Название статьи:
Каковы основные этапы становления искусства русского зарубежья в 1920-30-е гг. Русский Берлин, русский Париж. | Лябахова Юлия Андреевна. Работа №241265
Дата публикации:
16.05.2020
Автор:
Лябахова Юлия Андреевна
Описание:
Автор: Лябахова Юлия Андреевна
Искусство русской эмиграции 1920—1930-х гг. во многом есть долгое прощание с “реалиями и универсалиями” серебряного века. Оно не столько открывало новое, сколько “консервировало” художественную традицию, сохраняя ее для будущего, а главное, “внедряло” ее в европейскую культуру.
Каковы основные этапы становления искусства русского зарубежья в 1920-30-е гг. Русский Берлин, русский Париж.
В начале 1920--х годов сложился “русский Берлин” — целый город, или даже “государство в государстве”, подобно тому как в других странах появились “русская Прага”, “русский Париж”, “русский Нью-Йорк”, отдельные фрагменты одного большого материка — “зарубежной России”.
Искусство русской эмиграции 1920—1930-х гг. во многоместь долгое прощание с “реалиями и универсалиями” серебряного века. Оно не столько открывало новое, сколько “консервировало” художественную традицию, сохраняя ее для будущего, а главное, “внедряло” ее в европейскую культуру. Вместе с тем игнорироватьуникальную русскую художественную ситуацию, сложившуюся в Берлине в начале 1920-х годов в силу исторических обстоятельств, вряд ли справедливо, ибо сам факт существования “русского Берлина” заслуживает изучения.
В результате всех обстоятельств Берлин начала 1920-х годов превратился в своего рода перекресток различных художественных явлений и тенденций, где состоялись первые в Европепосле военного перерыва встречирусского искусства с европейским, воспринятые многими их участниками как встреча Восточной и Западной культур в целом.
К началу 1920-х годов судьба свела в Берлинехудожников различных направлений, представлявших почти всеобъединения дореволюционной России:академистаИвана Мясоедова, членов “Союза русских художников” Филиппа Малявина, Леонида Пастернака, мир искусников и их последователей — Бориса Григорьева, Бориса Билинского, Ивана Мозалевского, и представителей авангардных течений Ивана Пуни, Ксению Богуславскую, Александра Архипенко, Наума Габо и многих других.
Русскиехудожникинеизбежно попадали в зону повышенного интересанемецкой критики, знавшей о происходящем в России понаслышке, да тем редкимпубликациям, что появлялись в берлинских изданиях типа “Das Kunstblatt” (в 1919году в мартовском номере здесь была опубликована “Культурная программа Комиссариата Народного Просвещения в России”).Одним из таких российских мастеров, заинтриговавших берлинскую публику,оказался Борис Григорьев.
Ряд произведений русских художников (А.Архипенко, И.Пуни, К.Богуславской, С.Шаршуна) были показаны на 111-ой выставке немецкого объединения “Штурм”, что было отмеченоэмигрантской критикой, нашедшей, что они “мало выражают характер русского искусства”, а “орнаментально-кубистические” работы С.Шаршунаи вовсе названы были “скучными, серыми и маловыразительными” (10).Центральным событием русского выставочного сезона 1922 года явилась Первая русская художественная выставка, открывшаяся 15 октября в галерее Ван Димен (Унтер ден Линден, 21). Сфокусировав вокруг себя внимание художников и арт-деятелей различных эстетических пристрастий и политических убеждений, она, в какой-то степени, развеладальнейшие пути многих из них.
Берлину принадлежит приоритет в издательской деятельности русского зарубежья. В 1920 – е годы здесь выходило около 180 серийных изданий, возникло большое количество издательств -“Скифы”, “Петрополис”, “Геликон”, “Грани”, “Парабола”, “Эпоха”, “Мысль” и многие другие. Однако, издательств, специализирующихся на выпуске детских книг, почти не существовало (едва ли не единственное известное нам - “Елочка” в г. Вюнсдорф). Детские книги большей частью выходили во “взрослых” издательствах.
В 1924 году отношения русского Берлина и Советской России резко меняются. Признание Германией СССР сделало положение эмигрантов, в первую очередь пишущей и издательской ее части, менее благоприятным. Для эмигрантских издательств здесь работали В.Н.Масютин, В.А.Белкин, И.И.Мозалевский, С.В.Животовский и другие. Каждый из них шел своим путем: кто-то продолжал традиции мирискусников, а кто-то вносил в оформление книги лубочный примитивизм или “модные” тогда приемы конструктивизма.
