Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Картотека коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей 2-7 лет | Климушина Екатерина Юрьевна. Работа №351927

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр.

 

 

Картотека коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей 2-7 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры для детей 2-3 лет.

Игра «Спрячь игрушку».

Цель: знакомить детей с названиями игрушек, развивать содружественные движения рук, выполнять действия по показу взрослого.

Материалы: небольшие игрушки и платочки по количеству детей.

Ход игры: Педагог раздаёт детям по игрушке и по платочку и просит каждого назвать свою игрушку. Затем говорит: «Давайте спрячем игрушку, сделаем ей домик», при этом показывает способ действия.

 

Игра «Такой листок – лети ко мне».

Цель: развитие внимания.

Ход игры: Игра проводится на улице. Педагог держит в руке яркий осенний листок и побуждает детей рассматривать его. Затем педагог просит детей принести ему такие же листья. После слов педагога: «Такой листок – лети ко мне!», дети расходятся по участку в поисках таких листьев.

 

Игра «Найди, что я скажу».

Цели: развитие произвольного внимания.

Ход игры: Педагог показывает и называет детям предметы, стоящие перед ним. Затем дети закрывают глаза, а педагог расставляет предметы по комнате. Дети открывают глаза, и каждый получает задание найти тот или иной предмет из тех, которые педагог показывал ранее.

 

Игры для детей 3-4 лет.

Игра «Разложи игрушки».

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов

Материалы: игрушки.

Ход игры: Игра проводится во время наведения порядка после свободной игры. Педагог обращает внимание детей на разный цвет игрушек и просит их разложить: в одну кучку красные, в другую – зелёные, в 3-ю коричневые и т.д. игрушки.

 

Игра «Запрещенное движение».

Цель: развитие внимания.

Ход игры: Педагог сообщает детям, что им нужно делать движения, которые он называет (подпрыгнуть, присесть…), если же педагог произносит: «Руки на пояс», дети должны остаться неподвижны – это запрещённое движение.

 

Игра «Найди свою пару».

Цель: развитие восприятия цвета

Оборудование: бубен, парные карточки разных цветов.

Ход игры: Педагог раздаёт детям по одной карточке. По сигналу бубна дети разбегаются по комнате, по другому сигналу они останавливаются и ищут свою пару – ребёнка с карточкой того же цвета.

Игры для детей 4-5 лет.

Игра: «Угадай, о чём я рассказала».

Цели: развитие внимания, зрительного восприятия, обогащение знаний об окружающем

Оборудование: 4-5 картинок с изображением овощей и фруктов.

Ход игры: педагог выкладывает картинки перед детьми и рассказывает о какой-либо из них. Дети должны догадаться.

 

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: развитие тактильной чувствительности

Оборудование: мешочек, набор предметов: ключ, карандаш, маленькая мягкая игрушка, катушка ниток, ложка, маленькая машинка, конфета.

Ход игры: педагог предлагает каждому из детей узнать на ощупь, назвать и вытащить один из предметов. Если дети затрудняются стоит предварительно показать все имеющиеся предметы.

 

Игра «Узнай форму»

Цель: развитие восприятия

Оборудование: предметы круглой, треугольной и прямоугольной формы: монета, пуговица, блюдце, берет, мячик, книжка, мыло, линейка, кошелёк, открытка, морковка, угольник, утюг, семечко подсолнуха, треугольный ключ.

Ход игры: детям предлагается определить на какую форму похожи предметы и разложить их на 3 группы.

 

Игра «Что бывает сладким?»

Цель: развитие памяти, образного мышления, восприятия.

Ход игры: педагог сообщает детям, что будет называть то, что бывает сладким. Дети должны внимательно слушать и говорить «Стоп», когда педагог ошибается. Затем детям предлагается самим называть то, что бывает сладким. Можно разделиться на команды и провести соревнование.

Игры для детей 5-6 лет.

Игра «Не ошибись!»

Цель: развитие навыков ориентировки в пространстве, пространственного восприятия.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить, где у них правая и левая рука, что обозначают слова «впереди меня», «позади меня», уточняются понятия «справа от меня», «слева от меня». Педагог начинает рассказывать, называть предметы, находящиеся в комнате, а дети должны продолжить фразу словами «слева», «справа», «впереди», «позади». Педагог говорит: «Стол стоит…» и бросает мяч ребенку. Тот должен продолжить фразу.

