Картотека дидактических игр по формированию геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста. | Мой кабинет. Работа №342389
В данном документе представлена картотека дидактических игр по формированию геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста с описанием целей и хода игры, а так же необходимым оборудованием. Публикация предназначена для педагогов-воспитателей, а так же родителей.
Картотека дидактических игр по формированию геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
1. «Собери фигуру»
Цель: учить детей собирать из мелких деталей одну фигуру. Закреплять знания о названиях геометрических фигур.
Оборудование: разрезные геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Количество игроков: 1-4 человека
Описание игры: воспитатель предлагает детям собрать из мелких деталей целые фигуры. Задача детей – собрать одну целую геометрическую фигуру.
2. «Украсим коврик»
Цель: учить детей группировать и классифицировать геометрические фигуры по определенному заданию.
Оборудование: коврики ламинированные (размер А4) с начерченными клетками, плоскостные геометрические фигуры разных цветов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Количество игроков: 1-3 человека.
Описание игры: на столе перед детьми лежат коврики, расчерченные на 25 квадратов. Предложить детям украсить коврики. Можно задания варьировать по – разному.
Например: можно предложить детям украсить самостоятельно коврик, либо предложить украсить по определенному заданию – выложи в первый ряд только синие фигуры. «Какие геометрические фигуры у тебя в первом ряду?» и так далее.
3. «Геометрическое лото»
Цель: учить детей соотносить изображение на фишке с изображением на карточке, развивать мышление, зрительную память.
Оборудование: разрезные карточки с изображением геометрических фигур, разрезные фишки – квадраты с идентичными геометрическими фигурами.
Количество игроков: 1 – 5 человек.
Описание игры: дети сидят за столом. Педагог предлагает карточки с изображением геометрических фигур. Водящий демонстрирует фишку с геометрической фигурой и ребенок, у которого есть данная геометрическая фигура, которая изображена на фишке, закрывает ей свою картинку. Побеждает тот ребенок, который первым закроет все картинки на своей карточке.
4. «Угадай, что это?»
Цель: учить детей способам осязательного обследования знакомых геометрических фигур, их узнаванию на ощупь. Дети должны понять, что, обучившись этим способам, они смогут легко узнавать фигуры, не видя их. Упражнять детей в назывании геометрических фигур.
Материал: Наборы плоскостных геометрических фигур — круги, квадраты, треугольники, прямоугольники. Фигуры сделаны из дерева, пластмассы, картона. Ширма.
Ход игры: Воспитатель раскладывает на столе знакомые детям геометрические фигуры, предлагает одному ребенку взять какую-либо фигуру, внимательно рассмотреть ее, затем ощупать кончиками пальцев контур фигуры. «Давай с тобой вместе ощупаем эту фигуру. Вот так проводим пальцем по краю фигуры. Вот это уголок, он острый, поворачивай, сейчас ведем палец вниз. Еще один уголок.» — говорит воспитатель и следит, чтобы все дети поняли, как выполняется обследование фигуры. «Как называется эта фигура? — спрашивает воспитатель и тут же уточняет: — Правильно, квадрат». После этого воспитатель предлагает ребенку определить и другие свойства фигуры: «А теперь погладь пальцами фигуру, узнай, гладкая она или шероховатая, надави кончиками пальцев и узнай, твердая фигура или мягкая, на ощупь определи, из какого материала сделана фигура». Затем дает образец словесного описания: «За ширмой я нашла квадрат. Он плоский, гладкий, твердый, сделан из дерева». После осматривания и ощупывания фигуры воспитатель помещает ее за ширму, где находятся еще две фигуры, и просит ребенка выбрать на ощупь ту фигуру, которую они рассматривали. Если он ошибся, фигура вновь рассматривается и ощупывается. Игра проводится с подгруппой (5—6 детей). Продолжительность анализа фигуры на ощупь — 2—5 минут. Игра повторяется до тех пор, пока дети не овладеют способом осязательного обследования.
5. «Чудесный мешочек»
Вариант 1
Цель: учить детей выбирать фигуры на ощупь по зрительно
воспринимаемому образцу. Усложнение по сравнению с предыдущей игрой заключается в том, что, наряду с плоскостными, вводятся объемные фигуры, даются их названия.
Материал: Два набора объемных и плоскостных фигур (шарики, кубики, прямоугольные полоски, квадраты, треугольники). Один набор фигур — в мешочке, другой — на столе.
Ход игры: Воспитатель расставляет на столе один набор геометрических фигур, а другой набор таких же фигур оставляет в мешочке. Воспитатель достает несколько фигур из мешочка, дети называют их. Затем воспитатель показывает геометрические фигуры, которые находятся на столе, и объясняет 4 правила игры. Ребенок находит в мешочке такую же фигуру, какая лежит на столе, называет ее. Дети отмечают правильность выполнения задания. Если ребенок не может выполнить задание, то воспитатель еще раз напоминает способы обследования фигуры. При повторном проведении игры меняются фигуры, постепенно увеличивается их количество. Игра заканчивается, когда дети найдут все фигуры в мешочке.
Вариант 2
Цель: учить детей зрительно находить фигуру по осязательно воспринимаемому образцу. Игра отличается от предыдущего обратного порядка обследования форм. Сначала дети определяют геометрическую фигуру на ощупь, а затем находят такую же на столе. Эта игра завершает ознакомление детей 4—5 лет с геометрическими фигурами.
Материал: Набор геометрических фигур тот же, что и в предыдущей игре, он раскладывается на столе, другой такой же набор — у воспитателя. По своему усмотрению он вкладывает одну из фигур в мешочек.
