Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Картотека лексико - грамматических игр и упражнений по лексическим темам для детей 5-6 лет с ТНР | Буркова Лариса Николаевна. Работа №362789

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т.е на усвоение рода, числа, падежа имен существительных и прилагательных. Знакомство со словами - предметами, словами - признаками, словами - действиями и упражнение в их согласовании друг с другом а также работа над подбором синонимов и антонимов.

На протяжении дошкольного возраста родители, воспитатели детских садов уделяют большое внимание развитию речи детей. Ведь, хорошо развитая речь-это залог успешного обучения в школе. Это грамотные диктанты, изложения и сочинения. Это умение общаться со сверстниками и взрослыми. Это уверенность в себе и адекватная самооценка личности.
Основной акцент родители ставят на изучении букв и умении читать. И всё же, почему ребёнок плохо успевает в школе? Дело чаще всего в ограниченномсловарном запасеребенка.Ребёнок мучительно программирует своё высказывание, использует лишённые содержания слова – паразиты. Речь ребёнка хаотична, не имеет логической завершённости, имеет грамматические ошибки ( рукав— ракавы, ухо— ухи).
Так происходит, потому что взрослые мало говорят с детьми. Живой диалог во многих семьях подменяется общением стелевизором, компьютером. Именно из-за недостатка речевой практики удошкольников массовых детских садов выявляются нарушения грамматических категорий исвязной речи. Внастоящее время, без руководства взрослых связная речь развивается крайне медленно, сбольшим трудом или практически неразвивается.
Следовательно, чтобы устранить эту проблему или хотя бысущественно еескорректировать, нетолько педагоги дошкольных учреждений, нои родители должны направить свои усилия наее решение.
Словарный запас бывает пассивным и активным.Пассивный словарь- это те слова, которые ребенок понимает.Aктивный словарь- это слова, которые ребенок говорит.
Активный богатый словарный запас свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека.Словарный запас ребенка в основном формируется в семье и складывается уже к 6-7 годам.
Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10. Преобладают в словаресуществительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия.В своей речи онактивно используетантонимы(грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.),синонимы(например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.),слова – действия, слова – признаки.
Что жетакое грамматический строй?
Это система взаимодействия слов между собой всловосочетаниях и предложениях.
Асвязная речь— это уже непросто последовательность слов ипредложений, апоследовательность связанных друг сдругом мыслей, которые выражены точными словами вправильно построенных предложениях.
Если ребёнок владеет приемами словообразования исловоизменения, умеет составлять предложения, грамматически правильно сочетая внем слова, усвоил все предложно-падежные конструкции, тогда можно сказать, что у него сформирован грамматический строй.
Как жеродители могут помочь своему ребенку врешении этой проблемы?
Мое предложение— играйте сним в лексико-грамматические игры. Это очень эффективно.
Предлагаю вашему вниманию игры, подобранные по лексическим темам .
Игры наформирование лексико— грамматических категорий
Тема: " Птицы".
1. Д/и "Улетает- не улетает".
Взрослый называет птицу, а ребёнок говорит, перелётная она или зимующая.
2. Д/и "Четвёртый лишний".
Например, ворона, утка, голубь, воробей.
3. Д/и "Один – много".
Образование множественного числа имён существительных, например, Утка – утки, лебедь – лебеди и т. д.
4. Д/и "Улетели птицы".
Упражнение в словоизменении: употребление родительного падежа имён существительных в единственном и множественном числе.
Нет (кого?)- Нет лебедя, утки,….. .
Нет (кого?)- Нет лебедей, уток,….. .
5. Д/и "Чем питаются птицы".
Формирование у детей обобщающего понятия- насекомоядные.
Взрослый показывает картинки насекомых и спрашивает: "Чем питаются птицы?" Дети должны дать полный ответ: "Птицы питаются червяками (бабочками, жучками, стрекозами, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами)".
6. " Чего не хватает".
Взрослый закрывает на картинке различные части тела птицы и спрашивает детей: "Чего не хватает у птицы?" (У птицы не хватает хвоста (головы, туловища, лапок, клюва, глаз, когтей, пёрышек)).
7. " Угадай слово".
Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе.
Птица улетает, а птицы…., (вылетает, залетает, прилетает, летает, клюёт, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьёт гнездо, поёт).
Взрослый выделяет голосом окончание глаголов.
8. Д/и "Назови ласково".
Черное перо- черненькое перышко, серая спина-…… , пёстрые крылья-……….. , белая шея-……….. , красная грудь-…….., милые глаза-…… , острые когти-…….. ,
длинный хвост-…… , белый пух-……, круглая голова-…. , шустрые лапы-….., мягкие перья-…… .
9. Образование сложных прилагательных.
Например, короткий хвост – короткохвостая утка,
острый клюв-……………………………,
черное крыло-……………………………,
красные лапы-……………………………,
тонкие лапы-………………………………,
длинные лапы- ……………………………,
длинные ноги-……………………………..,
длинная шея-………………………………,
короткий клюв-……………………………
10. "Что могут птицы"
Активизация глаголов по теме.
Летать, прилетать, улетать, залетать, петь, щебетать, кричать, махать, вить, откладывать, высиживать, выхаживать, уничтожать вредных насекомых.
11. Подбор родственных слов.