Игра «Где Маша?»

Цели: развитие навыков ориентировки в пространстве.

Оборудование: план комнаты, где проводится игра (стены, окна, двери, предметы мебели), маленькая кукла.

Ход игры: Педагог говорит: «Кукла Маша решила с нами поиграть в прятки. Она спряталась, но оставила нам план комнаты, где её нахождение обозначено кружком». Дети решают поставленную задачу, пользуясь планом. На первых порах детей следует ориентировать относительно реального расположения окон и дверей Следующий шаг- определение ребенком собственного положения на плане, а затем и отмеченного на плане предмета. Один ребенок ищет куклу, остальные наблюдают и подсказывают, если нужно. Игру следует организовать так, чтобы каждый ребенок «смог» найти куклу.

Игры для детей 6-7 лет.

Игра «Из чего сделано?»

Цели: формирование обобщённых представлений о свойствах и качествах предметов.

Оборудование: непрозрачный мешочек с набором предметов, сделанных из разного материала: деревянные, резиновые, стеклянные, металлические.

Ход игры: Педагог проводит с детьми беседу о том, что все окружающие предметы сделаны из разных материалов, уточняет знания детей. Детям предлагается потрогать предметы в мешочке и найти в группе предметы, сделанные из того же материала.

 

Игра «Нарисуй угощение»

Цели: формирование соотношения между словом и образом.

Оборудование: набор предметных картинок лесных животных, бумага, карандаши.

Ход игры: Педагог говорит, что у лесника День Рождения и он пригласил к себе лесных зверей. Лесник не знает, чем их угостить, и просит ребят помочь. Далее педагог раздаёт каждому ребёнку картинку с изображением животного и чистый лист для рисования угощения. После окончания работы каждый ребёнок выходит, показывает рисунок и рассказывает, чем можно угостить его животное.

Игра «Кто тебя позвал?»

Цели: развитие слухового внимания.

Ход игры: По просьбе педагога водящий ребёнок закрывает глаза. Другие дети становятся за его спиной, и один из них зовёт водящего по имени. Тот должен угадать.

 

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ

«Хлопни в ладоши»

Цель: обучение способности к переключению внимания.

Описание задания. Воспитатель говорит ребенку: «Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное – хлопни в ладоши». Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.

 

«Зачеркни букву»

Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

Дидактический материал: вырезка из газеты или журнала с достаточно большим шрифтом. Карандаш.

Описание задания. Ребенку предлагается газетная вырезка. Воспитатель обращается к нему: «На этом листочке написано много разных букв. Ты должен искать одну и ту же букву и зачеркивать ее карандашом. Какую букву ты хочешь вычеркивать?»

 

«Портрет»

Цель: обучение способности концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; уметь смотреть и видеть; уметь рисовать портрет в своем сознании.

Дидактический материал: кукла,

Описание задания. Ребенку предлагается кукла. Он должен рассмотреть лицо куклы, внимательно изучить его, а затем назвать как можно больше характерных деталей.

 

«Узор»

Цель: развитие слухового внимания.

Дидактический материал: тетрадный лист в клеточку, карандаш.

Описание задания. Ребенок под диктовку воспитателя рисует узор.

Вариант задания. Две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз, две клеточки вправо, две клеточки вверх и так до конца строчки.

 

«Найди отличия»

Цель: развитие концентрации внимания.

Дидактический материал: две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета.

Описание задания. Воспитатель: «Посмотри на эти две картинки. Они очень похожи, но у них есть много отличий. Назови, пожалуйста, чем отличаются картинки друг от Друга».

 

 

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ

«Запомни картинки»

Цель: развитие зрительной памяти.

Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, кастрюли, тарелки.

Описание задания. Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Воспитатель показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней.

 

«Каскад слов»

Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Описание задания. Воспитатель просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем воспитатель называет три слова и т.д.

1) огонь;

2) дом, молоко;

3) конь, гриб, игла;

4) петух, солнце, асфальт, тетрадь;

5) крыша, пень, вода, свеча, школа;

6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;

7) орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;

8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;

9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;

10) грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.

Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2-3 раза.

 

«Рассмотри внимательно»

Цель: развитие произвольного внимания.

Дидактический материал: любая сюжетная картинка.

Описание задания. Воспитатель показывает ребенку любую сюжетную картинку и просит ребенка внимательно ее рассмотреть и запомнить как можно больше деталей. Затем картинку закрывает. Воспитатель задает вопросы по картинке, например: «Сколько елочек было на картинке? Кто катался с горки?» Ребенок должен ответить на все вопросы.

