Картотека наблюдений на прогулке | Кудашева Лариса Анатольевна и Бурковская Екатерина Витальевна. Работа №344985
Осень
Сентябрь
Наблюдение за состоянием погоды.
Цель: учить определять время года по характерным признакам.
Ход наблюдения. Предложить детям посмотреть, есть ли на небе солнышко или тучи. Спросить, что сделали тучи (закрыли солнце), отметить, какое небо (хмурое), какая погода (хмурая).
Дуют ветры, ветры буйные,
Ходят тучи, тучи темные.
Обратить внимание детей на верхушки деревьев (раскачиваются), дует ветер, раскачивает деревья. Если в край далекий птицы полетели, если небо хмурое, если дождик льется. Это время осенью зовется.
Наблюдение за песком.
Цель: сравнить свойства сухого и мокрого песка.
Ход наблюдения. Показать детям что сухой песок рассыпчатый, а мокрый сохраняет форму того предмета, в который его насыпали. Предложить сделать из песка «пирожки», «куличики», «домики-холмики». Показать, что на песке можно рисовать палочкой «Давайте порисуем на песке».
Наблюдение за облаками.
Цель: познакомить с различными природными явлениями; показать разнообразие состояния воды в окружающей среде; формировать творческое отношение к делу.
Ход наблюдения.
Я сегодня видел сам:
Слон гулял по небесам!
Фиолетовою тушей,
Не в тропических лесах,
А у нас, над нашей сушей
Слон слонялся в небесах.
В синеве он важно плыл.
Даже солнце заслонил.
Предложить детям понаблюдать за облаками, рассказать, что облака состоят из капелек воды. Пусть каждый ребенок даст своему облаку имя.
Наблюдение за птицами.
Цель: продолжить наблюдение за птицами на участке; учить различать основные части тела.
Ход наблюдения. Осенью можно часто увидеть, как на телеграфных проводах или кустах сидят и чирикают воробьи. Обратите внимание детей, что птицы собираются к холоду. Предложите детям покормить птиц, насыпав им хлебных крошек, и понаблюдайте, как птицы клюют корм. Вместе с детьми рассмотреть внешний вид птиц.
Воробей скакал по грядке,
Рядом кот играл с ним в прятки…
-Не поймать меня коту,
Я проворный на лету.
Наблюдение за собакой.
Цель: дать представление о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении; воспитывать любовь к животным.
Ход наблюдения. Наблюдать за собаками, которых выгуливают хозяева. Охарактеризовать внешний вид животного и его поведение. (Собака очень привязана к человеку, она стережет его дом, ходит с ним на охоту.)
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
Хвост колечком.
Во время прогулки спросить у детей, у кого есть собака, кто за ней ухаживает.
Наблюдение за солнцем.
Цель: вырабатывать представление о том, что, когда светит солнце — на улице тепло.
Ход наблюдения. Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду. Солнце огромное, раскаленное. Обогревает всю землю, посылая ей лучи. Вынести на улицу маленькое зеркало и сказать, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они поиграли с ним. Навести луч на стену. Солнечные зайчики играют на стене.
Солнечные зайчики скачут по дорожке.
Я поймаю солнышко, солнышко в ладошки.
Лучики искристые заплету косичкой,
Подрумяню щечки спелой земляничкой.
Наблюдение за пауком
Цели: расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях; формировать реалистические представления о природе.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Этот маленький ловец
Сетку прочную плетет,
Если муха попадет,
Тут бедняжке и конец. (Паук.)
На кусты туман набросил
Золотистые шелка,
На опушке, возле сосен,
Слышу прялку паука.
Он без устали и рьяно
Нить прядет, сплетая сеть,
Чтоб над стеблями бурьяна
Вместе с ветром пролететь.
♦ Как выглядит паук?
♦ Как он передвигается?
♦ Где живет и чем питается?
♦ Как паук ловит насекомых?
♦ Есть ли враги у паука?
♦ Как по поведению пауков можно предсказывать погоду?
♦ Какие загадки, стихи, сказки, песенки про паука вы знаете?
♦ Где зимуют пауки?
Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко. На голове у паука восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую он выделяет паутину.
Пауки — хищники, они питаются другими насекомыми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети — паутины. На зиму паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны.
Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине — жди сухих солнечных дней.
Наблюдение за муравьем
Цели: расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях; вызывать интерес к окружающему миру.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Он — работник настоящий,
Очень-очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
Сладко пахнут сосновой смолой
Разогретые темные пни.
Из иголочек высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Расторопно, с рабочей сноровкой
Ставят балки и бревна кладут.
Дело спорится бойко и ловко,
Будут в доме тепло и уют!
Будут в тереме малые дети
Мирно спать под напевы дождей.
Для того и встает на рассвете
Работящий лесной муравей.
♦ Как выглядят муравьи?
♦ Как они передвигаются?
♦ Чем питаются?
♦ Как называется муравьиный дом?
♦ Из чего муравьи строят свой дом?
♦ Какие враги есть у муравьев?
♦ Какие песни, стихи, загадки, сказки о муравье вы знаете?
♦ Как готовятся муравьи к зиме?
Муравей — самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи — великолепные строители. Муравьи — хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.
Рассматривание почвы
Цель: формировать представления о значении почвы в природе, ее связь с другими компонентами; познакомить с некоторыми животными и насекомыми, обитающими в почве.
Ход наблюдения
- Ребята, а какие животные живут в земле?
