Как выбрать логопеда (соответствие, компетентность). Информация для родителей | Суздаль Лилия Сергеевна. Работа №310484
Как выбрать логопеда для своего ребенка.
С каждым годом количество детей с речевыми нарушениями становиться все больше, а мест в логопедических группах и логопунктах недостаточно. Родителям приходится искать платные логопедические услуги для ребенка. Следовательно, данная тема очень актуальна для многих родителей. Именно по этой причине мы решили более подробно рассказать вам о том: КАК ВЫБРАТЬ ЛОГОПЕДА? И НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬ ВНИМЕНИЕ ПРИ ЕГО ВЫБОРЕ.
Большинство родителей, узнав о том, что у ребенка есть речевые нарушения, в панике начинают поиск логопеда
Как выбрать логопеда для своего ребенка.
С каждым годом количество детей с речевыми нарушениями становиться все больше, а мест в логопедических группах и логопунктах недостаточно. Родителям приходится искать платные логопедические услуги для ребенка. Следовательно, данная тема очень актуальна для многих родителей. Именно по этой причине мы решили более подробно рассказать вам о том: КАК ВЫБРАТЬ ЛОГОПЕДА? И НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬ ВНИМЕНИЕ ПРИ ЕГО ВЫБОРЕ.
Большинство родителей, узнав о том, что у ребенка есть речевые нарушения, в панике начинают поиск логопеда. Многие набирают первый попавшийся номер телефона в объявлении или рекламе. Но даже не задумываются о том, что будет ли эффективна работа этого специалиста. У вас могут, появится вопросы: «Разве логопеда необходимо так тщательно подбирать? И почему не каждый логопед может, справится со своей профессиональной работой?» Да, действительно, данного специалиста нужно выбирать очень тщательно, так как существует очень много тонкостей связанных с компетентностью, личностными качествами и другими очень важными факторами. В данной статье мы хотим рассказать об основных моментах при выборе учителя-логопеда. Естественно, выбор по ценовой категории делаете только вы, ориентируясь на свое финансовое положение.
Личностные качества педагога.
В педагогике основное внимание уделяется совершенствованию методов обучения, воспитания и развития обучаемых, а также формированию их умений и навыков. Методы обучения взаимодействуют в тесной связи с личностными качествами педагога.
Выделим 3 основных группы необходимых личностных качеств педагога:
I группа (относятся его индивидуальные качества, трудно формулируемые или которые невозможно сформировать):
– Душевная чуткость (проявляется также в его умении поддерживать эмоциональный фон, в умении сопереживать);
– Чувство деликатности (доброжелательность и адекватность требований предъявляемых обучаемому);
– Чувство юмора (поддерживать эмоциональное состояние личности, умение вдохновить на самосовершенствование);
– Проявление интуиции (умение педагога предвидеть поведение обучаемого на основе выводов полученных в ходе наблюдения).
II группа (личностные качества основанные на психологических механизмах межличностного понимания):
– Рефлексия (способность видеть себя глазами обучаемого, обращение внимания на самого себя с переосмыслением своего сознания);
– Идентификация (способность мысленно поставить себя на место обучаемого и на основе осознания его проблем объяснять его поведение);
– Эмпатия (способность оценивать, постигать эмоциональное состояние обучаемого);
– Децентрация (способность и умение оценивать ситуацию, глазами обучаемого, отказавшись от своих эгоцентрических оценок).
III группа (рефлексивный уровень педагогических способностей):
– Чувство объекта (умение педагога подбирать интересную информацию для обучаемого и правильную ее подачу);
– Чувство такта (адекватная требовательность, поощрение, доброта, строгость; прогнозирование эмоционального отклика, быть внимательным);
– Чувство меры (оценка способностей обучаемого и на этой основе, предъявление соответствующих требований);
– Чувство причастности (предвидение реакции обучаемых на свои действия);
– Чувство ориентира (оценивание и учитывание способностей обучаемых и владение способами их развития).
[http://www.e-reading.club/chapter.php/73790/100/Kuznecov_-_Nastol'naya_kniga_praktikuyushchego_pedagoga.html]
Мы должны рассказать и об отрицательных личностных качествах, встречающихся у педагогов, влияющих на образовательный процесс:
{Педагоги тоже люди и среди них есть не честные и озлобленные «товарищи»!}
– Лень (не готовность к занятиям или полуготовность для создания вида работы);
– Желание наживы (достижение финансового благополучия любой ценой);
– Безразличие (теряются такие качества как: чуткость, деликатность, интуиция, рефлексия, идентификация, эмпатия, децентрализация и личностные качества III группы описанной выше);
– Озлобленность («изливание» на обучаемых своего отрицательного психологического состояния, также может влиять на все положительные личностные качества трех групп приведенных выше). Даже такое положительное качество как юмор, может превратится в насмехание и «издёвки».
Это только основные отрицательные личностные «НЕ качества» влияющие на результативность занятий.
