Картотека физминуток и упражнения в старшей группе | Павлова Людмила Юрьевна. Работа №352264
Картотека физминуток и упражнения в старшей группе.
Цель - активно изменить деятельность детей и взрослых, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.
Задачи:
- снять усталость и напряжение;
- внести эмоциональный заряд;
- совершенствовать общую моторику;
- выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью;
- тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.
Картотека физминуток и упражнения в старшей группе.
Цель - активно изменить деятельность детей и взрослых, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.
Задачи:
- снять усталость и напряжение;
- внести эмоциональный заряд;
- совершенствовать общую моторику;
- выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью;
- тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.
№
Тема
Пальчиковые упражнения
«До свидания, лето! «Моя безопасность»
«Дуб»
На поляне дуб зеленый (поднимают руки вверх,
разводят пальцы)
Потянулся к небу кроной. (тянутся на носочках)
Он на ветках среди леса (покачивают руками)
Щедро желуди развесил.
А внизу грибы растут, (наклоняются вперед)
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся, За грибами
наклоняйся(собирают «грибы»)
«Неделя окружающей среды»
«Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём, не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.(ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг!(потягивания — руки в
стороны)
Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр и направо и налево.
(наклониться и коснуться левой ступни правой
рукой, потом)
К небу ручки протянули, позвоночник растянули.
(потягивания — руки вверх)
Отдохнуть мы все успели и на место снова
сели.(дети садятся)
«Неделя хорошего здоровья»
«На речке»
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре, вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно, делать так руками
нужно:
Вместе - раз, это - брасс, одной, другой - это
кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой отправились домой.
(движения по тексту).
«Осень»
«Листочки».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились – полетели
И на землю тихо сели.
Дождик осенний из туч моросит,
(броски расслабленными кистями рук)
Дерево, сбросив листочки, стоит
(руки вверх, пальцы направлены вверх (ветви деревьев))
Ветер осенний ветви качает
(плавно покачивают руками)
Листья под деревом ветер гоняет.
(присаживаются и «ворошат листья» под деревом, имитируя их шелест: «ш-ш-ш-ш…»)
Дует ветер, дует, дует, задувает
(махи руками на себя)
Желтые листочки с дерева срывает
(кружатся на месте)
и летят листочки,
Кружат по дорожке (на цыпочках проходят круг)
Падают листочки прямо к нам под ножки. (повернувшись вокруг себя на мест , приседают).
«Овощи». «Огород». «Кубанские овощи»
В огород пойдем,
(шаги на месте)
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем
( «таскают»)
И картошки накопаем.
(«копают»)
Срежем мы кочан капусты,
(«срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный,
(показывают круг руками три раза)
Щавеля нарвем немножко
(«рвут»)
И вернемся по дорожке.
(шаги на месте)
Ах, какой же урожай,
(дети стоят лицом в круг)
Побыстрее собирай.
(правой рукой выполняют хватательное движение и опускают руку в другую сторону)
Выкопай картошку с грядки,
(имитация копания огорода)
Чтобы было всё в порядке.
Огурцы сорви быстрей,
(наклониться, правой рукой)
Чтобы съесть их поскорей.
(«сорвать огурец» движение зубами с закрытым ртом)
Срежь капусту, посоли,
(правую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, выполнить движение руки справа – налево)
Маму с папой угости.
(отвести поочерёдно руки вправо – влево)
Выдерни морковь, редиску,
(имитация выдёргивания овощей)
Поклонись им в пояс низко.
(выполнить наклон туловища вперёд, правую руку отвести от груди вправо)
Ай, какой же урожай,
(руки приставить к вискам, выполнив наклоны головы)
Ты в корзину загружай.
(руки развести в стороны, направив их движение к себе)
«Сад». «Фрукты».
«Фрукты»
Будем мы варить компот. (маршировать на месте)
Фруктов нужно много. Вот. (показать руками - "много")
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок. (имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)
Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)
Угостим честной народ. (хлопать в ладоши)
«Яблоко»
Вот так яблоко! (встали)
Оно (руки в стороны)
Соку сладкого полно. (руки на пояс)
Руку протяните, (протянули руки вперед)
Яблоко сорвите. (руки вверх)
Стал ветер веточку качать, (качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать. (подтянулись)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)
И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)
Вот так яблоко! (встали)
Оно (руки в стороны)
Соку сладкого полно. (руки на пояс)
«Яблоня»
Координация речи с движением,
работа над общими речевыми навыками
(вопросительной интонацией), развитие мелкой моторики
— Яблоня! Яблоня!