Корм- кормить, кормушка, накормленный, кормление;
Птица- птичий, птицелов, птицефабрика, птичка;
12. "Сосчитай".
Согласование существительных с числительными.
Например, 1утка, 2 утки, 3утки, 5 уток и т. д.
13. Согласование притяжательных местоимений с существительными.
Например, О какой птице можно сказать мой?... моя?... мои?
14. Закрепить употребление предлогов: в, на, под, с, со, из, около, за.
15."Составь предложение".
Формирование навыка составления предложения по 3 опорным картинкам
Птица- гнездо- кормушка. ( Птица вылетела из гнезда, подлетела к кормушке и стала клевать корм).
Птичка- бабочка- птенцы ( Птичка поймала бабочку и принесла своим птенцам).
Птичка- мальчик- гнездо ( Птенчик упал на землю, а мальчик поднял его и положил в гнездо). и т. д.
16. Составление описательного рассказа о птице по плану:
- Кто это?
- Части тела. Чем покрыто тело.
- Где живёт.
- Чем питается.
- Какую пользу приносит человек.
Улетают журавли. И.Соколов– Митков.
В золотые осенние дни собрались к отлёту журавли. Покружили над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в тёплые страны. С высокого ясного неба слышали мы их прощальные клики. До свиданья, до свиданья, журавли! До радостной встречи весною.
Первыми тронулись в путь. Г. Скребицкий.
Первыми улетают от нас быстрокрылые стрижи. Почему они улетают от нас так рано, уже в августе, когда в воздухе ещё достаточно комаров и мошек? Вот ласточки ещё не тронулись в путь, а ведь они тоже питаются летающими насекомыми.
В августе воздух около земли ещё тёплый, но чем выше, тем он холоднее. Высоко в воздухе насекомые уже не летают, поэтому для стрижей уже недостаточно добычи. Они и улетают от нас раньше ласточек.
Кормушка.
Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На другой день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зёрен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.
Снегирь. П. Соколов.
Наряднее становится зимняя природа, когда прилетают к нам красавцы снегири.
Снегирь- красногрудая птичка с серой спинкой и черной головкой.
Держатся снегири небольшими стайками, питаются почками растений, семенами деревьев и кустарников, ягодами.
Снегири украшают нашу зимнюю природу.
Мы- ваши друзья. А. Аксёнова.
Пришла зима. Многие птицы улетели на юг. А мы: воробьи, синицы- остались с вами в городе. Голодно нам. А еда под снегом.
Не удивляйтесь, что мы ещё с осени начинаем носами в окна стучать. Мы напоминаем вам: вы слушали весной наши песни, осенью ели груши, яблоки. Это мы сады охраняли. Теперь ваш черёд. Помогите нам!
Тема: "Части тела".
Лексико-грамматические игры и упражнения.
Образование существительных множественного числа.
Например, ухо- уши, шея- шеи и т. д.
Образование существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом. Например, нос- носик, рот- ротик и т. д.
Подбор слов- антонимов.
Например, большой- маленький, высокий- низкий, тонкий- толстый,
длинный- короткий.
Согласование числительных с существительными.
Д/ и "Сосчитай".
Определение количества частей тела.
Взрослый называет, какую то часть тела, а ребёнок говорит, сколько таких
частей тела у каждого человека. Например, глаз – (два глаза), ухо- (два уха),
нога- (две ноги), нос- (один нос), губа- (две губы), затылок- (один затылок) и
т. д.
У кого какие волосы, глаза, брови, носы, уши, плечи, ресницы.
Например, У меня глаза красивые, серые, большие, умные и т. д. У меня
волосы густые, длинные, вьющиеся, блестящие и т. д.
Д/и "Доскажи словечко".
Головой мы что делаем? (Думаем). Ушами…. (слушаем), глазами….
(смотрим), носом….. (дышим, нюхаем), ртом….( едим, пьём, говорим),
руками….(берём, держим), пальцами…. (трогаем, гладим, рисуем),
ногами….. (ходим, бегаем, прыгаем).
Д/и "Для чего". Составление и употребление в речи сложных предложений с предлогом для.
Для чего нужны глаза? (Глаза нужны для того, чтобы видеть). Словарь:
нос, уши, рот, язык, ноги, кулаки, волосы, зубы, колени, и т. д.
Д/и "Найди ошибку". Употребление грамматической категории дательного падежа.
Ноздри нужны глазам. Ресницы нужны ушам. Подбородок нужен кулаку.
Локти нужны ногам. Колени нужны шее. Ноги нужны голове. Затылок
нужен пяткам. Лопатки нужны животу. И. т. д.
Д/и "Подумай и ответь". Согласование существительных с числительными. Дети должны дать полный ответ на вопрос взрослого.
Сколько глаз у двух детей? ( У двух детей четыре глаза).
Сколько ушей у трёх мальчиков?
Сколько лап у двух курочек?
Сколько лап у двух кошек?
Сколько пальцев на двух руках?
Сколько ушей у двух мальчиков?
Сколько ушей у двух собак?
Сколько пальцев на правой ноге?
Сколько носов у четырёх мальчиков?
Д/и "Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным.
На столе разложены различные предметы: зубная щетка, мыло утюг, мочалка и т. д. Дети выбирают любой предмет и составляют предложения.