Ход игры: Воспитатель показывает детям мешочек с одной фигурой : «Мешочек называется чудесным, он не раскроется, пока вы на ощупь не определите, что там находится, и не найдете такой же предмет на столе». Дети поочередно выполняют задание. Если ребенок правильно узнал фигуру и нашел ее на столе, воспитатель раскрывает мешочек. Ребенок достает фигуру и помещает ее рядом с такой же на столе. Дети оценивают правильность выполнения задания.
Игра заканчивается, когда все найдут предлагаемые им фигуры.
6. «Угадай, какую фигуру я загадал»
Цель: упражнять детей в назывании геометрических фигур. Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию.
Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозначения свойств, карточки с отрицанием свойств.
Ход игры: Педагог выкладывает перед ребенком набор карточек,
описывающих какой-либо блок. Ребенок находит нужный блок и, если ответ верен, сам загадывает и описывает с помощью карточек какой-либо блок.
7. «Найди отличающуюся карточку»
Цель: развивать умения анализировать, выделять свойства фигур, ориентироваться в различении признаков.
Материал: Набор из 24 карточек с изображением геометрических фигур четырех видов (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, трех цветов (синий, красный, зеленый, большого и маленького размера.
Ход игры: Карточки делят поровну между играющими. Педагог выкладывает на стол карточку, ребенку нужно положить карточку с фигурой, отличающейся только одним признаком. Эта игра развивает не только 5 восприятие формы, величины, цвета, но и быструю ориентировку в различении этих признаков, логичность и обоснованность мыслительных действий.
8. «Соберем бусы»
Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
Материал: На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры : красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.
Ход игры: Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка, следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем В. говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.
9. «Узнай и запомни»
Цель: учить детей запоминать воспринятое, осуществлять выбор по представлению.
Материал: Карточки с изображением трех одноцветных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник; круг, овал, квадрат и т. д., набор мелких карточек с изображением одной формы для нахождения на больших карточках.
Ход игры: Перед ребенком лежит карточка с изображением 3 форм. Педагог просит посмотреть на нее и запомнить, какие формы там нарисованы. Затем раздает детям листы бумаги и просит закрыть ими свои карточки. После этого показывает маленькую карточку, кладет на стол изображением вниз, мысленно отсчитывает до 15, просит детей снять бумагу и показать на своих карточках такую же форму, какую он демонстрировал. Для проверки педагог вновь показывает карточку-образец. По мере усвоения игры детям дают по две карты (6 форм, затем - по три (9 форм)
10. «Найди и назови»
Вариант 1
Цель: закреплять умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета.
Материал: 10-12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета и размера.
Ход игры: на столе раскладывают в беспорядке 10-12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета и размера. Воспитатель, а затем и ведущий игру ребенок говорит: "Кто нашел большой круг?", "Кто нашел маленький синий квадрат?" и т. д. Ребенок, правильно и быстро показавший и назвавший фигуру, берет ее себе. В конце подсчитывают, сколько, у кого фигур, объявляют победителей.
Вариант 2
Цель: закреплять умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета.
Материал: набор объемных и плоскостных фигур (шарики, кубики, прямоугольные полоски, квадраты, треугольники) разного цвета и размера.
Ход игры: Усложнение по сравнению с предыдущей игрой заключается в том, что, наряду с плоскостными, вводятся объемные фигуры, даются их названия.
11. «Составление геометрических фигур»
Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.
Материал: счётные палочки (15-20 штук, 2 толстые нитки (длина 25-30см)
Задания:
1. Составить квадрат и треугольник маленького размера;
2. Составить маленький и большой квадраты;
3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2;
4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.
12. «Подбери по форме»
Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.
Оборудование: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм, карточки с контурами геометрических фигур по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает с контурным изображением на карточке) .
Содержание: детям раздаются фигуры и карточки. Воспитатель: «Мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура? (далее этот вопрос повторяется с показом других фигур). Вы должны разложить фигуры по форме, не обращая внимания на цвет». Детям, неправильно разложившим фигуры, педагог предлагает обвести пальцем контур фигуры, найти и исправить ошибку.
13. «Найди свой домик»
Цель: закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
Оборудование: круг, квадрат, 2 обруча, круги и квадраты по количеству детей, бубен.
Содержание: Воспитатель кладет на пол два обруча на большом расстоянии друг от друга. Внутри первого обруча он помещает вырезанный из картона квадрат, внутри второго – круг. Детей надо разделить на две группы: у одних в руках квадрат, а у других – круг. Затем воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что ребята бегают по комнате, а когда он ударит в бубен, должны найти свои домики. Те, у кого круг, бегут к обручу, где лежит круг, а те, у кого квадрат, - к обручу с квадратом.
Когда дети разбегутся по местам, воспитатель проверяет, какие фигуры у детей, правильно ли они выбрали домик, уточняет, как называются фигуры и сколько их. При повторном проведении игры надо поменять местами фигуры, лежащие внутри обручей.
14. «Отгадай»
Цель: закреплять умение различать круг, квадрат и треугольник.
Оборудование: мяч, круги, квадраты, треугольники разных цветов.
Содержание: Дети становятся в круг, в центре которого находится воспитатель с мячом. Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет, который будет показан. Вначале воспитатель показывает желтый круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что этот круг похож. Отвечает тот ребенок, которому воспитатель покатит мяч. Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например, на блин, на солнце, на тарелку…Далее педагог показывает большой красный круг. Дети фантазируют: яблоко, помидор…В игре принимают участие все. Для того чтобы детям был более понятен смысл игры «Отгадай», покажите им иллюстрации. Так, красный круг – помидор, желтый круг – мяч.