Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Календарь наблюдений за погодой и сезонными явлениями в природе | Мой кабинет. Работа №353839

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

 

Готовность к обучению в школе рассматривается большинством ученых как комплексная проблема формирования физических, этических, нравственно-волевых и интеллектуальных качеств личности дошкольника.

Наиболее значимые с точки зрения интеллектуального развития оказываются дифференцированное восприятие, непонятийные формы мышления, умение упорядоченно ориентироваться в предметном мире. Ознакомление с природой при специальной организации обучения приносит положительные результаты в развитии восприятия, мышления и речи каждого ребенка.

 

Программой предусмотрено сообщение детям старшего дошкольного возраста системы знаний, отражающих важнейшие зависимости и закономерности в той или иной области действительности.

Пономарёва Наталья Германовна,

Воспитатель первой квалификационной категории,

МБДОУ д/с №17, гарапул УР

Календарь наблюдений за погодой и сезонными явлениями в природе, в старшей и подготовительной к школе группам, как метод экологического воспитания детей.

Готовность к обучению в школе рассматривается большинством ученых как комплексная проблема формирования физических, этических, нравственно-волевых и интеллектуальных качеств личности дошкольника.

Наиболее значимые с точки зрения интеллектуального развития оказываются дифференцированное восприятие, непонятийные формы мышления, умение упорядоченно ориентироваться в предметном мире. Ознакомление с природой при специальной организации обучения приносит положительные результаты в развитии восприятия, мышления и речи каждого ребенка.

Программой предусмотрено сообщение детям старшего дошкольного возраста системы знаний, отражающих важнейшие зависимости и закономерности в той или иной области действительности.

К ним относятся представления о физических изменениях агрегатного состояния веществ (например, вода), перемещение тел в пространстве, о приспосабливании растений и животных к условиям внешней среды, о некоторых формах экологических взаимосвязей в природе и т.п., в результате у детей совершенствуется наглядно-образное мышления, развивается словесно-логическое мышление. В нравственном плане понимание зависимости объектов и явлений в природе служит основой правильного отношения детей к растениям и животным.

Сообщение дошкольникам знаний о живой природе идет по трем взаимообусловленным направлением: взаимосвязь растений и животных со средой обитания, особенности их развития, многообразие видов живых существ. При этом главное научить ребенка понимать связь между живым организмом и средой обитания.

Наблюдения в повседневной жизни позволяют накапливать чувственные представления дошкольников о природе ближайшего окружения, углублять их знания о внешнем облике животных и растений, об особенностях их жизни, о характере взаимосвязи с внешней средой.

Изменение, движение, развитие – это универсальные свойства объектов окружающей среды.

Если ребенок будет иметь представление об этих свойствах, он быстрее научиться обобщать то, что видит. Наблюдая за явлениями живой природы, дети знакомятся с ростом и развитием живых существ, видят, как они приспособлены к сезонным условиям. Изменения в природе носят строго последовательный характер, определенный временными промежутками. Особую роль в познании закономерных изменений в природе играет сопоставление, которое позволяет выявлять устойчивые и меняющиеся признаки объектов.

Чтобы закрепить, уточнить и систематизировать чувственные представления, следует результаты наблюдений фиксировать в календарях и альбомах природы. Особенно ценными они становятся тогда, когда отражают закономерно меняющиеся явления природы.

Работа с «Календарем наблюдений за сезонными явлениями природы» в старшей и подготовительной группах проводятся ежемесячно в течение одной недели. Ежедневно дети наблюдают и отмечают значками погоду в виде картинки состояния живой природы (растительного и животного мира).

Также ведется работа с «Календарем наблюдений за ростом растений», но дети под руководством воспитателя делают в нем зарисовку растущего растения, изображают условия (погода и трудовые операции), при которых растение развивается. К моменту окончания его развития (созревание плодов и семян) накапливается серия страниц календаря, наглядно отражающих последовательный рост и изменения, характерные для растения. Страницы, собранные в ширму, превращаются в графическую модель развития конкретного живого организма.

При подборе иллюстраций и гербарного материала для календаря надо также следить за тем, чтобы рисунки детей отражали состояние природы в данный момент, что они видели на прогулке, наблюдали.

Зимой, в конце февраля, в уголок природы дети принося и ветки, собранные после обрезки кроны деревьев. Ветки ставят в вазы с водой и наблюдают, как в начале набухают почки, затем распускаются листья.

В конце зимы и в начале весны в уголках природы проводится посев семян и посадка луковиц.

Старшая группа Подготовительная к школе группа

Цветы (апрель)

Бархатцы Астры

Цинии Петунья

Космея Табак душистый

Устройство огорода на окне (февраль):

Корнеплоды, луковицы, семена салата, овса, гороха

Помидоры Помидоры

Огурцы Огурцы, капуста

В старших группах устраивают уголок леса – несколько весенних растений сажают в один ящик.

Итак, усвоение относительно небольших по объему, но глубоких природоведческих знаний о разнообразных связях и явлениях, опора на этическое восприятие и познавательную заинтересованность дошкольников обеспечивают всестороннюю готовность каждого ребенка к практической деятельности, направленную на сохранение и рациональное использование природы.

Наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются ведением календаря, в котором ежедневно фиксируется день недели и погода, в конце недели изображается картина живой природы, отражающая состояние растений и животных участка в данную неделю данного месяца. В зависимости от возраста фиксация наблюдений осуществляется либо готовой картинкой, либо знаками – пиктограммами.

Заполненный календарь природы (не менее трех месяцев), отражают сезонные изменения природы, её экологическую закономерность, зависимость состояния растений и животных от факторов неживой природы. Страницы календаря, представленные одновременно, - это наглядно образная модель изменяющейся природы, которая позволяет формировать у старших дошкольников динамические, обобщенные представления о сезоне, помогает им понять закономерный характер изменений природы в каждый сезон.

Ведение календаря ведется в течение всего года: в сентябре – ноябре – это знакомство с недельной методикой наблюдений за сезонными явлениями природы; в январе – это календари наблюдений за птицами, в конце зимы – начале весны – это выращивание огорода на окне, цветочной рассады и ведение календаря наблюдений за растущим растением, летний период – это огородный календарь.

Такой подход, сочетающий систематическое обучение и надлежащие воспитательно-образовательные мероприятия, служит основой формирования у детей к моменту перехода их в школу познавательных интересов, начал материалистического взгляда на природу.

 

Литература: 1. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.

2. Николаева С.Н. Юный эколог. М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005 г.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×