Блистательной столицей зарубежной России, ее художественным центром стал в середине 1920-х годов Париж, куда уже в 1922-1923-х годах началось "обвальное" переселение не только политических деятелей, но и писателей, музыкантов, художников из разных мест Европы.
Складывалась определенная инфраструктура русского искусства в Париже. Она включала в себя различные формы творческих объединений - общество "Мир искусства", "Союз русских художников", группы "Удар" и "Через"; круг галерей, чаще всего устраивавших выставки русского искусства - Жана Бернхейма младшего, Жана Шарпантье, Поля Гийома, Якова Поволоцкого, Владимира Гиршмана и др."" К середине 1920-х годов созданы были и свои художественные учебные заведения - Русская школа живописи и рисования, руководимая В.И. Шухаевым (1926), Русский художественно-промышленный институт (1926), возглавленный бывшим директором Строгановского художественно-промышленного училища Н.В. Глобой,Русская художественная академияТ.Л. Сухотиной-Толстой (1929)."
Русская художественная диаспора в Париже имела пестрый состав. Среди очутившихся здесь волею судеб мастеров были представители различных художественных направлений дореволюционной России - от передвижников и академистов (К. Вещилов, Н. Гущин, П. Нилус, Альберт Бенуа), членов "Союза русских художников"(К. Коровин, И. Браз, Ф. Малявин,Н. Тархов, С.Судьбинин) до адептов радикального авангарда (П.Мансуров, И.Пуни, Н.Габо, А.Певзнер).
"Союз русских художников" в Париже организовался почти одновременно с "Миром искусства" - в 1921 году (4 мая состоялось его первоесобрание в кафе "Клозери де лиля" на Монпарнасе).Одновременно с "Союзом русских художников" в середине 1921 года на Монпарнасе оформляется литературно-художественный кружок молодых поэтов и художников "Гатарапак".
В 1925 году в Париже было создано общество "Икона", объединившее художников-иконописцев, исследователей русской иконописи и ее собирателей. Среди его организаторов - художники И. Билибин и Д. Стеллецкий, искусствовед П. Муратов, меценат В. Рябушинский и др.
Парижский Мир искусства устраивал выставки, на которые привлекали, как и в дягилевские времена наиболее крупных отечественных мастеров, находившихся в эмиграции, а иногда и тех, кто остался в России. Между прочим, посланники Советской России в 1920-е годы довольно часто бывали в Париже и участвовали в его художественной жизни,будучи в долгосрочных и краткосрочных командировках, на стажировках. Творчество М. Сарьяна, К. Петрова-Водкина,К. Редько,Р. Фалька,Н. Альтманабылознакомо парижскому зрителю по персональным и групповым выставкам. Русская художественная колония следила за ходом развития отечественного искусства с ревностным напряжением. Между тем общество "Мир искусства" просуществовало в Париже до 1927 года.
Со второй половины 1920-х годов неоклассический характер приобретает творчество еще более молодых русских художников, сформировавшихся в эмиграции, и уже практически не имевших отношения к "Миру искусства''. Они выставлялись в Парижском Осеннем салоне и на больших выставках русского искусства, объединявших мастеров разных поколений и направлений.
Как оценивали искусство русского зарубежья в Советской России в довоенные годы?
С началом второй мировой войны началось переселение русских эмигрантов из Европы за океан, главным образом в США, Канаду и Аргентину.
Послевоенная эмиграция имела, другой состав и другие места сосредоточения. Эмигранты второй волны не питали иллюзий о возможном возвращении на родину. Они стремились скорее раствориться в местном населении и устремлялись главным образом за океан. Их отличие от эмигрантов первой волны в том, что последняя состояла главным образом из интеллигенции, которая выехала из России с мечтой о возвращении на родину и предпринимала все возможные усилия, чтобы сохранить свой язык и культуру.
Как известно, в советские времена тема русской эмиграции в силу идеологических причин долгие годы оставалась на родине под запретом. О произведениях изобразительного искусства, архитектуры и искусствоведческой мысли русского зарубежья в СССР можно было судить лишь по редким и зачастую случайным иностранным изданиям, каталогам выставок и мировых аукционов, а также по произведениям искусства и книгам эмигрантов 1920–1930-х гг., в силу разных причин оказавшихся в фондах советских музеев и библиотек. В настоящее время российские исследователи имеют возможность проводить всесторонние исследования, собирать материалы не только в отечественных, но и в зарубежных хранилищах, и с разных позиций изучать феномен культуры русской эмиграции, творческую деятельность ее представителей и результат этой деятельности — художественное, архитектурное и искусствоведческое наследие.