 

«Кто не на месте?»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Дидактический материал: десять небольших игрушечных животных.

Описание задания. Игрушки выставляются перед ребенком на столе в один ряд. Воспитатель предлагает ребенку запомнить, какая игрушка на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а воспитатель переставляет местами две игрушки. После чего ребенок поворачивается и отвечает на вопрос: «Кто не на месте?» Игра проводится 5-6 раз.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ

«Дорисуй фигуры»

Цель: развитие целостности восприятия.

Дидактический материал: лист с изображением недорисованных геометрических фигур.

Описание задания. Ребенку объясняют, что художник забыл дорисовать геометрические фигуры, поэтому они «дырявые». Ему предлагают дорисовать фигуры, чтобы они стали целыми.

 

«Что забыл нарисовать художник?»

Цель: развитие наблюдательности, умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания.

Дидактический материал: набор карточек (4 шт.). На первой карточке нарисована лиса без хвоста, на второй – расческа без зубчиков, на третьей – машина без колес, на четвертой – рыба без плавников.

Описание задания. Ребенку предлагается поочередно каждая карточка, и воспитатель спрашивает: «Что забыл нарисовать художник?»

 

«Снежинки»

Цель: развитие пространственных представлений.

Дидактический материал: лист с практическим заданием «Снежинки».

Описание задания. Ребенку предлагается попарно соединить одинаковые кружочки, чтобы получилась красивая снежинка. При этом ребенок должен называть признаки кружочков, которые соединяет.

 

«Пуговицы»

Цель: развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине.

Дидактический материал: большой набор разных пуговиц, среди которых только три одинаковые.

Описание задания. Перед ребенком хаотично раскладывают все пуговицы и предлагают найти три одинаковые.

 

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ

«Сравнение предметов»

Цель: развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций.

Описание задания. Для сравнения ребенку предлагаются следующие пары слов: муха и бабочка, стол и стул, книга и тетрадь, вода и молоко, собака и белка.

Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Воспитатель задает ребенку вопросы; «Ты видел бабочку? А видел муху?» После коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагают их сравнить. Снова воспитатель задает вопросы: «Похожи бабочка и муха или нет? Чем похожи? А чем они отличаются друг от друга?»

 

 

«Четвертый лишний»

Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.

Дидактический материал: пять карточек, на каждой карточке изображены четыре предмета; три предмета связаны между собой каким-либо общим признаком, а четвертый — лишний.

Варианты карточек:

1) сапог, тарелка, тапок, ботинок;

2) вилка, тарелка, яблоко, кастрюля;

3) яблоко, груша, виноград, огурец;

4) помидор, морковь, машина, картофель;

5) шапка, машина, самолет, поезд.

Описание задания. Ребенку поочередно показывают карточки. Психолог говорит: «Посмотри на эти предметы; их — четыре, три предмета как-то связаны между собой, что-то у них есть общее, похожее, а четвертый — лишний, его нужно убрать. Покажи и назови этот предмет». Если ребенок затрудняется с ответом, психолог должен объяснить правильный ответ на примере первой карточки. (Сапог, тапок, ботинок — это обувь, а тарелка — это не обувь, а посуда.)

 

«Сложи узор»

Цель: развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей.

Дидактический материал: кубики Б.П. Никитина «Сложи узор».

Описание задания. Ребенку предлагаются поочередно три первые картинки с нарисованным на них узором. Он должен из кубиков выложить такой же узор.

 

«Найди лишнее слово»

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Описание задания. Ребенку читают серию, состоящую из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно отличается от них и должно быть исключено.

Варианты серий слов:

1) храбрый, злой, смелый, отважный;

2) яблоко, слива, огурец, груша;

3) ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

4) платье, свитер, шапка, рубашка;

5) береза, дуб, сосна, земляника;

6) мыло, мочалка, шампунь, веник.

 

«Мячик»

Цель: развитие аналитического мышления.

Дидактический материал: мяч.

Описание задания. Воспитатель говорит ребенку: «Ты будешь бросать мне мяч и называть любое слово, а я брошу мяч тебе обратно и назову слово, которое подходит к названному тобой». Например, пары слов: тучка – дождик, хлеб – нож, конура – собака, варенье – банка и т.д.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×