Картотека игры и упражнения на развитие речевого дыхания в старшей группе | Людмила Юрьевна Павлова. Работа №352263
Картотека физминуток и упражнения в старшей группе.
Цель - активно изменить деятельность детей и взрослых, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.
Задачи:
- снять усталость и напряжение;
- внести эмоциональный заряд;
- совершенствовать общую моторику;
- выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью;
- тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.
Картотека игры и упражнения
на развитие речевого дыхания в старшей группе
с учетом лексических тем
Цели. Укрепление дыхательной системы организма, развитие дыхательной мускулатуры, выработать привычку делать вдохи и выдохи правильно и ритмично. Формировать правильное физиологическое и речевое дыхание.
Задачи:
тренировка навыка правильного носового дыхания;
формирование углубленного выдоха;
тренировка артикуляционного дыхания;
согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки;
укрепление круговой мышцы рта;
укрепление мышц лица
.
—
р
азвивать дыхание (сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность);
добиваться умения длительно произносить звук на одном выдохе или многократно произносить звук на одном выдохе;
у
чить на одном выдохе произносить
слоги, слова, фразы.
№
Тема
Дыхательные упражнения
«До свидания, лето! «Моя безопасность»
«Прогулка в лесу»
Ведущий окликает детей. Каждый ребёнок, услышав своё имя, делает вдох, складывает руки рупором и произносит: «Ау!». Педагог следит за длительностью выдоха, звучностью голоса («Откликнись тише, громче»), точностью артикуляции.
«Ветер – ветерок – буря»
«На улице подул ветер. Сначала слабый, потом всё сильнее и сильнее, и вскоре началась буря». Ребёнок спокойно вдыхает, затем плавно начинает выдыхать, имитируя ветер: сначала выдох лёгкий, почти неслышный, затем струя выдыхаемого воздуха становится сильнее и сильнее. Можно при выдохе произносить звук [у]. Щёки не надувать
«Дождик»
Попеременно выставлять прямые руки вперёд – «ловить капли» - вдох; на выдохе произносить «Кап – кап – кап!»; попеременно выставлять прямые руки вперёд – «ловить капли» - вдох; на выдохе произносить «Так – так – так!» Повторить 3 – 4 раза
«Неделя окружающей среды»
«Листочки»
Для игры нужны вырезанные из бумаги листья деревьев. Ребёнок держит листок в правой руке, подносит ко рту, делает вдох, затем спокойно дует на листок. Листок шевелится в руке. Следить, чтобы щёки не надувались.
Можно сдувать листочки со стола, пока они все не окажутся на полу.
«Вдыхаем аромат леса»
Вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом.
«Дерево»
Дети поднимают руки над головой, делают вдох, пауза в 3 секунды, затем, покачивая руками, произносят звук [ш]. После дети опускают руки вниз («ветер затих»). Повторить 3 – 4 раза.
«Неделя хорошего здоровья»
«Расту большой»
И.п.: о.с. 1 — поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох); 2 — опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох), выдыхая, произносить: «У-х-х-х!». Повторить 3—4 раза.
«Большой и маленький»
И.п.: о.с. 1 — на вдохе подняться на носки, тянуть руки вверх, зафиксировать на несколько секунд это положение («Какой я большой!»); 2 — на выдохе присесть, обхватив голени и прижав к коленям голову, произносить: «Э-э-э-х!» («Какой я маленький!»). Повторить 3—4 раза.
«Дыхание»
И.п.: о.с. 1 — правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох; 2 — открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю делать тихий, продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх. Повторить 3—4 раза.
«Слушаем свое сердце»
И.п.: о.с. 1 — сделать медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширятся, прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 с; 2 — сделать плавный выдох через нос. Повторить 3—4 раза.
«Поднимемся на носочки»
И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 — подняться на носки, одновременно поднимая руки и посмотреть на них (вдох); 2 — медленно присесть, колени в стороны, руки вперед, на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3—4 раза.
«Осень»
«Ветерок кружит листочки».
Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек.
«Ветерок качает листок».
Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе.
«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые».
Дутье на листочки. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом.
«Идём по лужам»
Ходьба на месте – вдох; на выдохе произносить «Хлюп – хлюп – хлюп!»
Ходьба на месте – вдох; на выдохе произносить «Шлёп – шлёп – шлёп!»