Скачать работу
В начале 1920--х годов сложился “русский Берлин” — целый город, или даже “государство в государстве”, подобно тому как в других странах появились “русская Прага”, “русский Париж”, “русский Нью-Йорк”, отдельные фрагменты одного большого материка — “зарубежной России”.
Искусство русской эмиграции 1920—1930-х гг. во многоместь долгое прощание с “реалиями и универсалиями” серебряного века. Оно не столько открывало новое, сколько “консервировало” художественную традицию, сохраняя ее для будущего, а главное, “внедряло” ее в европейскую культуру. Вместе с тем игнорироватьуникальную русскую художественную ситуацию, сложившуюся в Берлине в начале 1920-х годов в силу исторических обстоятельств, вряд ли справедливо, ибо сам факт существования “русского Берлина” заслуживает изучения.
В результате всех обстоятельств Берлин начала 1920-х годов превратился в своего рода перекресток различных художественных явлений и тенденций, где состоялись первые в Европепосле военного перерыва встречирусского искусства с европейским, воспринятые многими их участниками как встреча Восточной и Западной культур в целом.
К началу 1920-х годов судьба свела в Берлинехудожников различных направлений, представлявших почти всеобъединения дореволюционной России:академистаИвана Мясоедова, членов “Союза русских художников” Филиппа Малявина, Леонида Пастернака, мир искусников и их последователей — Бориса Григорьева, Бориса Билинского, Ивана Мозалевского, и представителей авангардных течений Ивана Пуни, Ксению Богуславскую, Александра Архипенко, Наума Габо и многих других.
Русскиехудожникинеизбежно попадали в зону повышенного интересанемецкой критики, знавшей о происходящем в России понаслышке, да тем редкимпубликациям, что появлялись в берлинских изданиях типа “Das Kunstblatt” (в 1919году в мартовском номере здесь была опубликована “Культурная программа Комиссариата Народного Просвещения в России”).Одним из таких российских мастеров, заинтриговавших берлинскую публику,оказался Борис Григорьев.
Ряд произведений русских художников (А.Архипенко, И.Пуни, К.Богуславской, С.Шаршуна) были показаны на 111-ой выставке немецкого объединения “Штурм”, что было отмеченоэмигрантской критикой, нашедшей, что они “мало выражают характер русского искусства”, а “орнаментально-кубистические” работы С.Шаршунаи вовсе названы были “скучными, серыми и маловыразительными” (10).Центральным событием русского выставочного сезона 1922 года явилась Первая русская художественная выставка, открывшаяся 15 октября в галерее Ван Димен (Унтер ден Линден, 21). Сфокусировав вокруг себя внимание художников и арт-деятелей различных эстетических пристрастий и политических убеждений, она, в какой-то степени, развеладальнейшие пути многих из них.
Берлину принадлежит приоритет в издательской деятельности русского зарубежья. В 1920 – е годы здесь выходило около 180 серийных изданий, возникло большое количество издательств -“Скифы”, “Петрополис”, “Геликон”, “Грани”, “Парабола”, “Эпоха”, “Мысль” и многие другие. Однако, издательств, специализирующихся на выпуске детских книг, почти не существовало (едва ли не единственное известное нам - “Елочка” в г. Вюнсдорф). Детские книги большей частью выходили во “взрослых” издательствах.
В 1924 году отношения русского Берлина и Советской России резко меняются. Признание Германией СССР сделало положение эмигрантов, в первую очередь пишущей и издательской ее части, менее благоприятным. Для эмигрантских издательств здесь работали В.Н.Масютин, В.А.Белкин, И.И.Мозалевский, С.В.Животовский и другие. Каждый из них шел своим путем: кто-то продолжал традиции мирискусников, а кто-то вносил в оформление книги лубочный примитивизм или “модные” тогда приемы конструктивизма.
Блистательной столицей зарубежной России, ее художественным центром стал в середине 1920-х годов Париж, куда уже в 1922-1923-х годах началось "обвальное" переселение не только политических деятелей, но и писателей, музыкантов, художников из разных мест Европы.
