладошка на ладошку.)

Бубликов, баранок – (Соединяют большой и указательный палец на обеих руках.)

И большой красивый пряник. – (Разводят руки в стороны)

Воспитатель: Девочку задаривали с младенчества подарками, а мальчикам совсем не дарили подарки, как напоминание о том, что мужчина не должен ждать ни от кого подарков, а ему необходимо всё зарабатывать своим трудом.  Мальчиков учили дарить подарки девочкам.

Воспитатель: Девочку одаривали разными сладостями и подарками, среди которых обязательно были и бантики и ленточки.

В её жизни были праздники первого бантика, первой косички, первого платочка. Великое почтение было к волосу женщин, потому и были связаны с ним праздники. Когда только у девочки вырастали волосики, на которые можно было завязать бантик, праздновали праздник первого бантика. ( Слайд №19)

Воспитатель: Мальчики, давайте, и мы поступим как настоящие казаки, подарим девочкам бантики на память об этом дне.

Воспитатель: А девочки как настоящие хозяйки, угостим мальчиков бубликами. ( Слайд№ 20)

Воспитатель: А теперь, дети, -  мы покружились, покружились и в  детском садике очутились!

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами послушали, как раньше жили и чем занимались казаки. А теперь вспомните о своей семье и скажите, какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Любите своих родителей, мама и папа любят вас).

Воспитатель: А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за  семья? (Детский сад). ( Слайд № 21)

Воспитатель: Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. 

Воспитатель: Вы , ребята, молодцы!( Слайд № 22)

 

 

Планируемый результат освоения программного материала воспитанниками.

Должен знать: Члены семьи любят друг друга и заботятся друг о друге. У папы, мамы, дедушки и бабушки большой жизненный опыт. У каждого члена семьи свои обязанности. Членам семьи нужно помогать.

 

Должен уметь: эмоционально - заинтересованно следить за развитием действия на занятии, отвечать на вопросы педагога во время беседы , активен в играх.

 

Используемая литература:

1.Программа «Родники Дона» авт. Чумичева Р.М., Платохина Н.А., Ведмедь О.Л. Ростов-на-Дону, 2004г

2.Материалы журнала «Дошкольное воспитание», ресурсы интернет сайтов

Прикрепленные файлы:
ef95c4919ee1a4bb69aac4e180ac0893.docx
Пожалуйста, подождите.
x
×