- Ребята, давайте их поищем
(Рыхлим землю в цветнике, нашли муравья)
- Ребята, давайте сравним муравья и червячка!
- Чем они похожи?
- Живут под землей.
- И чем отличаются?
- Ребята, подумайте, кто еще живет под землей?
- А как вы думаете, они полезны?
Дети делают дырочки в земле, рыхлят землю, почва дышит.
- Для чего нужна почва животным и растениям?
- Для животных дом;
- Для растений питание.
- Ребята, можно ли истреблять этих животных и насекомых?
- Нет, человек не должен их истреблять, они все полезны.
Трудовая деятельность
Подметание дорожек на участке.
Наблюдение за погодой
Цель: продолжать формировать умения устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе.
Ход наблюдения:
Осень на опушки краски разводила
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый
Утешает осень: «Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
Начинается золотая осень. Самая красивая пора осени. Дни бывают солнечные и пасмурные, холодные и теплые. Начался
листопад. Закружились в разноцветном хороводе осенние листья
и полетели по воздуху. Улетели птицы в теплые края (гуси, утки, скворцы, ласточки).
Полюбуйтесь красотой осенней природы.
Какие вы знаете признаки осени? Что делает человек осенью?
Как приспосабливаются животные осенью к жизни?
Картотека
Прогулок
Осень
Сентябрь
Наблюдение за состоянием погоды.
Цель: учить определять время года по характерным признакам.
Ход наблюдения. Предложить детям посмотреть, есть ли на небе солнышко или тучи. Спросить, что сделали тучи (закрыли солнце), отметить, какое небо (хмурое), какая погода (хмурая).
Дуют ветры, ветры буйные,
Ходят тучи, тучи темные.
Обратить внимание детей на верхушки деревьев (раскачиваются), дует ветер, раскачивает деревья. Если в край далекий птицы полетели, если небо хмурое, если дождик льется. Это время осенью зовется.
Наблюдение за песком.
Цель: сравнить свойства сухого и мокрого песка.
Ход наблюдения. Показать детям что сухой песок рассыпчатый, а мокрый сохраняет форму того предмета, в который его насыпали. Предложить сделать из песка «пирожки», «куличики», «домики-холмики». Показать, что на песке можно рисовать палочкой «Давайте порисуем на песке».
Наблюдение за облаками.
Цель: познакомить с различными природными явлениями; показать разнообразие состояния воды в окружающей среде; формировать творческое отношение к делу.
Ход наблюдения.
Я сегодня видел сам:
Слон гулял по небесам!
Фиолетовою тушей,
Не в тропических лесах,
А у нас, над нашей сушей
Слон слонялся в небесах.
В синеве он важно плыл.
Даже солнце заслонил.
Предложить детям понаблюдать за облаками, рассказать, что облака состоят из капелек воды. Пусть каждый ребенок даст своему облаку имя.
Наблюдение за птицами.
Цель: продолжить наблюдение за птицами на участке; учить различать основные части тела.
Ход наблюдения. Осенью можно часто увидеть, как на телеграфных проводах или кустах сидят и чирикают воробьи. Обратите внимание детей, что птицы собираются к холоду. Предложите детям покормить птиц, насыпав им хлебных крошек, и понаблюдайте, как птицы клюют корм. Вместе с детьми рассмотреть внешний вид птиц.
Воробей скакал по грядке,
Рядом кот играл с ним в прятки…
-Не поймать меня коту,
Я проворный на лету.
Наблюдение за собакой.
Цель: дать представление о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении; воспитывать любовь к животным.
Ход наблюдения. Наблюдать за собаками, которых выгуливают хозяева. Охарактеризовать внешний вид животного и его поведение. (Собака очень привязана к человеку, она стережет его дом, ходит с ним на охоту.)
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
Хвост колечком.
Во время прогулки спросить у детей, у кого есть собака, кто за ней ухаживает.
Наблюдение за солнцем.
Цель: вырабатывать представление о том, что, когда светит солнце — на улице тепло.
Ход наблюдения. Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду. Солнце огромное, раскаленное. Обогревает всю землю, посылая ей лучи. Вынести на улицу маленькое зеркало и сказать, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они поиграли с ним. Навести луч на стену. Солнечные зайчики играют на стене.
Солнечные зайчики скачут по дорожке.
Я поймаю солнышко, солнышко в ладошки.
Лучики искристые заплету косичкой,
Подрумяню щечки спелой земляничкой.
Наблюдение за пауком
Цели: расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях; формировать реалистические представления о природе.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Этот маленький ловец
Сетку прочную плетет,
Если муха попадет,
Тут бедняжке и конец. (Паук.)
На кусты туман набросил
Золотистые шелка,
На опушке, возле сосен,
Слышу прялку паука.
Он без устали и рьяно
Нить прядет, сплетая сеть,
Чтоб над стеблями бурьяна
Вместе с ветром пролететь.
♦ Как выглядит паук?
♦ Как он передвигается?
♦ Где живет и чем питается?
♦ Как паук ловит насекомых?
♦ Есть ли враги у паука?
♦ Как по поведению пауков можно предсказывать погоду?
♦ Какие загадки, стихи, сказки, песенки про паука вы знаете?
♦ Где зимуют пауки?
Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко. На голове у паука восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую он выделяет паутину.
Пауки — хищники, они питаются другими насекомыми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети — паутины. На зиму паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны.
Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине — жди сухих солнечных дней.