Например, Расческа нужна человеку, чтобы причесывать волосы. И т. д.
Шуточный рассказ "Голова".
Жила- поживала голова. Вверху у неё было темя, сзади – затылок, по бокам были уши, а впереди было лицо. У головы был трон- шея. Голова важно сидела на шее. А шея с туловищем дружила, шея туловищем дорожила. У туловища были руки и ноги. У рук были лопатки, а у ног пятки. У рук были локти, а у пальцев ногти. Все части тела важны, все человеку нужны".
Сказка "Великан и гномик".
"Жил- был Великан. У него был не нос, а …… (носище), не глаза, а….. (глазище), не губы, а …… (губищи), не руки, а……. (ручищи), не кулаки, а…. (кулачищи), не локти, а …….(локтищи), не ноги, а ……. (ножищи), не ногти, а……. (ногтищи).
У Великана был не дом, а …… (домище). А рядом стоял домик, в котором жил Гномик. У него был не нос, а……….. (носик) и т. д.
Великан был громадный, а Гномик малюсенький. Но они весело жили и крепко дружили".
Тема: Посуда.
Назови посуду: чайную-…..; столовую-……; кухонную-……. .
1. Подбери признаки:
Чашка- красивая, фарфоровая, голубая, расписная, тонкая, лёгкая, детская, чайная, праздничная.
2.Образуй признаки от предметов:
Хрусталь- хрустальный;
Керамика- керамическая;
Глина – глиняная и т. д.
3. Назови ласково:
Чашка- чашечка;
Тарелка- тарелочка;
Ложка- ложечка и т. д.
4. Подбери предметы к признакам:
Хрустальный- стакан, бокал, фужер, салатник и т. д.
Хрустальная- ваза, салатница, хлебница и т. д.
Хрустальное- блюдо, блюдце, ведёрко и т. д.
5. Посчитай предметы с признаками о т 1 до 10 и обратно:
Хрустальный бокал;
Хрустальная салатница;
Хрустальное блюдце и т. д.
6. "Один- много".
Одна кастрюля- много кастрюль; одна чашка – много чашек и т. д.
7. "Часть и целое". Дети называют части предметов посуды, составляют предложения: У чайника есть носик, ручка, крышка, донышко. И т. д.
8. " Четвёртый лишний".
Чашка, блюдце, кастрюля, чайник.
Поварёшка, тарелка, супница, сахарница. И т. д.
9.Д/и "Магазин".
Дети "приходят в магазин и покупают" посуду, объясняя её назначение.
Я куплю кастрюлю и буду варить в ней суп. И т. д.
10. " Чего не хватает?" Усвоение категории родительного падежа.
Взрослый показывает картинку с изображением посуды, закрывая какую- либо часть, и спрашивает: "Чего не хватает у чайника?"( У чайника не хватает носика) И т. д.
.
11.Образование относительных прилагательных.
Посуда из стекла (какая?)- Стеклянная;
Посуда из металла-_________________
Посуда из глины-___________________
Посуда из пластмассы-_______________
Посуда из дерева-___________________ Посуда из фарфора-__________________
Посуда из алюминия- ________________
Посуда из керамики- _________________
Посуда из серебра-___________________
Посуда из фаянса
12. "Составь предложение" Составление сложных предложений со значением противопоставления.
Взрослый выставляет на доске по две картинки. Дети должны составить предложения, например: "Кастрюля сделана из железа, а стакан – из стекла. Ложка сделана из дерева, а чашка- из фарфора". И т. д.
13. "Где живут продукты?"
Взрослый объясняет детям, что у каждого продукта есть свой домик и просит угадать детей название домика.
Сахар живёт в……. (сахарнице). Соль живёт в…… (солонке). Сухари живут в…….. (сухарнице). Масло живёт в…… (маслёнке). Перец живёт в .. (перечнице).
Чай живёт в …. (чайнике). Кофе живёт в….. (кофейнике). Селёдка живёт в…(селёдочнице). Конфеты живут в…. (конфетнице). Салат живёт в ….(салатнице).
14. " Чашка и блюдце".
Дети выполняют инструкции взрослого и комментируют свои действия.
- Поставь чашку на блюдце. – Я поставил чашку на блюдце.
- Возьми чашку с блюдца.-….
- Поставь чашку возле блюдца. -…….
- Поставь чашку справа от блюдца.-……….
- Держи чашку над блюдцем.-……….
- Поставь чашку перед блюдцем.-…………
-Поставь чашку под блюдце-………..
Возьми чашку из- под блюдца.-……………..
- Отдай чашку Тане, а у неё возьми блюдце.-………… И т. д.
15. "Объясни слово".
Уточнить значение слов: мясорубка, самовар, овощерезка, холодильник, хлеборезка, соковыжималка.
16. "Чего не бывает?"
Взрослый показывает какую- либо часть предмета посуды, а дети комментируют.
Не бывает чайника без ……… (носика).
Не бывает тёрки без ……. (дырочек).
Не бывает кастрюли без………. (дна).
Не бывает кофейника без…… ( ручки).
Не бывает сита без ……. (дырочек).
Не бывает ножа без……… (лезвия).
17. "Назови и объясни 4 слово".
хлеб- нож; суп- поварёшка;
чай- чайник; суп- …. (кастрюля).