Повторить 3 – 4 раза
«Вода в лужах»
На вдохе плавно покачивать руками внизу вправо – влево; на выдохе произносить «Буль – буль – буль!» Повторить 3 – 4 раза
«Погреем пальчики»
Дети вдыхают, делают паузу, затем при выдохе «греют пальцы», дуют на них, длительно произнося [ш] [ф] [х].
«Овощи». «Огород». «Кубанские овощи»
«Отдыхаем»
Исходное положение – лёжа на спине. Сделать плавный вдох носом, поднять прямые руки вперёд и развести их вверх и в стороны. Выдох плавный, через рот. Длину выдоха постепенно увеличивать. Повторить 3 – 6 раз.
«Синьор-помидор»
И.п.: стоя, ладони на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. 1 — на вдохе руками сопротивляться расхождению ребер, пауза; 2 — на выдохе плотно сжать губы, препятствуя выдоху воздуха. От напряжения всех мышц краснеет лицо. Повторить 3—4 раза.
«Капуста растет»
И.п.: сидя на корточках. 1 — медленно подниматься (вдох); 2 — на выдохе произносить: «О-о-о-о-х!». Повторить 3—4 раза.
«Стручки гороха раскрываются»
И.п.: нога вместе, руки, сложенные ладонями вместе, вытянуты вперед. 1 — раскрывать ладони (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Вскр-вскр-вскр!». Повторить 3—4 раза.
«Тянем морковь»
И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 — наклонить туловище вниз (вдох); 2 — «тянуть морковку», на выдохе произносить: «У-у-у-х!». Повторить 3—4 раза.
«Большая тыква»
И.п.: о.с. 1 — сед, руки округлить перед собой (вдох); 2 — на выдохе произносить: «О-г-о-о-о!». Повторить 3—4 раза.
Чистим лук и плачем
И.п.: о.с. 1 — имитировать чистку лука (вдох); 2 — тереть глаза, на выдохе произносить: «Ой-е-е-е-ой!». Повторить 3—4 раза.
«Овощи толстушки и овощи – худышки».
На вдохе втянуть щеки , на выдохе на выдохе надуть щеки. Повторить 3-4 раза.
«Сад». «Фрукты».
«Щечки-яблочки
И.п.: о.с. 1 — вдох ртом, задержать дыхание на 2—3 с, надуть обе щеки; 2 — спокойно выдохнуть. Повторить 3—4 раза
«Спрячем абрикос за щечку»
И.п.: о.с. 1 — вдох носом, задержать дыхание, надувать попеременно то правую то левую щеку; 2 — спокойный выдох. Повторить 3—4 раза.Сбор урожая»
Ребёнок стоит прямо, поднимает руки вверх, чтобы достать яблоки с высокой ветки – вдох. Пауза в 3 секунды (ведь яблоки надо достать и сорвать). Опустить руки, наклониться вперёд и вниз – выдох (яблоки надо положить в корзину).
«Сбор яблок»
Ноги вместе, прямые руки вверх. Согнув ноги в коленях, наклониться вперёд, как бы подбирая упавшие яблоки – выдох. Вернуться в И.П. – вдох.
«Лес. Грибы. Ягоды». «Кубанская осень»
«Дерево»
Ребёнок поднимает руки над головой, делает вдох, пауза в 3 секунды, затем, покачивая руками, произносит звук [ш]. После ребёнок опускает руки вниз («ветер затих»). Повторить 3 – 4 раза.
«Листочки»
Для игры нужны вырезанные из бумаги листья деревьев. Ребёнок держит листок в правой руке, подносит ко рту, делает вдох, затем спокойно дует на листок. Листок шевелится в руке. Следить, чтобы щёки не надувались
«Прогулка в лесу»
Взрослый окликает играющих. Ребёнок, услышав своё имя, делает вдох, складывает руки рупором и произносит: «Ау!». Взрослый следит за длительностью выдоха, звучностью голоса («Откликнись тише, громче»), точностью артикуляции.
«Одежда»
«Забыли рукавицы»
Ребёнок вдыхает, делает паузу, затем при выдохе «греет пальцы», дует на них, длительно произнося [ш], [ф], [х].
