Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 04.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Картотека игр на формирование знаний об ЭМОЦИЯХ | Федотова Евгения Викторовна. Работа №277949

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Федотова Евгения Викторовна
Исследователи доказали, эмоциональный интеллект и связанные с ним качества способствуют не только нравственному развитию детей, но и их успехам в обучении (школа, спорт, кружки, и т.д. и т.п.).

По мнению большинства психологов, «дети, понимающие эмоции, бывают более отзывчивыми по отношению к своим сверстникам, более социально умелыми и принятыми в своей группе». Другие психологи утверждают, что чувства, это почва, на которой вырастает забота. Способности чувствовать, понимать чувства и конструктивно действовать – необходимые качества человека с высокоразвитым эмоциональным интеллектом.

Развивать эмоциональную сферу ребенка можно и нужно, как в детском саду, так и ДОМА.В статьи представлены игры по следующим направлениям:

-на формирование знаний об эмоциях;

-на формирование умения выражать эмоции;

- на снятие психо-эмоционального напряжения.

 

 

Игра «Кто когда радуется, огорчается, обижается…?».

Цель: формирование способности определять причины эмоциональных состояний.

Дети рассматривают пиктограммы («Радость», «Грусть», «Обида» и т.п.), называют эмоцию, изображают ее. Затем отвечают на вопрос: «Кто когда радуется? (огорчается, боится и т.д.)?».

 

Игра: «Саша веселый-грустный».

Цель: развитие способности осознавать причины различных эмоциональных состояний, совершенствовать способность выражать эмоции.

Ведущий называет ситуации (например: «Саша разбил чашку», «Сашу похвалили, потому что он был внимательным на занятии», «к Саше подбежала на улице огромная собака без намордника» и т.д.); дети изображают эмоциональное состояние Саши в каждой ситуации, называют эмоцию. Затем предлагается побыть ведущим детям.

 

 

 

Игра «На что похоже настроение?»

Цель: эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии.
Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает — какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое, и т.п.

 

Этюд «Три характера».

Цель: дать моральную оценку злости, плаксивости; работа над мимикой и пантомимой.
Дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского: «Злюка», «Плакса» и «Резвушка». Вместе с ведущим дают оценку поведения Злюки, Плаксы и Резвушки. Трое детей изображают девочек, все остальные догадываются по их мимике и пантомиме, кто из них кто

Игра «Как выглядят чувства?»

Цель: совершенствование способности определять эмоциональные состояния людей.

Ведущий показывает детям поочередно картинки с изображением ребенка, который злится, плачет, радуется, боится, хвастается, находится в задумчивом состоянии.

 

Игра «Заблудившиеся утята».

Цель: развитие способности выражать эмоцию страха, осознать некоторые причины его возникновения, искать способы избавления от страха.

Ведущий собирает детей вокруг себя и говорит:

- Сегодня мы с вами поиграем в утят, которые заблудились в лесу. Пусть трое утят будут утятами, а остальные – деревьями, корягами и кустами в лесу. Потом у каждого из вас будет возможность поменяться ролями и побыть утятами. Утята побежали с птичьего двора. Ночь застала их в лесу. К тому же испортилась погода, пошел дождь, поднялся ветер. Деревья громко скрепят и гнут ветки под напором ветра почти до земли, а утятам кажется, что их хватают большие темные и мокрые лапы. Перекликаются филины, а утята думают, что это кто-то кричит от боли. Долго метались утята по лесу, пока не нашли себе местечко, где можно было спрятаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Раз, два, три – настроение замри».

Цель: развитие способности определять эмоциональные состояния людей и выражать их с помощью мимики.

Детям демонстрируются картинки с изображением людей в различных настроения (радость, грусть, обида, злость и т.д.). Ребята по команде: «Раз, два, три - настроение замри!» изображают на лице соответствующую эмоцию.

 

Игра «Необычные стульчики».

Цель: закрепление знаний пиктограмм, совершенствование способности выражать эмоциональные состояния с помощью мимики.

В группе или дома ставятся стульчики по количеству детей, на спинках которых прикреплены различные пиктограммы. Под слова ведущего : «Мы ходим, ходим, ходим, мы бродим, бродим, бродим» дети ходят по помещению. Как только ведущий говорит: «Раз, два, три - к стульчику беги», дети бегут к стульчиками, садятся на них и изображают эмоцию, нарисованную на пиктограмме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «На что похоже настроение?»

Цель: эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии.
Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает — какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое, и т.п.

 

Игра «Настроение и походка».

Цель: снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов.
Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь — как тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь — как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек.

Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».

 

 

 

Закрепление знаний о чувствах

Цель: закрепление умения различать чувства.

- А теперь вспомним, с какими чувствами мы с вами познакомились (детям демонстрируются пиктограммы, они называют изображенные чувства и объясняют, почему они так решили, в каких случаях может возникнуть то или иное чувство).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просит их отгадать эмоцию, а затем изобразить ее. Спрашивает, в каких случаях они сами испытывали это чувство.

 

Игра «Угадай эмоцию».

Цель: развитие способности определять эмоциональные настроения людей.

Детям поочередно демонстрируются пиктограммы эмоций. Ребята отгадывают эмоции.

 

Игра «передай настроение».

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние сверстников, изображать их.

Ведущий (сначала взрослый, затем ребенок) придумывает какое-нибудь эмоциональное состояние (грустное, веселое, тоскливое, удивленное и т.д.). Дети по кругу передают его. Обсуждается, какое именно настроение было загадано.