Где же твои яблоки?
(Дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре, подняв руки вверх, стоит один ребенок — «яблонька».)
Заморозил их мороз?
Или ветер их унес?
Или молния спалила?
Или градом их побило?
Или птицы поклевали? (Дети останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке. Ребенок-«яблонька» отрицательно качает головой.)
Куда они пропали? (Разводят руками, пожимают плечами.)
— Не морозил их мороз,
И не ветер их унес,
Не спалило их огнем,
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали... (Дети загибают по одному пальцу на правой руке.)
Дети оборвали! (Дети разбегаются, «яблонька» бежит за ними, «пятнает».) Югославская песенка
«Лес. Грибы. Ягоды». «Кубанская осень»
«За малиной».
За малиной в лес пойдем, в лес пойдем.
(дети водят хоровод, взявшись за руки)
Спелых ягод наберем, наберем.
(идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды)
Солнышко высоко,
(встают лицом в круг, тянутся руками вверх)
А в лесу тропинка.
(наклоняются и пытаются достать пол)
Сладкая ты моя,
(идут по кругу, взявшись за руки)
Ягодка-малинка.
«По ягоды».
Мы шли-шли-шли,
(маршируют по кругу, держа руки на поясе)
Много клюквы нашли.
(наклоняются, правой рукой достают носок левой ноги, не сгибая колен)
Раз, два, три, четыре, пять,
(опять идут по кругу)
Мы опять идем искать.
(наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги, не сгибая колен)
«Один, два, три, четыре, пять»
Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами,
Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками,
Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять.
А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать.
(приседания)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу.
(ходьба на месте)
«По ягоды»
Координация речи с движением
Мы шли-шли-шли, (Маршируют, руки на поясе.)
Землянику нашли. (Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги, не сгибая колен.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Маршируют.)
Мы идем искать опять. (Наклонились, левой рукой достали носок правой ноги.)
«Одежда»
Вот заходит Мойдодыр,
(ходьба на месте)
У меня с ним только мир.
(сжимают одну ладонь другой)
Рубашка чистая висит
(руки поднять вперёд и опустить вниз)
И майка впереди зашита.
(сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё иголкой)
Он пальцем больше не грозит,
(грозят пальцем, повороты головой в стороны)
Что пальто на месте не висит.
(руки поднимают вверх и опускают вниз)
Шорты, брюки и халат
(загибают по очереди пальцы)
В шкафу на вешалке висят.
(поднимают руки и опускают вниз)
Сарафан, костюм, жилет –
(поочерёдно загибают пальцы)
Чище в гардеробе нет.
(голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)
«Помощники»
Дружно помогаем маме,
Мы белье полощем сами.
Раз, два, три, четыре.(Встают, наклонившись; руками двигают влево, вправо.)
Потянулись,(Тянутся, как бы вытирают правой рукой пот со лба.)
Наклонились. (Снова «полощут».)
Хорошо мы потрудились.(Вытирают руку о руку.)
В. Волина
«Обувь».
«Сапожки».
Импровизация движений:
Нарядили ножки в новые сапожки,
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,
В грязь не заходите, сапожки не рвите.
Мы на полки обувь ставим,
(поднимают поочерёдно руки вверх)
А потом её считаем:
(сгибают пальцы по порядку)
Сапоги, кроссовки, туфли,
Шлёпанцы, сандалии в кухне,
Босоножки, кеды, боты
И высокие ботфорты,
Валенки, лапти, калоши,
Их выпачкивать не гоже.
(повороты головы в стороны)
Посчитай, скажи ответ,
(руки согнуты в локтях, руки перед грудью, пальцы раздвинуты)
Знаешь, сколько или нет?
(спрятать руки за спину, поворачивать голову в стороны)
«Игрушки».
«Пирамидка»
Вот большая пирамидка
(потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий
(прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый
(шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке
(показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать
(руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть
(изобразить любое движение)
«Мячик мой»
Друг веселый, мячик мой, (4 прыжка на носочках, руки на поясе.)
Всюду, всюду он со мной. (По два взмаха левой и правой рукой — как бы удары по мячу.)