Складывалась определенная инфраструктура русского искусства в Париже. Она включала в себя различные формы творческих объединений - общество "Мир искусства", "Союз русских художников", группы "Удар" и "Через"; круг галерей, чаще всего устраивавших выставки русского искусства - Жана Бернхейма младшего, Жана Шарпантье, Поля Гийома, Якова Поволоцкого, Владимира Гиршмана и др."" К середине 1920-х годов созданы были и свои художественные учебные заведения - Русская школа живописи и рисования, руководимая В.И. Шухаевым (1926), Русский художественно-промышленный институт (1926), возглавленный бывшим директором Строгановского художественно-промышленного училища Н.В. Глобой,Русская художественная академияТ.Л. Сухотиной-Толстой (1929)."
Русская художественная диаспора в Париже имела пестрый состав. Среди очутившихся здесь волею судеб мастеров были представители различных художественных направлений дореволюционной России - от передвижников и академистов (К. Вещилов, Н. Гущин, П. Нилус, Альберт Бенуа), членов "Союза русских художников"(К. Коровин, И. Браз, Ф. Малявин,Н. Тархов, С.Судьбинин) до адептов радикального авангарда (П.Мансуров, И.Пуни, Н.Габо, А.Певзнер).
"Союз русских художников" в Париже организовался почти одновременно с "Миром искусства" - в 1921 году (4 мая состоялось его первоесобрание в кафе "Клозери де лиля" на Монпарнасе).Одновременно с "Союзом русских художников" в середине 1921 года на Монпарнасе оформляется литературно-художественный кружок молодых поэтов и художников "Гатарапак".
В 1925 году в Париже было создано общество "Икона", объединившее художников-иконописцев, исследователей русской иконописи и ее собирателей. Среди его организаторов - художники И. Билибин и Д. Стеллецкий, искусствовед П. Муратов, меценат В. Рябушинский и др.
Парижский Мир искусства устраивал выставки, на которые привлекали, как и в дягилевские времена наиболее крупных отечественных мастеров, находившихся в эмиграции, а иногда и тех, кто остался в России. Между прочим, посланники Советской России в 1920-е годы довольно часто бывали в Париже и участвовали в его художественной жизни,будучи в долгосрочных и краткосрочных командировках, на стажировках. Творчество М. Сарьяна, К. Петрова-Водкина,К. Редько,Р. Фалька,Н. Альтманабылознакомо парижскому зрителю по персональным и групповым выставкам. Русская художественная колония следила за ходом развития отечественного искусства с ревностным напряжением. Между тем общество "Мир искусства" просуществовало в Париже до 1927 года.
Со второй половины 1920-х годов неоклассический характер приобретает творчество еще более молодых русских художников, сформировавшихся в эмиграции, и уже практически не имевших отношения к "Миру искусства''. Они выставлялись в Парижском Осеннем салоне и на больших выставках русского искусства, объединявших мастеров разных поколений и направлений.
Как оценивали искусство русского зарубежья в Советской России в довоенные годы?
С началом второй мировой войны началось переселение русских эмигрантов из Европы за океан, главным образом в США, Канаду и Аргентину.
Послевоенная эмиграция имела, другой состав и другие места сосредоточения. Эмигранты второй волны не питали иллюзий о возможном возвращении на родину. Они стремились скорее раствориться в местном населении и устремлялись главным образом за океан. Их отличие от эмигрантов первой волны в том, что последняя состояла главным образом из интеллигенции, которая выехала из России с мечтой о возвращении на родину и предпринимала все возможные усилия, чтобы сохранить свой язык и культуру.
Как известно, в советские времена тема русской эмиграции в силу идеологических причин долгие годы оставалась на родине под запретом. О произведениях изобразительного искусства, архитектуры и искусствоведческой мысли русского зарубежья в СССР можно было судить лишь по редким и зачастую случайным иностранным изданиям, каталогам выставок и мировых аукционов, а также по произведениям искусства и книгам эмигрантов 1920–1930-х гг., в силу разных причин оказавшихся в фондах советских музеев и библиотек. В настоящее время российские исследователи имеют возможность проводить всесторонние исследования, собирать материалы не только в отечественных, но и в зарубежных хранилищах, и с разных позиций изучать феномен культуры русской эмиграции, творческую деятельность ее представителей и результат этой деятельности — художественное, архитектурное и искусствоведческое наследие.