Наблюдение за муравьем
Цели: расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях; вызывать интерес к окружающему миру.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Он — работник настоящий,
Очень-очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
Сладко пахнут сосновой смолой
Разогретые темные пни.
Из иголочек высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Расторопно, с рабочей сноровкой
Ставят балки и бревна кладут.
Дело спорится бойко и ловко,
Будут в доме тепло и уют!
Будут в тереме малые дети
Мирно спать под напевы дождей.
Для того и встает на рассвете
Работящий лесной муравей.
♦ Как выглядят муравьи?
♦ Как они передвигаются?
♦ Чем питаются?
♦ Как называется муравьиный дом?
♦ Из чего муравьи строят свой дом?
♦ Какие враги есть у муравьев?
♦ Какие песни, стихи, загадки, сказки о муравье вы знаете?
♦ Как готовятся муравьи к зиме?
Муравей — самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи — великолепные строители. Муравьи — хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.
Рассматривание почвы
Цель: формировать представления о значении почвы в природе, ее связь с другими компонентами; познакомить с некоторыми животными и насекомыми, обитающими в почве.
Ход наблюдения
- Ребята, а какие животные живут в земле?
- Ребята, давайте их поищем
(Рыхлим землю в цветнике, нашли муравья)
- Ребята, давайте сравним муравья и червячка!
- Чем они похожи?
- Живут под землей.
- И чем отличаются?
- Ребята, подумайте, кто еще живет под землей?
- А как вы думаете, они полезны?
Дети делают дырочки в земле, рыхлят землю, почва дышит.
- Для чего нужна почва животным и растениям?
- Для животных дом;
- Для растений питание.
- Ребята, можно ли истреблять этих животных и насекомых?
- Нет, человек не должен их истреблять, они все полезны.
Трудовая деятельность
Подметание дорожек на участке.
Наблюдение за погодой
Цель: продолжать формировать умения устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе.
Ход наблюдения:
Осень на опушки краски разводила
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый
Утешает осень: «Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
Начинается золотая осень. Самая красивая пора осени. Дни бывают солнечные и пасмурные, холодные и теплые. Начался
листопад. Закружились в разноцветном хороводе осенние листья
и полетели по воздуху. Улетели птицы в теплые края (гуси, утки, скворцы, ласточки).
Полюбуйтесь красотой осенней природы.
Какие вы знаете признаки осени? Что делает человек осенью?
Как приспосабливаются животные осенью к жизни?
Октябрь
Наблюдение за листопадом.
Цели: учить определять признаки осени; развивать наблюдательность; воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе.
Ход наблюдения. Обратить внимание детей на опавшие листья. Спросить, у всех ли деревьев одинаковые листья. Пусть дети посмотрят, сравнят их по цвету, форме, убедятся, что у листьев разных различная окраска.
Наблюдение за кошкой.
Цели: расширять представление о домашнем животном — кошке; воспитывать желание заботиться о животных.
Ход наблюдения. Беседа на тему «Кто из животных живет с человеком дома?». Острые ушки, на лапках — подушки! Усы, как щетинки, дугою спинка. Днем спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит. Молоко пьет, песенки поет. Тихо в комнату войдет, замурлычет, запоет. Что есть у кошки и как она ходит? Рассказы детей о кошке и котятах. Дополнить: кошка — домашнее животное, живет с человеком, залезает на колени, мурлычет. Человек ее любит, заботится о ней, разговаривает с ней, угощает молоком.
Рассматривание осеннего дерева.
Цель: формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине.
Ход наблюдения. Подвести детей к дереву, вспомнить его основные части. Дать детям наглядное представление, что деревья бывают разной толщины и высоты. Напомнить, что на ветвях растут листья, но с наступлением осени они опадают
Наблюдение за птицами.
Цель: расширять представление о птицах.
Ход наблюдения. Обратить внимание детей на нахохлившихся ворон, прыгающих воробьев. Рассказать, что птицы прилетают ближе к людям, надеясь, Что они их накормят. Объяснить детям, что о птицах надо заботиться, кормить их хлебными крошками, пшеном. Вместе с детьми повесить кормушку для птиц. Пройти вокруг детского сада и посмотреть, где повесили дети кормушки.
Что творится у кормушки,
И кого тут только нет…
Две синички – две подружки
Прилетели на обед.
Воробьи щебечут дружно,
Их сегодня целых семь.
Подкрепиться птичкам нужно,
Очень уж холодный день.
Наблюдение за транспортом
Цель: учить различать транспорт по внешнему виду.
Ход наблюдения. Машина, машина, машина моя, Работаю ловко педалями я. Машину веду у всех на виду, Катаюсь на ней во дворе и в саду.
Понаблюдать с детьми за движением легкового автомобиля. Объяснить, что машину ведет водитель, он сидит впереди, а все остальные являются пассажирами. Разговаривать во время движения с водителем нельзя, чтобы автомобиль не столкнулся с другими автомобилями.
Наблюдение за работой дворника.
Цели: воспитывать уважение к труду людей; — учить приходить на помощь окружающим.
Ход наблюдения. Предоставить детям самостоятельно поиграть на участке, обратить внимание на работу дворника: «Посмотрите, как он старается, подметает дорожки, чтобы вам было где играть». Уточнить, что дворник выполняет свою работу хорошо, ловко действуя метлой и лопатой.
Наблюдение за ветром.
Цель: Учить детей понимать понятие «ветер». Научить определять силу ветра.