Раз, два, три, четыре, пять. (5 прыжков на носочках, руки на поясе.)
Хорошо мячом играть. (Вновь по два взмаха «удара».) В. Волина
«Посуда».
«Посуда».
Вот большой стеклянный чайник.
(дети надули животик)
Очень важный, как начальник.
(одну руку поставили на пояс, другую изогнули)
Вот фарфоровые чашки,
(присели, одну руку поставили на пояс)
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(кружатся, «рисуя» руками круг)
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки,
(потянулись, сомкнули руки над головой)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
(легли, вытянулись)
Он посуду нам принес.
К нам пришла Федора,
(ходьба на месте)
Не хозяйка, а умора,
(руку согнуть в локте, провести тыльной стороной ладони по лбу)
Выпачкала всю посуду,
(поочерёдно потереть ладонь о ладонь)
А потом кричит: «Не буду!».
(руки согнуты в локтях, ладони вверх, повороты головы вправо- влево)
Кофейник, чайник и стакан,
(наклоны головы в стороны)
Давно не видывали кран,
(наклоны головы вперёд)
Сахарница, блюдце, вилка,
(наклоны головы в стороны)
Ковш, молочник и бутылка,
(наклоны головы вперёд)
Бокал, маслёнка, самовар,
Как будто приняли загар.
(«вытирают» лицо ладонями в стороны)
Блюдо, перечница, солонка
(наклоны головы в стороны)
Плачут в углу тихонько.
(«собирают слёзы» в ладошку)
Скорей бежим к водице,
(бег на месте)
Чтобы попить, умыться.
(«вытирают» лицо ладонями вверх – вниз)
«Чайник»
Я — чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд,
Я вам напоказ выставляю живот. (Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе; животик надут.)
Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Топают.)
— Эй, люди, я с вами почайпить хочу! (Делают призывные движения правой рукой.)
Американская песенка
«Зима». «Зимующие птицы».
«Зима»
Мы зимой в снежки играем, мы играем.
(имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем.
(шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим.
(пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим.
(плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурку лепим мы, лепим мы.
(соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы.
(развести руки в поклоне и поставить на пояс)
«Воробей»
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей. (Дети идут по кругу, изображая голубей; в центре один ребенок — он скачет, как воробей.)
Воробушек-пташка,
Серая рубашка.
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей. (Дети встают лицом в круг, идут приставным шагом. «Воробей» пытается «вылететь» из круга; «голуби», взявшись за руки, не пускают его.)
«Вороны»
Вот под елочкой зеленой
(встать)
Скачут весело вороны:
(попрыгать)
Кар-кар-кар!
(хлопать над головой в ладоши)
Целый день они кричали,
(повороты туловища влево-вправо)
Спать ребятам не давали:
(наклоны туловища влево-вправо)
Кар-кар-кар!
(Громко.) (хлопать над головой в ладоши)
Только к ночи умолкают
(махать руками как крыльями)
И все вместе засыпают:
(сесть на корточки, руки под щеку — заснуть)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (хлопать над головой в ладоши)
«Снеговик »
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок, (Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок.)
Он превратится в толстый ком,(Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком.)
И станет ком снеговиком.(«Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера.)
Его улыбка так светла!(Показывают руками на лице улыбку.)
Два глаза, шляпа, нос, метла. (Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.)
Но солнце припечет слегка (Медленно приседают.)
—Увы! — и нет снеговика. (Пожимают плечами, разводят руками.) В.Егоров
«Домашние животные зимой».
«Котята»
Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко, сладко засыпали:
Вот так, вот так!
«Как мы поили телят»
Координация речи с движением, развитие подражательности,
творческого воображения
Стало жарко, будто в печке,
Замолчали птицы. (Дети идут в хороводе.)
Мы телят погнали к речке —
Надо им напиться. (Идут по кругу друг за другом, взмахивая воображаемой хворостинкой.)
Саргис, пестрый
Пес дворовый, (Встают на четвереньки.)
Как навстречу бросится! (Прыжок в круг.)
Разогнал телят пугливых,
Скачет, лает, носится... (Бегут по кругу на четвереньках.)
Уж ходили мы, бродили
По полям за стадом. (Идут в хороводе.)
Уж мы Саргиса бранили,
Так что был не рад он. (Останавливаются, встают в круг лицом, грозят пальцем.)