«Застёгиваем молнию на куртке»
Правой рукой застёгивать куртку – вдох; на выдохе произносим «Вжик!» Повторить 3 – 4 раза
«Укололи пальчик иголкой»
Указательные пальцы соединить перед грудью, резко раздвинуть пальцы – вдох; на выдохе произносить «Ой – ой – ой!»; вдох; на выдохе подуть на «больное место». Повторить 3 – 4 раза
«Стираем бельё»
Потереть кулачки друг об друга – вдох; на выдохе произносить «Трём – трём – трём!» Повторить 3 – 4 раза
«Отжимаем бельё»
Прижать кулачки друг к другу, с усилием вращать ими. На выдохе произносить «Жмём – жмём – жмём!» Повторить 3 – 4 раза
«Гладим бельё»
Скользить правой ладонью по левой ладони – вдох; на выдохе произносить «Пш – ш – ш – ш!»
Повторить 3 – 4 раза
«Обувь».
«Сдуваем пылинки»
Поворачивать голову прямо – вдох, вправо - выдох, произнося [пф]; прямо – вдох, влево – выдох, произносим [пф]. Повторить 3 раза.
«Игрушки».
«Надуй игрушку»
Ребёнок берёт промытые резиновые надувные игрушки. Их надо надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая через рот в отверстие игрушки.
«Надуй шарик»
Ноги вместе, руки перед грудью, как бы держать шарик. Сделать плавный вдох через нос, на выдохе под счёт до 4 произносить [Ш]. Повторить 3 –4 раза
«Трубач»
Ребёнок подносит к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом – «труба». На выдохе медленно дует в «трубу», произнося различные звуки ([у],[м],[р],[ду]…).
«Летят мячи»
Ноги на ширине плеч, руки с мячом у груди. Вдох; на выдохе бросить мяч от груди вперёд, произносить длительное «Ух!» Повторить 3 –4 раза
«Вертушка»
Ноги на ширине плеч, руки опущены. Поворот направо – вдох; поворот налево, свободно размахивать руками, на выдохе произносить «Фрр!» Повторить 3 –4 раза
«Маятник»
Сидя на полу, скрестив ноги, руки на поясе. Раскачивать туловище вправо – влево – вдох; на выдохе произносить «Тик – так!» Повторить 3 –4 раза
«Красивая игрушка»
Ноги на ширине плеч, руки опущены. Подняться на носки, руки поднять в стороны, вверх – вдох; опуститься, руки опустить вниз, на выдохе произнести «Ах!». Повторить 3 –4 раза
«Игрушки пляшут»
Ноги на ширине плеч, руки опущены. Подняться на носки, руки поднять в стороны, вверх – вдох; опуститься, руки опустить вниз, на выдохе произнести «Ох!». Повторить 3 –4 раза
«Укачиваем куклу»
Имитировать укачивание куклы (вдох); на выдохе произносить «А – а – а!»; на выдохе произносить «Бай – бай - бай!» Повторить 3 –4 раза
«Мяч»
Ноги на ширине плеч, руки с мячом прижаты к груди. Сделать медленный вдох, на выдохе выпрямить руки, одновременно приподнимаясь на носочки. Повторить 3 –4 раза
«Послушный мяч»
Ноги вместе, в руках мяч. На вдохе подбрасывать мяч вверх, на выдохе поймать мяч и произнести «Оп!» Повторить 3 –4 раза
«Шарик лопнул»
Вдох; на выдохе произносить «Ш – ш –ш!» Повторить 3 –4 раза
«Конфетти»
Выдыхая через трубочку, постараться сдуть конфетти со стола.
«Скакалка»
Имитировать прыжки на скакалке (вдох); на выдохе произносить «Прыг – скок!» Повторить 3 –4 раза
«Качели»
Ноги слегка расставлены; руки вверх – вниз, выполнять перекаты ног с пятки на носок – вдох; на выдохе произносить «Кач – кач! Кач – кач!» Повторить 3 –4 раза
«Неваляшка»
Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Вдох – переносить тяжесть с одной ноги на другую; на выдохе произносить «Дили – дили – дили – дон!» Повторить 3 –4 раза
«Посуда».
«Горячий чай»
Ребёнок делает вдох носом, затем спокойно и плавно выдыхает ртом на руки, сложенные «чашечкой» у рта – «дует на горячий чай». Щёки не надувать.
«Пыхтит кастрюля»
Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы плавно; прерывисто ([ф]![ф]!). Щёки не надувать.
«Чайник со свистком»
Вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить тихий, монотонный длительный свист. Свистеть легко, свободно. Можно медленно выдыхать со звуком [у]. Снова сделать вдох, на выдохе произносить [ш] («чайник выпускает пар»). Губы не напрягать, выдыхать экономно.
