Картотека "Пальчиковая гимнастика" | Гамилова Елена Георгиевна . Работа №318379
Пальчиковая гимнастика:
1. Развивает речь. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, ребенок активизирует речевые центры головного мозга.
2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. (Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.)
4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.
Картотека
Пальчиковая гимнастика.
«Обувь».
Пальчиковая гимнастика «Обувь».
Раз, два, три, четыре, пять
Будем обувь мы считать.
Раз - туфли, загибать пальцы рук.
Два - сапожки,
Три – ботинки,
Четыре – босоножки.
И, конечно, тапки – пять. Ножкам надо отдыхать.
Пальч.упр. «Кроссовки». Как у нашей кошки
На ногах сапожки. Загибать пальцы рук по очереди. Как у нашей свинки На ногах ботинки. А у пса на лапках Голубые тапки. А козленок маленький Обувает валенки. А сыночек Вовка – новые кроссовки.
Вот так. Вот так. «шагать» по столу средним и Новые кроссовки. указательным пальцами.
Пальч. игра «Башмачок».
Наши ножки шагают по дорожке.
(имитируем шаги пальчиками по столу). Чок, чок, чок,
Так стучит наш каблучок.
(ритмично ударяем пальцами по столу). Чок, чок, чок,
Оторвался каблучок.
(выражаем мимикой огорчение). Ток, ток, ток,
Возьмем в руки молоток.
(сжимаем в руках предполагаемый молоток).
Тук, тук, тук, Починили мы каблук.
(забиваем гвозди).
Обуем туфельки на ножки,
И пойдем мы снова по дорожке. (имитируем шаги пальцами рук по столу).
Пальч. игра «Сколько обуви у нас?» Посчитаем в первый раз Сколько обуви у нас.
(попеременно хлопаем ладонями и ударяем кулачками по столу). Туфли, тапочки, сапожки
(загибаем пальцы, начиная с большого).
Для Наташки и Сережки,
Да ещѐ ботинки
Для нашей Валентинки, А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
«Одежда».
Пальч. игра «Куколка»
Не плачь, куколка моя, Остаешься ты одна.
Укачиваем куклу.
Не могу с тобой играть,
Пожимаем плечами.
Нужно мне перестирать:
Имитируем стирку.
Твои платья и носки,
Твои юбки и чулки, Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Загибаем пальчики.
Я налью воды чуток, В таз насыплю порошок. Пену снежную взобью, Постираю и пойду. Пока светит солнышко, Натяну веревочку. К ней одежду прикреплю, Ветерком все просушу. Утюгом туда-сюда
Белье быстро глажу я.
Имитируем все движения
Поработали вдвоем,
Попеременно ударяем кулаком о кулак, и ладонь о ладонь.
А теперь и отдохнем.
Кладѐм ручки на стол.
«Мамины помощники». Решили маме мы помочь
(Изображают пальцами откручивание крана).
И воду в таз налили.
Насыпали вниз порошка, (солят щепотью).
Белье всѐ замочили.
(изображают погружение белья в таз).
Стирали долго мы его, (потирают кулаком о кулак). О доску даже терли, (потирают кулаком о ладонь) Не разорвали ничего,
(покачивают указательным пальцем из стороны в сторону).
А полоскали сколько!
(изображают полоскание). Туда-сюда, туда-сюда,
(ладони прижимают к щекам ,качают головой).
Вода в тазу вскипела.
Но только, братцы, вот беда – На пол упала пена. (руки внизу, трясут кистями) Давай еѐ мы собирать (приседают, имитируют сбор воды). И отжимать в ведерко, (выкручивают тряпку).
Чтобы как наша мама стать, Трудиться надо сколько! (поднимают указательный палец руки).
«Дикие животные.»
Пальч. гимн. «Зайки и ушки» Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат.
(Пальцы - в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы). Он и прыгает, и скачет, Веселит своих зайчат. (Шевелить пальчиками в стороны и вперѐд).
Пальч. игра «Зайка».
Зайка, зайка, где твой хвост? хлопки
Вот, вот, вот! руки за спиной
Зайка, зайка, где твой нос? хлопки
Вот, вот, вот!
показать нос
Зайка, зайка, лапы где? хлопки
Вот, вот, вот!
показать руки
Зайка, зайка, ушки где? хлопки
Вот, вот, вот! показать ушки
«Мартышки».
Две проказницы мартышки
Полистать любили книжки.
Потрясти их, полистать И как будто почитать. Ловко принялись за дело
И очки они надели.
К носу книжку поднесли,
Вдруг подальше отвели.
Ничего в очках не видно.
И мартышкам так обидно!
«Новый год. Ёлка».
«Пальчиковая гимнастика «Новый год»
Наступает Новый год!
хлопаем в ладоши
Дети водят хоровод.
кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу
Висят на елке шарики,
поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар
Светятся фонарики.
фонарики
Вот сверкают льдинки,
сжимать и резко разжимать кулаки по очереди
Кружатся снежинки.
легко и плавно двигать кистями
В гости дед Мороз идет,
пальцы шагают по коленям или по полу
Всем подарки он несет.
трем друг об друга ладони
Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать:
хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем
1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О.
по очереди массажируем каждый палец
Пальч.гимн. «Новогодняя ѐлочка»
Елочка, елочка! Колкая иголочка,
(Ладони установите под углом друг к другу, пальцы переплетите и выпрямите) Протянула ветки,
(Протяните руки вперед)
А на них – конфетки,
(Руки согните в локтях и, подняв их вверх, соедините пальцы. Повращайте кистями рук) Звездочки,
(Растопырьте пальцы рук) Фонарики,
(Пальцы каждой руки соберите щепотью) Золотые шарики.
(Изобразите шарик)
«Ёлочные игрушки».
Перед нами елочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев — верхушка «елочки».)
Шишечки, иголочки. (Кулачки, указательные пальчики выставлены.)
Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз.)
Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены,
пальцы сжаты.)
Звезды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный
пальцы стоят на столе.)
«На ѐлке».
Мы на елке веселились, (Ритмичные хлопки в ладоши.)
И плясали, и резвились, (Ритмичные удары кулачками.)
После добрый Дед Мороз (Дети «шагают» средним и указатель- Нам подарки преподнес. ным пальцами обеих рук по столу.)
Дал большущие пакеты, («Рисуют» руками большой круг.)
В них же — вкусные предметы: (Делают ритмичные хлопки.)
Конфеты в бумажках синих, (Загибают на обеих руках пальчики,
Орешки рядом с ними, начиная с большого.)
Груша, Яблоко, один
Золотистый мандарин.
«Зимние забавы»
Пальч. гимн. «Снежок».
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики.
Мы с тобой снежок лепили. "Лепят снежок".
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают И совсем-совсем не сладкий ладони, гладят одной ладонью другую
Грозят пальчиком
Раз — подбросим. "Подбрасывают".
Два — поймаем. Приседают, "ловят".
Три — уроним. Встают, "роняют". И... сломаем. Топают.
Пальч.гимн. «Прогулка»
Пошли пальчики гулять,
(руки сжаты в кулаки, большие пальцы «бегут» по столу) А вторые догонять.
(по столу «бегут» указательные пальцы) Третьи пальчики бегом,
(средние пальцы) А четвертые пешком. (безымянные пальцы)
Пятый пальчик поскакал
(касаться стола ритмично обоими мизинцами) И в конце пути упал.
(хлопнуть кулаками по столу)
«На качелях».
Кач-кач-кач — летят качели.
Так захватывает дух!
Все сильнее бьется сердце:
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук. Вверх и вниз и снова к солнцу. Словно птица ты летишь. —
Выше, выше, выше, выше! — Вновь товарищам кричишь. Дети ритмично покачивают руками из стороны в сторону.
Ритмично постукивают кулачками друг о друга.
Ритмично поднимают перед собой руки вверх.
«Снежная баба»
Мы бабу снежную лепили, Чтоб краше не было ее.
Лопатами весь снег собрали, Не позабыли ничего.
Сначала ком большой скатали
И плотно этот ком прижали.
Второй поменьше был размером,
На первый он уселся смело.
(Дети приседают.) А ком последний снеговой Стал снежной бабе головой.
Лицо украсили морковкой
(На уровне носа пальцами вытягивают форму морковки.) И угольками вместо глаз.
Прорисовали ротик ловко.
Смотрели в профиль и анфас.
На голову ведро надели,
Украсили его пером,
Метлу воткнули для порядка. (Имитируют подметание.) Трудились дружно всем двором.
«Дикие животные зимой»
«Это звери»
У зверей четыре лапы.
поднимаем и опускаем 4 пальца на обеих руках
Когти могут поцарапать.
пальцы двигаются как коготки
Не лицо у них, а морда.
соединить пальцы двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальцы, опуская их вниз
Хвост, усы, а носик мокрый.
волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа
И, конечно, ушки
растираем ладонями уши
Только на макушке.
массажируем две точки на темени
Игра «Медвежата». Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили.
Вот так, вот так - головой своей крутили (поворачиваем голову вправо и влево) Медвежата мѐд искали, Дружно дерево качали.
Вот так, вот так - дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево) И в развалочку ходили,
И из речки воду пили
Вот так, вот так - и из речки воду пили
(наклоны в перёд)
А ещѐ они плясали!
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так - кверху лапы поднимали!
(поднимаем ручки) Вот болотце на пути!
Как его нам перейти?
Прык да скок!
Прык да скок! Веселей скачи дружок!
«Заяц».
Зайка скачет по кусточкам,(Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней) По болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам, (Прыгают, согнув руки перед грудью) Гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый, (Идут вперевалку) У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек (Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки) Катится колючий ежик.
«Домашние птицы.»
Пальчиковая игра "Птичка прилетела"
Птичка прилетела (дети машут ручками)
Птичка-невеличка,
Так она летала, крыльями махала. На
дорожку села, зернышки клевала (соединяем вместе 3 пальца и менитуем
как птица клюет зернышки) Клю-клю, клю
-клю-клю! Зернышки клевала. Клю-клю, клюклю-клю! Зернышки клевала.
«Крошим крошки»
Прилетайте, птички,
Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы- головка, остальные
остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать крыльями.
Сало дам синичке,
два кулачка
Покрошу я крошки,
пальчиками крошим
Хлебушка немножко.
пальчиками крошим
Эти крошки голубям: гульгуль-гуль.
Крошим и говорим «гуль-гуль-гуль»
Эти крошки воробьям: чикчирик.
Крошим и проговариваем «чик-чирик»
Галки и вороны ешьте
макароны,
постучать пальчиками по столу
Галки и вороны ешьте макароны.
постучать пальчиками по столу
«Петушок».
Взрослый держит игрушечного петушка, поѐт песенку «клюѐт зѐрнышки» из ладошки ребѐнка. Ребѐнок помогает петь песню и гладит петушка.
В другой раз под эту песенку можно играть с пальчиками:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок, Сложив пальцы правой руки в щепотку, согнуть кисть параллельно полу и покачивать рукой в ритм влево - вправо.
Масляна головушка, Левой рукой поглаживать тыльную сторону ладони правой руки.
Шѐлкова бородушка, Левой рукой поглаживать правую по внутренней стороне ладони от основания большого пальца до запястья.
Что ты рано встаѐшь, Правой рукой ритмично покачивать влево — вправо.
Громко песни поѐшь, Сжимать и разжимать пальцы.
Громко песни поѐшь,
Деткам спать не даѐшь! Поворачивать кистью правой руки влево — вправо.
Пальчиковая гимнастика «Петя-петушок».
Петя, Петя-петушок (соединяем большой и указательный палец в «клюв»)
Золотой гребешок (скрещиваем пальцы двух рук)
Шелкова головушка (гладим по голове)
Масляна бородушка (гладим по подбородку)
Что ты рано встаешь (вытягиваемся на носочках, руки вверх)
Голосисто поешь, детям спать не даешь (руки складываем под щекой).
Пальчиковая гимнастика “Две курицы”.
Две курицы
В сарае две курицы жили
(большие пальцы поднимаем, сгибаем-разгибаем в ритме текста)
Цыплят на прогулку водили
Цыплят на прогулку водили
(постепенно разгибаем остальные пальцы) За каждой ходили четыре ребѐнка, Четыре красивых послушных цыплѐнка.
Четыре красивых цыплѐнка
(дотрагиваемся подушечкой большого пальца до кончиков остальных пальцев в ритме текста)
Цыплята любили все вместе гулять, Толкаться, пищать, червячков искать.
Толкаться, пищать, червячков искать
(пальцы переплетаем, быстро ими шевелим)
Как только стемнеет – все к мамам бегут, Пальцы сгибаем, прижимаем к ладони Прижмутся друг к другу и сразу заснут. (ритмично загибаем пальцы, возвращая руки в исходное положение).
Упражнения для мышц шеи Цыплята пьют водичку. Опустить голову, а затем откинуть ее назад и раскрыть рот, при этом почувствовать напряжение шеи.
Гуси травушку щипали, потом водичкой запивали.
Вытягивать шею, а затем возвращать в исходную позицию.
«Дикие птицы.»
«Птичка».
Птичка летала, (скрестить ладони рук)
Птичка устала.
Птичка крылышки сложила, (сделать замок)
Птичка пѐрышки помыла. (вращение замком)
Птичка клювом повела (выпрямленные соединѐнные мизинцы изображают клюв)
Птичка зѐрнышки нашла.
Птичка зѐрнышки поела, (соединѐнные мизинцы стучат по столу)
Снова крылышки раскрыла,
Полетела. (скрещенные ладони делают взмахи).
«Птички в гнѐздышке»
Цель. Игра тренирует память, внимание, развивает быстроту движений, ориентировку в пространстве.
Нарисовать на земле несколько кругов - это гнѐздышки.
По сигналу все птички вылетают из гнѐздышек, разлетаются во все стороны, приседают, клюют корм, снова летают, размахивая руками-кры
льями.
Взрослый произносит слова:
Вот летели птички, птички невелички.
Все летали, все летали - крыльями махали.
На дорожку сели, зѐрнышек поели. Клю-клю-клю-клю, как я зѐрнышки люблю.
Перышки почистим, чтобы были чише.
Вот так, вот так, чтобы были чище!
Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.
Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.
По сигналу: "Летите домой в гнѐздышки!" дети возвращаются в "гнѐздышки" - сначала в любое
Затем можно усложнить задание: нужно ве
рнуться именно в то гнѐздышко, из которого "вылетел".
Подвижная игра «Собака и воробьи»
Цель. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Скок поскок Скок поскок.
Скачет, скачет воробей
Кличет маленьких детей
Чив, Чив, чив
Киньте крошек воробью Я вам песенку спою Чик-чирик!
(имитировать движения воробья: прыжки на двух ногах, взмахи руками.) Вдруг собачка прибежала, Воробушек распугала.
«Весна. Мамин праздник.» Пальчиковое упражнение “Весна”.
Снова солнце в небе /Соединять пальцы правой руки с большим. улыбается, Снег растаял, ручейки /Соединять пальцы левой руки с большим. звенят.
И подснежник первый /Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья распускается, рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отодвигая их друг от друга.
С юга птицы с песнями /Ладони повѐрнуты к себе, большие пальцы летят. выпрямлены и переплетены – ―птичка‖, остальными пальцами совершать колебательные движения.
«Весна идѐт» На орех взобрался Миша. ( имитация взбирания на дерево)
С ветки даль ему видна. (Ладошку приставить «козырьком» ко лбу) Смотрит на холмы и крыши- (рукой сделать волнообразное движение, а затем сложить руки над головой –«крыша») Не идѐт ли к нам весна? (Ходьба на месте)
За деревней,за долиной (посмотреть влево, посмотреть вправо)
Где прозрачен небосвод. (показать руками небо)
Клин увидев журавлиный (сомкнуть кончики пальцев вытянутых перед собой рук)
Закричал: «Весна идѐт!» (Вскинуть руки вверх- в стороны)
«Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне,
Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить. Утром весенним раскрыл лепестки.
Развести пальцы рук.
Всем лепесткам красоту и питанье
Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.
Дружно дают под землей корешки.
Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.
«Подарок маме».
Мамочка, мамуля, Идут по кругу, взявшись за руки.
Так тебя люблю я. Останавливаются, прижимают руки к груди.
Я платок тебе дарю, Протягивают руки вперед. Вот как я тебя люблю! Идут по кругу, взявшись за руки.
Домашние животные.
«Стадо».
Дети.
Мы вчера играли в стадо, (Идут по кругу, взявшись за руки.)
И рычать нам было надо.
Мы рычали (Рычат.)
И мычали, (Мычат.)
По-собачьи лаяли. (лают)
Не слыхали замечаний Нины Николаевны. (Продолжают идти по кругу)
Логопед. А она сказала строго: (останавливаются) — Что за шум такой у вас? Я детей видала много,
Таких вижу в первый раз.
Дети.
Мы сказали ей в ответ:
— Никаких детей тут нет! (отрицательно качают головами)
Мы не Пети и не Вовы, (загибают пальцы на левой руке) Мы собаки и коровы. (загибают пальцы на правой руке)
Логопед. А она в ответ: (дети идут по кругу друг за другом) — Да что вы! Ладно, если вы коровы, Я тогда — пастух. И прошу иметь в виду:
Я коров домой веду.
Утки.
Ути-ути-утки, Вперевалку идут по кругу друг за другом.
Уточки-малютки.
На волнах качались, Приседают.
Брызгались, плескались. Встают, машут руками, как крыльями.
Корова.
«Му-му-му! — мычит корова. Идут по кругу, сделав «рога» из указательных пальцев.
Забодаю Катю с Вовой. Поворачиваются лицом в круг, делают по два поворота вправо—влево.
Вы не пьете молоко? Убегайте далеко!» Ставят руки на пояс, делают сердитое лицо. Разбегаются по группе.
Конь.
Звонко цокают копытца — Идут по кругу, высоко поднимая колени.
Конь идет к реке напиться.
Хвост пушистый у коня, Останавливаются, показывают правой рукой
«хвостик».
Как косичка у меня. Левой рукой показывают косичку.
пальцы смыкаются в кольцо (улей).
Надо в домик постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ѐлке, Где же, где же эти пчѐлки?
Стали вдруг вылетать:
Раз два, три, четыре, пять!
В домике она сидит,
Рожки высунув, молчит.
Вот улиточка ползѐт
Потихонечку вперѐд
На цветочек заползѐт,
Лепесточки погрызѐт.
Рожки в голову втянула,
"Улей" прижат к "ѐлке" Дети заглядывают в "улей".
Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.
Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчѐлки летают).
Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперѐд (рога улитки).
"Улитка" раскачивается из стороны в сторону.
Ползѐт вперѐд по столу.
"Улитка" заползает на "цветочек". "Улитка" поочерѐдно обхватывает пальцы ("лепесточки") второй руки ("цветочка"). Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки").
В домик спряталась, заснула. Вторая рука ("цветочек")
закрывается, пряча "улитку" в
"бутоне".