Саргис-Маргис непослушный
Плелся еле-еле. (Идут по кругу на четвереньках.)
У бедняги даже уши
От стыда висели. (Встают, ладошками изображают висящие уши.) К. Кубилинскас
«Дикие животные зимой».
«Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
«Маленький кролик»
Координация речи с движением, развитие творческого воображения,
подражательности, общих речевых навыков
Маленький кролик, пушистенький Кролик (Дети скачут по кругу, сделав «ушки» из ладошек и двигая ими вперед-назад.)
Всех нас смеяться заставил до колик (Останавливаются, держатся за животики.)
Прыгал за белкой, за уткой скакал,(Сначала прыгают на прямых ногах, потом — вприсядку.)
Лапкой тюльпан поднимал, как бокал.(Останавливаются, поднимают воображаемый бокал к лицу.)
Ах, как смешно его уши торчали! (Делают «ушки» из ладошек.)
Мы хохотали, души в нем не чая, (Опять держатся за животики.)
Но, на опушке заметив лису,(Смотрят из-под руки.)
Он подмигнул нам и скрылся в лесу.(Подмигивают, разбегаются.) В. Егоров
«Безопасность детей»
«Светофор»
Утром встаешь ты, выходишь из дома – (идут по
кругу)
На перекрестке твой старый знакомый.
(останавливаются)
Он огоньком тебе красным мигнет, (ставит руки
на пояс, повороты туловищем)
Скажет: «Опасно. Закрыт переход.
Желтый зажегся – чуть-чуть подожди.
Вспыхнет зеленый – свободно иди». (идут по
кругу)
«Мебель».
На кровати можно спать,
(руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху)
Стулья, стол – переставлять.
(руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки)
В шкаф я книги буду ставить,
(поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз)
Кресла буду застилать.
(руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх)
С полки буду пыль стирать,
(правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью)
Тумбу – в чистоте держать.
(левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди)
И скажу вам без прикрас,
( две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв)
Эта мебель – просто класс!
(большие пальцы вверх)
« Транспорт».
«Самолеты»
Самолеты загудели
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолеты полетели
(руки в стороны, поочередные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели
(присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.
«Самолет»
Руки в стороны — в полет
-Отправляем самолет. (Дети бегут на носочках по кругу, расставив руки в стороны.)
Правое крыло вперед, (Поворот через правое плечо.)
Левое крыло вперед, (Поворот через левое плечо.)
Полетел наш самолет.(Бегут по кругу, расставив руки в стороны.) В. Волина
«Теплоход»
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход. (Шаг вперед, руки опущены.)
Раз, два —
Он назад шагнул сначала. (Два шага назад.)
А потом шагнул вперед —
Раз, два — (Два шага вперед.)
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход. (Руки вытянуты вперед и сомкнуты — это нос теплохода; движения по кругу мелкими шажками.) В. Волина
«Профессии на транспорте».
«Летчик»
Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков
Быть шофером хорошо, (Дети бегут по кругу, крутят воображаемый руль.)
А летчиком — лучше.
Я бы в летчики пошел,
Пусть меня научат. (Бегут, расставив руки, как крылья.)
Наливаю в бак бензин,(Остановились, наклонили воображаемый сосуд.)
Завожу пропеллер. (Круговое движение правой рукой.)
«В небеса, мотор, вези,
Чтобы птицы пели». (Бегут, расставив руки.)
В. Маяковский
«Моя Родина». «Моя станица».
Наша Родина – Россия.
В нашей стране горы-высокие,
Реки глубокие,
Степи широкие,
Леса большие,
А мы - ребята вот такие!
Столица нашей Родины – Москва
(руки поднять вверх, пальцами правой руки обхватить пальцы левой руки)
Ехать очень долго – дня два.
(поднять указательный и средний пальцы правой руки вверх)
С высокой, главной башней,
(подняться на носки, поднять)
С курантами на ней
(руки вверх, потянуться)
И с площадью огромной,
(развести руки в стороны на уровне груди)
С названием скромным,
(руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд)
Зовётся она Красной
И смотрится прекрасно.
Музеев там не перечесть,
(согнуть руки в локтях и растопырить все пальцы рук)
Театры, памятники есть.
