картотека игр и упражнений на развитие временных представлений | Марина Александровна Соколова. Работа №306607
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться, самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, чувствовать его длительность, менять темп и длительность своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и вповседневнойжизни.
Восприятие времени - это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений и событий.
Временные отношения – порядок сменяющих друг друга событий, а также их длительность.
Особенностями времени являются:
текучесть;
его необратимость;
отсутствие наглядных форм
Игровое упражнение «Тик-так».
На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.
Воспитатель читает стихотворение:
Петушок
Кукареку-кукареку!
Звонко петушок поет.
Озарило солнцем реку,
В небе облако плывет.
Просыпайтесь, звери, птицы!
Принимайтесь за дела.
На траве роса искрится,
Ночь июльская прошла.
Как будильник настоящий,
Разбудил вас петушок.
Распушил он хвост блестящий
И расправил гребешок.
Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы.)Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.
Ежедневно в семь утра
Я трещу:
– Вставать пора!
(Будильник)
Живет в резной избушке
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час
И ранним утром будит нас.
(Настенные часы с кукушкой)
Вместе с детьми воспитатель рассматривает макет часов (обращает внимание на то, что цифры расположены по кругу, у часов есть короткая и длинная стрелка, выясняет, что показывают стрелки). Затем читает стихотворение:
Часовая стрелка
Стрелка часовая
Идет за часом час,
Не спеша, не отставая,
И ведет с собою нас.
Минутная стрелка
Минутная стрелка,
Ты часовой сестра.
Минутная стрелка,
Длинна ты и быстра.
Отсчитывать минутки —
Это ведь не шутки!
Воспитатель устанавливает стрелки часов на 9.00, обсуждает положение короткой и длинной стрелок и говорит детям, что в это время в детском саду начинаются занятия.
Игровое упражнение «Определяем время выпечки».
Воспитатель показывает макет часов и спрашивает у детей: «Что изображено на часах? Что показывает длинная стрелка? (Минуты.)Что показывает короткая стрелка?» (Часы.)
Воспитатель устанавливает на макете часов время начала выпечки и уточняет положение часовой и минутной стрелки (10.00). Дети называют время, установленное на часах.
Воспитатель предлагает детям установить на своих макетах часов время, когда будет готово печенье (через час). Дети устанавливают время самостоятельно и поясняют свои действия. Вызванный ребенок выполняет задания у стола воспитателя.
Игровое упражнение «В гостях у гномиков».
Воспитатель предлагает детям выполнить следующие задания в рабочих тетрадях (с. 14).
Задание А: дети называют виды часов, соединяют линией часы, которые показывают одинаковое время, и обосновывают свой выбор.
Задание Б: дети дописывают пропущенные на часах цифры и дорисовывают стрелки так, чтобы они показывали 3 часа.
Задание В: дети определяют, какой гномик встает раньше и насколько, и обосновывают ответы.
Игровое упражнение «Определяем время».
Воспитатель дает звонок на занятие и предлагает определить время на часах (9.00). Затем он вызывает ребенка и просит установить время на макете часов. Дети объясняют: «Короткую часовую стрелку ставим на цифру девять, длинную минутную стрелку – на двенадцать. Часы показывают девять часов утра».
Дети делятся на подгруппы (4–5 человек) и устанавливают время на макетах часов. Воспитатель просит их установить время начала утренней гимнастики (8 часов утра) и объяснить свои действия. Затем уточняет: «Что начинается раньше: утренняя гимнастика или занятие? На сколько часов занятие по математике начинается позже утренней гимнастики? (На один час.) На сколько часов утренняя гимнастика начинается раньше занятия по математике?» (На один час.)