Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Капризы и упрямство детей раннего возраста | Писарева Ирина Николаевна. Работа №320953

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Даже  самый  спокойный  и  послушный  ребенок  может  быть капризным  и  упрямым.  Такое  случается  в  любом  возрасте.

Сталкиваясь  с  проблемами  проявления  капризов  и  упрямства  у  детей дошкольного  возраста,   взрослые  по-разному  реагируют  на эти необоснованные  требования  детей.   Одни  пытаются   подавить  вспышки  упрямства;  другие  игнорируют  их,  надеясь,  что  с  возрастом  это  пройдет; третьи  считают,  что  упрямство – выражение  силы  воли,  твердости  характера.   Тем  не  менее,  дети  проявляют  упрямство  в  любом  возрасте,  и,  по  мнению  психологов ,  это  часто  приводит к  формированию  устойчивых  негативных  черт  характера.

           Раннее  детство – критическая  пора.  В  этом плане  возраст  от 1 до 4 лет,  пожалуй,  может  конкурировать  только  с  подростковым.  Его  границы  совпадают  с  двумя  возрастными  кризисами,  главные  мотивы  которых -  обретение  малышом  независимости  и  самостоятельности,  кризисами  1 года  и  3  лет.  Капризность  и  упрямство  -  спутники  любого  возрастного  кризиса  в  детстве.   В  наибольшей  степени  это  относится  к  детям  раннего  возраста.

             Описываемую  пору  весьма  точно  называют  «периодом упрямства».  Обычно он  длится  лет   до  четырех,  но  у  некото­рых  детей  продолжается  и  в дошкольном  возрасте.  Внеш­не  упрямство  выражается  в  «приступах злобы», например,  ребенок  упадет  на  землю   и  кричит  до  посинения,  топает ногами,  становится  диким  и  непослушным.  Или  же оби­женно  упрямится, мрачнеет,  агрессивно  сжимает кулаки,  кого-нибудь ударит,  по  правде ударит,  по  правде!  У  некоторых  детей  в  описываемом  возрасте  такие приступы   упрямства  идут  целыми  сериями,  только  окончится  один,  он  тут  же  впадает  в  другой.  И  многие родители   мучаются   из-за этого. Разумеется,  они  хотели   бы,  чтобы  сын  (или!  дочь)   был  послушным,  дисциплинированным,    приветливым — и  вдруг  такой  позор,  ребенок  будто взбесился,  твердит   свое  и  требует   во что  бы  то ни  стало!  А  если  такое! случается  перед  людьми,  в  общественном   месте,  так  он   особенно старается,  чтобы  его «выступление»  было  драматичным  и  действенным.

         Кроха  стал  настоящим  упрямым  осли­ком.  Почему  это  произошло?

 

Даже  самый  спокойный  и  послушный  ребенок  может  быть капризным  и  упрямым.  Такое  случается  в  любом  возрасте.

Сталкиваясь  с  проблемами  проявления  капризов  и  упрямства  у  детей дошкольного  возраста,   взрослые  по-разному  реагируют  на эти необоснованные  требования  детей.   Одни  пытаются   подавить  вспышки  упрямства;  другие  игнорируют  их,  надеясь,  что  с  возрастом  это  пройдет; третьи  считают,  что  упрямство – выражение  силы  воли,  твердости  характера.   Тем  не  менее,  дети  проявляют  упрямство  в  любом  возрасте,  и,  по  мнению  психологов ,  это  часто  приводит к  формированию  устойчивых  негативных  черт  характера.

           Раннее  детство – критическая  пора.  В  этом плане  возраст  от 1 до 4 лет,  пожалуй,  может  конкурировать  только  с  подростковым.  Его  границы  совпадают  с  двумя  возрастными  кризисами,  главные  мотивы  которых -  обретение  малышом  независимости  и  самостоятельности,  кризисами  1 года  и  3  лет.  Капризность  и  упрямство  -  спутники  любого  возрастного  кризиса  в  детстве.   В  наибольшей  степени  это  относится  к  детям  раннего  возраста.

             Описываемую  пору  весьма  точно  называют  «периодом упрямства».  Обычно он  длится  лет   до  четырех,  но  у  некоторых  детей  продолжается  и  в дошкольном  возрасте.  Внешне  упрямство  выражается  в  «приступах злобы», например,  ребенок  упадет  на  землю   и  кричит  до  посинения,  топает ногами,  становится  диким  и  непослушным.  Или  же обиженно  упрямится, мрачнеет,  агрессивно  сжимает кулаки,  кого-нибудь ударит,  по  правде ударит,  по  правде!  У  некоторых  детей  в  описываемом  возрасте  такие приступы   упрямства  идут  целыми  сериями,  только  окончится  один,  он  тут  же  впадает  в  другой.  И  многие родители   мучаются   из-за этого. Разумеется,  они  хотели   бы,  чтобы  сын  (или!  дочь)   был  послушным,  дисциплинированным,    приветливым — и  вдруг  такой  позор,  ребенок  будто взбесился,  твердит   свое  и  требует   во что  бы  то ни  стало!  А  если  такое! случается  перед  людьми,  в  общественном   месте,  так  он   особенно старается,  чтобы  его «выступление»  было  драматичным  и  действенным.

