Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Как заинтересовать детей природой: методы изучения живой и неживой природы на уроках окружающего мира | Цэдашиева Татьяна Будажаповна. Работа №350249

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. Статья посвящена методам изучения живой и неживой природы на уроках окружающего мира в начальных классах. Освещены подходы, которые помогают заинтересовать детей природными объектами и явлениями, а также развить у них устойчивый интерес к окружающему миру. Особое внимание уделено игровым, проектным и наблюдательным методам, которые способствуют вовлечению детей и активному участию в процессе обучения.

Ключевые слова: окружающий мир, природа, живой и неживой мир, начальные классы, интерес, наблюдение, игровые методы, проектная деятельность.

Как заинтересовать детей природой: методы изучения живой и неживой природы на уроках
окружающего мира

 

Цэдашиева Татьяна Будажаповна, учитель начальных классов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Токчинская средняя общеобразовательная школа»

 

Аннотация. Статья посвящена методам изучения живой и неживой природы на уроках окружающего мира в начальных классах. Освещены подходы, которые помогают заинтересовать детей природными объектами и явлениями, а также развить у них устойчивый интерес к окружающему миру. Особое внимание уделено игровым, проектным и наблюдательным методам, которые способствуют вовлечению детей и активному участию в процессе обучения.

Ключевые слова: окружающий мир, природа, живой и неживой мир, начальные классы, интерес, наблюдение, игровые методы, проектная деятельность.

 

С первых лет обучения школьники начинают знакомиться с окружающим миром, его живой и неживой природой. Для учителя начальных классов это не только важная образовательная задача, но и возможность заложить у детей основы экологической культуры и любознательности. Многие дети, особенно в городской среде, мало знакомы с природой, и одна из задач педагога — сформировать у них стойкий интерес к окружающему миру. Чтобы процесс обучения был увлекательным, учителю важно выбрать правильные методы и подходы, способные превратить уроки в интересные и значимые события для каждого ребенка.

Один из эффективных подходов — использование игрового метода. Игра для младших школьников является ведущей деятельностью, и благодаря ей можно в увлекательной форме познакомить детей с основами природоведения. Например, игра «Угадай растение» включает вопросы и загадки, которые учитель может задавать детям, показывая картинки растений или описывая их особенности. Детям предлагают угадать, о каком растении идет речь. Такая игра способствует развитию наблюдательности, помогает усвоить названия растений и их особенности, а также развивает логическое мышление и внимание к деталям. Другая интересная игра — «Найди и покажи», в которой детям предлагают находить природные объекты в классе или на школьном дворе. Это может быть шишка, лист, камень — ребенок должен найти предмет и рассказать, почему это объект природы и к какой категории он относится — к живой или неживой.

Не менее важен метод наблюдения, который является основой для изучения окружающего мира. Наблюдения можно организовать как в классе, так и на улице. Одним из простых, но эффективных упражнений является «Календарь природы», где дети каждый день или каждую неделю делают записи о погоде, температуре, состоянии неба и других природных явлениях. Педагог может предложить детям завести специальные тетради, в которые они будут записывать свои наблюдения. Это поможет детям заметить сезонные изменения, понимать связи между явлениями природы, а также развить внимание и аналитические способности. Проводя подобные наблюдения, дети учатся анализировать информацию, сопоставлять факты, что крайне важно для формирования научного подхода к изучению мира.

Экскурсии — еще один метод, который позволяет заинтересовать детей природой. Прогулки и экскурсии на природе помогают детям погрузиться в изучение живого мира, исследовать различные растения, насекомых, деревья и птиц. Такие мероприятия можно проводить на школьной территории или в парке. Учитель заранее подготавливает программу и список объектов, на которые нужно обратить внимание. Например, детям можно предложить найти определенные виды деревьев или рассмотреть разные виды листьев, описывая их форму и цвет. Экскурсия позволяет детям понаблюдать за природой в естественной среде, где они могут видеть, как растения и животные взаимодействуют друг с другом. Это не только расширяет кругозор, но и развивает у детей чувство бережного отношения к природе.

Проектная деятельность также является одним из интересных и эффективных способов работы с младшими школьниками. Дети могут участвовать в создании мини-проектов, связанных с природой, которые позволяют углубить их знания и улучшить понимание мира. Примером может служить проект «Домашний гербарий», где каждому ученику предлагают собрать несколько листьев и цветов, высушить их и сделать записи об особенностях растений. Проект может сопровождаться обсуждением того, где и когда были найдены растения, и чем они уникальны. Другим примером может быть проект по наблюдению за жизнью бабочек: дети сажают специальные растения, привлекающие бабочек, а затем ведут дневник наблюдений, где фиксируют появление бабочек и их активность. Такой проект не только учит детей наблюдать за природой, но и прививает любовь и уважение к живым существам.

Еще один полезный метод — работа с наглядными материалами, такими как картинки, фотографии и видеоматериалы. В начальной школе это может быть просмотр документальных фильмов о природе, презентации с изображением экзотических животных и растений или карточки с изображениями природных явлений. Например, во время урока, посвященного временам года, можно использовать фотографии, чтобы дети могли видеть, как меняется природа в зависимости от сезона. Наглядные материалы делают процесс обучения более живым и помогают детям лучше усваивать материал. Это особенно полезно, когда у детей нет возможности увидеть те или иные объекты природы в реальности.

Для того чтобы дети лучше запоминали материал и понимали связь между объектами природы, можно использовать кросс-дисциплинарный подход, связывая уроки окружающего мира с уроками рисования, труда или чтения. Например, дети могут создавать поделки из природных материалов, таких как листья, шишки или камешки. Создание таких поделок развивает у детей чувство прекрасного и прививает уважение к природным материалам. Это может быть также и рисование пейзажей, где дети учатся передавать особенности времени года или определенных природных объектов. Также можно включить чтение рассказов о природе и животных, которые помогают детям лучше осознавать важность сохранения окружающей среды и бережного отношения к природе.

Таким образом, заинтересовать детей природой можно с помощью разнообразных методов, которые способствуют их вовлечению и поддерживают любознательность. Игровые и проектные методы помогают детям активнее участвовать в процессе, наблюдения учат их внимательности и аналитичности, экскурсии погружают в реальный мир природы, а наглядные материалы способствуют визуальному восприятию и запоминанию информации. Уроки окружающего мира имеют важное значение для развития экологической культуры младших школьников, и от учителя зависит, насколько эти уроки будут интересными и значимыми.

 

 

Список литературы

Малышева В.Г. О развитии интереса младших школьников к познанию окружающего мира // Вестник экспериментального образования.

2016. №1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/o-razvitii-interesa-mladshih-shkolnikov-k-poznaniyu-okruzhayuschego-mira

Марченко А.А., Иванова Г.П. Организация проектной деятельности младших школьников на основе активизации познавательного интереса к окружающему миру // Педагогика и психология образования.

2021. №4. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-na-osnove-aktivizatsii-poznavatelnogo-interesa-k-okruzhayuschemu-miru

Христофорова А.В., Егорова Р.И. Игровые технологии как условия активизации познавательной деятельности младших школьников

на

уроках

«Окружающего мира» // Проблемы современного педагогического образования.

2023. №80-3. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-tehnologii-kak-usloviya-aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-na-urokah-okruzhayuschego-mira

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×