Картотека игр на развитие мышления дошкольников. | Харина Татьяна Евгеньевна. Работа №275320
Автор: Харина Татьяна Евгеньевна
Такие игры способствуют развитию мышления, умению выстраивать логические цепочки, сложные суждения и т.д.
• Игра "Цветная ярмарка"
• Игра "Потопаем-похлопаем"
• Игра "Назови лишний предмет"
• Игра "Запрещается-разрешается"
• Речевая игра "Подскажи словечко" (ознакомление с правами ребенка)
• Игра "Какого цвета?"
• Игра "Сделай как я"
• Игра "Найди пару"
• Игра "Найди такой же предмет"
• Игра "Белые пятна"
• Игра "Ковер с дырками"
• Игра "Разложи по кучкам"
• Игра "Цилиндрическая скульптура"
Игры способствуют развитию мышления, умению выстраивать логические цепочки, сложные суждения и т.д.
-
Игра "Цветная ярмарка"
-
Игра "Потопаем-похлопаем"
-
Игра "Назови лишний предмет"
-
Игра "Запрещается-разрешается"
-
Речевая игра "Подскажи словечко" (ознакомление с правами ребенка)
-
Игра "Какого цвета?"
-
Игра "Сделай как я"
-
Игра "Найди пару"
-
Игра "Найди такой же предмет"
-
Игра "Белые пятна"
-
Игра "Ковер с дырками"
-
Игра "Разложи по кучкам"
-
Игра "Цилиндрическая скульптура"
Описание игры: игра для детей от 3-6 лет, способствует закреплению основных понятий (фрукты, овощи, животные, цвета), развивает мышление, память.
Инвентарь: мелкие предметы разных цветов – шарики, кубики, кружки из цветной бумаги.
Правила игры:
1. Дети-«продавцы» становятся в круг, держа за спиной руки с мелким предметом какого-либо цвета. В центре круга находится «покупатель».
2. Ребенок-«покупатель» выставляет вперед руки (стрелкой) и крутится вокруг себя. В это время дети произносят следующие слова:
«Имя, Имя, покружись,
Всем ребятам покажись,
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей!
Стоп!»
3. На слове «стоп» крутящийся ребенок должен остановиться. Тот ребенок, на которого указывает стрелка, спрашивает у ведущего-«покупателя»:
«Что угодно для души?
Все товары хороши!»
4. Ведущему нужно сделать заказ – фрукт, ягоду, животное, растение, цветок. Ребенок-«продавец» предлагает фрукт, ягоду, цветок и т.д. именно такого цвета, какой имеет вещь, спрятанная за спиной.
5. Смена ведущего может производиться через определенное количество покупок или пока тот не купит фрукт или овощ какого-то определенного цвета.
Пример игрового диалога:
Дети: «Имя, Имя, покружись,
Всем ребятам покажись,
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей!
Стоп!»
Дети: «Что угодно для души?
Все товары хороши!»
Ведущий: «Хочу овощ!»
Продавец: (у «продавца» красный предмет) «Вот помидор!»
Игра "Потопаем-похлопаем"Описание игры: игра развивает внимание, память, логическое мышление.
Правила игры:
-
Ведущий произносит различные фразы-утверждения, например, «дельфины каркают», «солнце треугольное», «из овощей варят варенье», «платья носят девочки» и т.д.
-
Задача детей - понять, верно ли утверждение. Если правильное – дети хлопают, если нет – топают.
Совет: Усложняйте понятия постепенно, в зависимости от возраста ребенка.
Игра "Назови лишний предмет"Описание игры: способствует закреплению основных понятий (предметы, фрукты, овощи, животные), развивает мышление, внимательность.
Инвентарь: наборное полотно или фланелегаф, изображения предметов, растений, животных и т.д.
Правила игры:
-
На наборное полотно выкладываются изображения по 3-6 штук, в зависимости от степени сложности задания: например: яблоко, арбуз, банан, мяч или вертолет, елка, машина, лодка.
-
Задача ребенка – найти и назвать лишний предмет, при этом объясняя свой выбор.
Описание игры: способствует развитию логического мышления, закрепляет знания о правилах дорожного движения
Правила игры:
-
Дети садятся в ряд или делятся на две команды.