         Кроха  стал  настоящим  упрямым  осликом.  Почему  это  произошло?

 Первая причина  детского  упрямства   и  „вредности" —  личностные  особенности родителей.  Чрезмерная  требовательность  и  нетерпеливость,  а также властность  приводят  к  тому,   что    у  ребенка  подавляется,  „Как  это — уступить  крохе?  Что  же  дальше-то  будет?  А  потом  он  на  шею  сядет?" — рассуждают  такие  родители.  Им  надо  обязательно  показать  свою  силу  и твердость.  Чрезмерная  требовательность  родителей  тесно  соседствует  с такой - же  настырностью  по  отношению  к  малышу.  Они  пристают  к  нему  по  любому   поводу,  пытаясь  контролировать  каждый  шаг.  Его  жизнь расписана  предписаниями  и  инструкциями.  Такие  родители  бурно реагируют,  если  их  просьбы   оказываются  без  внимания,  читают  нотации, угрожают,  наказывают. 

       Вторая причина — незнание  психологических  особенностей  развития ребенка.  В  раннем  возрасте  малыш  еще  не  способен  планировать  свою деятельность,  оценивать  ее,  быть  исполнительным.  Так  что  призывы  к аккуратности,  к  тому,  чтобы  все  вовремя  разложить  по  местам,  выполнять просьбы  по  первому  вашему  зову  для  него  не  под  силу.  Не  торопите время,  и  кроха  научится  собирать  игрушки,  одеваться  без  принуждения. Иначе  у  ребенка  разовьется  комплекс  вины,  а  его  самооценка  при  этом серьезно  пострадает.

      Третья  причина — природный  темперамент  малыша.  Известно,  что  в чистом  виде  основных  типов   темперамента — холерики,  сангвиники, флегматики,  меланхолики — не  бывает.  Но   дети  склонны  к  быстрому  темпу  деятельности,  подвижны,  торопливы,  эмоциональны,  а  другие, наоборот,  медлительны,  обстоятельны  и  неторопливы.

       Малышей  из  первой группы  бесполезно  торопить,  а  уж  тем  более  нельзя  замедлять  их активность,  особенно  двигательную.  Если  подходить  к  ним  с  излишними требованиями,  это  приведет  к  вспышкам  раздражения.

 Принципиальность  и  негибкость  сослужат  вам  плохую службу — просьбы останутся   безрезультатными.

      У детей  второй  группы  психические  процессы  протекают  в  более медленном   и  покойном  темпе,  поэтому  их  тоже  нельзя  подгонять.  Таким образом,  у  детей  „быстрых"  и  „медленных"  результатом  неумелого родительского  подхода  с  повышенной  требовательностью  и  принципиальностью  могут  быть нервные  расстройства.  Ребенок   перевозбуждается,  делая  сразу  несколько  дел,  или  становится

заторможенным  и  вялым,  потому,  что  у  него   просто  нет  сил,  выполнить  все  сразу.  А  родители  называют  это  упрямством  и  нежеланием  уступить.

      Четвертая причина — физиологическая.  Правое  полушарие  головного  мозга  отвечает  за  образное  мышление,  эмоции,  страхи,  возбуждение, процессы,  происходящие  в  подсознании.  А  левое  полушарие  выполняет функции  аналитического  мышления.  Деятельность  обоих  полушарий дополняет  друг  друга.  Малыш  рождается  как  бы  „правополушарным",  и только  к  3 годам  (периоду  овладения  фразовой  речью)  левое  полушарие активно  развивается. Э то значит,  что  развиваются  функции  контроля, появляется  чувство  „Я",  осознание  себя  как  личности.  Вот  тут-то  родители  и  начинают  делать  ошибки,  подавляя  развитие  этих  чувств.  Ограничивают свободу,  вводят  неоправданные  запреты,  предупреждают  каждое  действие крохи,  затормаживая  развитие  функций  левого  полушария.  И  в  то  же время  забывают  о  том,  что  ребенку  необходимо  выражать  свои  чувства, эмоции,  потребность  в  признании.

Конечно,  учить  и  объяснять  надо.  Но  как  часто  мы  перегибаем  палку, пытаясь  направлять,  ограничивать  деятельность  и  свободу  малыша! Упрямство — своеобразный  сигнал,  способ  защиты.  Ребенок  ведет  себя  так не  потому,  что  он  плохой,  вредный,  а  потому,  что  он — РЕБЕНОК!   Для него  неестественно  сидеть  неподвижно  и  внимать   тому,  что  вещают  взрослые,  быстро  одеваться   и  собирать  игрушки,  выполнять  просьбы  по первому  требованию...

      Чтобы  поладить  с  упрямцем,  придется  изменить  себя.  Постараемся  осознать,  что  кроется  в  нас  самих,  какие  свои  качества  и  установки  необходимо  пересмотреть,  чтобы  не  наделать  ошибок  и  не  навредить собственному  чаду.  Ведь  какой  родитель  не  мечтает  сделать  своего ребенка  счастливым?

           Как  предотвратить  приступы  истерики  у  детей?  Научитесь предупреждать  вспышки. Дети  скорее  разражаются  плачем  и  криком, когда  они  устали,  проголодались  или  чувствуют,  что  их  торопят. Постарайтесь  предвидеть  такие  моменты:  не  отправляйтесь  в  магазин  за покупками,  когда  ваш  ребенок  проголодался.  Собираясь  в  сад,  не предлагайте  надеть  одежду,  которую  ребенок  не  может  терпеть.

Переключайте  детей  на  действия.  Маленькие  дети  более  склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды "вперед", чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите подойти к вам, дайте ему что-нибудь в руки, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В первом случае он более охотно выполнит просьбу. Конечно, для понимания того, что скрывается за данным капризом, родителю необходима не только определенная психологическая культура, но подчас и интуиция. А для выработки оптимальной тактики действий - педагогическая проницательность.  Самые  эффектные  способы  лечения капризов – те, которые « разоружают»  ребенка,  вынуждают  понять,  что  вы  никогда  не  отнесетесь  всерьез к  его  причудам.

Попробуйте отнестись к реакции вашего   ребенка «нестандартно». Нужно попытаться разрушить стереотипный ритуал вашего  общения, внеся в него элемент новизны. Н вступайте в «дебаты», не ругайте и не  наказывайте,  а, например,  просто  молча,  проигнорируйте  каприз. Ждать, что это сразу возымеет действие,  не  стоит. Поначалу будут те же бурные  реакции. Но со временем, если это станет привычным, ребенок начнет эмоционально оценивать ситуацию более адекватно. Маленьким   деткам  тоже  хочется  немного  самостоятельности.  Потому они  часто  не  желают  надевать  предложенное  мамой.  Выход  из  этой ситуации  прост.  Выложите  на  видное  место  несколько  свитеров,  колготок,  маек.  Пусть  ребенок  сам  выберет,  что  именно  надеть.  Уборка  вещей  обратно  в  шкаф  не  займет   много  времени,  гораздо  дольше  вы будете  его  упрашивать  сделать  по-вашему.  Спросите,  какие  колготки  он сегодня  наденет: синие  или  зеленые.  Предоставьте  малышу  сделать  самостоятельный  выбор,  и  вам  будет  проще  направить  его  в  более сложной  ситуации. А еще очень важно, чтобы все члены семьи в ситуации каприза вели себя одинаково. В противном случае, ваш малыш очень скоро начнет искусно манипулировать папой, мамой, бабушкой и дедушкой, быстро сориентировавшись, какой стиль поведения применять с каждым из них

      Познакомившись  с  данной  проблемой,   я  пришла  к  выводу,  что непросто  найти  ответ на  эти  вопросы. Анализ  каждого  определенного  случая  капризов  и  упрямства  требует  индивидуального  подхода.  За  любым  капризом  или  упрямством  стоит  мотив самореализации,  самоутверждения,  признание  собственной  значимости.  И  чтобы они  в  ребенке  закрепились   как  положительные  качества,  а  не  как  отрицательные (избалованность), нам  взрослым  следует  приложить  немало  усилий,  и  в  первую  очередь  над  самими  собой.

        Ограждать  детей,  от  какого- либо  напряжения,  не  проявлять  должной  твердости – это  значит  не  заглядывать  в  их  будущее. Только  благодаря  правильному  воспитанию  происходит  закладка  положительных  качеств  личности   ребенка,  только  при  этом  условии   можно  говорить  о  формировании  готовности  его  к  активному,  осознанному  послушанию.

Ребенок, живущий в мире, который не уважают самые дорогие для него люди,  надолго   остается  в  нем, чтобы  самостоятельно  решить  волнующие его  вопросы. Ребенок, у  которого  было  детство,  смело  вступает  во взрослую  жизнь, унося  с  собой  из  детства  самое  главное  для  каждого человека - веру в себя, надежду на понимание  и  любовь  к  окружающему миру.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×