 

Игра «Глаза в глаза».

Цель: совершенствование способности определять эмоциональные состояния сверстников по выражению лица; развитие невербальных навыков общения.

Ведущий рассказывает, что люди не всегда могут понимать друг друга, бывает так, что человеку плохо, а

 

 

 

 

 

 

Игра «Дай мне игрушку».

Цель: развитие способности выражать эмоциональные состояния вербально.

Дети произносят фразу с различным выражением: зло, обиженно, грустно, радостно, испуганно и т.д.

В комнате приглушается свет, дети изображают деревья, коряги и пни, они принимают угрожающие позы и издают громкие угрожающие звуки: завывают, ухают и пр. Утята бродят по комнате, шарахаются от деревьев и коряг, дрожат от страха и холода. Через несколько минут ведущий указывает утятам на пещерку, где они могут укрыться от дождя (под столом). Дети забираются под стол, сжимаются в комочек. Когда взрослый включает свет, он предлагает желающим поменяться с утятами ролями, и игра продолжается до тех пор, пока каждый желающий не побывает в роли утенка. После окончания игры проводиться беседа о том, как можно избавиться от страха.

 

 

Игра «Кто как радуется(огорчается)».

Цель: развитие способности изображать различные эмоциональные состояния вербальными и невербальными способами.

Ведущий просит детей без слов показать, как радуются (грустят, злятся, удивляются, боятся и т.д.) разные живые существа (жучки, птички, дети, взрослые, звери и т.д.).

 

Пальчиковый этюд «Поссорились, помирились».

Цель: развитие мелкой моторики, невербальных средств изображения эмоциональных состояний.

Дети выбирают пальчик на одной руке – Сашу, пальчик на другой руке – Машу. Показывают, как два пальчика сначала поссорились друг с другом, а затем помирились.

 

Игра «Покажи голосом».

Цель: развитие способности выражать эмоциональные состояния вербально.

Детям предлагается показать голосом котят грустных, веселых, злых, обиженных, испуганных, затем – мышат, щенят, поросят и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплекс «На лесной поляне».

Цель: снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ауторелаксация.
Ведущий предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем поляну. На нее со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители — всевозможные букашки, таракашки. 
Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело скачут по поляне. Бабочки порхают с цветка на цветок. Жучки жужжат и перелетают с травинки на травинку. Гусеницы ползают между стеблей. Задорные муравьишки-непоседы снуют туда-сюда.

 

Игра «Дракон кусает свой хвост».

Цель: снятие напряженности, невротических состояний; развитие сплоченности группы. 
Звучит веселая музыка. Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый ребенок — «голова» дракона, последний — «хвост».

«Голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

 

 

 

 

МАДОУ «Детский сад №349» г.о. Самара

 

 

 

Картотека игр на формирование знаний

об эмоциях

 

 

 

 

 

Подготовила: педагог-психолог

Федотова Е.В.

 

окружающие этого не замечают.

- Давайте поиграем в игру, которая научит нас угадывать настроение человека без слов. Вы разобьетесь на пары по желанию, возьметесь за руки. Затем глядя только в глаза друг другу и чувствуя руки, попробуйте молча передать разные эмоции, например, «Я грустный», «Мне весело», а потом вы мне расскажите, какие эмоции передали, и как они воспринимались вашими товарищами.

 

Игра «Что чувствует кошечка».

Цель: развитие способности различать вербальные проявления чувств.

Ведущий на ушко загадывает ребенку одно из изученных чувств. Ребенок изображает загаданное чувство при помощи мяуканья. Остальным необходимо догадаться, какое чувство было загадано. В итоге делается вывод, что чувство можно узнать по голосу.

 

 

 

 

 

 

 

МАДОУ «Детский сад №349» г.о. Самара

 

 

Картотека игр на формирование умения выражать эмоции

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: педагог-психолог

Федотова Е.В.

Игра «Актеры».

Цель: развитие способности выражать эмоции невербальными средствами.

- Вы все-актеры, а я – зритель. Я буду говорить, кого вы должны изобразить. Хороший актер играет так, что зрители верят, что он изображает.

- Нахмурьтесь, как: осенняя тучка, рассерженный человек, злая волшебница; улыбнитесь, как: кот на солнце, само солнце, Буратино, хитрая лиса и т.д.

- Позлитесь, как ребенок, у которого отняли мороженое, два барана на мосту, человек, которого ударили…

- Испугайтесь, как дети, потерявшиеся в лесу, заяц увидевший волка, котенок, на которого лает собака…

- Вы устали, как папа после работы, человек, поднявший тяжелый груз, муравей, притащивший большую муху…

- Отдохните, как ребенок, помогший маме убрать весь дом…

- Старайтесь представить, как себя чувствуют ваши герои и точно передать их состояние. Смотрите друг на друга, пытайтесь заразить своих соседей этим состоянием.

 

 

 

 

МАДОУ «Детский сад №349» г.о. Самара

 

 

 

 

Картотека игр на снятие

психо-эмоционального

напряжения

 

 

 

 

 

 

Подготовила: педагог-психолог

Федотова Е.В.

Этюд «Смелые ребята».

Цели: преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе.
Дети выбирают ведущего — он страшный дракон. Ребенок становится на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь меня, бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2—3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребенок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробышка. Начинает чирикать, летать по комнате.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×