«Каша кипит»
Поглаживать себя правой рукой по животу (вдох); на выдохе произносить [п – п - п]
«Пьём сок через трубочку»
Губы вытянуть вперёд трубочкой, втягивать воздух в себя на вдохе, затем выдохнуть
«Кипит чайник»
Слегка выпятить живот – вдох; на выдохе произносить «Пых – пых – пых!»
«Кипит самовар»
Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Вдох носом; на выдохе произносить «Пыхчу – пыхчу!»
«Чайная посуда»
Ноги на ширине плеч, локти прижаты к туловищу, ладони подняты кверху. Поворот вокруг себя – вдох носом; на выдохе произносить «Дзынь – ля – ля!» Повторить 3 – 4 раза.
«Режем овощи»
Стоя, ноги слегка расставлены. Правой рукой имитировать работу с ножом – вдох; на выдохе произносить «Чак – чак – чак!» Повторить 3 – 4 раза.
«Трём морковь»
Стоя, ноги расставлены. Правым кулачком тереть о левый – вдох; на выдохе произносить «Шр – шр – шр!» Повторить 3 – 4 раза.
«Мясорубка»
Стоя, ноги слегка расставлены. «Крутить ручку мясорубки» правой рукой – вдох; на выдохе произносить «ХР – хр – хр!» Повторить 3 – 4 раза.
«Тесто»
Подняться на носки, приподнять плечи – вдох; на выдохе произносить «Пых – пых – пых!» Повторить 3 – 4 раза.
«Жарим пирожки»
Сжать правую руку в кулак – вдох; переворачивать кулак вверх – вниз и произносить «Скр – скр – скр!» Повторить 3 – 4 раза.
«Варим суп»
«Мешать бульон» правой рукой – вдох; на выдохе произносить «Буль – буль – буль!» Повторить 3 – 4 раза.
«Зима». «Зимующие птицы».
«Воет буря»
Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно.
«Погреем пальчики»
Ребёнок вдыхает, делает паузу, затем при выдохе «греет пальцы», дует на них, длительно произнося [ш], [ф], [х].
«Вьюга»
Вдох носом, пауза, на выдохе произносим [у] от тихого звучания к громкому.
«Снежинка»
Ребёнок держит в руке снежинку на ниточке, делает спокойный вдох носом, выдох плавный, снежинка при этом покачивается. Щёки не надувать.
«Снежинка на носу»
Вдох через нос, выдох – высунуть широкий язык, подуть на кончик носа (сдуть ватку с носа и т.д.).
«Ураган»
Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз. Выработка правильного диафрагмального дыхания.
«Пурга»
Вдох; на выдохе произносим тихо «В – в – в!»; вдох, на выдохе произносим громко «В – в – в!»; вдох, на выдохе произносим тихо «В – в – в!»
«Снег идёт»
Ноги вместе, руки подняты вверх. Плавно опустить руки – вдох; на выдохе произносить «Ш – ш – ш!» Повторить 3 – 4 раза
«Снег скрипит»
Вдох; на выдохе произносить «Скрип – скрип – скрип!» Повторить 3 – 4 раза
«Холодно зимой»
Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Развести руки в стороны – вдох; на выдохе обхватить плечи руками и произнести «Бр! Бр! Бр!» Повторить 3 – 4 раза
«Погреемся»
Руки в стороны, вдох; на выдохе скрестить руки перед собой, произнести «Ух!» Повторить 3 – 4 раза
«Снежки»
Стоя, ноги на ширине плеч. «Взять снежок» - вдох; на выдохе произнести «Оп!» и «бросить снежок» Повторить 3 – 4 раза
«Катание с горы»
Сидя, руки вперёд – вдох; на выдохе произнести «Ух!» Повторить 3 – 4 раза
«Катание на коньках»
Стоя, левая рука за спиной. Имитировать катание на коньках, на выдохе произносить «Хруп – хруп – хруп!» Повторить 3 – 4 раза
«Ворона»
Ребёнок сидит. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох, произнести «кар!».
«Кукушка»
Ребёнок сидит. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох, произнести «ку-ку!». В игре можно изменять силу голоса, произносить тише – громче.
«Домашние животные зимой».
«Хомячки»
Ребёнок надувает щёки, «как у хомячков», дышит через нос и ходит по комнате. По сигналу кулачками надавливает на щёки, выпуская воздух через рот, щёки, «как у детей». Игра повторяется 5 раз.