Компетентность педагога
– Общепедагогическая: (Владение базовыми инвариантными психолого-педагогическими знаниями и умениями, объясняющих успешность решения широкого круга воспитательных и образовательных задач в различных педагогических системах; это соответствие определенным профессионально-педагогическим требованиям независимо от специализации будущего педагога; это обладание совокупностью общечеловеческих качеств личности, необходимых для успешной профессионально-педагогической деятельности);
– Специальная (Владение специфическими для данной профессии знаниями и умениями);
– Технологическая (Владение профессионально-педагогическими умениями, под которыми понимается освоенный способ выполнения профессионально-педагогических действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний в области профессионально-педагогической деятельности);
– Коммуникативная (Установление правильных взаимоотношений с обучаемыми; владение приемами профессионального общения с коллегами);
–Рефлексивная (Регулятора личностных достижений педагога, побудитель профессионального роста, совершенствования педагогического мастерства. Данная компетенция проявляется в способности к самопознанию (самонаблюдение, самоанализ, критическая самооценка), самопобуждению (самокритика, самостимулирование, самопринуждение и пр.), самореализации (самоорганизация, контроль и учет деятельности по самообразованию и т.д.)).
(Список литературы
1. Жукатинская E.H. Педагогическая компетентность и профессионализм педагога.// Сборник научных трудов аспирантов и соискателей. - Липецк: ЛГПУ, 2007,-Вып 4,-С. 156-160.
2.Жукатинская E.H. Диагностика как особый вид профессиональной педагогической компетентности // Психолого-педагогические и медико-биологические аспекты профессиональной подготовки специалистов на факультете педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам научно-методической работы преподавателей за 2005/2006 учебный год. Липецк, 2006. Выпуск 5. - С. 49-53.
3. Жукатинская E.H. Психолого-педагогическая диагностика в обследовании детей с нарушениями речи. Учебно-методическое пособие; - Липецк, ЛГПУ, 2006. - 191с.)
Уважаемые родители, Вы будите оплачивать услуги данного специалиста! И Вы имеете полное право, потребовать у него показать вам диплом об окончании соответствующего обучения. Опять же, тут можно говорить о честности специалиста. Спросите у логопеда о его опыте работы и стаже. Очень часто важным вопросом стал: «Очное или Заочное обучение?» Почему? Некоторые «не честные на руку» учебные заведения, при обучении на заочном отделении предлагают «очень не большие знания» (соответственно такие студенты «халтурно» обучаются) за дополнительную плату. Ну и сугубо на наш взгляд, заочное обучение может поставить вопрос, о компетентности такого специалиста. Студенты такого типа обучения в течении месяца каждые пол года и это в лучшем случае. Если мы говорим о медицине, нам наверняка будет не особо понятно, как человек, обучившийся на заочном отделении, может быть врачом. Почему такое сравнение? Специальность: учитель-логопед очень ответственная, требуется правильная диагностика, постановка диагноза и правильная коррекция (при неправильной коррекции можно усугубить состояние). Главное правило логопеда: «Не навредить».
Стоит спросить и о том, было ли обучение курсами переподготовки. Когда специалист хвастается своим большим педагогическим стажем, не всегда этот стаж именно «логопедический». Курсы переподготовки может пройти любой человек имеющий педагогическое образование. Пример: у педагога общий педагогический стаж 21 год, из них 19 лет работал в должности воспитателя. Вывод можно сделать…
Возрастные критерии выбора
– Молодой педагог:
Не всегда молодой специалист может вызывать опасения. Такой учитель наоборот, приходит с новыми, свежими знаниями, владеющий современными методами воздействия. Кроме этого, молодые специалисты очень активно отдаются работе и стараются показать себя. Но, всё же, логопедам, только закончившим учебное заведение, перед предоставлением платных услуг, требуется практика.
– Педагоги «имеющие богатый жизненный опыт» (в возрасте):
Такие логопеды очень опытны, но не все так хорошо, как нам хотелось бы. Тут у нас могут появиться опасения, а не «перегорел» ли такой специалист? Очень часто педагоги в возрасте просто «перегорают»:
-Каждодневная, рутинная работа многие годы;
-Работа с детьми отнимает очень много сил;
-Возрастные психические и психологические изменения.
Все это может привести к «перегоранию» в профессии.
Но конечно не все педагоги с возрастом «перегораю» к своей работе. Есть и педагоги «по призванию», которые не теряют интерес и любовь в своей профессиональной деятельности. Такие педагоги выполняют свою работы на все 100% и буквально «вкладывают душу».
Почему выбор должны делать именно ВЫ?
Выбор педагога, основываясь на рекомендациях воспитателя или учителя общеобразовательного учреждения. Данный вариант помощи в выборе специалиста не всегда может привести вас к положительному результату в поиске педагога. Ведь всегда есть вариант того, что данные педагоги находятся в дружеских отношениях и такая рекомендация поможет предоставить «подруге» клиентов.
Очень часто городские психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) заинтересованы отправлять вас к конкретной «Антонине Петровне» - логопеду или психологу, за отдельный процент от их услуг. Естественно не всегда рекомендуемый специалист отвечает всем тем положительных личностным качествам и компетентности описанных выше. Тут возможен и вариант «дружеских отношений».
В данной статье мы рассказали об основных критериях выбора учителя-логопеда. Очень надеемся, что она вам поможет сделать правильный выбор. Но основная ответственность по этому выбору лежит именно на Вас.