Сыр- молоко; колбаса- ……..(мясо).
Запах- нос, вкус- ….. (язык).
18. "Для чего они нужны".
Ложка- чтобы есть суп; нож-…; тарелка-……….; сковорода-………; вилка-…; чашка-………; кастрюля-……; чайник-…… .
19 . Исправь предложение:
Суп разлили по стаканам.
На чайнике кипит чай.
20. Вопросы на засыпку:
Чашку разбили вместе с тарелкой.
Что разбили раньше? Что – позже? А что вообще не бьётся?
Рассказы для чтения.
Помощники. И. Калинина.
Саша с Алёшей помогали накрывать на стол. Все сели обедать. Суп налили, а есть нечем. Вот так помощники. Стол накрыли, а ложки забыли.
Мамина чашка.
На улице шел дождь. Мама не разрешила гулять. Алёше было скучно. Он взял мяч и стал бросать его. Мяч упал на стол и опрокинул мамину любимую голубую чашку. Чашка упала на пол и разбилась. Мама услышала звон стекла, пришла в комнату и спросила, кто разбил чашку. Алёша испугался и показал на Бобика. Мама взяла веник и выгнала Бобика на улицу.
Темнело. Дождь шел все сильнее. Мокрый Бобик скулил на крыльце.
Алёше стало стыдно. Он пошёл к маме и во всём признался. Бобика пустили домой и напоили молоком.
Считалка.
Подогрела
Чайка
Чайник,
Пригласила
Девять
Чаек:
-Приходите
Все
На чай!
-Сколько чаек?
Отвечай!
Художественная литература:
А. Гайдар, "Голубая чашка".
К.И. Чуковский, "Федорино горе", "Муха- Цокотуха".
Братья Гримм, "Горшок каши".
Русская народная сказка "Лиса и журавль".
М. Матвеева "Синяя чашка".
Д. Хармс "Иван Иваныч Самовар"
Тема: "Одежда, обувь, головные уборы".
Лексико- грамматические упражнения.
Назвать зимнюю, летнюю, демисезонную одежду, обувь, головные уборы. Сравнить их между собой. Например, сравнить зимнюю и летнюю одежду; зимнюю и летнюю обувь и т. д.
Подобрать как можно больше признаков к существительным, например, Шуба (какая?) – пушистая, тёплая, меховая, мягкая и т. д.; (шапка, платье, юбка, куртка, рукавицы и т. д.)
Д/и "Подбери слово" . (Винительный падеж) .
Что вяжут?- Шапку, варежки, свитер и т. д.
Что шьют?- Пальто, платье ………
Что надевают?- Пальто, свитер……Что обувают?- Сапоги, валенки……..Что штопают?- чулки, носки……….
Что завязывают?- шнурки, платок……..
Д/и "Из чего – какой?
( Образование относительных прилагательных)
Из ситца- ситцевый, из льна-… , из шелка- …….. , из шерсти-…. ,
из меха- …. , из пуха-…. , из резины-… , из вельвета-… , из парчи-… , из драпа-…. , из кожи- ….. , из хлопка-… .
Д/и "Магазин".
( Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными).
Покупатель: "Что у вас есть из меха?"
Продавец: "Меховая шуба, меховые рукавицы…."
Покупатель: "Что у вас есть из кожи?"
Продавец: "Кожаная куртка, кожаные перчатки….."
( Из шерсти, из шелка, из джинса…………)
Д/и "Узнай материал на ощупь".
Взрослый предлагает с закрытыми глазами ребёнку определить материал, из которого сделан предмет.
"Запомни и назови".
Взрослый предлагает детям запомнить ряд слов (3-5) , обозна -
чающих предметы одежды, затем повторить их и выложить и
выложить соответствующие предметные картинки.
Например, Логопед:- кофта, платье, пальто.
Ребёнок:- кофта, платье, пальто (выкладывает картинки в
названном порядке)
"Назови ласково".
Например, юбка- юбочка, ….
"Чьё это?"
Перед каждым ребёнком лежит картинка, на которой изображе
ны предметы одежды. Он должен запомнить их.
Логопед собирает картинки, а затем произносит: "Платье. Чьё платье?" Ребёнок: "Это моё платье".
"Один- много".
Один костюм, много костюмов….. .
"Употребление предлогов "в", "на", "под".
Например, Мама убирает туфли в шкаф.
"Подбери предметы к признакам":
Шелковый- халат, платок, шарф;
Шелковая- блуза, юбка, панама….;
Шелковое- платье,
Аналогично игра проводится с другими признаками.
13."Счет предметов от 1 до10 и обратно".
Шерстяная рубашка, бархатное платье, полотняная блуза и
т. д.
"Скажи наоборот".
Надевать- снимать, Обувать- разувать, покупать- продавать, завязать- развязать, застёгивать- расстегивать, гладить- мять, повесить- снять, обуваться- разуваться.
"Подбор глаголов к слову одежда".
Надевать, носить, снимать, покупать, шить, вязать, одевать, застёгивать, гладить, зашивать, штопать, чинить, латать, стирать, сушить, вешать и т. д.
"Чего не хватает?"
Усвоение категории родительного падежа.
Взрослый показывает картинку, закрывает какую- либо деталь.
Дети комментируют: "У рубашки не хватает рукава".
