Как воспитывать толерантность у дошкольников: подходы и игры | Якушова Светлана Вячеславовна. Работа №352340
Аннотация: Современное общество характеризуется многообразием культур, вероисповеданий, традиций и взглядов, что требует от воспитателей детских садов умения формировать у детей толерантное отношение к окружающим. Толерантность как важная социальная и личностная ценность должна быть заложена в дошкольном возрасте. В статье рассматриваются основные подходы к воспитанию толерантности у дошкольников, а также примеры эффективных игр и методик, которые помогают развивать у детей навыки уважения и понимания к различиям в мире.
Ключевые слова: толерантность, дошкольники, воспитание, игры, социальные навыки, уважение, инклюзивность, мультикультурализм.
Якушова Светлана Вячеславовна, воспитатель
Филиал МБОУ Старокулаткинская СШ № 2 имени Героя РФ Р. М Хабибуллина Бахтеевская основная школа
Аннотация: Современное общество характеризуется многообразием культур, вероисповеданий, традиций и взглядов, что требует от воспитателей детских садов умения формировать у детей толерантное отношение к окружающим. Толерантность как важная социальная и личностная ценность должна быть заложена в дошкольном возрасте. В статье рассматриваются основные подходы к воспитанию толерантности у дошкольников, а также примеры эффективных игр и методик, которые помогают развивать у детей навыки уважения и понимания к различиям в мире.
Ключевые слова: толерантность, дошкольники, воспитание, игры, социальные навыки, уважение, инклюзивность, мультикультурализм.
В последние десятилетия воспитание толерантности стало одной из важнейших задач педагогической практики. Это объясняется не только глобализацией мира, но и изменяющимся социокультурным контекстом, который призывает к взаимопониманию и уважению среди людей, независимо от их различий. Дошкольный возраст является критическим периодом для закладки основ нравственных и социальных норм, в том числе толерантности. Именно в этот период дети начинают активно воспринимать окружающий мир, формировать первые представления о других людях и об отношениях между ними. В связи с этим воспитание толерантности в детском саду играет важную роль в профилактике конфликтов, формировании эмоционального интеллекта и развитии социальных навыков у детей.
Толерантность в широком смысле этого слова можно рассматривать как способность уважать и принимать различия между людьми, будь то различия в национальной, этнической, культурной принадлежности, в социальном статусе или в личных убеждениях. В дошкольном возрасте дети еще не обладают полным представлением о том, что такое толерантность, однако они уже способны воспринимать разницу между собой и окружающими. Важно, чтобы воспитатели использовали различные подходы, способствующие формированию у детей уважительного отношения к этим различиям, а также предоставляли возможности для практического применения этих знаний.
Одним из эффективных методов воспитания толерантности является создание инклюзивной среды в группе. Инклюзивность подразумевает, что все дети, независимо от их индивидуальных особенностей, должны чувствовать себя равными и уважаемыми членами коллектива. Это можно достичь через организацию совместных игр и занятий, которые способствуют взаимодействию детей с разными потребностями, особенностями развития и интересами. Таким образом, инклюзивная среда не только способствует социальной адаптации детей с особыми потребностями, но и учит остальных детей проявлять терпимость и уважение.
Важную роль в воспитании толерантности играют различные виды игрового взаимодействия. Игра является основным способом познания мира для дошкольников, а также эффективным инструментом для формирования социальных навыков. В процессе игры дети учат друг друга сотрудничать, договариваться, учитывать интересы других. Важно, чтобы игры были направлены на развитие не только когнитивных и физических навыков, но и эмоциональных — способности к эмпатии, принятию других людей, пониманию их точек зрения.
Одним из примеров игр, способствующих воспитанию толерантности, является игра в дружную команду. В этой игре дети выполняют различные задания, требующие совместных усилий и учета мнений каждого участника. Главная цель игры — научить детей работать в группе, учитывать разные точки зрения и понимать, что каждый человек может внести свой уникальный вклад в общее дело. Важно, чтобы в процессе игры педагог подчеркивал, что уважение к каждому участнику команды делает процесс более успешным и приятным для всех.
Еще одним примером может быть игра Угадай, кто я?, в которой дети пытаются угадать, какие качества или особенности имеет их партнер по игре, основываясь на подсказках, не касающихся внешнего вида или социального положения. Эта игра помогает детям развить эмпатию и воспринимать других людей как личности, а не по их внешнему виду или социальной принадлежности.
Важным инструментом в воспитании толерантности является также использование рассказов и книг, которые знакомят детей с культурными и национальными различиями. Рассказы о разных странах, традициях, обычаях помогают дошкольникам развить представление о многообразии мира, научиться уважать другие культуры и традиции. Педагоги могут использовать книги, в которых описаны ситуации, требующие от детей проявления терпимости и взаимопомощи, а также истории, в которых персонажи преодолевают различия, помогают друг другу и учат детей ценить дружбу и сотрудничество.
Особое внимание следует уделить развитию эмоционального интеллекта детей. Важно не только научить детей понимать и принимать различия в других людях, но и развивать их способность справляться с эмоциями, такими как злость, раздражение, обида. Именно эмоциональная грамотность является основой для развития толерантности, поскольку она помогает детям не только контролировать свои эмоции, но и реагировать на эмоции других людей с пониманием и сочувствием. Для этого воспитатели могут использовать различные методики, направленные на развитие чувства эмпатии, например, игры с эмоциями, где дети учат друг друга различать эмоции по выражению лиц и интонации, а также упражнения на развитие понимания и принятия чувств других людей.
Кроме того, важно создать в группе атмосферу, где каждый ребенок чувствует себя принятым и уважаемым. Для этого педагог может использовать различные стратегии, такие как создание в группе уголков для общения, где дети могут в непринужденной обстановке обмениваться мнениями и решать конфликты. Важно, чтобы воспитатель не только обучал детей принципам толерантности, но и показывал собственный пример уважения и принятия различий.
Развитие толерантности у дошкольников невозможно без работы с родителями. Родители играют ключевую роль в формировании у ребенка взглядов и установок, поэтому важно проводить с ними регулярные беседы, организовывать родительские собрания, на которых можно обсудить методы воспитания толерантности в семье. Также полезно предоставлять родителям материалы о том, как они могут поддерживать и развивать толерантность у своих детей дома, например, через чтение книг на эту тему, обсуждение ситуаций из жизни, которые требуют проявления терпимости и уважения.
Таким образом, воспитание толерантности у дошкольников — это комплексный процесс, который требует участия и педагогов, и родителей. Он включает в себя создание инклюзивной среды, использование игровых методов и подходов, развитие эмоциональной грамотности и воспитание уважения к культурным и личностным различиям. Применяя разнообразные методики и подходы, педагоги могут сформировать у детей важные социальные навыки, которые помогут им стать частью гармоничного и уважительного общества.
Список литературы
Абашина В. В. Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста в контексте федерального образовательного стандарта // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2016. №1 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osnov-tolerantnosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-kontekste-federalnogo-obrazovatelnogo-standarta
Микитюк И.В., Родина Е.А. Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников в условиях многонационального окружения // КПЖ. 2018. №3 (128). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-tolerantnogo-mirootnosheniya-u-doshkolnikov-v-usloviyah-mnogonatsionalnogo-okruzheniya
Шмелева О.И. Формы работы по воспитанию толерантности у дошкольников // Наука, образование и культура. 2019. №1 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-raboty-po-vospitaniyu-tolerantnosti-u-doshkolnikov