Как вырастить маленьких волшебников | Тельнова Вера Викторовна. Работа №279041
Автор: Тельнова Вера Викторовна
Познакомившись с нетрадиционными методиками рисования, было решено использовать их в своей работе, так как опыт работы показывает, что занятия по разработанным методикам явно недостаточно для выработки у детей необходимых навыков и умений свободного рисования. Ведь не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому – то трудно выразить себя в линии. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данную проблему помогают нетрадиционные способы рисования.
Как вырастить маленьких волшебников
или
развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования
Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий.
Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности. Рисование самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Дети с малых лет тянутся к ярким краскам и карандашам, пытаясь чиркать везде, куда упадет взгляд.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования.
Познакомившись с нетрадиционными методиками рисования, было решено использовать их в своей работе, так как опыт работы показывает, что занятия по разработанным методикам явно недостаточно для выработки у детей необходимых навыков и умений свободного рисования. Ведь не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому – то трудно выразить себя в линии. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данную проблему помогают нетрадиционные способы рисования.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• Мышления;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Кружковые занятия с детьми проводятся два раза в неделю, на этих занятиях знакомим детей с такими нетрадиционными техниками рисования как: набрызг, пальчиковая живопись, кляксография, отиск, монотипия.
Метод тычка. Для этого метода достаточно взять ватную палочку и жесткую нить. Что мы делаем? Опускаем ватную палочку или жесткую нить в краску и точными движениями делаем тычки по альбомному листу. Палочки или кисть будут оставлять чёткий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет тычка. Если тычок делать целенаправленно, например по готовому и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры.. В старшей группе рисовали пушистую мимозу, используя метод тычка. Нарисованная ватной палочкой мимозой получилась пушистая и красивая. Краска не растекалась и не размазывалось в отличии, когда дети рисуют кистью. Метод тычка, используя жесткую кисть, рисовали пушистых цыплят. Я рисовала силуэт животного, а дети кистью – тычком, закрашивали. Работы вышли очень интересные и разные. Так же использую в своей работе с детьми технику «Прижми и отпечатай». Рисуем пробками, крышками, поролоном, овощами вырезанными заранее формы. Применением таких помощников в рисовании очень нравится детям.
Я считаю, что техники рисования тычком, рисование отпечатками, акварельными мелками + красками, восковыми свечами, монотипию, позволяет сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:
Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости;
Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей;
Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, так как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов;
Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие, вызывает положительные эмоции;
Ребёнок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить их применение.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативности работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку. Чтобы у детей не создавалось шаблона, листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно ребёнок начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок, это определяется тем, что предстоит изображать.
Кляксография, когда в отпечатке обычной кляксы можно увидеть разнообразие сюжетов и образов. Далее следует предложить технику монотипии (получения изображения путем перевода его с одной поверхности на другую, т.е. оттиск изображения).
Монотипия – уникальная техника, сочетающая в себе качества эстампа (оттиска на бумаге с печатной формы - матрицы), живописи и рисунка. Её можно назвать и графической живописью, и живописной графикой.
Чтобы нарисовать картину в технике монотипия, нужно, нанести краски на гладкую ровную поверхность, следуя задуманному сюжету. Делать это нужно свободно и раскрепощено. Необходимо работать быстро, чтобы краска не успела высохнуть ко времени печати. Когда картина готова, на расписанную поверхность накладывается белый лист бумаги и аккуратно прижимается руками, затем его тщательно разглаживают.
Теперь необходимо аккуратно снять лист с поверхности. Делать это можно в одно плавное движение, или в несколько, отрывая плавными рывками, каждый раз припуская лист обратно. Получается очень неожиданный эффект – словно изображение состоит из нескольких слоёв.
Когда отпечаток слегка подсохнет, его дополняют несколькими деталями – рисунками водорослей, камешков, наиболее яркие пятна несколькими движениями превращают в морских рыбок.
Вот и всё – монотипия готова! Существует ещё одна разновидность данной техники - монотипия пейзажная, когда для её выполнения лист бумаги складывается вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток).
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.