картотека пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста | Плотникова Татьяна Викторовна. Работа №350602
сборник пальчиковых игр, для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошколього возраста.Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие. Пальчиковые игры - это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Проведение с детьми пальчиковых игр способствует развитию у них мелкой моторики рук, у них улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность.
Картотека
«Пальчиковых игр»
для детей 1 младшей группы 2-3 года
Карточка №1 «Весёлый человечек»
Цель: Развивать чувства ритма.
Описание:
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.
Разотру ладошки сильно, Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою, Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. Складывают пальцы в замок.
Карточка №2 «Водичка»
Цель: Развивать мелкую моторику.
Описание:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Выполнять ладонью круговые движения перед лицом, как будто умываемся.
Погладить глазки руками от внутреннего края к наружному, как будто моем.
Круговыми движениями погладить щечки.
Улыбнуться.
Показать зубки.
Карточка №3 «Рыбка»
Цель: Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование увлекательным для детей.
Описание:
Рыбка плавает в водице, (Дети изображают сложенными)
Рыбке весело играть. (Вместе ладонями, как плывёт
рыбка)
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони)
Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывёт
Рыбка)
Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение
обеими руками)
Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут»)
Рыбка быстро уплыла.
Карточка №4 «Наш детский сад»
Цель: Развивать мелкую моторику.
Описание:
Этот пальчик хочет спать. (поочередно загибать пальцы к ладошке)
Этот пальчик – прыг в кровать! (начиная с мизинца. Затем большим пальцем)
Этот пальчик прикорнул.(Касаться всех остальных - «будить»);
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише не шуми,
Пальчики не разбуди.
Встали пальчики. Ура! (с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать)
В детский сад идти пора –(широко расставив пальцы.)
Карточка №5 «Как живёшь?»
Цель: Развивать память и внимание, воображение.
Описание:
- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)
Карточка №6 «Овощи»
Цель: Стимулировать действия речевых зон головного мозга.
Описание:
Вырос у нас чеснок, (указательный)
Перец, томат, кабачок, (средний)
Тыква, капуста, картошка (безымянный)
Лук и немножко горошка(мизинец)
Овощи мы собирали, (мизинец)
Ими друзей угощали, (безымянный)
Квасили, ели, солили, (средний)
С дачи домой увозили.(указательный)
Прощай же на год, (большой палец левой руки)
Наш друг – огород! (большой палец правой руки).
Карточка №7 «Апельсин»
Цель: Активизация речи детей, сенсорное развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Описание:
Мы делили апельсин (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, (показывают 10 пальцев)
А он один (показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра (загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура (бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!!! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!!! («бегут» пальцами по столу).
Карточка №8 «Ёжик»
Цель: Формирование начальной скоординированности движений обеих рук.
Описание:
Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.
Чтобы грибочки сосчитать,
Нужно пальцы сосчитать.
(Дети загибают по очереди
пальцы сначала на левой руке,
потом на правой руке.
В конце упражнения руки
у них должны быть сжаты в кулачки).
Карточка №9 «Помощник»
Цель: Развитие мыслительных функций, памяти, внимания, любознательности.
Описание:
Посуду моет наш Антошка,
Моет вилку, чашку, ложку,
(Потирать ладошки друг об друга,
«мыть посуду»).
Вымыл блюдце и стакан
И закрыл покрепче кран.
(Разгибать пальцы из кулачка,
начиная с мизинца.
Выполнять имитирующие движения).
Карточка №10 «Радуются взрослые и дети»
Цель: установление эмоционального контакта, дружеских отношений.
Описание:
Кто ещё радуется солнышку?
Радуется дедушка,
Радуется бабушка,
Радуется мамочка,
Радуется папочка,
Очень радуюсь я.
Рада солнцу вся семья!
(Выполнение по образцу
за педагогом движений:
на каждую строку дети загибают пальчик,
6 строка — сжимать и разжимать кулачок).
Карточка №11 «Это я»
Цель: развитие мелкой моторики, профилактика и снятие утомления у дошкольников.
Описание:
Это глазки. Вот. Вот. (Дети показывают сначала левый,
потом правый глаз).
Это ушки. Вот. Вот. (Берутся за левое ухо, потом за правое)
Это нос. Это рот. (Показывают рот левой рукой, нос-правой)
Там спинка. Тут живот. (Кладут левую руку на спину,
правую – на живот).
Это ручки. Хлоп, хлоп. (Вытягивают вперёд обе руки, 2 раза
Хлопают).
Это ножки. Топ, топ. (Кладут ладони на бёдра, 2 раза топают)
Ой, устали. Вытрем лоб. (Проводят правой ладонью по лбу).
Карточка №12 «Грибы»
Цель: Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).