(загнуть левой рукой два пальца правой руки)
Поедим в гости мы к друзьям,
(руки согнуть в локтях, поочерёдно выдвигая их вперёд, пальцы сжаты в кулаки)
Чтоб рассказать об этом вам.
(согнуть руки в локтях и вытянуть их вперёд, ладонями вверх)
«Детский сад. Профессии».
«Детский сад»
Детский сад, детский сад,
Он всегда ребятам рад.
(хлопки на каждое слово)
Буду в садике играть
(показ жеста «ку-ку» - спрятаться)
И конструктор собирать,
(пальцы кистей соприкасаются)
И игрушки за собой убирать.
(руки движутся вправо-влево)
Буду бойко танцевать
(приседание)
И лепить, и рисовать,
(имитировать лепку, рисование)
Буду песни каждый день напевать.
(руки сложить "замком" перед собой)
«Профессии. Швея».
Много профессий на свете у нас! (Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)
О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны)
Вот швея рубашки шьет, (Движения воображаемой иглой)
Повар варит нам компот, (Мешаем» поварешкой)
Самолет ведет пилот - (Руки – в стороны)
На посадку и на взлет. (Опускают их вниз, поднимают вверх)
Доктор ставит нам уколы (Скрестить пальцы над головой. Движения: ладонь – кулак)
И охранник есть у школы. (Руки – согнуты в локтях, силовой жест)
Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)
А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков)
Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии)
Балерина и певец.
Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы)
Надо много знать, уметь (Повороты кистями - тыльная сторона ладошки)
Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком)
И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение указательным пальцем)
«Профессии на стройке».
«Маляры»
Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков
Маляры известку носят, (Дети идут по кругу друг за другом, держат в руках воображаемые ведра.)
Стены кистью купоросят. (Повернулись лицом в круг, движения воображаемой кистью вверх-вниз.)
Не спеша разводят мел. (Наклонились, мешают кистью в воображаемом ведре.)Я бы тоже так сумел. («Красят».)
«Кровельщик»
То не град, то не гром —
Кровельщик на крыше. (Стоят кружком, изображают удары молотком, тянутся на носочках, подняв руки вверх.) Бьет он громко молотком —(Изображают удары молотком.)
Вся округа слышит. (Закрывают уши руками.)
Он железом кроет дом, (Изображают удары молотком.)
Чтобы сухо было в нем.(Наклоняются, достают носки руками.) В. Степанов
«Наша армия».
Мы солдаты, мы солдаты
Бодрым шагом мы идем.
В нашу армию, ребята,
Просто так не попадешь.
Нужно быть умелыми, сильными и смелыми.
«Стойкий оловянный солдатик»
Наклонитесь все вперед,
А потом наоборот.
Влево, вправо наклонитесь,
Наклоняйтесь, не ленитесь!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Руки ты прижми к груди,
Да смотри, не упади!
Руки вверх, руки в бок,
И на месте- скок, скок, скок!
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом…
Марш на место не спеша
«Весна». « Весна на Кубани»
Медведь весной проснулся (далее движения по тексту),
Потянулся, улыбнулся,
Повертелся, огляделся,
Почесался, причесался.
Наклонился,
Водой из ручья умылся
(тянутся вверх на носках, руки в стороны. Далее движения по тексту).
Нарядился
И пошел по лесу
Куролесить.
Берегись, лесной народ,
Зверь голодный идет!
(ходьба по-медвежьи.)
«Клен»
За окном сосулька тает, (Дети стоят лицом в круг. 4 прыжка на носочках, руки на поясе.)
Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх; наклоны туловища влево-вправо, влево-вправо.)
Разжимает, разжимает
Клен тугие кулачки. (Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно разжимают кулачки.)
Прислонился он к окошку. (4 прыжка.)
И, едва растает снег, (Наклоны.)
Мне зеленую ладошку
Клен протянет раньше всех.(Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают друг другу правые ручки — рукопожатие.) С. Коган
«Комнатные растения»
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок».
(дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой
(дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай
(вращение головой)
Стебель наклони слегка-
Вот зарядка для цветка.
(наклоны)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
(встряхивание кистями рук)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.