-
Ведущий по очереди каждому ребенку, либо одной из команд зачитывает начало фразы:
- Идти толпой по тротуару…
- Перебегать улицу на красный свет…
- Уступать место в общественном транспорте старшим…
- Обходить стоящий транспорт спереди…
- Играть возле проезжей части…
- Уважать правила движения…
3. Задача детей – закончить фразу словом «разрешается» или «запрещается».
4. Выигрывает тот ребенок или команда, которая даст максимальное число правильных ответов.
Речевая игра "Подскажи словечко" (ознакомление с правами ребенка)Игру использовать совместно с беседой и показом картинок о правах ребенка, в более старшем возрасте можно использовать для составления крассворда.
***
Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …(отдых)
***
Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка.
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …(имя)
***
Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья!
Мы использовать должны
Право на … (образование)
***
Если дети заболели
Плохо чувствуют себя.
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только… (врач)
***
Сказка учит нас, друзья,
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку,
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на …(жильё)
Игра "Какого цвета?"Подберите несколько небольших предметов разного цвета, например розовый ластик, зелёную использованную батарейку, красный карандаш, маленький жёлтый клубок. Попросите ребёнка внимательно изучить и запомнить эти предметы, после чего уберите их в коробку, а малышу завяжите глаза. Предложите ему, засунув руку в коробку, ощупать предметы, достать их и назвать цвет. Не исправляйте ребёнка. Если он ошибся, пусть сам обнаружит свои ошибки, когда снимет повязку.
Игра "Сделай как я"
Отберите из строительного набора себе и ребёнку по 2-3 одинаковых детали (куб, цилиндр, призму, конус или параллелепипед). На столе сложите небольшую постройку: например призму положите на куб (домик), а справа или за домиком поставьте параллелепипед. Предложите ребёнку точно так же поставить его детали. Если сразу у него это не получится, не сердитесь, повторите всё сначала. Затем попросите ребёнка построить что-нибудь самостоятельно и сделайте так же. Когда увидите, что он справляется с заданием, можете «ошибиться», а ребёнок пусть вас поправит.
Игра "Найди пару"
Подберите несколько пар одинаковых небольших предметов, например две пуговицы, два шарика из ваты, две катушки и т.д. Разложите их в два одинаковых бумажных пакета: один предмет из пары - в один пакет, другой предмет из пары - в другой пакет. Попросите ребёнка, не глядя, сунуть руку в первый пакет и вытащить оттуда любой предмет. Теперь (опять же не глядя) пусть он попробует найти на ощупь во втором пакете точно такой же предмет. Понаблюдайте, сколько времени уходит у него на поиски каждой пары.
Игра "Найди такой же предмет"
Дайте малышу несколько предметов и попросите выбрать два одинаковых. Усложните задачу: предложите найти два предмета, не обязательно одинаковых, но похожих. Не забудьте спросить ребёнка, чем именно похожи предметы.
Игра "Белые пятна"
Возьмите любую картинку или фотографию из журнала (старой книги). Главное, чтобы изображение было понятно ребёнку. Вырежьте из неё кусочки разной формы (квадраты, треугольники, круги). Наклейте картинку с дырками на лист белой бумаги. Малышу нужно закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» теми самыми кусочками, которые из неё вырезаны.
Игра "Ковер с дырками"
Вырежьте из двух больших листов бумаги красного и желтого цвета геометрические фигуры. Это будут ковры с дырками. Вырезанные фигуры - заплаты. Попросите ребёнка залатать ковры заплатами другого цвета.
Игра "Разложи по кучкам"
Соберите не менее 15 предметов или картинок с изображением геометрических фигур, животных, растений, предметов мебели, посуды, одежды, транспортных средств и т.п. Всё это должно быть разного цвета и размера. Выдайте ребёнку эти «богатства», и пусть он разложит их по кучкам. Спросите его, почему именно эти предметы оказались в одной кучке. Для малышей достаточно выделения одного признака (формы, цвета, величины) или функции предмета.
Игра "Цилиндрическая скульптура"
Решите с ребенком, какого размера будет ваша скульптура, и начинайте работать вместе. Возьмите лист плотной бумаги. Разместите на нём лоскутки ткани, пуговицы, бусины. Промежутки заполните разноцветной пряжей и раскрасьте мелками. Всё надёжно закрепите клеем. Когда клей высохнет, осторожно сверните бумагу в рулон. Заклейте края бумаги клеем или скрепите с помощью степлера. Цилиндрическая скульптура готова!