"Что с чем".
Закрепление знаний о деталях одежды. Усвоение конструк
ций с предлогом "с".
Взрослый предлагает назвать детям предметы одежды и обу
ви, а также перечислить детали названных вещей.
У меня рубашка с воротником.
У меня юбка с поясом.
У меня шарф с кисточками.
У меня туфли с каблуками. И т. д.
18. " Замени два предложения одним".
- Маша надевает платье.
- Машенька надевает платьице ( Дети одеваются).
- Маша снимает пальто.
-Машенька снимает пальтицо. ( Дети раздеваются).
- Маша надевает юбку.
- Машенька надевает юбочку. (Дети одеваются).
- Маша стирает сарафан.
- Машенька стирает сарафанчик. (Дети стирают).
- Маша пришивает пуговицу.
- Машенька чистит кофточку. ( Дети ухаживают за одеждой).
19. Подбор слов – антонимов.
Длинный рукав- короткий рукав; узкая юбка-….. ;
короткое платье-…… ; острый воротник- ….. ;
белый костюм-…. ; широкие брюки-….. .
Тема: "Осень"."Деревья".
Лексико-грамматические упражнения:
1. "Четвёртый лишний".
Дифференциация признаков осени от других времён года. Развитие связной речи.( употребление сложноподчинённых предложений). Развитие зрительного внимания.
Воспитатель помещает на наборное полотно 4 картинки, на 3 из которых помещено одно время года, а на четвёртой другое. Дети рассматривают картинки и составляют предложения. Например, -Здесь лишняя вторая картинка, потому что на ней нарисовано лето, а на остальных картинках нарисована осень. И т. д.
2. "Подумай и отгадай".
Отгадывание и толкование загадок по теме.
3. Д/и "Сосчитай листочки".
Один дубовый листочек, два дубовых листочка…., пять дубовых листочков.
Д/и "Назови лист".
У клёна- кленовый, у берёзы- .., у рябины- …, и т. д.
Д/и " Скажи наоборот".
У сосны иглы длинные, а у ели…… .
У клёна листья большие, а у берёзы…. .
У дуба ствол толстый, а у берёзы… .
У берёзы ствол светлый, а у клёна… .
Д/и "Телефон".
Взрослый тихо говорит названия трёх деревьев, а он шепчет эти названия на ухо следующему и т. д.
"Времена года".
4 ребёнка берут себе имена- Зима, весна, лето, осень. остальные дети должны их расставить по порядку, проговаривая вслух: "Зима идёт за осенью. Осень идёт за летом. Лето идёт за весной " и т. д.
8. Д/и " Подбирай, запоминай, называй".
Небо осень ( какое?) - хмурое, Серое, унылое.
Солнце осень ( какое?) - ……….. .
Дождь осень ( какой?) -…………… .
Листья осень ( какие?) - ……… .
Осенью листья ( что делают?)- краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают,.
кружатся, шуршат.
Осенью дождь ( что делает?)- ……. .
Осенью солнце ( чтотделает?)-………. .
Осенью птицы ( что делают?)- ………. .
Осенью колхозники ( что делают?)- ……. .
9." Какое слово не подходит?"
Дождь, дождевик, дождливый, подожди, дождевой.
Ива, ивовый, пиво, ивняк.
Осень, осенний, синий.
Желтый, желтеть, жесткий, желтизна.
Капля, капать, копать, капелька, накапало.
10. "Что пропало?"
Раскладываем перед ребёнком картинки с изображением листьев берёзы,
клёна, дуба, рябины, клёна. Просим запомнить их. потом ребёнок
отворачивается, а взрослый убирает одну картинку. Ребёнок должен
сказать какой лист убрали.
11. "Исправь предложение".
На клёне желтеют берёзовые листья.
Когда идёт дождь, на улице сухо.
12. Раскладываем перед ребёнком картинки с изображение 3 разных
листьев. Ребёнок должен их назвать и сказать, как они лежат. Например,
"Дубовый лист- между кленовым и берёзовым". Или "Кленовый лист-
справа от рябинового и слева от дубового" и т. д.
Вставь в предложение пропущенный предлог В, НА, ПОД.
Берёзовый лист упал…. землю. Лена увидела …корзинке желтый берёзовый лист. ….. корзиной лежал красивый маленький лист клёна.
Задание:Нарисуй 3 листочка так, чтобы желтый был между красным и
зелёным".
Рассказы для пересказа
ОСЕНЬ.
Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Моросит холодный дождь. Солнце светит мало. Желтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый ковёр.
ОКТЯБРЬ.
Наступила осень. Люди выкопали картошку. Они убрали с полей и огородов свёклу, капусту, морковь, репу. Пусто стало на полях. Люди собрали большой урожай с полей.
Осенние дожди .
Осенние дожди совсем не похоже на летние. Дождь осенний- моросящий. Как зарядит сыпать маленькими капельками на землю , так и будет идти день, два, три, неделю не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь. По Г. Скребицкому.
Лес осенью.
Летом лес был зелёный. Теперь берёзки и клёны жёлтые. Осины красные. Между ними ёлочки зеленеют.
Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо- тихо на землю опускаются.
Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. на следующий год из семян вырастут новые растения.
Осина. И. Соколов- Митков.