«Голоса животных»
Ребёнок делает спокойный вдох носом, на выдохе произносит изображает мычание коровы, мяукание кошки…
«Мычит корова на лугу»
Поворачивать голову прямо – вправо, прямо - влево и одновременно делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдыхать через рот в сторону, произнося [му-у].
Приставить указательные пальцы ко лбу, голову опустить – вдох; на выдохе произносить «Му – му – му!»
«Жеребенок Фырка фыркает»
Набрать в легкие воздух и с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы.
«Лошадки фыркают»
Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.
«Кучер останавливает лошадку»
Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.
«Кошка мяукает»
Перебирать лапками перед собой – вдох; на выдохе произносить «Мяу – мяу!» Повторить 3 – 4 раза
«Кошка засыпает»
Сидя на стуле, положить ладони под щёку – вдох; на выдохе произносить «Мр – р – р!» Повторить 3 – 4 раза
«Кошка сердится»
Стоя на четвереньках выгнуть спину – вдох; на выдохе произнести «Фр – р – р!» Повторить 3 – 4 раза
«Кошка ловит мышку»
Делать хватательные движения руками – вдох; на выдохе произносить «Цап – царап!» Повторить 3 – 4 раза
«Кошка и котёнок»
Вдох носом, на выдохе произносить громко, низким голосом «Мяу – мяу!»; вдох носом, на выдохе произносить тихим высоким голосом «Мяу – мяу!» Повторить 3 – 4 раза
«Собака лает»
Вдох носом, на выдохе произносить «Гав – гав – гав!», «Ав – ав – ав!» Повторить 3 – 4 раза
«Собака рычит»
Вдох носом, на выдохе произносить «Р – р – р!» Повторить 3 – 4 раза
«Ослик»
Опустить голову вниз, идти на пятках назад – вдох; на выдохе произносить «Иа – иа – иа!» Повторить 3 – 4 раза
«Баран»
Опустить голову вниз, идти вперёд – вдох; на выдохе произносить «Бее – бее – бее!» Повторить 3 – 4 раза
«Лошадка»
«Потряхивать гривой» - вдох; на выдохе произносить «Иго – го! Иго – го!» Повторить 3 – 4 раза
«Конь»
«Бить копытом» правой ноги – вдох; на выдохе произносить «Цок – цок – цок!» (так же для левой ноги).
«Коза»
Вдох носом, на выдохе произносить «Ме – ме – ме!» Повторить 3 – 4 раза
«Свинья»
Покачивать головой вверх – вниз – вдох; на выдохе произносить «Хрю – хрю – хрю!» Повторить 3 – 4 раза.
«Дикие животные зимой».
«Медвежонок»
Ребёнок ложится на спину, выполняет глубокий вдох через нос, на выдохе «похрапывает». Затем «Мишка проснулся, потянулся, перевернулся». Ребёнок выполняет все движения, сгибает ноги в коленях к животу, выполняя при этом глубокий выдох через нос, переворачивается и опять «засыпает, похрапывая».
«Голоса животных»
Ребёнок делает спокойный вдох носом, на выдохе произносит [у-у-у] – воет волк; изображает рычание медведя, тявкание лисы, фырчание ёжика…
«Любопытный ёжик».
Поворачивать голову прямо – вправо, прямо - влево и одновременно делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдыхать через рот в сторону, произнося [пф].
«Волк»
Ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони у груди. Вдох – туловище слегка наклонить вперёд, выдох – правую руку вытянуть перед собой; то же левой рукой. Повторить 3 – 4 раза
«Олень»
Стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисти рук у лба. Вдох – выдох, руки вперёд; вдох – руки в стороны, выдох и т.п. Повторить 3 – 4 раза
«Мышонок»
Ноги вместе, руки согнуты в локтях. Вдох – перебирать лапками; выдох – произносить «Шур – шур – шур!» («Шу – шур – ши!», «Шур – шур! Ши – ши!»
«Ёжик»
Стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться, обхватить руками грудь, голову опустить, имитируя ежа – вдох; на выдохе произносить «Пфф!», «Фрр!»
«Безопасность детей»
«Лезем по пожарной лестнице вверх»
И.п.: о.с. 1 — вдох, руки вверх, пальцы врозь, подняться на носки; 2 — руки вниз, согнуть в локтях, кисть в кулак, опуститься на всю стопу, на выдохе произносить: «Ух!». Повторить 3— 4 раза.