«Пресноводные и аквариумные рыбы»
«Рыбы»
Будем прыгать, как лягушка
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)
«Родной край» «Наша станица»
«Родина»
Поезжай за моря-океаны, («едут»)
Надо всею землей пролети: («летят»)
Есть на свете различные страны, (разводят руки в
стороны)
Но такой, как у нас, не найти. (отрицательно
качают головой)
Глубоки наши светлые воды, (приседают)
Широка и привольна земля, (встают, руки в
стороны)
И гремят, не смолкая, заводы, (стучат руками
перед собой)
И шумят, расцветая поля. (плавные взмахи руками)
«Насекомые и пауки»
«Гусеница»
Этот странный дом без окон
У людей зовется «кокон». (Дети лежат на спинках вытянувшись; руки вдоль туловища, ногами в центр круга.)
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нем. (Переворачиваются на левый бочок, подкладывают ладонь под щечку.)
Спит без просыпа всю зиму. (Переворачиваются на другой бочок, руки под щечку.)
Но зима промчалась мимо —(Переворачиваются на спину, потягиваются лежа.)
Март, апрель, капель, весна... (Медленно садятся.)
Просыпайся, соня-сонюшка!(Потягиваются сидя.)
Под весенним ярким солнышком
Гусенице не до сна. (Встают, потягиваются стоя.)
Стала бабочкой она! (Бегут по кругу, машут руками, как крыльями.) В. Егоров
«Весенние сельскохозяйственные работы».
«Грядка»
Я давно весну ждала.
У меня свои дела. (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Мне участок в огороде
Нынче мама отвела. (Идут в противоположную сторону.)
Я возьму свою лопатку,
Я пойду, вскопаю грядку. (Остановились, изображают, как копают.)
Мягкой грядка быть должна,
Это любят семена. (Показывают, как рыхлят грядку граблями.)
Посажу на ней морковку
И редиску. А с боков
Будут кустики бобов. (Идут по кругу, изображая, что разбрасывают семена.)
В. Глущенко
«Космос»
«Ракета».
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете. (Дети маршируют.)
На носки поднимись, (Тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их.)
А потом руки вниз. (Опускают руки.)
Раз, два, три, потянись. (Тянутся.)
Вот летит ракета ввысь!(Бегут по кругу.)
В. Волина
«Хлеб»
«Золотая рожь»
Ветерок спросил, пролетая: (Бегут по кругу на носочках, руки на поясе;
— Отчего ты, рожь, золотая? меняют направление бега.)
А в ответ колоски шелестят: (Останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны.)
— Золотые руки растят! (Два наклона к носочкам.)
Е. Серова
«Почта»
«Что приносит почтальон?»
Что принес нам почтальон?
С толстой сумкой ходит он:
(дети маршируют)
Перевод, журнал, газету,
В бандероли две кассеты.
(поворот туловища вправо, влево, руки в стороны)
И письмо от тети Вали
Чтоб ее приезда ждали (прыжки на двух ногах, руки вверх).
«День Победы»
«Флажок».
Вот мой флажок качается (Руки внизу, наклоны туловища вправо- влево)
Вот так, вот так, вот так
Флажок мой поднимается (Руки вверх, встать на носки.)
Вот так, вот так, вот так.
Вот флажком моим машу (Покачивание из стороны в сторону.)
Вот так, вот так, вот так.
Теперь флажок я опущу,
Тихонько опущу. (Руки опустить.)
«Парад».
Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом.
Левой — раз, левой — раз.
Посмотрите все на нас.
В пограничников играем,
Землю нашу охраняем (идут друг за другом маршируя)
Мы гурьбой садимся в санки,
Мчимся вихрем в жаркий бой (бегут друг за другом, размахивая воображаемым оружием)
Мы – танкисты, санки – танки
Враг – сугробы под горой. (идут друг за другом, приложив руку к голове)
«Правила дорожного движения»
«Машины»
На улице нашей
Машины, машины,
Машины малютки,
Машины большие.(Дети двигаются из одного конца группы в другой, держа в руках воображаемый руль.)
Спешат грузовые,
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые. (Сделав разворот, двигаются в другую сторону.)
Эй, машины, полный ход,
Я — примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю. (Когда все «машины проехали», один из детей — пешеход, «переходя улицу», произносит эти слова. Пешеходы — все дети по очереди.) Я. Тайц
«Времена года. Лето»
«Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
(ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг!
(потягивания — руки в стороны)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.
(наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули.
(потягивания — руки вверх)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели.
(дети садятся)
«Полевые цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
(потягивания — руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
(потягивания — руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
(дети машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
(наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.