…..Хорош осиновый лес в осенние ясные дни. В пурпурно- красный цвет окрашена листва. Чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Тут и там под ними красноватые шляпки поздних грибов- подосиновиков. Шелестит под ногами пожелтевший папоротник, и ещё горче пахнет в осиновом лесу.
Осень.
На дворе дождь, ветер, холодно.
Саша подбежал к окну. А под окном качается от ветра большое дерево. Ветки уже голые, без листьев. Только у самого окошка один листок качается. Заметил его Саша, закричал: "Смотрите, какой листочек красивый!"
Подбежали ребята. А сильный ветер налетел, листок сорвал и унёс.
Вопросы: Какая погода была на дворе?
Что увидел Саша из окна? Почему ребята не смогли увидеть последний листок?
. Полянка в лесу. М.Пришвин.
Берёзки последнее своё золото ссыпают на ели и на уснувшие муравейники. Я иду по лесной тропе, и осенний лес мне становится, как море, а полянка в лесу- как остров.
На этом острове стоят тесно несколько ёлок. Под ними я сел отдохнуть.
У этих ёлок, оказывается, вся жизнь вверху. Там, в богатстве шишек, хозяйничают белки, птицы клесты и ещё много неизвестных мне существ. Внизу же под елями , мрачно, черно, и только видишь, как летит шелуха от шишек. Это белки и клесты шелушат еловые шишки и достают из них вкусные семечки. Из такого семечка выросла когда то и та высокая ель, под которой я сейчас сижу.
Вопросы: С чем сравнивает Пришвин лес и отдельную полянку в лесу?
Кто обитает на верхушке ёлок?
Чем питаются белки и клесты?
Из чего выросла ель, под которой отдыхает автор?
О каком времени года говорит Пришвин?
Что ты сам сможешь рассказать об осеннем лесе?
Художественная литература:
К. Ушинский "Спор деревьев".
С. Воронин "Моя берёза. Осенью".
С. Маршак "Сентябрь", "Октябрь", "Ноябрь".
Тема: " Овощи. Фрукты. Грибы. Ягоды".
Лексико- грамматические упражнения.
Д/И "Четвёртый лишний".
Д/и "Подбери признак". Например, яблоко (какое?)- ….. , клюква (какая?)-…….. , помидор (какой?)-……. , и т. д.
Д/и "Узнай по описанию". Попросить ребёнка самостоятельно составить описательную загадку об овоще, фрукте, ягоде). Например, овальный, твёрдый, жёлтый, кислый, кладут в чай. (Лимон). Либо Растут возле пней на длинных ножках с коричневыми шляпками . ( Опята).
Д/и "Узнай на ощупь". "Узнай по запаху".
Предложить ребёнку узнать овощ, фрукт на ощупь с закрытыми глазами, по запаху.
"Образование относительных прилагательных ( по темам овощи, фрукты, ягоды). Например, сок из яблок- яблочный, варенье из яблок- яблочное, начинка из яблок- яблочная и т. д.
Составить описательные рассказы по плану:
Что это?
Где растёт?
Внешний вид.
Каков на вкус?
Что из него готовят?
. Составить сравнительные рассказы о клюкве и малине, о яблоке и лимоне, об огурце и помидоре; о боровике и опёнке и т. д.
Д/и "Сосчитай и называй".
Например, один огурец, два огурца….. , Одна лисичка, две лисички ….. и т. д.
Д/и "Один- много".
Например, Таня в саду собрала много клубники, смородины,
крыжовника и т. д. Витя в лесу собрал много боровиков,
подберёзовиков, волнушек и т. д.( По аналогии выполняются
задания по теме "ягоды", "овощи".
Составить предложения из слов.
Яблоко, лежать, яблоня, под.
Картошка, расти, огород, в.
Клубника, тарелка, лежать, на.
Подберёзовик, расти, берёза, под.
10. Закончить предложения:
Мама почистила картошку, чтобы….. . Мама помыла овощи, чтобы….. . Мама собрала в саду малину, чтобы…… . Мама купила в магазине яблоки, чтобы….. . Мама почистила грибы, чтобы…. .
Составь предложение.
Составить как можно больше сложносочинённых предложений по схеме и образцу. Например: Морковь- овощ, а яблоко – фрукт. Морковь растёт в огороде, а яблоко – в саду. Из моркови делают салат, а из яблок- компот.
, А
Д/и "Подскажи словечко".
Поздним летом в огород собирается народ.
Зрел всё лето урожай, что собрали? Отгадай!
Здесь весною было пусто. летом выросла….. (капуста).
Солнышко светило, чтобы ярче зеленел….. (укроп).
Собираем мы в лукошко очень крупную…… (картошку).
От дождя земля намокла- вылезай, толстушка…… (свёкла).
Из земли- за чуб плутовку! Тянем сочную…..(морковку).
Надо поклониться низко, чтобы вытащить ….(редиску).
Помогает деду внук- собирает с грядок…… (лук).
Просит дедушка Федюшку: "Собери ещё … (петрушку)".
Вот зелёный толстячок- крупный, гладкий……. (кабачок).
И красавец – великан тёмно- синий …….. ( баклажан).
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.
13.Д/и "Скажи- наоборот".
Яблоко круглое, а груша….. (овальная).
Лимон кислый, а апельсин….(сладкий).
