Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Картотека русских народных игр Вологодской области | Пожилова Наталья Валентиновна. Работа №311605

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Русские народные игры играют особую роль в воспитании детей младшего школьного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в по­коление, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для детей они ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время уроков ритмики, музыки и физической культурой.

Русские народные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картотека (подвижных) русских народных игр

Вологодской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русские народные игры играют особую роль в воспитании детей младшего школьного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для детей они ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время уроков ритмики, музыки и физической культурой.

Русские народные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость.

 

 

 

 

 

 

Карточка № 1

Народная игра «Утушкой играть» (Бабушкинский р-он)

Игроки делились на две группы, одна из которых, взявшись за руки, образовывала круг. Остальные игроки становились в цепочку, ухватив друг друга за подол, и начинали бегать «змейкой» под поднятыми руками, стоявших в кругу, пока не заканчивалась песня. Первый в цепочке игрок назывался «утицей», остальные «утятами».

- Утица шла,

Моховая шла

По каменью,

По-за ламенью,

Сама прошла,

Детей провела,

Самого лучшего ребеночка

Оставила.

Как только песня заканчивалась, игроки, образовавшие руг, опускали руки, и «утята», не успевшие выбежать из круга, оставались внутри него. Так повторялось, пока «утица» не оставалась одна.

 

Карточка № 2

Народная игра «Бабушка, бабушка» (Бабушкинский р-он)

Один игрок исполняет роль «бабушки», он садится где-нибудь на пригорке. Остальные дети подходят к нему со словами «Бабушка, бабушка, можно травки пощипать?». Она отвечает: «Пощиплите, пощиплите, только гроздика (гроздик – перо лука, луковая стрела) не рвите!». Получив разрешение, дети сначала делают вид, что щиплют траву, а затем вдруг кто-нибудь кричит: «Бабушка, гроздик! Бабушка, гроздик!». Тут бабушка вскакивала с земли и гналась за детьми. Кого догоняла, сажала на свое место.

 

Карточка № 3

Народная игра «Ворона летит» (Бабушкинский р-он)

Дети рассаживаются вокруг стола, положив на него одну руку (левую или правую) в зависимости от того, как поступит самый старший из детей. Он же руководит игрой. Убедившись, что все расселись, водящий говорит: «Утка летит!» — и поднимает один из пальцев лежащей на столе руки. Все участники должны также поднять этот палец. Если все выполнили действие правильно, водящий опускает палец и говорит: «Ворона летит!» — и поднимает другой палец. Все снова повторяют это движение. Игра продолжается в убыстряющемся темпе. Если водящий называет нелетающий предмет, то палец не поднимают.

 

 

 

Карточка № 4

Народная игра «Нашёптышек» (Бабушкинский р-он)

Один из играющих садится на лавку, его лицо закрывают платком — это «слепак». А другой — «нашёптышек» — всем участникам игры меняет имена, чтобы «слепак» ни за что не угадал. Мальчиков «Дуней», «Пара-ней» или «Грушей» назовёт. А девочек — «Ваней», «Петей» и «Карпом». Потом садится рядом со «слепаком» и произносит: «Выходи, Любка!» или «Выходи, Груша!» Названный игрок выходит, шлёпает «слепака» по плечу и быстро возвращается на место. «Нашёптышек» сдёргивает платок, а «слепак» старается угадать, кто его коснулся.

 

 

 

Карточка № 5

Народная игра «Золото хоронить» (Бабушкинский р-он)

Водящие под пение ходят по кругу. Один из них держит в сложенных «лодочкой» ладонях какой-нибудь мелкий предмет: кольцо, монетку, камешек. Подходя к каждому игроку, он делает вид, что кладет ему этот предмет в сложенные таким же образом ладони или в собранный «гнездышком» фартук. Водящие обходят всех игроков несколько раз, пока не будет положено колечко и не закончится припевка. Затем второй водящий должен угадать, у кого находится колечко. Если угадывал, то он идет «хоронить» (то есть прятать) колечко вместе с тем игроком, у которого было колечко и на место которого садиться первый водящий. Если же водящий ошибся, то игра повторяется или водящий выполняет какое-нибудь задание: поет, пляшет и т.д.

Хороняю, вороняю

Чисто серебро, чисто золото.

Отгадай-ко, девушка,

Отгадай красавица,

В какой руке золото,

В какой руке серебро?

 

 

 

Карточка № 6

Народная игра ««Лалом играть» (Бабушкинский р-он)

Дети, взявшись за руки, образовывают длинную цепь, которую первый игрок («заводила») тащит за собой по улице, делая по пути неожиданные повороты, то ускоряя, то замедляя движение. Оторвавшиеся и упавшие выходят из игры, пока не остаётся один «заводила».

 

 

Карточка № 7

Народная игра «Лук рвать» (Тотемский р-он)

Игроки вставали друг за другом, обхватив впереди стоящего за пояс. Первый из них («бабушка») ухватывался за столб или дерево. После этого водящий подходил к «бабушке» и говорил: «Бабушка, дай лучка!» Та отвечала: «Рви, сколько хочешь». Получив  разрешение,  водящий  шёл в другой конец и, ухватив последнего в цепочке игрока под мышки, «рвал лучок», пока кто-нибудь не отпускал руки. Этот игрок и становился затем водящим.

 

 

Карточка № 8

Народная игра «Мышка» (Тотемский р-он)

Мышка, мышка, серая кубышка,

Продай теремок, продай невысок!

Раз, два, три — купи!

Играющие сидят на стульях, которые поставлены по кругу. «Мышка» бегает вокруг играющих. После слов «Раз, два, три — купи!» играющие пересаживаются на соседний стульчик, а «мышка» должна успеть занять себе место. Кому не хватило стула, тот — «мышка».

 

Карточка № 9

Народная игра «Иголочка и ниточка» (Тотемский р-он)

Один ребенок берет на себя роль «иголки» и встает первым, остальные дети «ниточка» встают за ним, держа друг друга за пояс. По сигналу взрослого «иголочка» начинает двигаться в любом направлении, «ниточка» старается двигаться в такт, чтобы не отстать (не порваться). Играть можно несколько раз и менять ведущего.

 

 

Карточка № 10

Народная игра «Имками» (Тотемский р-он)

Игра начинается диалогом между водящим и остальными игроками. Для этого водящего с завязанными глазами подводили к печному столбу или дверной ручке и спрашивали:

Афанас, Афанас,

– У чево стоишь?

– У косяка.

Чево хлебаешь?

Шчи да квас!

Ишчи три года нас!

После этого водящего («ималко», так в старину называли водящего) хлопали по спине и разбегались по сторонам. Иногда игроки могли шутить над водящим, дергать его за одежду, толкать или говорить фразы, в которых они рассказывали о своем местонахождении, а потом быстро переходили в другое место.

 

 

Карточка № 11

Игра «Растяпа» (Вологодский р-он)

Дети встают лицом в круг парами друг за другом. Один оставшийся ребенок становится «растяпой» и встает в центр круга. Под музыку, дети стоящие внутри круга идут плясать, дети снаружи круга не двигаются, изображая «домики» (руки подняты над головой в форме крыши). Как только музыка заканчивается, дети бегут занимать любой «домик» (встают за спину любого стоящего ребенка). Оставшийся без «домика» - Растяпа.

Дети говорят ему:

«Раз, два, три — растяпа ты» Игра продолжается. Дети меняются местами.

 

 

Карточка № 12

Игра «Решето» (Вологодская р-он)

Все игроки, кроме водящего, становятся цепочкой. Впереди – бабушка. Покупатель (водящий) подходит к бабушке и говорит:

-Бабушка, бабушка, продай решето!

Бабушка: А оно не продажно!

Покупатель обходит детей и разглядывает их. Снова идет к бабушке и просит:

-Бабушка, бабушка, продай решето!

Бабушка: Возьми сзади!

Водящий хлопает ее по руке и бежит в конец цепочки, догоняя последнего ребенка. Тот убегает с другой стороны и старается встать перед бабушкой. Если его догнали, он становится покупателем, а покупатель – бабушкой.

 

 

 

Карточка № 13

Игра «Домовой» (Вологодская область)

Дети идут по кругу и поют (в центре стоит Домовой):

Ой, дед Домовой,

Ты облей нас водой,

Разгадать тебе пора,

Что мы делали вчера.

Дети шепчутся, договариваются, что будут показывать. Домовой отгадывает по движениям загаданное.

 

 

Карточка № 14

Игра «Пирог» (Вологодская область)

Дети делятся на 2 группы и становятся напротив друг друга. Между ними садится участник, изображающий пирог. Все поют:

Да экий он высоконький,

Да экий он широконький,

Да экий он мякошенький,

Режь да ешь! (говорком).

После этих слов к пирогу бегут по одному участнику от каждой команды. Кто первым коснется «пирога», уводит его в свою группу. А неудачник становится пирогом. Выигрывает группа, набравшая больше пирогов.

 

 

 

Карточка № 15

Считалка для выбора водящего (Тотемский р-он)

Шла старушка мимо рынка,

Несла маленьку корзинку.

В этой маленькой корзинке

Есть помада и духи,

Лента, кружево, ботинки.

Что угодно для души?

Тот, на ком остановились, выбирает что-либо из перечисленного, затем считают снова, до этого слова.

 

Карточка № 16

Считалка для выбора (Тотемский р-он)

Куба, куба, кубака,

Была яма глубока,

В ней играли мыши;

Одна мышка околела,

Всему миру надоела.

Поп на стов,

Попадья под стов,

Куриця на улицю,

Петух на село

И вышло дело ницёво.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×