Ход наблюдения: Послушать с детьми, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки. Почему они шуршат? Можно подбросить опавшие листья и посмотреть, как они кружатся и летят. Предложить игры с вертушками, побегать с вертушками.
Ветер, ветерок, ветрище,
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути! Я. Аким
Наблюдение за легковым автомобилем
Цели: научить понимать значение и функции автомобиля; закреплять умение определять материал, из которого сделана машина (металл, стекло).
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Машина.)
Для чего нужна машина?
Какие машины едут по нашей улице?
Что удобнее перевозить на таких машинах: людей или грузы?
(Людей.)
Как эта машина называется?
(Легковая.)
А кто ведет ее?
У машины металлический корпус, стекла предохраняют водителя от ветра и дождя.
Наблюдение за рябиной
Цель: продолжать знакомить детей с рябиной.
Ход наблюдения
Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев. О. Высотская
Воспитатель задает детям вопросы.
♦Как выглядит рябина?
♦Где она растет?
♦Какие звери любят ягоды рябины?
♦Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?
♦Что дает рябина людям?
Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед — душистый и полезный. У рябины хорошая древесина — тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.
Наблюдение за лужами
Цель: продолжать отмечать состояние погоды; воспитывать познавательный интерес к миру природы.
Ход наблюдения
-Скажите, какая сегодня погода?
-Слушайте стихотворение внимательно.
Мне серая лужа простудой грозила
Расхлюпалась грязь
И весь день моросило.
И не было в мире скучнее двора
Чем тот, где пытались гулять мы вчера.
Сегодня на ветках не капли, а льдинки,
По грязи идем, не испачкав ботинки,
А бывшая лужа с водой ледяной
Дрожит и трещит, и хрустит подо мной.
-Ребята, о чем это стихотворении?
Воспитатель слушает ответы детей
- А где вы видели лужи?
- А какого они размера?
- Хотите узнать, как появляются лужи?
- Какое сейчас время года? Правильно, осень.
Всё чаще небо заволакивают тёмные тучи. Зачастили, дожди. И следы осеннего дождя заметны всюду: доверху налитые дождевой водой выбоины и канавы далеко виднеются в траве и на дороге.
- Давайте посмотрим где ещё у нас на участке есть лужи.
- Ребята, посмотрите, как вы думаете это большая или маленькая лужа?
- Дождик заполнил водой все ямки и что у нас получилось?
- Значит, лужи - это вода, которая стекла в углубления.
- Через некоторое время вся вода с поверхности уйдет вглубь земли.
- А теперь возьмите леечки и налейте воды до тех пор, пока она не перестанет впитываться.
- Что у нас появилось на поверхности земли?
- Почему?
Воспитатель, обобщает ответы детей, делает вывод: «Лужа появилась потому что, воды было много, и земля ее уже не впитывала».
Наблюдение за березой
Цель: продолжать упражнять детей в умении выделять и описывать характерные особенности знакомых растений.
Ход наблюдения
Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.
А. Кулагина
Воспитатель показывает детям настоящие листья с разных деревьев и просит найти лист от березы.
После этого, у детей есть возможность для самостоятельного изучения листа (обратить внимание на край, какие прожилки, короткий или длинный черешок).
Воспитатель проводит беседу с детьми:
- почему листья на березе стали желтые?
- что происходить с деревьями осенью?
- как деревья готовятся к зиме?
- должен ли человек помочь деревьям подготовиться к зиме?
Осенью листочки на березе начинают желтеть, это происходит потому, что солнышко уже меньше светит, ночи становятся длиннее. Света растения получают меньше и хлорофилл (вещество, которое отвечает за зеленый цвет листьев), разрушается.
Ноябрь
Наблюдение за первым снегом.
Цели: познакомить с природным явлением — снегом; показать разнообразие состояния воды в окружающей среде.
Ход наблюдения.
Небо, наверно, не в духе,
Летают, летают белые мухи!
И носятся слухи, что белые мухи
Не только летают, но даже и тают.
Задать вопрос детям: «О каких белых мухах идет речь в стихотворении?» Предложить поймать снежинку на ладошку, лицо. Что произошло со снежинкой? Во что она превратилась?
Наблюдение за сезонным явлением — инеем, заморозками.
Цель: формировать представление об инее как об одном из состояний воды.
Ход наблюдения. Обратить внимание на иней. Иней — это капельки водяного пара, только замерзшие, как снежинки. Пусть дети внимательно рассмотрят иней на деревьях и кустарниках, прикоснутся ладошкой к ветке, покрытой инеем. Что произошло с веткой и ладошкой? Куда исчез иней?
Наблюдение за птицами у кормушек
Цель: учить называть птиц, которые прилетают к кормушке, различать по двум-трем
характерным признакам.
Ход наблюдения
Взяв крупы и хлебных крошек, в детский сад скорей идем.
Много ласковых, хороших прилетают к нам друзей.
На кормушках сидя, птицы чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи, синицы и проныры воробьи.
- Для чего нужны кормушки?
- Кого же мы будем кормить? Давайте насыплем хлеба и отойдем. Посмотрим: что будет.
- Кто прилетел к кормушке?
- Кто знает, как называют этих птичек?
- Почему мы подкармливаем птиц?
Наблюдение за почвой в морозную погоду
Цель: продолжать знакомить детей с многообразием природных явлений;
расширять словарный запас новыми словами: туман, иней, изморозь.
Ход наблюдения
Выйдя на улицу, показать детям белый налет, который покрыл всю поверхность земли и травы. Это иней. Он красиво переливается на солнце всеми цветами радуги. От солнца он со временем тает. Снимите белый налет с листиков, он холодный и от соприкосновения с теплой рукой тает. С наступлением морозной погоды изменяется и почва: она становится твердой, ее уже нельзя копать лопатой, из нее нельзя выдернуть растения. Скоро почва покроется снегом.
Наблюдение за тучами
Цель: расширять кругозор, представления о многообразии неживой природы.
Ход наблюдения
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит...
Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно (чистое, голубое, теплое или серое, низкое, хмурое).
Отметить, что небо покрыто серыми, низкими, тяжелыми облаками.
Найти самые темные облака на небе. Пояснить, что такие облака называются тучами.
Что сделали тучи? (Закрыли солнце.)
Зима
Декабрь
Наблюдение за свежевыпавшим снегом.
Цели: формировать представление о зиме; вызывать эстетическое переживание от красоты зимней природы, радость от прогулки.
Ход наблюдения.
На заборах и крылечке
Все блестит и все бело.
Нет свободного местечка
— Всюду снега намело.
Нарядилась и рябинка
В белый праздничный наряд,
Только грозди на вершинке
Ярче прежнего горят.
Воспитатель задает детям вопросы: Какое сейчас время года? (Зима.) Почему? (Кругом лежит снег, холодно.) Какого цвета снежинки? (Бесцветные.) Во время снегопада стало теплее? (Если во время снегопада температура воздуха изменилась, значит и форма снежинок меняется.)
Наблюдение за птицами зимой.
Цели: углублять знания о жизни птиц в зимний период; развивать умение и желание помогать им.
Ход наблюдения.
Птичьи гнезда опустели,
Птицы к югу улетели.
Оказался всех храбрей
Наш дворовый воробей.
Холода не испугался,
С нами на зиму остался.
Непоседа, невеличка
Желтая почти вся птичка
Любит сало, семечки...
Воспитатель задает детям вопросы: Что у них общего? Они живут поодиночке? Где ищут корм? Надо ли помогать птицам? Почему? Чем мы будем их кормить? Что интересного можно наблюдать у кормушки?
Наблюдение за растительностью.
Цели: формировать знания о жизни растений зимой; воспитывать бережное отношение к природе.
Ход наблюдения. После снегопада обойти посаженные осенью деревья и кустарники. Напомнить, как бережно их сажали, какие они еще тоненькие, маленькие. Спросить детей, не закрыть ли их снегом потеплее, ведь под снегом даже трава не мерзнет. Показать, как это сделать. Сразу тихо-тихо стало, Снег лежит, как одеяло.
Наблюдение за работой дворника зимой.
Цели: расширять знания о труде взрослых; воспитывать уважение к их труду.
Ход наблюдения.
Дворник дворник не ленись
за лопаточку берись
На дорожку выходи
снежок весело греби
Как устанешь нам скажи
придут в помощь малыши
Будут снежных баб катать
и улыбку рисовать.
Воспитатель задает детям вопросы: Какие орудия труда нужны для работы дворника зимой? (Метла, лопата, скребок, ведро.) Какую работу выполняет дворник зимой? (Чистит дорожки ко входам в группы, собирает мусор.) Для чего нужна работа дворника? (Чтобы было чисто на территории детского сада.)
Наблюдение за снегом.
Цель: продолжать знакомство с природным явлением — снегом.
Ход наблюдения. Предложить детям молча походить по снегу и послушать, как он скрипит. Может, он «возмущается», что мы по нему ходим, топчем его? А может, он о чем-то рассказывает? О чем снег может рассказать? Выслушать рассказы детей.
Падал снег, сыпал снег, а потом устал...
— Чем же снег, снег-снежок, на земле ты стал?
— Для озимых стал я теплою периною,
Для осинок — кружевною пелериною,
Для зайчишек стал подушкой пуховою,
Для детишек — их любимою игрой
Наблюдение за небом.
Цели: учить отличать погоду, связывая ее с состоянием неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи).
Ход наблюдения. Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно. (Чистое, голубое.) Значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами? Тогда оно — хмурое, серое, не радостное. Какая погода? (Пасмурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.)
Небо грустное с утра,
Черной тучей хмурится,
Но не боится детвора,
Вновь бежит на улицу.
Наблюдение за морозными узорами.
Цель: рассмотреть на окне морозные узоры.
Ход наблюдения.
Не дождавшись тепла среди зимнего дня,
Распустились цветы на окне у меня.
Подошел я к цветам, стала мокрой щека,
Оттого, что окна коснулся слегка.
Подошел я к цветам, но не пахли они.
Для чего ж они выросли в зимние дни?
Наблюдать за морозными узорами на стекле. На что они похожи? Пусть дети сравнят узоры на разных окнах. Одинаковые ли узоры рисует мороз? Какие узоры получились самыми красивыми? Что будет, если пальчиком дотронутся до окон с узорами?
Наблюдение за елью
Цель: уточнять знания об отличиях натуральной ели от игрушечной.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Почему ель относят к хвойным деревьям?
Что является основным признаком хвойных деревьев?
Сравните деревья, в чем их различия?
Какое дерево искусственное?
Как вы узнали, какое дерево живое?
Живая ель растет на участке, кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделана из искусственного материала (пластмассы), у нее нет корней, она не растет.
Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. И было бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в Новый год.
Новогодние деньки,
Снег морозный, колкий.
Загорелись огоньки
На пушистой елке.
Шар качнулся расписной,
Бусы зазвенели.
Наблюдение за снегом и льдом
Цели: формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).
Ход наблюдения
Ой ты, зимушка-краса! Побелила все леса, Горы снега намела, Нас кататься позвала.
Воспитатель проводит опыт, задает детям вопросы. В один стакан кладем лед, в другой — снег.
Какой лед по цвету, на ощупь? Назовите его свойства.
Какой снег по цвету, на ощупь? Назовите его свойства.
Из чего состоят снег и лед?
Теперь ставим оба стакана в теплое место, через время посмотрим, что стало со льдом и снегом.
Наблюдение за сугробами на участке
Цели:- уточнить знания о зимних явлениях в природе (метель, вьюга, гололед, поземка, снегопад).
Ход наблюдения
Здесь зима в снежки играла,
Много снега накидала,
Нет совсем теперь пути,
Ни проехать, ни пройти!
В снежной пуховой постели
Тонут сосны, тонут ели.
Всем в снегу теплее стало,
Снег для всех как одеяло!
Е. Груданов
- Ребята, а почему снег сравнивают с одеялом?
Воспитатель. Да снег для нас холодный. А вот для растений и почвы он служит одеялом. Когда много снега, то растениям и почве теплее.
- Какой снег? (мягкий, легкий, рассыпчатый, пушистый, белый, чистый)
- А какой еще бывает снег? (влажный, липкий, тяжелый, грязный).
- Из какого снега легче лепить? (из мокрого, липкого).
- А что же можно сделать из снега? (можно вылепить снеговика, построить горку).
- А как вы думаете, почему снег сейчас не тает? (Сейчас зима, на улице холодно).
Воспитатель. В народе говорят: «Чем больше снега зимой, тем лучше урожай осенью».
Январь
Наблюдение за солнцем.
Цели: продолжать знакомство с природными явлениями; дать понятие о признаках зимы.
Ход наблюдения. Январь — самый холодный месяц года со снегопадами и сильными морозами. На реках в это время самый толстый лед. Ветки на деревьях и кустарниках хрупкие. День продолжает убывать. Предложить детям понаблюдать за солнцем. В каком месте оно поднимается по утрам? Отметить, какой сегодня день, солнечный или пасмурный? Прячется ли солнце за тучи? Как греет солнце? (Солнце светит, но не греет).
Наблюдение: Как одеты прохожие?
Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.
Ход наблюдения. Обратить внимание детей на то, как одеты прохожие. Вспомнить, как они были одеты летом.
Снег сегодня белый-белый,
От него кругом светло.
Рукавички я надела,
В зимней шубе мне тепло.
Обратить внимание ребят, что люди прячут носы в воротники пальто от мороза, быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть. Вместе с детьми послушать, как скрипит снег.
Наблюдение за свойствами снега.
Цель: продолжать знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий).
Ход наблюдения. Предложить детям взять снег руками, сделать вывод,
что он холодный, поэтому надо надевать рукавички. Рассказать, что в холодную погоду лепить из снега нельзя, так как он рассыпается. Предложить детям походить по снегу и спросить, что они слышат. Отметить, что снег хрустит под ногами.
Раз шажок, два шажок
Под ногой скрипит снежок.
Наблюдение за снегопадом
Цель: формировать представление о состоянии воды.
Ход наблюдения. Привлечь внимание детей к падающему снегу:
«Посмотрите, дети, как идет снег, как тихо падает он на землю. Куда он еще падает?» Предложить протянуть руки, посмотреть, как на них ложится снег. Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи одна на другую. Предложить найти самую красивую снежинку — большую и маленькую. Что происходит со снежинкой, когда они попадают на руки?
В январе, в январе
Много снега на дворе.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
Наблюдение за птицами
Цели: закреплять желание детей заботиться о птицах; изучать их повадки и особенности.
Ход наблюдения. После новогоднего праздника вынести елку на участок, воткнуть ее в
горку снега, залить водой, чтобы держалась крепче. Устроить «праздник» для птиц. На ветки прикрепить кисти рябины, кусочки несоленого сала (на веревочке). Под елку положить косточки с мясом для ворон. Вокруг елки посыпать песок, смешанный с зерном. Наблюдать, какие птицы какой корм будут клевать.
Весёлая синица
Морозов не боится.
Даже в минус двадцать пять
Любит песни распевать! М. Бирюкова
Наблюдение за снегирем.
Цели: помочь рассмотреть снегиря; обратить внимание детей на красивые перья.
Ход наблюдения На прогулке около кормушки рассмотреть снегиря: обратить внимание на то, что тело птицы покрыто перьями: на грудке перья красные, на спинке — серые, а на головке — черные. У снегиря два крыла, и он летает; есть хвост, клюв, ноги с коготками.
Наблюдение за ветром
Цели: формировать представление об одном из признаков зимы — метели; учить определять направление ветра.
Ход наблюдения.
Кружится и хохочет
Метель под Новый год.
Снег опуститься хочет,
А ветер не дает.
И весело деревьям
И каждому кусту,
Снежинки, как смешинки,
Танцуют на лету.
Обратить внимание: ветер переносит снег с одного места на другое, не дает ему опуститься на землю — это метель.
Наблюдение за работой дворника в гололед
Цели: - Расширять представления о труде взрослых.
- Воспитывать интерес и уважение к работе дворника.
Ход наблюдения
Раньше всех он поутру
Принимается за дело.
Достает свою метлу.
Машет ею вправо, влево.
Летом пыль он подметёт.
Стал уютным, чистым дворик.
Снег зимою уберёт
Всюду наш чистюля (Дворник)
- Что делает дворник на территории детского сада?
- Какие орудия труда он использует для своей работы?
- Какую работу выполняет дворник зимой?
- Нужна ли работа дворника людям и природе?
Наблюдение за красотой зимней природы
Цели: конкретизировать и углубить представления о зиме; развивать связную речь, умение говорить последовательно, логично.
Ход наблюдения
Обратить внимание детей как преобразилась природа, обратить внимание на красоту зимнего пейзажа ( все вокруг белым-бело: дома, земля, растения, снег сверкает на солнце, хрустит под ногами, небо голубое, все деревья покрыты расписным белым кружевом). Мороз и солнце-день чудесный! Воздух морозный и чистый.
Во время вечерней прогулки обратить внимание на красоту вечернего пейзажа. Воздух морозный и чистый. Вечерний пейзаж отличается от дневного. Вечером снег по особенному переливается в свете фонарей, деревья кажутся загадочными в полумраке, становится холоднее и потому снег сильнее хрустит под ногами. Сравнить красоту дневного и вечернего пейзажа.
Февраль
Наблюдение «Следы на снегу»
Цель: учить определять следы: детские, взрослые, следы животных.
Ход наблюдения: Свежевыпавший снег белый и пушистый, на нем хорошо видны любые следы. По ним можно узнать, кто ходил, ездил, прилетали птицы или бегали зверьки. Определить, чьи следы видят дети, и предложить им оставить свои следы на снегу. Сравнить следы взрослого со следом ребенка.
Наблюдение за зимующими птицами
Цели: закреплять знания о зимующих птицах; формировать представление о добывании пищи зимующими птицами.
Ход наблюдения Вновь разгулялась вьюга, Срывает снежные шапки. Совсем замерзла пичуга, Сидит, поджимая лапки. Воспитатель задает детям вопросы.
• Каких птиц называют зимующими?
• Чем они питаются?
• Каких зимующих птиц вы знаете?
• Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?
Наблюдение за ветром
Цель: продолжать формировать знания об одном из признаков зимы — метели.
Ход наблюдения
Понаблюдать, как ветер поднимает с земли снег. Объяснить детям, что это метель. Обратить их внимание на то, что ветер переносит снег с одного места участка на другое.
Наблюдение за небом
Цель: формировать представление о небе.
Ход наблюдения Предложить детям понаблюдать за облаками, напомнив, что облака состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед снегопадом? Быстро двигаются облака или медленно? Предложить каждому выбрать понравившееся облако и проследить, куда оно плывет.
Облака, белокрылые лошадки,
Облака, куда вы мчитесь без оглядки?
Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,
А по небу прокатите нас, облака.
Весна
Март
Наблюдение за сосульками
Цели: познакомить с различными явлениями природы; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
Ход наблюдения Что растет вниз головой? (Сосулька.) Обратить внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне. Почему? С южной стороны снег подтаивает и стекает капельками, сосульки не успевают упасть и замерзают. Вырастает сосулька в морозную погоду, а в теплую уменьшается. Откуда произошло слово «капель»?
Прозрачные стекляшки,
Узорные висюльки,
На проводах и крышах
Веселые сосульки
Наблюдение Приметы ранней весны
Цель: закреплять знания о времени года; изучать приметы ранней весны.
Ход наблюдения. В солнечный мартовский день обратить внимание на приметы весны: яркое ослепительное солнце, высокое небо,
легкие белые облака. С южной стороны на солнышке снег подтаивает, и появляются сосульки. Снег стал рыхлым и влажным — из него можно лепить. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу.
Капают сосульки за моим окном -
Будем мы прощаться с хмурым февралем.
Утром просыпаюсь, а сосулек нет.
Под окошком лужа - от весны привет.
Наблюдение за таяньем снега
Цели: расширять представления детей о сезонных изменениях– снег, закреплять знания о взаимосвязях, происходящих в не живой природе (солнце — снег).
Ход наблюдения: Обратить внимание детей на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка — наст. Происходит это потому, что солнце светит ярко, снег сверху подтаивает, а ночью еще морозно. Подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку. На крыше снег подтаивает и стекает капельками, не успевают упасть и замерзают. Вырастает сосулька в холодную погоду, а в теплую уменьшается. Сосульки начинают «плакать». Найдите место, куда капают капельки. Чем оно отличается от соседних участков?
Наблюдение - кругом вода
Цели: показать детям разнообразные действия с растаявшим снегом, расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.
Ход наблюдения: Днем становится теплее, по двору текут ручьи. Понаблюдать, как вода течет с возвышенных мест вниз. Пройти по течению ручейков. Обратить внимание, что вода стекает в особые места (приемники) через решетки на улице. Затем течет по трубам и попадает в реку. Прислушаться к журчанию воды. Обратить внимание детей старших групп на то, как сугробы оседают, из-под сугробов текут струйки воды и с каждым днем их становится больше; образуются лужи, которые утром стягивает тонкий ледок. Предложить подумать, почему утром лужи замерзают, а днем оттаивают. Какая вода в лужах? почему по лужам нельзя ходить.
Наблюдение за таяньем снега
Цели: расширять представления детей о сезонных изменениях– снег, закреплять знания о взаимосвязях, происходящих в не живой природе (солнце — снег).
Ход наблюдения: Обратить внимание детей на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка — наст. Происходит это потому, что солнце светит ярко, снег сверху подтаивает, а ночью еще морозно. Подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку. На крыше снег подтаивает и стекает капельками, не успевают упасть и замерзают. Вырастает сосулька в холодную погоду, а в теплую уменьшается. Сосульки начинают «плакать». Найдите место, куда капают капельки. Чем оно отличается от соседних участков?
Апрель
Наблюдение за набуханием почек на деревьях
Цели: закреплять умение понимать зависимость объектов и явлений в природе; вызывать радостные чувства.
Ход наблюдения. Посмотреть, как набухают почки на деревьях. Понюхать их, осторожно потрогать руками. Набухают почки,
Пробиваются листочки,
Начинают муравьи
Поправлять дворцы свои. Г. Ладонщиков
Наблюдение за проталинами.
Цель: закреплять умение понимать зависимость явлений в природе.
Ход наблюдения Наблюдать за появлением проталин и зеленой травой Рассмотреть росточки, они нежные, светло-зеленые. Рассмотреть пушистые серебристые почки ивы, срезать несколько веток и поставить в уголок природы.
Посмотри - ка ты, дружок,
На зелёненький лужок!
Посмотри, какой ковёр
Перед нами распростёр!
Наблюдение за растениями и кустарниками
Цели: закреплять представление о том, что любое дерево и кустарник — живое существо; воспитывать бережное отношение к природе.
Ход наблюдения
Проверить, как перезимовали деревья. Воспитатель задает детям вопросы.
• Каково состояние кроны деревьев на участке?
• Какие еще произошли изменения?
• Как страдают деревья от загрязнения воздуха? (Отмирают ветви по краям кроны.)
Дуб корой покрыт шершавой.
Ель корой, как чешуёй.
У берёзоньки кудрявой
Ствол покрытый берестой.
Наблюдение за проклюнувшимися почками деревьев.
Цель: продолжать знакомить с деревьями д/с.
Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня ... (весна).
О каком времени года говорится в загадке? Перечислите признаки весны?
Что это за дерево? Что произошло с почками? В каком состоянии находятся деревья весной?
Май
Наблюдение как стали одеваться люди весной
Цели: сформировать у детей представление о сезонной одежде, развивать наблюдательность.
Ход наблюдения:
Обратить внимание на одежду прохожих, детей. Уточнить, какая это одежда по сезону, теплая или нет. Почему? Холодно или тепло.
Наблюдение за насекомыми
Цель: формировать реалистические представления о природе.
Ход наблюдения. Понаблюдать с детьми какие насекомые прилетают на участок. Рассмотреть, как выглядит муха? Как мухи ходят по потолку? (Мухи имеют липкие волосатые подушечки на ногах; поскольку муха легкая, а сила сцепления подушечек с любой поверхностью очень велика, то муха в состоянии удержаться практически везде.)
Почему мух называют вредными насекомыми? Какой вред приносят мухи? (Разносят микробы.)
Муха муха цокатуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Наблюдение за цветником
Цели: формировать знания о цветнике; воспитывать желание ухаживать за клумбой, подготовить ее к посадке рассады цветов.
Ход наблюдения Воспитатель задает детям вопросы.
Что надо сделать, чтобы подготовить клумбу к посадке рассады?
(Убрать сухие стебли, листья.)
Чем будем убирать стебли? (Граблями.)
Чем вскопаем землю? (Лопатами.)
Наблюдение за распустившимися листьями.
Цель: Закрепить представление о деревьях (ствол, ветки, появились маленькие листочки). Полюбоваться первыми зелеными листочками. Активизировать словарь: листочки, зелёные, молодые, нежные, маленькие.
Ход наблюдения Рассмотреть с детьми деревья. Напомнить, что в зимнее время они находились в состоянии покоя, отдыха. Так как было очень холодно. А сейчас весна, деревья проснулись, а на почках появились первые молодые листочки. Воспитатель задает вопрос: Какого цвета и размера листочки? Почему листочки распустилась весной? Что есть у деревьев?
Наблюдение за божьей коровкой
Цели: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.
Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку и предлагает ответить на вопросы.
Всех жуков она милей,
Спинка алая у неё,
А на ней кружочки —
Черненькие точки. (Божья коровка.)
Как выглядит божья коровка? Как она передвигается? На кого охотятся божьи коровки? Где они живут? Какую пользу приносят божьи коровки? Где зимуют?
Наблюдение за одуванчиком
Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.
Ход наблюдения Предложить детям полюбоваться цветочной поляной. Рассмотреть с детьми строение одуванчика (корень, стебель, листья, цветок). Какого цвета листья? Какой цвет у цветочка?
Желтая головушка, Розовая ножка.
Одуванчик-солнышко. Подержу в ладошке.
Появилось солнышко
В мае на лугу, На него любуюсь,
Очень берегу. Жаль, недолго солнышко
Будет золотым,
Побелеет солнышко
И расстанусь с ним. В. Мирясова
Наблюдение за дождем
Цель: Пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать речь, согласовывая глаголы с существительными.
Ход наблюдения. В дождливую погоду предложить детям понаблюдать из окна, как капли дождя падают на землю.
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал,
И устал, и перестал. И. Токмакова.
Беседа по содержанию стихотворения.