Слива мягкая, а яблоко…….(твёрдое).
Капуста большая, а помидора……. (маленькая).
Огурец овальный, а репа…. (круглая).
Клубника крупная, а земляника….. (мелкая).
Ежевика сладкая, а смородина…… (кислая).
14. Отгадывание загадок по теме.
15. Д/и "Что где лежит".
Муляжи ягод, фруктов, овощей, грибов раскладываем в разных
местах (на, под, в, около, за, перед, между и т. д) Ребёнок
собирает их и говорит, где что нашёл. При этом особое внимание
обращаем на употребление существительных с предлогами.
16. Д/и "Какие грибы (ягоды, овощи, фрукты) спрятались на
картинке".
17 Вопросы на засыпку:
Стоят на опушке три волнушки. Чего больше опушек или волнушек?
Чего в лесу больше- грибов или белых грибов?
Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше шляпок или
ножек?
Рассказы для пересказа.
Кто как одет. Э.Шим.
Дни стали ненастные, ночи холодеют. на огородах стали овощи убирать, чтобы не попортились, не помёрзли. Сначала убрали огурцы- голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свёклу и разную петрушку.
Одна капуста осталась. Её позже всех убирают. У неё, у капусты, семьдесят одёжек, она холода не боится!
Вопросы:
Когда убирают овощи?
Какие овощи убрали с огородов?
Что осталось в огороде?
У капусты семьдесят одёжек. почему так говорят?(Ребёнок должен вспомнить загадку о капусте).
. "Работа на огороде".
Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой урожай овощей.
Вопросы: Как одним словом можно назвать лук, морковь, свеклу, картофель, огурцы?
Где растут овощи?
Что делают колхозники осенью на огороде?
Как яблоки собирают. Б. Житков.
……Я увидел лестницу. А на лестнице стояла тётя. Она доставала яблоки и давала их девочкам. А девочки их в корзинку клали. А потом я увидел целую кучу яблок. Там сидели две тёти и на яблоки смотрели. Возьмут яблоки повертят, повертят и складывают в корзинку. Смотрели, чтобы пятнышка не было. Без пятнышка- это самые лучшие яблоки. Эти яблоки каждое в бумажку заворачивают, потом накладывают в ящики, а потом в ящиках всюду развозят.
Где растёт ягода.
Кислая клюква растёт на болоте. Собирать её можно и весной, когда растает снег. кто не видел, как растёт клюква, может ходить по ней и не видеть её. Черника растёт- её видишь: рядом с листиком ягоды. И так их много, что место синеет. Голубика растёт кустиком. В глухих местах встречается и костяника- красная ягода кисточкой, кислая ягода. Единственная ягода у нас клюква невидима сверху.
Вопросы: Как растёт клюква?
Какие ещё ягоды растут в лесу?
Как они растут?
Какая ягода невидима сверху?
Последние ягоды. И. Павлова.
Поздней осенью на болотах поспевает клюква. Она растёт на кочках, ягоды лежат прямо на мху. Ягоды видны издалека, а стебельки незаметны. Но если присмотришься, увидишь, что на моховой подушке протянулись тоненькие нити, а на них- жесткие блестящие листочки.
Волнушка. В. Зотов.
У какого гриба на шляпке волны? Ну конечно же, у розовой волнушки. Поэтому её так и назвали. Такие волны бывают, если бросить в воду камень
Художественная литература:
Л. Н. Толстой "Косточка".
Я. Тайц "По ягоды",
Н. Носов "Огурцы".
Ю. Тувим "Овощи".
Б. Житков " Баштан". "Сад".
В. Зотов "Брусника", "Земляника", "Малина", "Лисичка", "Мухомор", "Подберёзовик" (из книги "Лесная мозаика"). "Чудесные ягоды".
Русские народные сказки "Репка". "Вершки и корешки".
Тема: " Русская народная игрушка".
Лексико- грамматические упражнения.
Д/И "Назови игрушку". (образование относительных прилагательных).
Игрушка (матрёшка, дудка) из дерева (какая?)-….. деревянная;
Игрушка (свистулька) из глины (какая?)-….. глиняная;
Игрушка (куколка) из керамики (какая?)- …….керамическая.
Прочитать ребёнку "Игрушкины частушки".
Наши руки крендельком, щёки будто яблоки.
С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные, хохотушки вятские-
Щеголихи слободские, кумушки посадские.
Дымковские барышни всех на свете краше,
А гусары- баловни- кавалеры наши.
3. Нарисовать пять матрёшек (от самой большой до самой маленькой) и сосчитать их по образцу: одна матрёшка, две матрёшки …. и т. д.
4. Составить описательный рассказ о матрёшке по плану:
Что это?
Какого цвета, размера, формы?
Из какого материала сделана?
Из скольких частей состоит?
Как в неё играют?
Д/и "Что изменилось?"
Д/и "Чего не стало?"
Д/и "Отгадай по описанию".
Тема: "Посуда. Продукты питания".
Рассмотреть вместе с ребёнком посуду- кухонную, чайную, столовую.
Закрепить названия предметов и слова, определяющие их назначение.
Показать ребёнку продукты, из которых готовится пища.