«Направляем огнетушитель на огонь»
И.п.: о.с. 1 — вдох, руки вперед; 2 — повернуть туловище и вытянутые руки вправо, ладони соединить, на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!»; 3 — вдох, руки вперед; 4 — повернуть туловище и вытянутые руки влево, ладони соединены, на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 2—3 раза.
«Затушим горящие угольки»
И.п.: о.с. 1 — вдох, втянуть живот; 2 — рот трубочкой, живот выпятить, на выдохе произносить: «Ф-ф-ф!». Повторить 3—4 раза
«Заглянем в щели»
И.п.: сед с опорой на пятки. 1 — вдох, руки в стороны; 2 — наклон туловища вперед, опора на предплечья, на выдохе произносить: «У-у!». Повторить 3—4 раза.
«Вышли из горящего дома — вздохнем глубже»
И.п.: о.с. 1 — вдох, руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; 2 — руки опустить вниз, встать на стопу, на выдохе произносить: «А-а-а-х!». Повторить 3—4 раза.
«Мебель».
«Лесорубы»
Ребёнок стоит. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки – вдох; наклониться вперёд, медленно опуская «тяжёлый топор», произнести «ух!» на длительном выдохе.
«Сдуваем пылинки»
Поворачивать голову прямо – вдох, вправо - выдох, произнося [пф]; прямо – вдох, влево – выдох, произносим [пф]. Повторить 3 раза.
« Транспорт».
«Пароход гудит».
Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.
«Самолёт»
Для игры нужен небольшой бумажный самолётик. Ребёнок кладёт самолётик на край ладони, делает вдох, паузу, затем спокойно дует на него, стараясь сдуть её с ладони. Следить, чтобы щёки не надувались.
«Кораблик»
Исходное положение – лёжа на спине. Для выполнения упражнения понадобится игрушечный кораблик, который надо положить на живот. Сделать глубокий вдох носом, при этом движением передней стенки живота поднять кораблик выше. При медленном выдохе кораблик опустится. («кораблик качается на волне»).
«Шину прокололи»
Левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот («надули шину воздухом»). Затем сразу же начинать медленно выдыхать, показывая, как выходит воздух через прокол в шине (со звуком [ш]). Следить, чтобы щёки не надувались.
«Поезд»
Левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Медленно выдыхать со звуком [у] «поезд далеко – звук тише, поезд подъехал близко – гудит громче». Снова сделать вдох, на выдохе произносить [ш] («поезд выпускает пар»).
«Профессии на транспорте».
«Плывёт кораблик»
Для игры нужен таз, наполненный водой, и бумажный кораблик. Ребёнок делает вдох, затем спокойно дует на кораблик, стараясь перевести его на «другой берег». Следить, чтобы щёки не надувались.
«Пароход гудит»
Ребёнку даётся чистый пузырёк (диаметр горлышка 1 – 1,5 см). Взрослый показывает, как гудит пузырёк, если в него подуть. Чтобы пузырёк загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка, а струя воздуха должна быть сильной. Ребёнок дует лишь несколько секунд.
«Чей самолёт дальше улетит?»
Ребёнок сидит за столом, перед ним бумажный самолётик. Вдох, пауза, на выдохе ребёнок передвигает самолётик по столу.
«Моя Родина». «Моя станица».
«Дом маленький, дом большой».
Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). «Рыбка дышит»
После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя тем самым интенсивность выдоха). Щёки не надувать. Следить за правильной осанкой.
«Профессии Детский сад».
«Трубач»
Ребёнок подносит к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом – «труба». На выдохе медленно дует в «трубу», произнося различные звуки ([у],[м],[р],[ду]…).
«Лесорубы»
Ребёнок стоит. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки – вдох; наклониться вперёд, медленно опуская «тяжёлый топор», произнести «ух!» на длительном выдохе.
«Гармошка»
И.п. – стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот.
«Фокус»
Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был «желобок». С
«Профессии. Швея».
«Укололи пальчик»
Вдох через нос, подуть на пальчик, произнося на выдохе «Ой – ой – ой! Ой – ой – ой – ой!» Повторить 3 – 4 раза
«Шитьё на швейной машинке»
Правой рукой «крутим ручку швейной машинки» – вдох; на выдохе произносим «Т – т – т –т!»
Правой ногой «нажимать и отпускать педаль швейной машинки – вдох; на выдохе произносить «Д – д – д!» Повторить 3 – 4 раза
«Профессии на стройке».