Описание:
Вылезли на кочке - мизинец
Мелкие грибочки: - безымянный
Грузди и горькушки, - средний
Рыжики, волнушки - указательный
Даже маленький пенек - большой
Удивленья скрыть не мог - большой
Выросли опята, - указательный
Скользкие маслята, - средний
Бледные поганки - безымянный
Встали на полянке–мизинец
Карточка №13 «Осень»
Цель: Развивать мелкую моторику.
Описание:
Ветер северный подул, - (подуть на пальцы)
все листочки с липы сдул с-с-с – (смахивать руками, будто сдувает листочки)
Полетели, закружились и на землю опустились –(ладони зигзагами плавно опустить на стол)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – (постучать пальцами по столу)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил, - (постучать кулачками по столу)
Снег потом припорошил, - (плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл–(ладони прижать крепко к столу.)
Карточка №14 «Девочки и мальчики».
Цель: Активизация речи детей, сенсорное развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Описание:
Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики (прыгают)
Головой слегка качают (качают головой)
И красиво приседают (приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так (хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так, вот так (Показывают один кулачок, портом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так (Поочерёдно раскрывают ладошки)
На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)
Карточка №15 «Большие и маленькие»
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Описание:
Были маленькие мы, (Дети сгибают и прижимают пальцы
к ладони).
Стали вдруг большие. (Растопыривают пальцы).
Шалунишки, шалуны, «Фонарики».
А дружные какие!
Солнцу рада детвора. (Сцепляют пальцы обеих рук в замок),
Пусть поярче светит! (ладони сжимают).
Пляшут с самого утра
На полянке дети.
Карточка №16 «Дружба»
Цель: Развивать память и внимание, воображение.
Описание:
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)
Мы закончили считать.
Карточка №17 «Семья»
С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
Карточка №18 «Пальчики».
Раз – два – три – четыре – пять –
Вышли пальчики гулять.
Раз – два – три – четыре – пять –
В домик спрятались опять.
Карточка №19 "Кулачок"
Как сожму я кулачок
Да поставлю на бочок
Разожму ладошку
Положу на ножку.
Карточка № 20 "Пальчики"
Эти пальчики гуляют (2 пальчика обеих рук)
Эти что-то собирают (большим и указательным щиплет ладонь другой руки)
Эти любят поболтать (трём друг о друга средний и безымянный пальцы)
Эти тихо подремать (безымянный и мизинец прижимаем к ладони)
А большой с мизинцем братцем
Любят чисто умываться (крутим большим пальцем вокруг мизинца)
Карточка № 21 "Где же, где наш носик"
Где же, где наш носик,
Маленький курносик?
Вот наш носик, мы на нём
Кнопочку сейчас нажмём!
Где же, где же наши ушки
Что ложатся на подушку?
Ушки вот, сейчас покажем,
Как мы на подушку ляжем!
Где же, где же ручки наши,
Что держали ложку с кашей?
Ручки вот и очень нужно
Нам теперь похлопать дружно.
Где же, где же наши ножки,
Что бежали по дорожке?
Ножки вот и мы сейчас будем топать много раз!
Где живот у нашей детки?
Там внутри лежат конфетки!
Мы нашли его и рады, нам живот погладить надо.
Карточка № 22 «Мальчик-пальчик»
Пальчик – мальчик, где ты был? Поглаживают большой палец
С этим братцем в лес ходил, Поглаживают указательный палец
С этим братцем щи варил, Средний палец,
С этим братцем кашу ел, Безымянный палец,
С этим братцем песни пел. Мизинец.
Карточка № 23 "Как живёшь?"
- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)
Карточка № 24 "Разминка"
Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом.
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
Прижимаем указательные пальцы к губам.
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
Карточка № 25 «Мои вещи».
Вот это - мой зонтик,
Я в дождь хожу с ним (Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик))
Пусть дождь барабанит -
Останусь сухим. ("Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику)
А вот моя книжка, (Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты)
Могу почитать, (Раскрываем ладони "книжечкой")
Могу вам картиночки
В ней показать. (Руки вытягиваем, ладони открыты.)
Вот это - мой мяч,
Очень ловкий, смешной (Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки)
Его я бросаю
Над головой. ("Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки/ладонь партнёра по игре)
А вот мой котёнок,
Я глажу его,
Мурлычет он так
Для меня одного. Мур! (Прижимаем кулачок одной руки к груди, второй рукой «гладим» котёнка.)
Карточка № 26 "ОСЕНЬ".
Ветры яблони качают. (Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы, пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.)
Листья с веток облетают. (Кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).
Листья падают в саду,
Их граблями я гребу. (Пальцы обеих рук подушечками опираются на стол (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями)
Карточка № 27 "Осень"
Осень, осень, (трём ладошки друг о друга)
Приходи! (по очереди сжимаем кулачки)
Осень, осень, (трём ладошки друг о друга)
Погляди! (положить ладошки на щеки)
Листья жёлтые кружатся, (движение ладонями сверху вниз)
И на землю все ложатся. (поглаживаем коленки)
Солнце нас уже не греет, (по очереди сжимаем кулачки)
Ветер дует всё сильнее, (разводим одновременно ручки в разные стороны)
К югу полетели птицы, (скрестить ручки и пошевелить пальчиками)
Дождик к нам в окно стучится. (стучим пальчиками по ладошкам)
Шапки, куртки надеваем (делаем вид)
И ботинки обуваем (постучать ногами)
Карточка № 26Осень
Ветер северный подул, с-с-с (подуть на пальцы)
Все листочки с липы сдул с-с-с (смахивать руками, будто сдувает листочки)
Полетели, закружились и на землю опустились. (ладони зигзагами плавно пустить на стол)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап (постучать пальцами по столу)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил, (постучать кулачками по столу)
Снег потом припорошил, (плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл. (ладони прижать крепко к столу)
Карточка № 27 " Ветер"
Непоседа ветер (взмахи руками над головой)
Знает всё на свете!
Знает, как поёт лягушка (ударяем ладошками по коленочкам)
Ква-ква-ква!
Знает, как шумит ракушка (руки сложить лодочкой и пошелестеть)
Шу-шу-шу!
Знает, как кричит ворона (машем руками)
Кар-кар-кар!
Знает, как мычит корова (хлопаем в ладоши)
Му-му-му!
Карточка № 28 "Муха"
Летит муха вокруг уха – жжжж
Водим пальчиком вокруг уха
Летят осы вокруг носа – ссссс
Водим пальчиком вокруг носа
Летит комар, на лоб ОП!
Пальчиком дотрагиваемся до лба
А мы его ХЛОП! И к уху, ззззз
Зажимаем кулачок и к уху
Отпустим комара? Отпустим!
Подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку
Карточка № 29 "Паучок"
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик)
Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнце светит)
Паучок ползёт опять,
(Действия аналогичны первоначальным)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять по ветке.
«Паучки» ползают по голове
Карточка № 30 "ДОМИКИ."
Стук, стук, постук
Стук, стук, постук
Раздаётся чей-то стук,
Молоточки стучат,
Строят домик для зайчат,
Вот, с такою крышей (ладони над головой)
Вот с такими стенами (ладошки около щёчек)
Вот с такой дверью (ладошка перед лицом)
И вот с таким замком (сцепляем ручки)
Карточка №31 " Домик"
Молоточком мы стучим
Дом построить мы хотим
Строим мы высокий дом
Будем жить мы в доме том (хлопки)
Карточка № 32 "Замок"
На двери висит замок, (руки сцеплены замком).
Кто его открыть бы смог? (то же положение)
Постучали, (бьем основаниями ладоней друг о друга)
Покрутили, (крутим ладонями, не расцепляя пальцев)
Потянули… (растягиваем кисти в разные стороны)
И открыли! (разомкнули кисти).
Карточка № 33 "Кошка"
Как у нашей кошки лапки,
А на лапках цап-царапки (Показываем руки с растопыренными пальцами, сгибают пальцы)
Цап-царапки коготки.
Очень острый они.
Кошка целый день хлопочет,
Коготочки точит, точит.
Водят по коленям пальцами
Наточила, спать легла
И во сне произнесла: МЯУ! (соединить ладошки рук, прикладывают их к голове)
Карточка № 34 "Рыбка"
Рыбка плавает в водице
Рыбке весело играть (ладошки «плывут»)
Рыбка, рыбка, озорница (грозим пальцем)
Мы хотим тебя поймать (ловим – хлопаем)
Рыбка спинку изогнула
Крошку хлебную взяла (Хватательные движения руками, не разъединяя у основания ладоней)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла (спрятали ручки)
Карточка № 35 "Помощники"
Раз, два, три, четыре (удары кулачком – ладошкой попеременно)
Мы посуду перемыли (одна ладонь гладит другую)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку (загибать пальцы)
Мы посуду перемыли (одна ладонь гладит другую)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился.
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали (загибать пальцы)
Так мы маме помогали (удар кулачками и ладошками попеременно)
Карточка № 36 "Пирожки"
Раз, два, три, четыре
Как мы тесто замесили (сжимаем кулачки)
Накатали мы кружочки (ладонь об ладонь)
И слепили колобочки (лепим)
Пирожки с начинкою сладкою малинкою,
Морковкою, капустою
Очень, очень вкусные (намазываем начинку)
Из печи достали
Угощать всех стали
Кушайте, пожалуйста!
Карточка № 37 "Варим кашу"
Кукле кашу я сварю,
В миску молока налью.
Положу туда крупу
И поставлю на плиту
Будет каша хороша (хлопаем)
Кушай кукла, не спеша (погрозим)