Закрепить название обеденных блюд (борщ, суп, каша и т. д), названия продуктов, а также слова, обозначающие способы приготовления пищи. При этом следует спросить у ребёнка: "Что готовят из мяса? картофеля? капусты? Из чего готовят винегрет?" Затем необходимо выяснить, какую он знает посуду ( кухонную, столовую, чайную). Где хранится посуда (в шкафу, в буфете, в серванте).Рассмотреть посуду, объяснить, что посуда бывает двух видов: в которой готовят пищу и из которой едят. Сравнить посуду (большие ложки и маленькие ложки, мелкие тарелки и глубокие тарелки…), обратить внимание на то, что посуда может биться.
Лексико- грамматические упражнения.
Отгадывание загадок по теме.
Составить предложения с предлогом в , упражнять в словообразовании.
В какую посуду кладут….(хлеб, горчицу, перец, салат, конфеты, соль, молоко, селёдку, масло)?
Что кладут в салатницу? (селёдочницу, солонку, маслёнку, сахарницу)?
что наливают в супницу , молочник, соусницу, кофейник, чайник?
Составить сложносочинённые предложения с союзом а по образцу:
Соль кладут в пюре, а сахар в чай. ( В какую еду кладут сахар, в какую соль?)
В стакане кефир, а в чашке – кофе. (Какой напиток в какой посуде?)
4. Составить предложение с предлогом с ( употребление творительного падежа существительных).
С чем ведро, если в нём…. (вода, молоко, бельё, бумага, снег…)?
С чем кастрюля, если в ней…( суп, борщ, картошка….)?
С чем чашка, если в ней…. (чай, кисель, кофе, молоко….)?
С чем банка, если в ней…. ( капуста, варенье, мёд, мука…)?
5. Д/и "Какое это блюдо?" (образование относительных прилагательных).
Какой суп из… ( фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?
Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки….)?
Какой сок из….(моркови, груши, апельсина….)?
Какая посуда бывает….. (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? ( Стеклянная- сделана из стекла).
6..Объяснить ребёнку значение сложных слов "картофелечистка",
"овощерезка", "кофеварка", "соковыжималка", "мясорубка",
"кофемолка", "соковарка".
7. Д/и "сосчитай посуду". (Согласование существительных с числительными).
Например, один нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей.
8. Д/и "Четвёртый лишний". ( по картинкам).
Чашка, блюдце, кастрюля, чайник.
Поварёшка, тарелка, супница, сахарница.
9.Д/и "Назови одну".
Фасоль-фасолина,
Горох-…… ,
Виноград-… .
Картофель-….,
Макароны-…… ,
Изюм-…. ,
Мармелад-…..,
Рыба-….. .
"Назови и объясни четвёртое слово".
Хлеб- нож; суп- поварёшка,
Чай- чайник; суп-……( кастрюля),
Сыр- молоко; колбаса- ….. (мясо),
Запах- нос; вкус- ….. (язык).
11. Д/и "Для чего нужны?"
Ложка- чтобы есть суп;
Нож- …..;
Тарелка-……;
Сковорода-…..,
Вилка-…..,
Чашка-…..,
Кастрюля-…..,
Чайник-…… .
12. Что может быть :
Сладким- чай, варенье, мороженое.
Солёным- ……,
Жирным-……,
Горячим-…….,
Холодным-…… .
Исправь предложения:
Суп разлили по стаканам.
На чайнике кипит вода.
Вопросы на засыпку:
Чашку разбили вместе с тарелкой.
Что разбили раньше? Что позже? А что вообще не бьётся?
Выполни указание:
Поставь чашку слева от блюдца, а ложку положи слева от чашки.
Поставь блюдце на чашку, под неё, за неё, между чашкой и ложкой.
Рассказы для пересказа.
Мамина чашка.
На улице шел дождь. Мама не разрешила гулять. Алёше было скучно. Он взял мяч и стал бросать его. Мяч упал на стол и опрокинул мамину любимую голубую чашку. Чашка упала на пол и разбилась. Мама услышала звон стекла, пришла в комнату и спросила, кто разбил чашку. Алёша испугался и показал на Бобика. Мама взяла веник и выгнала Бобика на улицу.
Темнело. Дождь шел все сильнее. Мокрый Бобик скулил на крыльце.
Алёше стало стыдно. Он пошёл к маме и во всём признался. Бобика пустили домой и напоили молоком.
Помощники. И. Калинина.
Саша с Алёшей помогали накрывать на стол. Все сели обедать. Суп налили, а есть нечем. Вот так помощники. стол накрыли, а ложки забыли
Мёд . (По Вальперу)
Привлекаемая ароматом цветка, пчела зачерпывает капельку нектара. Нектар- это сладкий сок некоторых растений. В древние времена нектар называли душой цветков. Пчела заполняет им свой медовый зобик и начинает перерабатывать нектар в мед. Возвратившись в улей, пчела- сборщица передаёт свою капельку нектара пчеле- приёмщице, которая продолжает перерабатывать нектар, а потом складывает его в ячейку сотов.
В сотах мёд дозревает. Когда он созревает, пчелы закрывают ячейки маленькими восковыми крышечками. Увидев это, люди понимают:"Мед готов!"
Вопросы:
Что такое нектар?
Из чего и как пчелы делают мёд?
Где зреет мёд?
Как люди узнают, что мёд готов?
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз