Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Картотека дидактических игр, на формирование геометрических представлений | Ольга Валерьевна Хрычёва. Работа №331656

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Представленное пособие представляет собой систему работы по использованию дидактических игр, актуальность разработки определяется тем фактом, что дошкольное детство является важным и благоприятным периодом для развития математических представлений. Картотека разработана на старший дошкольный возраст с задержкой психического развития, где четко прописаны игры на развитие способности восприятия формы, прежмета и фигуры, развитие способности к обобщению геометрических фигур, развитие способности к обратимости мыслительных процессов. 

Картотека дидактических игр, на формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

 

 

I Блок. Развитие способности восприятия формы предмета и фигуры.

1. Игра «Внимание»(вариант игры «Что в мешочке?»)

Цель: развитие восприятия формы предмета и фигуры; также игра способствует развитию внимания, восприятия и воображения. Развитию объема образной памяти.

Материал: мешочек из ткани и несколько небольших предметов, среди которых должны быть геометрические тела: шар, куб, квадрат, круг, цилиндр, пирамидка (конусообразная форма)

Инструкция: На ощупь определи, что за предмет у тебя в руке, назови его и только после этого вынимай предмет из мешочка.

2. Игровые упражнения «Дорисуй», «Дострой»

Цель: закреплять знания о геометрических фигурах, их свойствах; также игровые упражнения способствуют развитию у детей геометрического воображения, пространственных представлений.

Материал: лист бумаги с изображенными на нем кругами разных размеров

Инструкция. Назови предметы имеющие в строении круг. Составь или дорисуй то, что тебе интересно.

(Ребенок должен дорисовать, закончить изображение предмета, имеющего в своей структуре круглую форму. Дети рисуют снеговика, неваляшку, часы и более сложные формы.

Аналогичны упражнения, состоящие в том, что к взятой за основу геометрической фигуре, например треугольнику, надо присоединить другие фигуры и получить при этом какой – либо силуэт: елку, домик, флажок и другие.)

3. Игра «На какую фигуру похоже?»

Цель: развивать способность восприятия формы предмета и фигуры.

Материал: листы с изображением предметов и фигур, простые карандаши

Инструкция: Соедините предмет с геометрической фигурой, на которую он похож.

4. Игра «Кто наблюдательнее?»

Цель: развитие восприятия, также игра способствует развитию памяти, активизация словарного запаса.

Ход выполнения: воспитатель предлагает одному из детей назвать за одну минуту три предмета круглой, овальной и прямоугольной формы. Аналогичные задания поочередно даются всем детям.

II Блок. Развитие способности к обобщению геометрических фигур.

1. Игра «Где какие фигуры лежат»

Цель: ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме)

Материал: набор фигур.

Ход выполнения: Играют двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы

2. Упражнение «Нарисуй фигуру»

Цель: закрепление названия фигур, также упражнение способствует развитию мелкой моторики.

Материал: рисунок с изображением геометрических фигур распечатанные бланки с недорисованными геометрическими фигурами простой карандаш, линейка.

Инструкция: 1-этап: ребенку предлагается рассмотреть рисунок с изображением различных геометрических фигур. Попросите его назвать те фигуры, которые он знает. В случае затруднений подскажите ему названия тех фигур, с которыми он еще пока не знаком.

2-этап: ребенку дают распечатанный Бланк 2, где изображены те же самые геометрические фигуры, но только они не дорисованы до конца. Задание: дорисовать фигуры.

3. Упражнения с карточками

Цель: развитие умственных операций анализа, синтеза и обобщения, также игра способствует развитию умения выделять существенные признаки предметов, сравнивать, рассуждать, развитию мелкой моторики рук.

Ход выполнения: выполнить задания, данные на рисунках:

Аравни предметы. Назови сходства между предметами и их различия

Баздели предметы на три группы. Что между ними общего и чем они отличаются

Вайди лишний предмет в каждом ряду

Гарисуй фигуры, которые получатся после знака равно

Дорисуй в каждом ряду фигуры. Обрати внимание на их последовательность

III Блок. Развитие способности к обратимости мыслительных процессов.

1. Игра-головоломка «Пифагор»

Цель: развитие мыслительной деятельности; также игра способствует развитию пространственного представления, воображения, смекалки и сообразительности

Материал: Квадрат размером 7X7 см разрезан так, что получается 7 геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 - больших (в сравнении с маленькими) и 1 четырехугольник (параллелограмм)

Инструкция: Посмотри на образец и расскажи о способе расположения фигур. Попробуй выложить такие же фигуры. (По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов уместно предлагать им задания творческого характера, стимулировать проявления смекалки, находчивости.)

2. Игра «Танграм»

Цель: учить детей анализировать способ расположения частей; также игра способствует составлению фигуры-силуэта, ориентируясь на образец (А); рассказывать предположительный способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход ее выполнения (Б); развитию способности осуществлять предположительный зрительно – мыслительный анализ способа расположения фигур, проверяя его практически (В).

Материал: набор фигур к игре "Танграм", карточка – образец, фланелеграф, доска, мел.

Ход выполнения

Аоставление фигуры-силуэта зайца

Воспитатель показывает детям образец фигуры-силуэта зайца и говорит: "Посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур составлены туловище, голова, ноги зайца?" Нужно назвать фигуру и ее величину, так как треугольники, из которых составлен заяц, разных размеров. После того, как рассмотрели, из каких фигур составлен заяц, дети берут свои наборы и составляют фигуру зайца. Затем воспитатель просит детей рассказать, как они составили фигуру, то есть назвать расположение составных частей по порядку.

Боссоздание фигуры-силуэта бегущего гуся

Педагог обращает внимание детей на образец: "Посмотрите внимательно на этот образец. Фигуру бегущего гуся можно составить из 7 частей игры. Надо сначала рассказать, как это можно сделать. Из каких геометрических фигур можно составить туловище, голову, шею, ноги гуся?"

После того как большинство детей составят силуэт гуся, воспитатель вызывает одного ребенка, который мелом на доске рисует расположение частей. Все дети сверяют составленные ими фигуры с изображением на доске.

Воставление фигуры-силуэта домика

«Рассмотри внимательно домик - стены, крышу, трубу Расскажи, как бы ты составил его из имеющегося набора фигур». Затем предложить ребенку изобразить графически, мелом на доске способ расположения фигур в силуэте домика.

На протяжении ряда занятий ребенок составляет еще несколько фигур-силуэтов по нерасчлененным образцам

3. Упражнение «Квадраты»

Цель: уточнение образа квадрата посредством решения конструктивной задачи; также игра способствует развитию аналитико – синтетического визуального мышления.

Материал: цветные квадраты, разрезанные на части

Инструкция: Собери квадрат из деталей.

Упражнение «Забавные фигурки»

Цель: развитие конструктивного мышления.

Материал: треугольники и квадраты из дидактического набора.

Ход выполнения: воспитатель предлагает ребенку сложить из квадратов полоску; сложить полоску из деталей треугольной формы; затем предлагает сложить какойнибудь узор из квадратов и треугольников.

4. Упражнение «Флажки»

Цель: развитие аналитико – синтетического мышления, также упражнение способствует уточнению представлений о геометрических фигурах.

Материал: конверт с геометрическими фигурами из тонкого цветного картона (фигуры соответствуют форме флажков) и карточки с флажками (рис. 12, счетные палочки (для палочки флажка).

Ход выполнения: воспитатель показывает ребенку карточки с изображениями флажков по одной, ребенок должен сложить такие же флажки в той же последовательности и в том же порядке.

5. Упражнение «Сложи из палочек»

Цель: развитие конструктивного мышления.

Материал: счетные палочки.

Инструкция:

сложить два квадрата из семи палочек;

сложить три треугольника из семи палочек;

сложить прямоугольник из шести палочек;

из пяти палочек сложить два разных треугольника;

из девяти палочек составить четыре равных треугольника;

из десяти палочек составить три равных квадрата;

можно ли из одной палочки на столе построить треугольник?

можно ли из двух палочек построить на столе квадрат?

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×