«Поднимаем кирпичи»
И.п.: ноги врозь, руки опущены, пальцы расставлены. 1 — вдох, наклон туловища вперед, пальцы сжать в кулак; 2 — на выдохе произносить: «У-у-у-х!»; 3 — вдох-выдох, и.п. Повторить 3—4 раза.
«Кладем раствор»
И.п.: ноги врозь, руки на поясе, локти назад. 1 — вдох, поворот туловища вправо-влево, выполнять мах правой (левой) рукой в сторону, назад, вперед; 2 — на выдохе произносить: «Ра-а-а-з!»; 3 — вдох-выдох, и.п. Повторить 3—4 раза.
«Белим потолок»
И.п.: ноги врозь, руки опущены. 1 — вдох, поднять правую руку вверх назад; 2 — выдох, опустить правую руку; 3 — вдох, поднять левую руку вверх назад; 4 — выдох, опустить левую руку. Повторить 3—4 раза.
«Наклеиваем обои»
И.п.: ноги вместе, руки согнуты в локтях на уровне пояса. 1 — вдох-выдох, подняться на носки, прямые руки вытянуть вверх; 2 — вдох-выдох, и.п. Повторить 3—4 раза.
«Красим полы»
И.п.: стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисть в кулак. 1 — вдох, туловище слегка наклонить вперед, руки вытянуть вперед, пальцы врозь; 2 — на выдохе произносить: «Жи-и-и-к!»; 3 — вдох-выдох, и.п. Повторить 3—4 раза.
«Новый дом»
Любим мы пилить, строгать,
Молоточками стучать.
И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить 2—3 раза: «Тук-тук-тук!».
Скоро, скоро за углом
Мы построим новый дом.
И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на длительном выдохе произносить: «До-о-о-ом!».
«Наша армия».
«Фейерверк»
И.п.: о.с. 1 — поочередно поднимать то правую, то левую руку вверх (вдох); 2 — на выдохе произносить: «П-б-п-б!». Повторить 3—4 раза.
«Солдаты»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на диафрагме. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить протяжно: «Ур-а-а!». Повторить 3—4 раза.
«Салют»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох; 2 — произносить на длительном выдохе: «Салю-у-у-у-т!». Повторить 3— 4 раза.
«Трубач»
Ребёнок подносит к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом – «труба». На выдохе медленно дует в «трубу», произнося различные звуки ([у],[м],[р],[ду]…).
«Пулеметчик»
Вдохнуть носом, на выдохе протяжно произносить негромко [тра-та-та-та-та]. Выдох должен быть плавным, не должно быть напряжения.
«Весна». « Весна на Кубани»
«Проснулся жук»
Дети сидят, руки опущены вдоль туловища. Нужно поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук [ж], одновременно опуская руки вниз.
«Листочки»
Для игры нужны вырезанные из бумаги зелёные листья деревьев. Ребёнок держит листок в правой руке, подносит ко рту, делает вдох, затем спокойно дует на листок. Листок шевелится в руке. Следить, чтобы щёки не надувались.
«Комнатные растения»
«Цветок распускается»
И.п.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон).
Выполнение: медленно, поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх и в стороны – вдох (цветок раскрывается). Возвращение в и.п. – выдох. Медленно, 4-6 раз.
«Пресноводные и аквариумные рыбы»
«Рыбка дышит»
После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя тем самым интенсивность выдоха). Щёки не надувать. Следить за правильной осанкой.
«Лягушонок»
И.п.: о.с. 1 — слегка присесть, вдохнув, оттолкнуться и сделать прыжок двумя ногами с продвижением вперед; 2 — на выдохе протяжно произносить: «К-в-а-а-а-к». Повторить 3—4 раза.
«Рыба сорвалась с крючка»
И.п.: ноги на ширине плеч, слегка согнуты, руки держат «удочку». 1 — имитировать вытягивание рыбы из пруда (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Э-э-э-х!». Повторить 3—4 раза.
«Родной край» «Наша станица»
«Весенний ветерок»
Набрать побольше воздуха и длительно подуть, вытянув губы «трубочкой». Шум леса
И. п.: о. с. 1 — вдох; 2 —на выдохе произносить: «С-с-с!»; 3 — вдох; 4 —на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!»; 5 — вдох; 6 —на выдохе произносить: «Щ-щ-щ!». Повторить 2 раза.
«Насекомые и пауки»
«Жук»
Ребёнок сидит, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук [ж], одновременно опуская руки вниз.
«Комарик»
Ребёнок сидит, ногами обхватив ножки стульчика. Руки на поясе. Нужно вздохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит неуловимый комарик [з], быстро вернуться в исходное положение; новый вдох и поворот в другую сторону.
«Чья бабочка улетит дальше?»
Сдувание бабочек.
«Весенние сельскохозяйственные работы».
«Трактор»
И.п.: о.с. 1 — «крутить рычаги трактора» правой рукой (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Дыр-дыр-дыр! Гыр-гыр-гыр!». Повторить 3—4 раза.
«Ручеек журчит»
И.п.: о.с. 1 — волнообразные плавные движения сложенными ладонями, вдох носом; 2 — на выдохе произносить: «Буль-буль-буль!». Повторить 3—4 раза.
Ручеек звенит
И.п.: о.с. 1 — волнообразные плавные движения сложенными ладонями, вдох носом; 2 — на выдохе произносить: «Дзынь-дзынь-дзынь!»; 3 — волнообразные плавные движения сложенными ладонями, вдох носом; 4 — на выдохе произносить: «Жур-жур-жур!». Повторить 2—3 раза.
«Сосульки звенят»
И.п.: о.с. 1 — поднять руки вверх, вдох носом; 2 — ритмично опускать руки и на выдохе произносить: «Дин-дин-дон! Дин-дин-дон!». Повторить 3—4 раза.
«Космос»
«Спутник»
Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?
«Хлеб»
«Косарь».
Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом перевести руки в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в исходное положение. Слегка отклониться назад – вдох. Махом снова перевести руки через перёд влево со звуком «зз-уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют вместе с ним слоги «зу-зу», делая упражнение. Стихотворение, сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3-4 раза:
Косарь идёт косить жнивьё:
Зу-зу, зу-зу, зу-зу.
Идём со мной косить вдвоём:
Замах направо, а потом
Налево мы махнём.
И так мы справимся с жнивьём.
Зу-зу, зу-зу вдвоём
(Е. Антоновой-Чалой).
«Почта»
«Почтальон Печкин накачивает шину»
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Вдох носом, резко наклоняясь, на выдохе произносить [с], [ш], [ф] («накачиваем шину, руками держим рукоятку насоса»). Каждый звук соответствует одному вдоху и выдоху. Повторить упражнение 5 раз.
«День Победы»
«Стрельба»
И.п.: о.с. 1 — имитировать стрельбу из пистолета (вдох); 2 — на выдохе произносить: «К-г-к-г!». Повторить 3—4 раза.
Ружье стреляет
И.п.: о.с. 1 — имитировать стрельбу из ружья (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Пиф-паф! Пиф-паф!». Повторить 3—4 раза.
Пулемет
И.п.: лежа на полу. 1 — имитировать стрельбу из пулемета (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Д-д-д-д-д-д-д!». Повторить 3—4 раза.
Пушка стреляет
И.п.: лежа на полу. 1 — имитировать стрельбу из пушки (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Дж-дж-дж-дж-дж!». Повторить 3— 4 раза.
«Правила дорожного движения»
«Регулировщик».
Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука «р-р-р». Повторить 4-5 раз.
«Времена года. Лето»
«Жарко»
«На улице очень жарко, давайте подуем на плечи, сначала на правое, затем на левое». Ребёнок делает спокойный вдох, пауза в 3 секунды, затем, поворачивая голову, дует на одно плечо, делает вдох и дует на другое плечо. Повторить 3- 4 раза.
«Песочница»
Вдох – имитировать изготовление куличиков в песочнице; на выдохе произносить «Шлёп – шлёп! Тук – тук!»
«Полевые цветы»
«Одуванчики»
Игра проводится на улице. Ребёнок делает вдох носом и дует на одуванчик так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с цветка нужно с 1 – 3 раз.
«Цветы распускаются»
Ребёнок стоит, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. Затем разгибает пальцы по очереди, при этом выполняет вдох через нос. После пальцы сжимаются в кулачок в обратном порядке, выполняется выдох («цветок закрылся»). Повторить 4 – 6 раз.
Используемые ресурсы:
https://infourok.ru/dyhatelnaya_gimnastika_po_leksicheskim_temam-340396.htm
https://www.maam.ru/detskijsad/problemno-igrovaja-situacija-s-yelementami-dyhatelnoi-gimnastiki-kak-dyshit-cvetok.html
Используемая литература:
Гуськова
А.А. Развитие речевого дыхания детей 3—7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011. (Развитие речи шаг за шагом).